Денежные реформы России XX века: сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

На Россию в XX веке пришлось много испытаний, которые сильно повлияли на политический и экономический курс страны. Две мировые войны, революция и гражданская война, различные внутренние неурядицы не позволяли создать устойчивую экономическую систему. На протяжении XX века экономика России рушилась, восстанавливалась, видоизменялась и приобрела, наконец, тот вид, который мы сейчас наблюдаем. И на сегодняшний день данный процесс продолжается. Одной из составляющих преобразования денежной системы с целью упорядочения и укрепления денежного обращения является денежная реформа. Она неизбежно осуществляется при смене типа производства или общественно-экономической формации, а также в период стабилизации экономики, разрушенной вследствие войн и революций, и проводится государством.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Часть I. Денежные реформы как часть антиинфляционной стратегии...4
Понятие и методы антиинфляционной политики………………...4
Денежные реформы: понятие, виды, цели………………………...7
Часть II. Денежные реформы России XX века………………………….11
Реформы 1922—1924 гг. …………………………………………..11
Реформа 1947 г……………………………………………………..19
Реформа 1961 г……………………………………………………..21
Реформа 1991 г……………………………………………………..24
Реформы 1993—1994 гг. …………………………………………..28
Реформа 1998 г……………………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

реферат история образец.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

      1. Денежная реформа 1947 года.

 

Вторая советская денежная реформа была проведена в 1947 году. Ее необходимость определялась тем, что в годы войны (1941—1945 гг.) резко  возросли военные расходы, тогда  как производство потребительских  товаров сократилось, уменьшился рыночный товарооборот. Для покрытия возрастающего дисбаланса выпускалось в обращение большое количество денег. Кроме того, реформа назрела потому, что на временно оккупированной территории гитлеровцы выпускали фальшивые деньги, что тоже увеличивало их излишек в обращении. Необеспеченность денег товарной массой понизила их покупательную силу. Реформа была необходима также для нейтрализации спекулятивных элементов, накопивших денежные запасы.

Был разработан вариант  изъятия лишней массы денег путем денежной реформы, что диктовалось жизнью и являлось объективной необходимостью. Реформа связывалась с отменой карточной системы, которую не удалось провести в 1946 г. или первой половине 1947 г. из-за постигших страну в 1946 г. большой засухи и неурожая. В сентябре 1946 г. было осуществлено важное подготовительное мероприятие к денежной реформе, заключавшееся в сближении коммерческих и пайковых цен путем снижения первых и повышения вторых. Повышение пайковых цен было компенсировано увеличением мало- и среднеоплачиваемым рабочим и служащим заработной платы. Благоприятное развитие промышленности и сельского хозяйства (в 1947 г. урожай превысил 58% уровень 1946 г.) позволило накопить товарные запасы, необходимые для товарной инвентаризации в момент проведения денежной реформы. Успеху денежной реформы способствовала устойчивая сбалансированность государственного бюджета: в 1946 г. было достигнуто превышение доходов над расходами.

Таким образом, во второй половине 1947 г. создались все необходимые  экономические  и финансовые предпосылки для проведения денежной реформы. В декабре 1947 г. было издано постановление «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». Денежная реформа заключалась в обмене находившихся в обращении денежных знаков на новые в соотношении 10:1 и дифференцированной переоценке денежных накоплений: мелкие вклады в сберегательных кассах (до 3000 руб.), составлявшие 80% всех вкладов, не подлежали переоценке; вклады, превышавшие 3000 руб., переоценивались сверх этой суммы в соотношении 3:2 (до 10 000 руб.), а вклады сверх 10 000 руб. — в соотношении 2:1. Льготные условия переоценки накоплений были установлены и для держателей облигаций государственных займов: облигации массовых займов обменивались на облигации нового займа в соотношении 3:1, облигации свободно реализуемого займа 1938 г. — в соотношении 5:1, а облигации займа 1947 г. переоценке не подлежали.

После отмены карточной системы государственные розничные цены в 1948 г. были на 17% ниже предреформенного состояния цен, а рыночные цены снизились более чем в 3 раза. Реформа существенно укрепила систему государственного кредита, наблюдался большой приток вкладов в период реформы и после ее проведения. Реформа нанесла большой удар по спекулянтам, державшим свои накопления на руках, полностью лишила возможности использовать как фальшивые деньги, так и советские, вывезенные оккупантами из СССР. В результате реформы были ликвидированы последствия второй мировой войны в области денежного обращения, без чего невозможно было отменить карточную систему и перейти к торговле по единым ценам. В условиях денежной реформы 1947 г. был использован накопленный страной опыт проведения денежной реформы 1922—1924 гг., и нормализации сферы обращения в 1935—1936 гг.

 

 

 

 

3. Реформа 1961 года.

 

В 1958 г. в обстановке строгой  секретности обсуждались вопросы  общего оздоровления денежной системы  СССР, деноминации рубля и выпуска  денег нового образца. О предстоящей  реформе население было проинформировано заранее. 4 мая 1960 г. в Кремле было подписано постановление №470 Совета министров СССР «Об изменении масштаба цен и замене ныне обращавшихся денег новыми деньгами». На следующий день оно было опубликовано, после чего резко увеличились закупки товаров повседневного спроса, усилился приток вкладов населения в сберкассы. В столичных ювелирных магазинах выручка 5-6 мая подскочила в три раза. В универмагах стремительно распродавались шерстяные ткани, шубы, меховые манто. 24 февраля 1958 г. Совет министров СССР принял постановление о чеканке монет нового образца. В октябре-декабре 1960 г. деньги нового образца заполнили хранилища Госбанка на местах. В октябре 1960 г. начался перерасчет вкладов в сберегательных кассах. При перерасчете вкладчику не надо было являться в сберкассу, все вклады пересчитывались по единой методике — 10:1. С 1 января 1961 г. начали выпускаться банкноты нового образца достоинством 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 р. Монеты нового образца чеканились достоинством 1, 2, 3, 5, 10, 15, 20, 50 коп. и 1 рубль. Денежные билеты образца 1947 г. и серебряная, никелевая, медная и бронзовая монеты, выпущенные в СССР начиная с 1921 г., изымались из обращения и менялись на новые в соотношении 10:1. Хождение старых денег по одной десятой их  нарицательной стоимости продолжалось без ограничений до 1 апреля 1961 г. Тем не менее в некоторых областных центрах уже спустя две недели после начала обмена продавцы отказывались принимать от покупателей деньги старого образца. Старая разменная монета достоинством 1, 2 и 3 коп. сохранялась в обороте. Со 2 января были открыты 28,5 тыс. обменных пунктов. В районах с небольшой плотностью населения работали передвижные обменные пункты. В наиболее напряженные периоды обмена кассиры переводились на полутора- и двухсменную работу. Интенсивный обмен денег осуществлялся в основном до середины января 1961 г., после чего пятая часть обменных пунктов была досрочно закрыта. Через обменные пункты прошло чуть больше трети общей суммы старых денег. К февралю свыше 90% старых денег было изъято из оборота. Население меняло деньги спокойно и в удобное время. Около 4,5% старых денег населением к обмену не предъявлялось. Дробная часть копейки, полкопейки и больше, увеличивалась при пересчете цен и тарифов до целой копейки,  и только в виде исключения (по хлебу, молочнокислым продуктам и товарам детского ассортимента) округление цен, оканчивавшихся на 0,5 коп., проводилось в сторону снижения. Новые советские деньги обладали золотым обеспечением. На балансе Госбанка СССР числилось 497,1 т золота. Курс рубля с 1961 г. определялся 90 коп./$. Покупная цена на золото устанавливалась 1 руб./г. Содержание золота в рубле повышалось не в 10 раз, а в 4,4 раза                           (до 0,987412 г). Изменение масштаба цен и замена денег старого образца новыми затруднялись рядом обстоятельств – в частности, нехваткой товарных фондов. Их дефицит составлял в 1961 г. примерно 1,2 млрд. рублей. Особенно остро в торговле ощущался недостаток мяса, рыбы, животного и растительного масел, круп и муки, трикотажных изделий, мебели, стройматериалов, товаров культурного и хозяйственного обихода. Наблюдался рост цен на колхозных рынках. Перерасчеты заработной платы и платежей нередко проводились с ошибками – оклады в новом масштабе цен завышались, государственные пенсии и пособия занижались, в магазинах чаще встречалось завышение цен, чем занижение. В феврале 1961 г. в стране было отмечено хождение фальшивых денег, выполненных по новым образцам. Самыми распространенными способами подделки бумажных денег являлись печать денежных билетов с фотонегативов и клише, изготовленных граверным или фотомеханическим  способом, а также однократное копирование с помощью размягчения химическим способом красок на подлинных купюрах, рисование карандашами или красками. Монеты изготовлялись путем литья в гипсовых, алебастровых или металлических формах, штамповки (чеканки) и гальванопластики. Из монет чаще всего подделывались полтинники и рубли, но встречались и пятаки, сделанные из мягких металлов.

Учитывая размах и  значение осуществленного преобразования денежной системы, 8 мая 1961 г. Минфин и Госбанк СССР просили ЦК КПСС и Совет министров СССР «разрешить именовать впредь проведенные мероприятия денежной реформой 1961 г.». При этом подчеркивалось, что «денежная реформа 1961 г., проведенная в нашей стране, является самой гуманной в истории». В ЦК КПСС были согласны с высокой оценкой реформы, но по политическим мотивам замаскировали ее под деноминацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Реформа 1991 г.

 

С точки зрения современности, эта последняя денежная реформа  в истории Советского Союза оказалась логическим звеном, приведшим к его распаду.

К 1991 году в стране обостряется  экономический кризис. С 1898 г. нарастает  дефицит на самые необходимые продукты питания. Были введены различные регламентации на продажу не только продовольствия, но и на многие другие товары. В 1990 г. по всей стране, включая Москву, появились карточки, талоны, купоны, визитки, которые регулировали распределения мяса, масла, сахара, табака, муки, различных круп, детского питания, вино—водочных изделий и т.д. А в 1991г. в страну стала поступать гуманитарная помощь из разных стран и международных организаций.

 Правительство СССР  в попытках переломит кризисную  ситуацию действовало крайне  непоследовательно. Можно вспомнить  решение Совета Министров СССР (1990 г.) о предстоящем пересмотре цен (то есть об их повышении), о чем во всеуслышание объявил Н. Рыжков. Реакция на это заявление была незамедлительной. В считанные дни резко возрос спрос на все товары, и по всей стране распространился тотальный дефицит. На Совет Министров обрушился шквал критики, и правительство отложило пересмотр цен. Другим примером непоследовательности действий правительства было введение  в конце 1990 г. пятипроцентного налога на все продажи для пополнения государственного бюджета. Но вскоре правительство приняло решение значительно снизить круг облагаемой налогом продукции и значение этого налога сошло на нет.

В конце 1990 г. главой правительства  стал бывший министр финансов в правительстве  Н. Рыжкова Валентин Павлов, представлявший интересы консервативных экономических и политических кругов и ВПК. Чтобы остановить центробежные тенденции, был взят курс на ужесточение экономических мер. Никаких разговоров о приватизации и либерализации уже не было.

Вскоре В.Павлов обвинил  частные банки некоторых зарубежных стран в том, что они стремятся дестабилизировать обстановку в СССР. Президент Горбачев дал разрешение органам МВД и КГБ вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий (включая совместные), что привело к резкому сокращению инвестиционной и торговой активности иностранного капитала на территории СССР.

Целью реформы была замена 50 и 100-рублевых купюр банковских билетов СССР. Официально необходимость этой реформы объяснялась  несколькими причинами:

    • в стране обращается много фальшивых купюр крупного достоинства;
    • возникла необходимость изъятия незаконных капиталов, которые хранятся опять же в крупных купюрах.
    • позже, после распада СССР, в бывших его республиках осталось много накоплений в советских деньгах, и эти накопления будут увеличивать инфляцию в России.

Обмен крупных купюр, производившийся свободно лишь в  размере месячного оклада и сопровождавшийся к тому же замораживанием значительной части вкладов, больнее всего  ударил по рядовым гражданам. К тому же накануне обмена многие предприятия и учреждения получили деньги для выдачи заработной платы почти исключительно крупными купюрами. Из-за отсутствия мелких купюр сберегательные кассы не проводили обмена денег пенсионерам. Возникла угроза того, что за отпущенные три дня обменять деньги смогут не все.

Правительство было вынуждено  дважды пересматривать сроки обмена крупных купюр. После каждого  переноса сроков денежный выигрыш государства  от обмена уменьшался. Сразу после  обмена он составлял около 10 млрд. руб., в марте – 8 млрд. руб., а к апрелю уменьшился до 4 млрд. руб. Тем не менее, обмен денег создавал определенные возможности для стабилизации денежного обращения. Однако этот последний для рубля шанс на выздоровление был сорван дальнейшими шагами правительства.

Хотя в апреле 1991 г. номинальная денежная масса была минимально, срыв стабилизации денежного обращения пришелся именно на апрель, то есть на момент проведения реформы цен, призванной по идее закрепить результаты январского обмена денежных купюр. В результате этой реформы примерно в три раза возросли государственные розничные цены, был достигнут предел покупательской способности населения, и произошло снижение кооперативных и базарных цен. Однако одновременно правительство пошло на выплату значительных денежных компенсаций. Вследствие этого печатный станок был запущен и больше уже не останавливался.

Основными причинами  существенного увеличения денежной эмиссии в июне-сентябре был начавшийся распад СССР и отказ бывших республик  а ныне суверенных государств перечислять  средства в союзный бюджет. В этих условиях президент М.С. Горбачев пошел на нарушение союзного законодательства, взяв в июле в обход Верховного Совета из Государственного банка 93 млрд. руб. на содержание армии и государственного аппарата. В результате начавшаяся еще до перестройки и сопровождавшая каждый ее шаг инфляция из-за гигантского расширения денежной массы переросла в гиперинфляцию. Реформа цен не изменила положения дел на потребительском рынке. Рост дефицита обгонял рост цен.

Правительство рассчитывало на прямо противоположный эффект. Кабинет Министров полагал, что с учетом выплат правительственных компенсаций ему удастся снизить жизненный уровень населения на 40%, приблизив его к уровню 1978—1979 гг. В таком случае, по мнению наших министров, население, чтобы сохранить привычный ему уровень жизни, станет снимать со сберкнижек по 2 тыс. руб. в год. Этим поглотится прирост сбережений последних лет, и экономика вернется к безинфляционным 1971—1973 гг. Но, как мы видим, исход реформы оказался иным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Денежная реформа  1992—1993 гг.

 

Денежная реформа 1992—1993 гг. в отличие от частичной реформы 1991 г., которая носила конфискационный  характер и официально была направлена против коррупции, относится к числу  полных, так как ее целью было создание новой национальной денежной системы в связи с образованием Российской Федерации после распада СССР в 1992 году. Правильнее считать началом проведения этой реформы осень 1992 г., когда в октябре был принят закон «О денежной системе Российской Федерации», послуживший юридической основой реформы. Суть ее заключалась не только в обмене старых денег на новые, но и в преобразовании принципов денежной системы на основе этого закона по нескольким направлениям.

    • Основой денежной системы была объявлена новая денежная единица — российский рубль. Переименован эмитент: им стал Банк России (вместо Госбанка СССР). Проведена нуллификация советских рублей, обмененных на российские по курсу 1:1 без ограничений суммы и срока. Позже был установлен окончательный срок обмена старых банкнот и монет на новые с учетом деноминации 1998 г. по курсу 1000 к 1 до января 2002 г., а затем 2002 г.
    • Отменено золотое содержание российского рубля, официальное соотношение между рублем и золотом, а также другими драгоценными металлами. Это был шаг вперед (известно, что золотое содержание денег на Западе отменено в начале           1970-х гг.), поскольку золото выполняет лишь функцию мировых денег при чрезвычайной ситуации, а также в соответствии с мировой практикой входит в состав официальных резервов наряду с ведущими иностранными валютами. Напомним, что отечественные ученые на дискуссиях о роли золота давно предлагали отменить золотое содержание советского рубля, так как его не с чем было сопоставлять для определения отжившего век золотого паритета.
    • В результате денежной реформы уточнены трактовка обеспечения банкнот и монет, в качестве которого ныне выступают активы Банка России, и статус этих денег как безусловных обязательств Центрального банка.
    • Денежная реформа сопровождалась отменой казначейских билетов, установлением видов законных платежных средств и новых принципов эмиссионной системы – порядка выпуска наличных денег и регулирования денежного обращения не только на основе законодательства, но и ежегодно утверждаемых основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Информация о работе Денежные реформы России XX века: сравнительный анализ