Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 18:08, курсовая работа
На Россию в XX веке пришлось много испытаний, которые сильно повлияли на политический и экономический курс страны. Две мировые войны, революция и гражданская война, различные внутренние неурядицы не позволяли создать устойчивую экономическую систему. На протяжении XX века экономика России рушилась, восстанавливалась, видоизменялась и приобрела, наконец, тот вид, который мы сейчас наблюдаем. И на сегодняшний день данный процесс продолжается. Одной из составляющих преобразования денежной системы с целью упорядочения и укрепления денежного обращения является денежная реформа. Она неизбежно осуществляется при смене типа производства или общественно-экономической формации, а также в период стабилизации экономики, разрушенной вследствие войн и революций, и проводится государством.
Введение…………………………………………………………………………..3
Часть I. Денежные реформы как часть антиинфляционной стратегии...4
Понятие и методы антиинфляционной политики………………...4
Денежные реформы: понятие, виды, цели………………………...7
Часть II. Денежные реформы России XX века………………………….11
Реформы 1922—1924 гг. …………………………………………..11
Реформа 1947 г……………………………………………………..19
Реформа 1961 г……………………………………………………..21
Реформа 1991 г……………………………………………………..24
Реформы 1993—1994 гг. …………………………………………..28
Реформа 1998 г……………………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованной литературы………………
Вторая советская денежная реформа была проведена в 1947 году. Ее необходимость определялась тем, что в годы войны (1941—1945 гг.) резко возросли военные расходы, тогда как производство потребительских товаров сократилось, уменьшился рыночный товарооборот. Для покрытия возрастающего дисбаланса выпускалось в обращение большое количество денег. Кроме того, реформа назрела потому, что на временно оккупированной территории гитлеровцы выпускали фальшивые деньги, что тоже увеличивало их излишек в обращении. Необеспеченность денег товарной массой понизила их покупательную силу. Реформа была необходима также для нейтрализации спекулятивных элементов, накопивших денежные запасы.
Был разработан вариант изъятия лишней массы денег путем денежной реформы, что диктовалось жизнью и являлось объективной необходимостью. Реформа связывалась с отменой карточной системы, которую не удалось провести в 1946 г. или первой половине 1947 г. из-за постигших страну в 1946 г. большой засухи и неурожая. В сентябре 1946 г. было осуществлено важное подготовительное мероприятие к денежной реформе, заключавшееся в сближении коммерческих и пайковых цен путем снижения первых и повышения вторых. Повышение пайковых цен было компенсировано увеличением мало- и среднеоплачиваемым рабочим и служащим заработной платы. Благоприятное развитие промышленности и сельского хозяйства (в 1947 г. урожай превысил 58% уровень 1946 г.) позволило накопить товарные запасы, необходимые для товарной инвентаризации в момент проведения денежной реформы. Успеху денежной реформы способствовала устойчивая сбалансированность государственного бюджета: в 1946 г. было достигнуто превышение доходов над расходами.
Таким образом, во второй половине 1947 г. создались все необходимые экономические и финансовые предпосылки для проведения денежной реформы. В декабре 1947 г. было издано постановление «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». Денежная реформа заключалась в обмене находившихся в обращении денежных знаков на новые в соотношении 10:1 и дифференцированной переоценке денежных накоплений: мелкие вклады в сберегательных кассах (до 3000 руб.), составлявшие 80% всех вкладов, не подлежали переоценке; вклады, превышавшие 3000 руб., переоценивались сверх этой суммы в соотношении 3:2 (до 10 000 руб.), а вклады сверх 10 000 руб. — в соотношении 2:1. Льготные условия переоценки накоплений были установлены и для держателей облигаций государственных займов: облигации массовых займов обменивались на облигации нового займа в соотношении 3:1, облигации свободно реализуемого займа 1938 г. — в соотношении 5:1, а облигации займа 1947 г. переоценке не подлежали.
После отмены карточной системы государственные розничные цены в 1948 г. были на 17% ниже предреформенного состояния цен, а рыночные цены снизились более чем в 3 раза. Реформа существенно укрепила систему государственного кредита, наблюдался большой приток вкладов в период реформы и после ее проведения. Реформа нанесла большой удар по спекулянтам, державшим свои накопления на руках, полностью лишила возможности использовать как фальшивые деньги, так и советские, вывезенные оккупантами из СССР. В результате реформы были ликвидированы последствия второй мировой войны в области денежного обращения, без чего невозможно было отменить карточную систему и перейти к торговле по единым ценам. В условиях денежной реформы 1947 г. был использован накопленный страной опыт проведения денежной реформы 1922—1924 гг., и нормализации сферы обращения в 1935—1936 гг.
3. Реформа 1961 года.
В 1958 г. в обстановке строгой
секретности обсуждались
Учитывая размах и значение осуществленного преобразования денежной системы, 8 мая 1961 г. Минфин и Госбанк СССР просили ЦК КПСС и Совет министров СССР «разрешить именовать впредь проведенные мероприятия денежной реформой 1961 г.». При этом подчеркивалось, что «денежная реформа 1961 г., проведенная в нашей стране, является самой гуманной в истории». В ЦК КПСС были согласны с высокой оценкой реформы, но по политическим мотивам замаскировали ее под деноминацию.
4. Реформа 1991 г.
С точки зрения современности, эта последняя денежная реформа в истории Советского Союза оказалась логическим звеном, приведшим к его распаду.
К 1991 году в стране обостряется экономический кризис. С 1898 г. нарастает дефицит на самые необходимые продукты питания. Были введены различные регламентации на продажу не только продовольствия, но и на многие другие товары. В 1990 г. по всей стране, включая Москву, появились карточки, талоны, купоны, визитки, которые регулировали распределения мяса, масла, сахара, табака, муки, различных круп, детского питания, вино—водочных изделий и т.д. А в 1991г. в страну стала поступать гуманитарная помощь из разных стран и международных организаций.
Правительство СССР
в попытках переломит
В конце 1990 г. главой правительства стал бывший министр финансов в правительстве Н. Рыжкова Валентин Павлов, представлявший интересы консервативных экономических и политических кругов и ВПК. Чтобы остановить центробежные тенденции, был взят курс на ужесточение экономических мер. Никаких разговоров о приватизации и либерализации уже не было.
Вскоре В.Павлов обвинил
частные банки некоторых зарубе
Целью реформы была замена 50 и 100-рублевых купюр банковских билетов СССР. Официально необходимость этой реформы объяснялась несколькими причинами:
Обмен крупных купюр, производившийся свободно лишь в размере месячного оклада и сопровождавшийся к тому же замораживанием значительной части вкладов, больнее всего ударил по рядовым гражданам. К тому же накануне обмена многие предприятия и учреждения получили деньги для выдачи заработной платы почти исключительно крупными купюрами. Из-за отсутствия мелких купюр сберегательные кассы не проводили обмена денег пенсионерам. Возникла угроза того, что за отпущенные три дня обменять деньги смогут не все.
Правительство было вынуждено дважды пересматривать сроки обмена крупных купюр. После каждого переноса сроков денежный выигрыш государства от обмена уменьшался. Сразу после обмена он составлял около 10 млрд. руб., в марте – 8 млрд. руб., а к апрелю уменьшился до 4 млрд. руб. Тем не менее, обмен денег создавал определенные возможности для стабилизации денежного обращения. Однако этот последний для рубля шанс на выздоровление был сорван дальнейшими шагами правительства.
Хотя в апреле 1991 г. номинальная денежная масса была минимально, срыв стабилизации денежного обращения пришелся именно на апрель, то есть на момент проведения реформы цен, призванной по идее закрепить результаты январского обмена денежных купюр. В результате этой реформы примерно в три раза возросли государственные розничные цены, был достигнут предел покупательской способности населения, и произошло снижение кооперативных и базарных цен. Однако одновременно правительство пошло на выплату значительных денежных компенсаций. Вследствие этого печатный станок был запущен и больше уже не останавливался.
Основными причинами существенного увеличения денежной эмиссии в июне-сентябре был начавшийся распад СССР и отказ бывших республик а ныне суверенных государств перечислять средства в союзный бюджет. В этих условиях президент М.С. Горбачев пошел на нарушение союзного законодательства, взяв в июле в обход Верховного Совета из Государственного банка 93 млрд. руб. на содержание армии и государственного аппарата. В результате начавшаяся еще до перестройки и сопровождавшая каждый ее шаг инфляция из-за гигантского расширения денежной массы переросла в гиперинфляцию. Реформа цен не изменила положения дел на потребительском рынке. Рост дефицита обгонял рост цен.
Правительство рассчитывало на прямо противоположный эффект. Кабинет Министров полагал, что с учетом выплат правительственных компенсаций ему удастся снизить жизненный уровень населения на 40%, приблизив его к уровню 1978—1979 гг. В таком случае, по мнению наших министров, население, чтобы сохранить привычный ему уровень жизни, станет снимать со сберкнижек по 2 тыс. руб. в год. Этим поглотится прирост сбережений последних лет, и экономика вернется к безинфляционным 1971—1973 гг. Но, как мы видим, исход реформы оказался иным.
5. Денежная реформа 1992—1993 гг.
Денежная реформа 1992—1993 гг. в отличие от частичной реформы 1991 г., которая носила конфискационный характер и официально была направлена против коррупции, относится к числу полных, так как ее целью было создание новой национальной денежной системы в связи с образованием Российской Федерации после распада СССР в 1992 году. Правильнее считать началом проведения этой реформы осень 1992 г., когда в октябре был принят закон «О денежной системе Российской Федерации», послуживший юридической основой реформы. Суть ее заключалась не только в обмене старых денег на новые, но и в преобразовании принципов денежной системы на основе этого закона по нескольким направлениям.
Информация о работе Денежные реформы России XX века: сравнительный анализ