Денежный рынок, его сущность и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение и анализ роли денежного рынка, его сущность и структура. В следующих главах данной работы будут рассмотрены взаимодействие спроса и предложения на денежном рынке, а также денежная масса и денежные агрегаты, проведем обзор денежного рынка Украины за период его становления и развития.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и характеристика денежного рынка
1.1 Понятие денежного рынка страны
1.2 Характеристика элементов денежного рынка
1.3 Валютные рынки
2. Взаимодействие спроса и предложения на денежном рынке. Денежная масса и денежные агрегаты
2.1 Взаимодействие спроса и предложения
2.2 Денежная масса и денежные агрегаты
3. Денежный рынок Украины
3.1 Обзор денежного рынка Украины
3.2 Тенденции развития денежного рынка страны
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

Денежная база (узкая) = наличные деньги (М0) + остатки наличности в кассах кредитных организаций + остатки кредитных организаций на счетах обязательных резервов в НБУ.

Денежная база (широкая) = денежная база узкая + остатки средств кредитных организаций на корреспондентских, депозитных и других счетах + вложения кредитных организаций в облигации.

Таблица 4

Денежная масса  Украины

 

Агрегат

Состав денежного  агрегата

 

М0

Наличные деньги в обращении, кроме денег в  кассах кредитных учреждений.

 

М1

М+ средства на расчетных, текущих и специальных счетах предприятий и организаций, на счетах местных бюджетов, бюджетных, профсоюзных, общественных и других организаций, вклады до востребования в банках.

 

М2

М+ срочные вклады в банках.

 

М3

М+ депозитные и сберегательные сертификаты.

 
     

Резервные деньги = денежная база широкая + депозиты до востребования.

Использование различных показателей денежной массы позволяет дифференцированно  подойти к анализу состояния  денежного обращения.

Изменение объема денежной массы может быть результатом  как изменения массы денег  в обращении, так и ускорения их оборота. Скорость обращения денег - показатель интенсификации движения денег при функционировании их в качестве средства обращения и средства платежа. Он трудно поддается количественной оценке, поэтому для его расчета используются косвенные данные.

В промышленно  развитых странах в основном исчисляются  два показателя скорости роста оборота  денег:

· показатель скорости обращения в кругообороте доходов - отношение валового национального  продукта (ВНП) или национального  дохода к денежной массе, а именно к агрегату М-1 или М-2, этот показатель раскрывает взаимосвязь между денежным обращением и процессами экономического развития;

· показатель оборачиваемости  денег в платежном обороте - отношение  суммы переведенных средств по банковским текущим счетам к средней величине денежной массы.

Изменение скорости обращения денег и, соответственно, объема денежной массы, зависит от многих факторов. как общеэкономических (циклического развития экономики, темпов экономического роста, движения цен), так и чисто монетарных (структуры платежного оборота, развития кредитных операций и взаимных расчетов, уровня процентных ставок на денежном рынке и т. д.).

Ускорению обращения  денег способствуют замена металлических  денег кредитными, развитие системы  взаимных расчетов. внедрение ЭВМ в банковское дело, применение электронных средств денежных расчетов.

При обесценении  денег потребители увеличивают  покупки товаров для того чтобы  оградить себя от падения покупательной  способности денег, что ускоряет денежный оборот. При прочих равных условиях ускорение скорости обращения денег равнозначно увеличению денежной массы и является одним из факторов инфляции.

Применяемые кредитными институтами методы покрытия бюджетного дефицита обычно вызывают рост денежной массы в обращении сверх реальных потребностей экономического оборота, обесценение денег.

Расширение  масштабов кредитования ведет к  росту эмиссии кредитных денег  и платежеспособного спроса. В  этом заключается активная роль кредитной  системы в инфляционном процессе. [11]

В условиях нормально развивающейся экономики денежно-кредитное регулирование обеспечивает расширение кредитов и увеличение денежной массы (в обращении и на счетах в банках). Денежно-кредитное регулирование на более короткие периоды предполагает сдерживание инфляции путем определения норм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, установление экономических нормативов для банков, проведение операций с ценными бумагами и валютой.

Все денежные средства - наличные и безналичные - должны иметь  кредитную основу. Выдача кредита увеличивает количество денег или денежную массу, погашение кредита уменьшает количество денег (наличных и безналичных), поэтому предоставление ссуд должно осуществляться на макроуровне с учетом действия денежно-кредитных законов. На основе бюджетных денежных доходов и расходов населения и плана кассовых оборотов.

Стабильный  и умеренный рост денежной массы, при соответствующем росте объема производства, обеспечивает постоянство  уровня цен. Лишь в этом случае рыночные отношения воздействуют на экономическую систему самым эффективным и выгодным образом. Задача кредитно-денежной политики сводится еще и к обеспечению, по возможности, полной занятости (в идеале на свободном рынке должен быть какой-то резерв рабочей силы) и роста реального объема производства. Недостаточная организация банковской системы и контроль могут исказить результаты проведения кредитно-денежной политики.

С другой стороны, избыточная денежная масса имеет  свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране.

3. Денежный рынок Украины

3.1 Обзор денежного рынка Украины

Стремление  Украины стать полноправным членом Европейского Союза (ЕС) в настоящее  время сталкивается с рядом "критериев  конвергенции", установленных ЕС для своих членов и которым должна соответствовать и каждая страна-кандидат, желающая стать полноправным членом ЕС. Из того, что основной стратегической целью монетарной политики ЕС является поддержание стабильности цен в странах, вошедших в ЕС, следует, что очень важной частью его монетарной политики является стратегия поведения стран-кандидатов в члены.

Соответственно  ЕС, в лице созданного в его рамках Европейского Центрального Банка (ЕЦБ), опирается на анализ динамики денежной массы, ее покупательной способности, динамики ВВП и широкого круга других экономических, социальных и финансовых показателей, на основе которых Совет ЕЦБ принимает решения, направленные на поддержание стабильности денег и цен в рамках зоны евро. При этом ЕЦБ осуществляет постоянный мониторинг процесса присоединения стран к ЕС (при достижении ими соответствия "критериям конвергенции" или основных показателей экономического развития страны). Среди таких показателей на первом месте стоит достижение высокого уровня стабильности цен в стране, определяемое таким уровнем инфляции в ней (за последний год), который не должен превышать 1,5 пункта среднего уровня инфляции не менее чем в трех странах ЕС, в которых отмечается наибольшая стабильность цен. Другим, не менее важным критерием, по которому определяется возможность присоединения страны к ЕС, является величина дефицита государственного бюджета, которая не должна превышать 3 % ВВП (при соотношении государственного долга к ВВП не более чем 60 %). Наконец, одним из критериев, учитываемых при присоединении страны к ЕС, является механизм установления валютных курсов, соответствующий механизму ЕС. В частности предполагается, что в течении как минимум двух лет валютный курс национальной денег страны остается стабильным и, соответственно, страна не имеет права по своей инициативе девальвировать национальную валюту по отношению к валюте любой страны члену ЕС.

Следует отметить, что пока в Украине абсолютные значения реального объема ВВП не публикуются. Это означает, что дать оценку уровня дефицита государственного бюджета и государственного долга в процентах к реальному ВВП не представляется возможным. Что же касается объема номинального ВВП, то он растет вместе с ростом цен в стране, а не с ростом реального объема производства. Соответственно, он не может быть базой для определения такого оценочного показателя, принимаемого во внимание ЕЦБ при рассмотрении вопроса о вступлении страны в члены ЕС, как относительный уровень дефицита государственного бюджета (не более 3% к ВВП при уровне госдолга, не превышающего 60% ВВП).

3.2 Тенденции развития денежного рынка страны

Динамика реального  и номинального ВВП, денежной массы  и уровня индекса потребительских  цен (ИПЦ) в Украине представлен  в табл. 5. [7, с.28-31]

Таблица 5.

Динамика реального  и номинального ВВП, денежной массы и уровня ИПЦ в Украине в 1991-2007 гг. (по состоянию на конец года в % к 1991г.)

 

Год

Реальный ВВП, %

Номинальный ВВП, тыс. %

М0, тыс. %

М3, тыс. %

ИПЦ, тыс. %

 

1

2

3

4

5

6

 

1992

90,1

1,7

1,7

1,0

2,1

 

1993

77,31

49,3

43,3

20,1

215,4

 

1994

59,53

401,3

264,3

134,0

1079,0

 

1995

52,5

1817,3

874,3

288,7

3039,6

 

1996

47,25

2717,3

1347,0

390,2

4246,4

 

1997

45,8

3112,2

2044,0

522,5

4713,5

 

1998

44,9

3419,8

2386,0

654,4

5656,2

 

1999

44,8

4348,1

3194,3

919,6

6742,1

 

2000

47,44

5669,0

4266,3

1343,8

8481,6

 

2001

51,8

6806,3

6488,3

1906,5

8999,0

 

2002

54,5

7527,0

8811,3

2702,9

8460,1

 

2003

59,7

8911,5

11034,7

3960,1

9153,8

 

2004

67,0

11503,0

14115,0

     


Информация о работе Денежный рынок, его сущность и структура