Держатель реестра. Регистратор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 03:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью определения роли и функций профессиональной деятельности на российском рынке ценных бумаг.
Рынок ценных бумаг играет в рыночной экономике весьма значимую роль. Являясь составной частью финансового рынка, на котором происходит перераспределение свободных капиталов, рынок ценных бумаг позволяет правительствам и предприятиям расширять круг источников финансирования, не ограничиваясь самофинансированием и банковскими кредитами, предоставляет механизмы для реконструирования формы и структуры собственности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Рынок ценных бумаг 6
1.1 Этапы развития рынка ценных бумаг 6
1.2 Понятие, цели, задачи и функции рынка ценных бумаг 9
1.3 Участники рынка ценных бумаг 12
Глава 2 Профессиональные участники рынка ценных бумаг 14
2.1 Держатели реестра и регистраторы. 14
2.2 Правила предоставления реестра (выписки из него) регистратором эмитенту 23
2.3 Права и обязанности регистратора 24
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

Курсовая по рцб .docx

— 48.37 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью определения роли и функций профессиональной деятельности на российском рынке ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг играет в рыночной экономике весьма значимую роль. Являясь составной частью финансового рынка, на котором происходит перераспределение свободных капиталов, рынок ценных бумаг позволяет правительствам и предприятиям расширять круг источников финансирования, не ограничиваясь самофинансированием и банковскими кредитами, предоставляет механизмы для реконструирования формы и структуры собственности. Рынок ценных бумаг, используя специфическую систему посредников, формирует механизм для привлечения в экономику инвестиций, выстраивая взаимоотношения между теми, кто испытывает потребность в дополнительных финансовых ресурсах, и теми, кто хочет инвестировать избыточный доход.

Формирование рыночной системы в России сопровождается возрождением как на микроэкономическом, так и на макроэкономическом уровне многих явлений и процессов, свойственных товарному производству. Одним из них, безусловно, выступает рынок ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг в России за период с 1991 по 1998 год развивался ускоренными темпами. Освоение участниками все более сложных финансовых инструментов (например, фьючерсных контрактов), увеличение числа как потребителей, так и потенциальных поставщиков капитала на фондовый рынок, формирование необходимой законодательной базы позволяют говорить о достижении три стадии качественного и количественного развития рынка, когда появляется объективная необходимость все большей профессиональной специализации его участников, следовательно, и существования такой категории как фондовые посредники.

Появление участников на рынке ценных бумаг дает возможность привлекать для выполнения работ (оказания услуг) организации, обладающие наибольшим опытом и компетентностью в необходимой области, знающие специфику отраслевых и региональных рынков, располагающие региональной сетью, специально подготовленными кадрами, лицензиями на выполнение определенных видов деятельности. Несмотря на то, что посреднические операции получили широкое распространение на российском рынке ценных бумаг, многие положения, связанные с градацией посреднической деятельности, ролью банков на рынке, степенью участия государства и саморегулируемых организаций в регулировании деятельности посредников, в ряде случаев были приняты поспешно, содержат противоречия и нуждаются в дальнейшей доработке.

Анализ изученной литературы показывает, что практически во всех экономических исследованиях профессиональная деятельность участников рынка ценных бумаг рассматривается только как часть исследуемой проблемы, контекстно, но не как самостоятельный объект.

Объектом исследования являются рынок ценных бумаг и организации, составляющие его инфраструктуру, которые непосредственно занимаются посреднической деятельностью.

Предмет исследования – профессиональная деятельность участников рынка ценных бумаг, ее роль и функции.

Цель данного исследования - установить роль и функции профессиональных участников на рынке ценных бумаг

Названная цель работы предопределила ее основные задачи:

1) сформулировать основные  экономические понятия, свойственные  современной профессиональной деятельности  участников на рынке ценных  бумаг;

2) рассмотреть основную  роль и функции профессиональных  участников на рынке ценных  бумаг;

3) определить деятельность  профессиональных участников на  рынке ценных бумаг;

Курсовая работа содержит две главы, заключение и список литературы.

 

 

Глава 1 Рынок ценных бумаг

1.1 Этапы развития  рынка ценных бумаг

В периодизации развития рынка ценных бумаг в России можно выделить следующие этапы:

Дореволюционный период: в XVIII—XIX веках и начале XX века в России активно использовались долговые расписки, облигации и казначейские обязательства. В начале XVIII века была учреждена первая биржа в Санкт-Петербурге. В дореволюционной России в каждой губернии были в обращении различные ценные бумаги. Особое распространение получили векселя, облигации, расписки казначейских домов, ценные бумаги акционерных обществ (например, облигации государственного займа, облигации общества Юго-Западных железных дорог).

Советский период: в годы НЭПа существовал весь спектр разнообразных ценных бумаг, активно работали биржи. В период правления И.В.Сталина в стране добровольно-принудительно размещались облигации государственного сберегательного займа. Имели место факты, когда эти облигации выдавались и в счет заработной платы. Показательно, что сохранившиеся облигации были погашены через 35—40 лет. В 1990— 1991 гг. началось возрождение рынка ценных бумаг в России. Появляются акции трудовых коллективов. Начинается разработка нормативно-правовой базы фондового рынка.

Постсоветский период: в 1992 г. Верховный Совет РФ принял "Государственную программу приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г.", были разработаны законодательные основы реализации этой программы и осуществлены первые шаги по ее выполнению. С принятием данной программы в России была совершена тихая экономическая революция, в результате которой произошла смена одного общественного строя другим.

В период с 1993 по 1994 гг. обвальный характер приватизации практически разделил общество на противоположные группы — крупные собственники (владельцы капитала и крупные акционеры предприятий), мелкие и мельчайшие; реальные и формальные собственники. Каждый гражданин теоретически имел равные права в начале приватизации, получив право на часть государственной собственности в форме приватизационного чека. В принципе личным делом каждого было решение вопроса о том, как поступить с приватизационным чеком: продать его, подарить или обменять на акции выбранного предприятия. Однако практически граждане оказались с разными результатами: одни стали реальными собственниками, другие — нет. Это было связано с разными финансовыми возможностями различных групп населения (одни имели возможность скупать "ваучеры", а другие искали возможность их продать), уровнем их информационной осведомленности, психологическими установками и мотивацией поведения. Общая неготовность общества к разгосударствлению подтверждалась заторможенной реакцией большинства населения в начале приватизации, получением приватизационных чеков в основном в поздние сроки, продлением сроков вложения "ваучеров", низкой активностью участия населения в проводимых специализированных чековых аукционах. В процессе обвальной приватизации произошла трансформация (изменение) отношений собственности. В результате приватизации и акционирования весьма значительная часть предприятий перешла из государственной в частную собственность. Летом 1994 г. начался массовый выпуск государственных ценных бумаг. Правительство под давлением внешних кредиторов пересмотрело отношение к традиционным, эмиссионным источникам финансирования государственного бюджета. Путем продажи государственных ценных бумаг в бюджет привлекалось несколько десятков триллионов неденоминированных рублей ежегодно. В целом это имело важное значение для сокращения бюджетного дефицита за счет внутренних безынфляционных заимствований. Однако это уменьшило необходимость интенсивного развития производства, что вызвало снижение объема и темпов роста валового национального продукта. Кроме того, увеличение государственного долга впоследствии привело к росту нагрузки на бюджет из-за необходимости выплаты процентов по ранее сделанным заимствованиям и погашения государственных ценных бумаг.

В 1995—1996 гг. получило развитие государственное регулирование рынка ценных бумаг. В этот период были приняты фундаментальные нормативно-правовые акты. Вступили в силу Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы "Об акционерных обществах", "О рынке ценных бумаг" и др. К началу 1996 г. значительных масштабов достигла практика использования государством финансовых инструментов рынка ценных бумаг по следующим направлениям:

- выпуск государственных  ценных бумаг в целях финансирования  дефицита государственного бюджета  — государственных краткосрочных  обязательств (ГКО), облигаций федерального  займа (ОФЗ), облигаций государственного  сберегательного займа (ОГСЗ);

- реструктуризация внутреннего  валютного долга — выпуск облигаций  внутреннего валютного займа (ОВВЗ);

- связывание части свободных  денежных средств на основе  денежной приватизации.

Современный этап: с 1997 г. развития рынка ценных бумаг характеризуется внутренней политической нестабильностью, бюджетным кризисом, проблемами со сбором налогов, чрезмерными надеждами на иностранные инвестиции. В результате имеет место падение курса рубля, увеличение доходности государственных долговых обязательств, потери государственного бюджета, угроза экономической катастрофы. Созданная правовая система по регулированию фондового рынка не действует в полной мере из-за неготовности к реализации правовых норм со стороны правительства, находящегося в состоянии перманентной ротации, и экономических агентов, не имеющих активной политической воли к проведению структурных преобразований экономики. Многие достижения финансовой стабилизации в России до Кризиса мировой финансовой системы в октябре—ноябре 1997 г. базировались на иностранных инвестициях. Проблемы бюджета наполовину решались либо за счет внешних займов, либо за счет инвестиций нерезидентов на рынке ГКО, либо за счет приватизации, где роль иностранных участников также была значительна. После августовского кризиса 1998 г., несмотря на угрожающую ситуацию, российский рынок акций не прекратил существования, хотя цены акций в считанные дни снизились в 3—5 раз по сравнению с июнем 1998 г. и в 10—15 раз по сравнению с октябрем 1997г. Ключевыми задачами нового этапа развития фондового рынка России являются создание условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики и защита прав инвесторов.

Решительные и согласованные действия государственных органов должны способствовать как росту портфельных инвестиций, так и стратегическому вложению капитала институциональными инвесторами.

1.2 Понятие, цели, задачи и функции рынка ценных бумаг

Рынок ценных бумаг - это совокупность экономических отношений его участников по поводу выпуска обращения ценных бумаг.

Цель рынка ценных бумаг – аккумулировать финансовые ресурсы и обеспечить возможность их перераспределения путем совершения разнообразных операций с ценными бумагами различными участниками.

Задачами рынка ценных бумаг являются:

- мобилизация временно  свободных финансовых ресурсов  для осуществления конкретных  инвестиций;

- формирование рыночной  инфраструктуры, отвечающей мировым  стандартам;

- развитие вторичного  рынка;

- активизация маркетинговых  исследований;

- трансформация отношений  собственности;

- совершенствование рыночного  механизма и системы управления;

- обеспечение реального  контроля над фондовым капиталом  на основе государственного регулирования;

- уменьшение инвестиционного  риска;

- формирование портфельных  стратегий;

- развитие ценообразования;

- прогнозирование перспективных  направлений развития.

Рынок ценных бумаг имеет ряд функций, которые условно можно разделить на две группы:

1) Общерыночные функции, которые присуще каждому рынку.

2) Специфические функции, отличающие его от других рынков.

К общерыночным функциям рынка ценных бумаг относятся:

- коммерческая функция  – получение прибыли от операций  на данном рынке;

- ценообразовательная функция – процесс складывания рыночных цен, их постоянное движение, прогнозирование и т.д.

- информационная функция  – рынок производит и доводит  до своих участников рыночную  информацию об объектах торговли  и ее участников;

- регулирующая функция  – рынок создает правила торговли  и участие в ней, порядок разрешения  споров между участниками, устанавливает  приоритет организационного контроля  и т.д.

К специфическим функциям рынка ценных бумаг относятся:

- перевод сбережений экономических  агентов из непроизводительной  формы в производительную: свободный капитал, находящийся в форме сбережений государства, предприятий и домохозяйств, вовлекается через механизм финансового рынка отдельными его участниками для последующего эффективного использования в экономике страны;

- перераспределение аккумулированного  свободного капитала между его  конечными потребителями. Механизм функционирования финансового рынка обеспечивает выявление объема и структуры спроса на отдельные финансовые активы и своевременное его удовлетворение в разрезе этих категорий потребителей, временно нуждающихся в привлечении капитала из внешних источников;

- обеспечение наиболее  эффективного использования свободного  капитала: механизм финансового рынка предполагает, что конечные направления использования свободных капиталов предопределяются в первую очередь с позиций обеспечения высокого уровня доходности. Иными словами, свободный капитал перераспределяется самим рынком в наиболее эффективные отрасли хозяйствования;

- страхование ценовых  и финансовых рисков участников  рынка:

финансовый рынок выработал свой собственный механизм страхования ценового и финансового рисков через систему специальных финансовых инструментов. Этот механизм в условия нестабильности конъюнктур финансовых и товарных рынков позволяет до минимума снизить финансовый и коммерческий риск продавцов и покупателей финансовых активов и реального товара, связанный с изменением цен на них;

- финансирование бюджетного  дефицита на безынфляционной основе:

за счет выпуска в обращение отдельных инструментов финансового рынка государство как экономический субъект получает возможность воздействовать на состав и объем денежной массы в стране, перераспределяя ее структуру между теми или иными денежными агрегатами. Тем самым государство получает финансовые ресурсы для реализации своих функций и программ, фактически не прибегая к дополнительной эмиссии денежных средств;

- смена и перераспределение прав собственности на отдельные активы.

 

1.3 Участники рынка  ценных бумаг

Инвестирование капитала в ценные бумаги в широких размерах началось в середине XIX века. К тому времени рынок ценных бумаг уже получил значительное развитие. Определился и круг его участников. Первоначально ими были физические лица, выступающие в качестве трейдер-индивидуалов и владельцев банкирских домов. Затем к операциям с ценными бумагами приступили и юридические лица.

Участники рынка ценных бумаг – это физические или юридические лица,

которые продают или покупают ценные бумаги или обслуживают их оборот и расчеты по ним; это те, кто вступает между собой в определенные отношения по поводу обращения ценных бумаг. На сегодняшний день выделяют:

1) Эмитент - юридическое лицо  или органы исполнительной власти, либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства  перед владельцами ценных бумаг  по осуществлению прав, закрепленных  ими.

2)Инвестор - любое юридическое лицо и дееспособное физическое, вкладывающее деньги от своего лица и в своих интересах.

3)Фондовые посредники – посредники, представляющие на рынке интересы покупателей и продавцов, обычно выступают брокеры и дилеры, а также фондовые биржи.

4) Организации, обслуживающие  рынок ценных бумаг, куда включаются  организации, обеспечивающие заключение  сделок (фондовые биржи, небиржевые организаторы рынка), и организации, обеспечивающие исполнение сделок (расчетные центры, депозитарии, регистраторы).

5) Государственные органы  регулирования и управления. Цель  государственного регулирования  рынка ценных бумаг заключается  в обеспечении надежности ценных  бумаг, выработке национальной модели  рынка ценных бумаг, которая с учетом существующих в стране условий в наибольшей мере способствовала бы экономическому росту в стране.

Информация о работе Держатель реестра. Регистратор