Динамика цен потребительской корзины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить теоретические аспекты потребительской корзины, сущность, функции, а также проанализировать потребительскую корзину в Иркутской области за 2011г-2013г
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Изучить сущность и понятие потребительской корзины
Проанализировать формирование потребительской корзины в Иркутской области за 2011-2013гг.

Содержание работы

Введение
I.Теоретические аспекты потребительской корзины
1.1 сущность и понятие потребительской корзины
1.2 формирование минимального набора продуктов питания
II. Анализ формирования потребительской корзины в Иркутской области за 2011-2013гг.
2.1. порядок расчета потребительской корзины Иркутской области
2.2. Анализ формирования потребительской корзины в Иркутской области за 2011-2013гг.
III. Мероприятия по совершенствованию потребительской корзины
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Мишанин курсовой.docx

— 57.42 Кб (Скачать файл)

Такая пенсия может быть от пяти до более чем десяти тысяч рублей, что соизмеримо с уровнем средней заработной платы в России и ее субъектах.

"Повышенный" уровень расходов  реально обеспечить за счет  государственного бюджета (в том  числе и с привлечением средств Стабилизационного фонда, который и без того "худеет" вследствие инфляции). Сам же Стабилизационный фонд вполне может пополняться за счет использования его средств на финансирование доходных проектов. При этом налицо явная экономия бюджетных расходов на содержание целого ряда социальных служб, занимающихся исключительно льготами, реальное упрощение механизма социального обеспечения, ликвидация благоприятной почвы для должностных злоупотреблений в сфере распределения "льготных" денег, наконец, может быть действительно достигнута "адресность распределения" социальной помощи.

Третье. Требуется радикальный подход к определению минимального размера заработной платы. Существующая минимальная месячная оплата труда, мягко скажем, фикция. Это не оплата труда, это минимальное пособие, не обеспечивающее в целом ряде регионов России приемлемого, допустимого уровня жизни людей, и особенно на селе. Даже "притянутый за уши" прожиточный минимум является более реальной оценкой того, сколько одному человеку необходимо просто для поддержания жизнедеятельности.

В качестве базового следует выделять не абстрактный минимальный месячный размер оплаты труда, который как таковой лишь является для недобросовестных работодателей основанием занижения заработной платы в действительности, а минимальную почасовую оплату труда, как уже неоднократно предлагалось ранее. Причем следует четко развести такие понятия, как минимум социальной помощи (зависящий напрямую от оценки социальных услуг, входящих в "социальный стандарт жизни"), минимальная оплата труда (как минимальный уровень стоимости трудовых услуг и также производный от "социального стандарта жизни") и минимальная ставка штрафа (в качестве каковой сегодня зачастую и выступает минимальная месячная оплата труда).

Минимальный часовой размер оплаты труда может быть обозначен на уровне, например, в 70 рублей (примерно 2,5 долл. США по текущему курсу). При 20 рабочих днях в месяц и 8-часовом рабочем дне это составит 11200 руб. Это не гарантированная за счет бюджета государства оплата труда, это стандарт оплаты труда, устанавливаемый государством. Кроме того, такой уровень оплаты труда будет в какой-то мере стимулировать потребительский спрос, рост которого обычно благоприятно отражается на отечественном производителе в первую очередь.

Конечно, предложенный подход потребует снижения начислений на фонд оплаты труда (единого социального налога). Мы полагаем, что такой шаг станет эффективным стимулом для работодателей вывести из тени значительные объемы средств и, как следствие, в том числе увеличить уровень поступлений в государственный бюджет. Однако данная мера должна сопровождаться парными ей преобразованиями в сфере установления адекватной минимальной оплаты труда, только в этом случае можно рассчитывать на полезный эффект.

Четвертое. Такая постановка вопроса делает как никогда актуальной необходимость обязательной разработки долгосрочной Программы социально-экономического развития Российской Федерации, причем не в виде декларации общих принципов и направлений деятельности, а в формате конкретных проектов и механизмов, подразумевающих реальные результаты и комплексную оценку эффекта от их реализации.

Современная ситуация на российском рынке труда, которая в некоторой степени стала выправляться к 2008 году, в настоящее время в полной мере ощутила на себе воздействия мирового финансового кризиса. Это требует внимания и действия всех заинтересованных субъектов рынка труда, но в первую очередь государства. Последнее обуславливается не только российской спецификой роли государства в экономической и социальных сферах, но еще и тем, что в сложившихся условиях оно в силу своих общественных функций, наличия наибольших ресурсов, более стабильным положением по сравнению с экономическими субъектами в состоянии нивелировать проблемы, возникшие в сфере труда.

Во всех странах государство принимает активное участие в регулировании рынка труда, поскольку считается, что нерегулируемый рынок не обеспечивает эффективное использование трудовых ресурсов. Причинами являются неравенство сил работников и работодателей при заключении трудовых контрактов, дискриминация отдельных категорий трудящихся в оплате и условиях труда, недостаточная информированность работников о специфике рабочих мест.

Сферами государственного регулирования являются:

- Законодательное оформление и  защита прав трудящихся;

- Защита уязвимых групп населения;

- Подготовка и переподготовка  трудящихся;

- Обеспечение минимальной оплаты  труда;

- Гарантирование приемлемых условий  труда;

- Обеспечение стабильного дохода  и социальное страхование работников.

Главными целями государственного регулирования рынка труда являются:

- обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие  циклической безработицы при  сохранении «естественного уровня  безработицы», определяемого размерами  ее фрикционной и структурной  форм;

- создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться  к изменениям внутренних и  внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость», по сравнению  с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании  работников на условиях неполного  рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения  количества смен, расширения или  добавления в зависимости от  необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен  найти на таком рынке рабочее  место, отвечающее его потребностям.

Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:

1. активной – создание новых  рабочих мест, повышение уровня  занятости и преодоление безработицы  путем обучения и переобучения  работников;

2. пассивной – поддержка безработных  путем выплаты пособий.

Проведение активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является в развитых странах приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:

- стимулирование государством  инвестиций в экономику, что выступает  главным условием создания новых  рабочих мест;

- организация переобучения и  переквалификации структурно-безработных;

- развитие служб занятости, бирж  труда, осуществляющих посреднические  функции на рынке труда, предоставление  информации о вакантных рабочих  местах с целью снижения фрикционной  и структурной безработицы;

-содействие мелкому и семейному  предпринимательству, что рассматривается  во многих странах важнейшим  методом обеспечения занятости  населения;

- государственное стимулирование (налоговыми и законодательными  мерами) предоставления работодателями  рабочих мест определенным группам  населения – молодежи, инвалидам;

- содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для  получения работы;

- международное сотрудничество  в решении проблем занятости; решение вопросов, связанных с  международной трудовой миграцией;

- создание рабочих мест в  государственном секторе – в  сфере образования, медицинских  услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве  общественных зданий и сооружений;

- организация общественных работ.

Основываясь на принципе преемственности стратегической цели, государственная политика в области регулирования рынка труда в ближайшей перспективе должна быть направлена на совершенствование правовых, экономических и институциональных условий повышения занятости населения.

В сложившихся условиях финансового кризиса основными задачами государственной политики в области регулирования рынка труда являются:

- содействие в реализации прав  граждан на свободное распоряжение  своими способностями к труду  и достойный труд по свободно  выбранному роду деятельности  и профессии;

- обеспечение реализации прав  граждан на защиту от безработицы;

- обеспечение соблюдения прав  в области охраны труда и  его оплаты, а также предотвращение  нарушений прав трудящихся, в  том числе дискриминации в  сфере труда;

- содействие обеспечению работодателей  рабочей силой в необходимом  количестве и требуемой квалификации.

С этой целью необходимо проводить модернизацию механизмов реализации государственной политики на рынке труда и внедрять инновационные методы государственного регулирования в области содействия занятости населения по следующим приоритетным направлениям:

- совершенствованию законодательства  Российской Федерации в области  содействия занятости населения;

- совершенствованию системы мониторинга  и прогнозирования ситуации на  рынке труда;

- обеспечению сбалансированности  профессионального образования  и спроса на рабочую силу;

- развитию региональных рынков  труда и повышению территориальной  мобильности рабочей силы;

- развитию кадрового потенциала;

- оптимизации привлечения иностранной  рабочей силы; стимулированию экономической  активности населения; повышению  качества рабочих мест.

Развитие рыночных отношений способствует созданию негосударственных структур занятости частного характера. Это различного рода коммерческие агентства по подбору персонала, учреждения при учебных заведениях и т.п. Находят применения и биржи труда.

Проведение политики в сфере занятости должно выстраиваться по уровням управления, что предусматривается федеративным устройством России - федерального, регионального и локального. При этом основными принципами, которые должен быть положены в основу этой системы являются: 1) учет специфики территории, на которой проводится разработка и реализация политики в сфере занятости; 2) разработка и реализация мер политики именно на том уровне, на котором они будут наиболее эффективными.

В условиях современной экономики России, прежде всего, должны развиваться те его элементы, которые ориентированы на рост качества и, соответственно, цены ресурса труда, ускорение прогрессивных структурных сдвигов в сфере занятости и формирование активного работника.

 

 

Заключение

Одной из основных целей экономических реформ, проводимых Правительством Российской Федерации, является повышение уровня жизни населения страны. Уровень жизни населения во многом определяется размером доходов граждан, а также доступностью услуг образования, здравоохранения, жилищно-коммунальных и других социальных услуг. Государство при этом принимает на себя соответствующие социальные гарантии, под которыми понимается некоторый гарантированный набор социально значимых благ и услуг для всех граждан. Социальные гарантии на практике воплощаются в определенных минимальных стандартах, связанных с доходами населения, возможностями получения образования и медицинской помощи, обеспеченностью жильем и т. д.

Негативным социальным последствием российских экономических реформ стало увеличение доли бедного населения. Бедность (так же как и дифференциация доходов) существовала в России и в дореформенный период. В то время бедные образовывали группу, характеризующуюся низким материальным достатком, но при этом не отличавшуюся от большинства населения особым режимом жизнедеятельности и отсутствием доступа к социальным услугам. Однако за годы реформ явление бедности приобрело большие масштабы, а доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в середине 90-х годов прошлого века – начале этого века составляла в среднем более четверти населения страны. Текущая ситуация характеризуется тем обстоятельством, что при росте числа бедных снизился доступ населения к социальным услугам.

Экономические основы обеспечения минимальных социальных стандартов связаны с порядком формирования государственного бюджета и действием налогового механизма, составными частями которого являются налоговая система государства и соответствующая налоговая политика, проводимая органами государственной власти. Проблема заключается в несбалансированности доходных полномочий и расходных обязательств между федеральным, региональным и местным уровнями бюджетно-налоговой системы РФ. В настоящий момент основные доходные полномочия, во многом реализуемые за счет налогов, сосредоточены на федеральном уровне. Однако расходные полномочия, в том числе и социальные гарантии государства, возложены, в основном, на региональные и местные бюджеты. При этом налоговая политика усиливает централизацию налоговой системы РФ. В результате бюджетно-налоговый механизм, являющийся экономической основой обеспечения социальных стандартов населения, не позволяет государству выполнять принятые на себя социальные гарантии, что осложняется отсутствием нормативной базы по минимальным социальным стандартам.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. Федерального конституционного закона от 21.07.2007 №5-ФКЗ) // Российская газета, №237, 25.12.1993.
  2. Айвазян С.А. Модель формирования распределения населения России по величине среднедушевого дохода // Экономика и математические методы. 2007. № 4.
  3. Андреева И.Ю., Лебедев В.А. Проблемные аспекты государственных социальных программ // Социальное и пенсионное право, 2007, №2.
  4. Деев Г. Модель распределения населения по доходам // Вопросы статистики. 2005. № 5.
  5. Жарова Е.Ю. Пути повышения эффективности правовых программ // Адвокатская практика. 2006. N 3.
  6. Левицкая А.Ю. Национальные проекты: от идеи к практике ее реализации // Журнал российского права. 2006. N 4
  7. Методологические положения по статистике. Вып. 1-4. М.: Госкомстат России, 1998-2003.
  8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990. С. 594.
  9. Панкова К. Сельское хозяйство в контексте национальных проектов // АПК: экономика, управление. 2006. N 7
  10. Привалов А. О национальных проектах // Эксперт. 2006. N 9.
  11. Семин А. Приоритетный национальный проект: взгляд из региона // АПК: экономика, управление. 2006. N 4.
  12. Снежко О.А. Защита прав граждан - основная обязанность Российского государства // Право и политика. 2005. N 10.
  13. Статистическое обозрение. Ежеквартальный журнал. М.: Госкомстат России, 2005.

Информация о работе Динамика цен потребительской корзины