Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 12:15, реферат
Тарифы ЖКХ, являясь самостоятельным и значительным компонентом роста общего уровня цен, могут также сами по себе сыграть роль фактора макроэкономической нестабильности, препятствуя снижению инфляции до приемлемых уровней.
Всё это заставляет внимательно проанализировать причины и последствия существующей и потенциальной динамики тарифов ЖКХ, оценить допустимые масштабы их роста с точки зрения платёжеспособности и благосостояния населения, с одной стороны, а также необходимость и экономическую обоснованность их повышения с точки зрения функционирования и развития самой системы ЖКХ
Тарифы ЖКХ, являясь самостоятельным и значительным компонентом роста общего уровня цен, могут также сами по себе сыграть роль фактора макроэкономической нестабильности, препятствуя снижению инфляции до приемлемых уровней.
Всё это заставляет внимательно
проанализировать причины и последствия
существующей и потенциальной динамики
тарифов ЖКХ, оценить допустимые
масштабы их роста с точки зрения
платёжеспособности и благосостояния
населения, с одной стороны, а
также необходимость и
Предваряя анализ проблем
правового регулирования
1. В соответствии с оценками, изложенными в Концепции федеральной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 - 2020 годы" объекты коммунальной инфраструктуры, несмотря на проводимую реформу, находятся в изношенном состоянии. Нормативный срок отслужили на 1 января 2009 г. около 60 процентов основных фондов коммунального хозяйства. По данным технической инвентаризации, в Российской Федерации по состоянию на 1 января 2009 г. физический износ основных фондов котельных составил 55 процентов, центральных тепловых пунктов - 50,1 процента, тепловых сетей - 62,8 процента, тепловых насосных станций - 52,3 процента, требуют немедленной перекладки около 16 процентов теплопроводов и 30 процентов сетей водоснабжения и канализации. В результате этого износа расход энергетических ресурсов в российских коммунальных предприятиях на 25 - 30 процентов, а иногда и до 50 процентов выше, чем в европейских. Потери коммунальных ресурсов, которые оплачивают потребители, по воде составляют 20 процентов, по электроэнергии - 15 процентов, по теплу - до 40 процентов. 1 Соответственно, модернизация систем отразится в тарифе на соответствующий ресурс.
2. Одномоментная ликвидация перекрестного субсидирования тарифных организаций коммунального комплекса, установление экономически обоснованных тарифов и надбавок, обеспечивающих реализацию инвестпрограмм, принятие дифференцированных нормативов потребления и прекращение дотаций организациям ЖКХ.
"Эти факторы в совокупности
по отдельным муниципальным
3. Основными факторами, влияющими на рост тарифов на тепловую энергию и услуги организаций коммунального комплекса, являются: необходимость реализации инвестиционных и производственных программ организаций, ориентированных на реновацию отрасли, создание новой инженерной инфраструктуры и улучшение качества оказываемых услуг.2
4. Основными факторами
роста цен и тарифов на
Вместе с тем, можно
выделить ряд проблем правового
регулирования
. Основные проблемы
правового регулирования в
Отсутствие методики расчета
тарифов. Использование
Нерешенность проблемы регулирования нормативов потребления и их учета в расчетах за поставленные ресурсы и услуги.
. Проблемы регулирования
Проблема тарифообразования на
горячее водоснабжение и
Проблема определения состава коммунальных услуг
Проблема статуса организации коммунального комплекса
Проблема определения платы за содержание и ремонт жилья.
В 2000-е годы темпы роста цен на жилищно-коммунальные услуги существенно опережали темпы потребительской инфляции. Так, за период с 2002 по 2012 года общий уровень потребительских цен увеличился в 2,5 раза. За тот же период стоимость жилищно-коммунальных услуг выросла в 6,5 раз. Среднегодовые темпы инфляции составили 11,6%, а средние темпы роста тарифов ЖКХ – 25,2%.
Это означает, что цены на ЖКУ не просто индексировались, а существенно возрастали в реальном выражении, оказывая непосредственное влияние на уровень благосостояния населения. Впрочем, высокие темпы увеличения тарифов ЖКХ отчасти компенсировались значительным ростом номинальных и реальных доходов населения. Так, среднегодовые темпы роста номинальных доходов за период с 2002 по 2007 год составили 27%, реальные доходы (за вычетом инфляции) за тот же период росли в среднем на 12% ежегодно. Такая динамика доходов позволяла во многом сглаживать социальные последствия опережающего роста стоимости жилищно-коммунальных услуг для населения и не выступала серьезным источником социального напряжения.
Темпы прироста потребительских цен, номинальных доходов и тарифов на ЖКУ, 2002 – 2011, % к предыдущему году
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
ИПЦ |
20,2 |
18,6 |
15,1 |
12,0 |
11,7 |
10,9 |
9,1 |
11,9 |
13,3 |
8,8 |
Среднедушевые номинальные доходы населения |
37,5 |
34,2 |
28,9 |
31,0 |
24,0 |
26,5 |
25,7 |
23,6 |
18,6 |
13,0 |
Тарифы ЖКУ |
42,6 |
56,8 |
48,8 |
28,7 |
23,5 |
32,7 |
17,9 |
14,0 |
16,4 |
19,6 |
ФСГС РФ
Впрочем, для социально уязвимых слоёв населения, в частности для пенсионеров, это было постоянным тревожным фактором, который вынуждал к повышению пенсий, пособий, заработных плат в бюджетном секторе возможно, выше реалистического уровня по бюджетным возможностям страны.
В середине 2000-х гг. ситуация, казалось бы, достигла относительной стабилизации: с 2003 г. темпы роста номинальных доходов почти всегда (за исключением 2005 г.) превышали темпы роста тарифов в сфере ЖКХ, а в 2007 – 2008 гг. и сами темпы прироста тарифов сократились до довольно низких уровней даже с учётом снижения темпов инфляции, хотя по-прежнему несколько превышали их. Тем не менее, в 2007 – 2008 гг. темпы прироста реальных цен на услуги ЖКХ относительно предыдущего года были существенно ниже 5%, что является вполне нормальной ситуацией для европейских стран.
ФСГС РФ
Но в 2009 г. и, по предварительным оценкам, в 2010 г., ситуация изменилась не в лучшую сторону: темпы роста цен на услуги ЖКХ снова возросли. В 2009 г. номинальный прирост тарифов достиг максимального уровня за последние четыре года.
В 2009 году общий объем оплаты населением жилищно-коммунальных услуг был равен 1094,1 млрд рублей. Согласно выборочному обследованию домашних хозяйств Росстата, в расчёте на одного члена домохозяйства расходы равнялись 937 руб./месяц, что составило 10,8% потребительских расходов населения в этот период. Однако низкие темпы роста потребительских расходов в связи со стагнацией реальных доходов в этом году привели к тому, что за первое полугодие 2010 года доля оплаты жилищно-коммунальных услуг и топлива в структуре потребительских расходов выросла уже до 11,9%.
Во втором квартале 2010 года средний российский гражданин тратил около 1150 рублей ежемесячно на ЖКУ и топливо4, в том числе на текущее содержание и ремонт жилого помещения – 264 рубля, водоснабжение и другие коммунальные услуги – 305 рублей, электроэнергию, газ и другие виды топлива – 538 рублей. В 2009 г. на ЖКУ и топливо у среднего гражданина уходило, как уже упоминалось, 937 рублей в месяц, в том числе 756 рублей – непосредственно на ЖКУ, из них на оплату жилья – 104 рубля, на электроэнергию – 96 рублей, на газ – 69 рублей (а также ещё около 200 р. на другие виды топлива), 174 рубля – на отопление, 313 рублей – на водоснабжение и другие коммунальные услуги. Естественно, эти величины не составляли проблемы только для состоятельных 20-25% населения. Отметим, что это именно расходы, приходящиеся на одного члена домохозяйства, т. е. семья в целом платит в несколько раз больше.
Доля расходов на ЖКУ в пределах 9-11% потребительских расходов является «нормальным» уровнем на данном этапе развития потребительских рынков. В частности, аналогичную долю (с поправкой на другую величину среднедушевых расходов) составляют расходы на ЖКУ в ЕС, Казахстане и Украине.
Для более подробного анализа динамики тарифов необходимо рассмотреть дезагрегированные показатели на уровне отдельных услуг и их аналитических групп.
ФСГС РФ
При анализе тарифов в
сфере ЖКХ Росстат выделяет группы
жилищных и коммунальных услуг. Цены
благ первой группы включают в себя,
в частности, стоимость содержания
и ремонта как
Доля услуг второй группы – коммунальных услуг – в потребительской корзине населения существенно превышает долю услуг первой. Расходы на коммунальные услуги почти в четыре раза превышают расходы на жилищные. В то же время объёмы оказанных коммунальных услуг в 2000-е гг. возрастали относительно медленно: так в 2009 г. их объём лишь на 6,4% превышал уровень 2001 г., а для жилищных услуг прирост ставил 13,8%. Но поскольку темпы роста цен на коммунальные услуги во второй половине 2000-х гг. в среднем превышали темпы роста цен на жилищные услуги, их доля в структуре потребления платных услуг к концу десятилетия возросла. Особенно заметным и болезненным было её увеличение в кризисном 2009 г. За данный год стоимость коммунальных услуг выросла на 23% (при общем уровне инфляции в 8,8%). В условиях экономического кризиса, роста безработицы и сокращения реальных доходов это стало довольно серьезным ударом для домашних хозяйств, особенно имеющих невысокий уровень доходов. Увеличилась и доля ЖКУ в целом в структуре потребляемых платных услуг: темпы роста тарифов на них в 2000-е гг. превышали не только инфляцию, но и средние темпы роста потребительских цен на все платные услуги.
Среди расходов на жилищные
услуги наиболее значительную роль для
населения – если исходить из методологии
расчёта цен Росстата, основанной
на анализе расходов населения, –
играют расходы на содержание и ремонт
жилого помещения, вес которых превышает
вес всех остальных жилищных услуг,
взятых вместе. Среди всех ЖКУ их
доля (согласно методологии расчёта
индекса цен Росстат) составляет
около 16%. Доля остальных жилищных услуг
сравнительно невелика, и это вполне
соответствует результатам