Динамика тарифной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 12:15, реферат

Описание работы

Тарифы ЖКХ, являясь самостоятельным и значительным компонентом роста общего уровня цен, могут также сами по себе сыграть роль фактора макроэкономической нестабильности, препятствуя снижению инфляции до приемлемых уровней.
Всё это заставляет внимательно проанализировать причины и последствия существующей и потенциальной динамики тарифов ЖКХ, оценить допустимые масштабы их роста с точки зрения платёжеспособности и благосостояния населения, с одной стороны, а также необходимость и экономическую обоснованность их повышения с точки зрения функционирования и развития самой системы ЖКХ

Файлы: 1 файл

динамика тарифной системы.docx

— 99.13 Кб (Скачать файл)

Тарифы ЖКХ, являясь самостоятельным  и значительным компонентом роста  общего уровня цен, могут также сами по себе сыграть роль фактора макроэкономической нестабильности, препятствуя снижению инфляции до приемлемых уровней.

Всё это заставляет внимательно  проанализировать причины и последствия  существующей и потенциальной динамики тарифов ЖКХ, оценить допустимые масштабы их роста с точки зрения платёжеспособности и благосостояния населения, с одной стороны, а  также необходимость и экономическую  обоснованность их повышения с точки  зрения функционирования и развития самой системы ЖКХ. Для рассмотрения указанных сторон проблемы необходимо рассмотреть не только динамику ценовой  конъюнктуры на регулируемом рынке  ЖКУ, но и особенности институциональных  механизмов тарифообразования, которые  оказывают первоочередное влияние  на рост цен.

 Варианты объяснения  быстрого роста тарифов

Предваряя анализ проблем  правового регулирования действующей  системы  тарифообразования, следует  отметить, что разные источники говорят  о следующих основных причинах роста цены на коммунальные услуги граждан:

1. В соответствии  с оценками, изложенными в Концепции  федеральной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 - 2020 годы" объекты коммунальной инфраструктуры, несмотря на проводимую реформу, находятся в изношенном состоянии. Нормативный срок отслужили на 1 января 2009 г. около 60 процентов основных фондов коммунального хозяйства. По данным технической инвентаризации, в Российской Федерации по состоянию на 1 января 2009 г. физический износ основных фондов котельных составил 55 процентов, центральных тепловых пунктов - 50,1 процента, тепловых сетей - 62,8 процента, тепловых насосных станций - 52,3 процента, требуют немедленной перекладки около 16 процентов теплопроводов и 30 процентов сетей водоснабжения и канализации. В результате этого износа расход энергетических ресурсов в российских коммунальных предприятиях на 25 - 30 процентов, а иногда и до 50 процентов выше, чем в европейских. Потери коммунальных ресурсов, которые оплачивают потребители, по воде составляют 20 процентов, по электроэнергии - 15 процентов, по теплу - до 40 процентов. 1 Соответственно, модернизация систем отразится в тарифе на соответствующий ресурс.

2. Одномоментная  ликвидация перекрестного субсидирования тарифных организаций коммунального комплекса, установление экономически обоснованных тарифов и надбавок, обеспечивающих реализацию инвестпрограмм, принятие дифференцированных нормативов потребления и прекращение дотаций организациям ЖКХ.

"Эти факторы в совокупности  по отдельным муниципальным образованиям  дали рост платежей на 50 и более  процентов. Есть населенные пункты, где все эти шаги были предприняты одновременно, что вызвало двукратный рост платежей", - по оценке Министра регионального развития РФ Басаргина В.Ф., выступившего на XI всероссийском форуме ЖКХ (16.03.2009). По его мнению, угроза серьезного повышения тарифов сохранится и в дальнейшем, а виноваты в росте тарифов местные власти, которые не озаботились принятием необходимых комплексных программ развития инфраструктуры, производственных и инвестиционных программ, не прекращали в течение 5 лет перекрестное субсидирование и дотирование своих предприятий.

3. Основными факторами, влияющими на рост тарифов на тепловую энергию и услуги организаций коммунального комплекса, являются: необходимость реализации инвестиционных и производственных программ организаций, ориентированных на реновацию отрасли, создание новой инженерной инфраструктуры и улучшение качества оказываемых услуг.2

4. Основными факторами  роста цен и тарифов на электроэнергию  в 2010-2012 гг. являются рост затрат  на топливо и либерализация  рынка электрической энергии.  Прирост регулируемых цен на  электроэнергию на 2010 год определен  в среднем для населения на 10% и 7,6% для прочих потребителей. Более высокий темп роста тарифов  для населения  вызван необходимостью  сокращения перекрестного субсидирования  между промышленными потребителями  и населением. 3

Вместе с тем, можно  выделить ряд проблем правового  регулирования тарифообразования, наличие которых делает процесс  непрозрачным и приводит к спорам между участниками поставки и  потребления КУ.

. Основные проблемы  правового регулирования в сфере   тарифообразования и ценообразования  на коммунальные ресурсы и  коммунальные услуги.

 Отсутствие методики расчета  тарифов. Использование устаревших  методов  расчета тарифов.

Нерешенность проблемы регулирования  нормативов потребления и их учета  в расчетах за поставленные ресурсы  и услуги.

. Проблемы регулирования предельных  индексов и предельных уровней  тарифов

Проблема тарифообразования на горячее водоснабжение и теплоснабжение

Проблема определения состава  коммунальных услуг

Проблема статуса организации  коммунального комплекса

Проблема определения  платы за содержание и ремонт жилья.

 

Динамика и величины тарифов  в сфере ЖКХ в России за период 2002 – 2012 годов

 

В 2000-е годы темпы роста  цен на жилищно-коммунальные услуги существенно опережали темпы  потребительской инфляции. Так, за период с 2002 по 2012 года общий уровень потребительских цен увеличился в 2,5 раза. За тот же период стоимость жилищно-коммунальных услуг выросла в 6,5 раз. Среднегодовые темпы инфляции составили 11,6%,  а средние темпы роста тарифов ЖКХ – 25,2%.

Это означает, что цены на ЖКУ не просто индексировались, а  существенно возрастали в реальном выражении, оказывая непосредственное влияние на уровень благосостояния населения. Впрочем, высокие  темпы  увеличения тарифов ЖКХ отчасти  компенсировались значительным ростом номинальных и реальных доходов  населения. Так, среднегодовые темпы  роста номинальных доходов за период с 2002 по 2007 год составили  27%, реальные доходы (за вычетом инфляции) за тот же период росли в среднем  на 12% ежегодно. Такая динамика доходов  позволяла во многом сглаживать социальные последствия опережающего роста  стоимости жилищно-коммунальных услуг  для населения и не выступала  серьезным источником социального  напряжения.

 

 

 

Темпы прироста потребительских цен, номинальных доходов и тарифов  на ЖКУ, 2002 – 2011, % к предыдущему году

 

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

ИПЦ

20,2

18,6

15,1

12,0

11,7

10,9

9,1

11,9

13,3

8,8

Среднедушевые номинальные  доходы населения

37,5

34,2

28,9

31,0

24,0

26,5

25,7

23,6

18,6

13,0

Тарифы ЖКУ

42,6

56,8

48,8

28,7

23,5

32,7

17,9

14,0

16,4

19,6


ФСГС РФ

Впрочем, для социально  уязвимых слоёв населения, в частности  для пенсионеров, это было постоянным тревожным фактором, который вынуждал к повышению пенсий, пособий, заработных  плат в  бюджетном  секторе возможно, выше реалистического уровня по бюджетным возможностям страны.

В середине 2000-х гг. ситуация, казалось бы, достигла относительной  стабилизации: с 2003 г. темпы роста номинальных доходов почти всегда (за исключением 2005 г.) превышали темпы роста тарифов в сфере ЖКХ, а в 2007 – 2008 гг. и сами темпы прироста тарифов сократились до довольно низких уровней даже с учётом снижения темпов инфляции, хотя по-прежнему несколько превышали их. Тем не менее, в 2007 – 2008 гг. темпы прироста реальных цен на услуги ЖКХ относительно предыдущего года были существенно ниже 5%, что является вполне нормальной ситуацией для европейских стран.

 

    1. Динамика номинальных и реальных тарифов на ЖКУ в России и индекс потребительских цен, 2001 - 2010

ФСГС РФ

Но в 2009 г. и, по предварительным оценкам, в 2010 г., ситуация изменилась не в лучшую сторону: темпы роста цен на услуги ЖКХ снова возросли. В 2009 г. номинальный прирост тарифов достиг максимального уровня за последние четыре года.

В 2009 году общий объем  оплаты населением жилищно-коммунальных услуг был равен 1094,1 млрд рублей. Согласно выборочному обследованию домашних хозяйств Росстата, в расчёте  на одного члена домохозяйства расходы  равнялись 937 руб./месяц, что составило 10,8% потребительских расходов населения  в этот период. Однако низкие темпы  роста потребительских расходов в связи со стагнацией реальных доходов  в этом году привели к тому, что  за первое полугодие 2010 года доля оплаты жилищно-коммунальных услуг и топлива  в структуре потребительских  расходов выросла уже до 11,9%.

Во втором квартале 2010 года средний российский гражданин тратил около 1150 рублей ежемесячно на ЖКУ и  топливо4, в том числе на текущее содержание и ремонт жилого помещения – 264 рубля, водоснабжение и другие коммунальные услуги – 305 рублей, электроэнергию, газ и другие виды топлива – 538 рублей. В 2009 г. на ЖКУ и топливо у среднего гражданина уходило, как уже упоминалось, 937 рублей в месяц, в том числе 756 рублей – непосредственно на ЖКУ, из них на оплату жилья – 104 рубля, на электроэнергию – 96 рублей, на газ – 69 рублей (а также ещё около 200 р. на другие виды топлива), 174 рубля – на отопление, 313 рублей – на водоснабжение и другие коммунальные услуги. Естественно, эти величины не составляли проблемы только для состоятельных 20-25% населения. Отметим, что это именно расходы, приходящиеся на одного члена домохозяйства, т. е. семья в целом платит в несколько раз больше.

Доля расходов на ЖКУ в  пределах 9-11% потребительских расходов является «нормальным» уровнем на данном этапе развития потребительских  рынков. В частности, аналогичную  долю (с поправкой на другую величину среднедушевых расходов) составляют расходы на ЖКУ в ЕС, Казахстане и Украине.

Для более подробного анализа  динамики тарифов необходимо рассмотреть  дезагрегированные показатели на уровне отдельных  услуг и их аналитических  групп.

    1. Доля ЖКУ в структуре платных  услуг населению, 2002 – 2009, в % к итогу

ФСГС РФ

При анализе тарифов в  сфере ЖКХ  Росстат выделяет группы жилищных и коммунальных услуг. Цены благ первой группы включают в себя, в частности, стоимость содержания и ремонта как государственного, так и частного жилья, величину арендной платы, величину квартплаты в государственном и муниципальном жилищном фонде, стоимость услуг по вывозу мусора, стоимость проживания в гостинице и т. д. Во вторую группу входят горячее и холодное водоснабжение и водоотведение, отопление, газоснабжение, электроснабжение и иные услуги организаций ЖКХ. В зависимости от расходов населения на ту или иную группу услуг или конкретную услугу определяется её вес при расчёте соответствующего индекса цен.

Доля услуг второй группы – коммунальных услуг – в потребительской  корзине населения существенно  превышает долю услуг первой. Расходы  на коммунальные услуги почти в четыре раза превышают расходы на жилищные. В то же время объёмы оказанных  коммунальных услуг в 2000-е гг. возрастали относительно медленно: так в 2009 г. их объём лишь на 6,4% превышал уровень 2001 г., а для жилищных услуг прирост ставил 13,8%. Но поскольку темпы роста цен на коммунальные услуги во второй половине 2000-х гг. в среднем превышали темпы роста цен на жилищные услуги, их доля в структуре потребления платных услуг к концу десятилетия возросла. Особенно заметным и болезненным было её увеличение в кризисном 2009 г. За данный год стоимость коммунальных услуг выросла на 23% (при общем уровне инфляции в 8,8%). В условиях экономического кризиса, роста безработицы и сокращения реальных доходов это стало довольно серьезным ударом для домашних хозяйств, особенно имеющих невысокий уровень доходов. Увеличилась и доля ЖКУ в целом в структуре потребляемых платных услуг: темпы роста тарифов на них в 2000-е гг. превышали не только инфляцию, но и средние темпы роста потребительских цен на все платные услуги.

Среди расходов на жилищные услуги наиболее значительную роль для  населения – если исходить из методологии  расчёта цен Росстата, основанной на анализе расходов населения, –  играют расходы на содержание и ремонт жилого помещения, вес которых превышает  вес всех остальных жилищных услуг, взятых вместе. Среди всех ЖКУ их доля (согласно методологии расчёта  индекса цен Росстат) составляет около 16%. Доля остальных жилищных услуг  сравнительно невелика, и это вполне соответствует результатам выборочных обследований домохозяйств в последние  годы.

Информация о работе Динамика тарифной системы