Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 12:15, реферат
Тарифы ЖКХ, являясь самостоятельным и значительным компонентом роста общего уровня цен, могут также сами по себе сыграть роль фактора макроэкономической нестабильности, препятствуя снижению инфляции до приемлемых уровней.
Всё это заставляет внимательно проанализировать причины и последствия существующей и потенциальной динамики тарифов ЖКХ, оценить допустимые масштабы их роста с точки зрения платёжеспособности и благосостояния населения, с одной стороны, а также необходимость и экономическую обоснованность их повышения с точки зрения функционирования и развития самой системы ЖКХ
Коммунальные услуги оказываются
более важными, хотя представляется,
что при расчёте индексов Росстата
они несколько недооцениваются:
их вес превышает вес жилищных
услуг немногим более чем вдвое,
хотя на деле их роль в потребительской
корзине, как указывалось выше, в
3-4 раза больше жилищных. При расчёте
индексов цен ЖКУ вес услуг
холодного и горячего водоснабжения
и водоотведения составляет около
30%, отопления – около 20%, энерго-
и газоснабжения – примерно по
10%. С определенной доле погрешности
это в целом соответствует
вышеописанной структуре
ФСГС РФ
Статистические данные по конкретным жилищно-коммунальным услугам свидетельствуют, что примерно до 2005 г. услуги можно было распределить на две категории: электро- и газоснабжение, с одной стороны, и остальные важнейшие жилищно-коммунальные услуги, с другой стороны.
Стоимость услуг электро- и газоснабжения до 2005 г. увеличивалась примерно вдвое медленнее по сравнению с остальными ЖКУ. Во второй половине 2000-х гг. темпы роста тарифов на газ и электричество сблизились с показателями для других услуг, а в 2010 г. даже могут заметно превзойти их, приблизившись к 22-23% относительно прошлого года, тогда как водоснабжение и отопление могут подорожать лишь на 15-20%, а содержание и ремонт жилья – и вовсе на 10%. Особенно заметно в последние годы возрастают цены на газ, и в этом можно увидеть тенденцию к их запланированному выходу на один уровень с европейскими (с учётом, конечно же, транспортных расходов).
Темпы роста тарифов по всем основным услугам ЖКУ продемонстрировали снижение по сравнению с началом 2000-х гг.: в 2007 – 2008 гг., ставшие, как уже отмечалось, наиболее «спокойными» с точки зрения повышения стоимости жилищно-коммунальных услуг, номинальные темпы прироста тарифов находились в диапазоне 10 – 20%. В 2009 – 2010 гг. темпы роста вновь приблизились к 20% или даже превысили эту отметку. В последние четыре года медленнее других – не более чем на 15% в год – возрастают тарифы на содержание и ремонт жилья.
При анализе величины расходов на ЖКУ необходимо учесть и региональные различия. Региональное распределение доли оплаты услуг ЖКУ в потребительских расходах указывает на то, что нагрузка распределяется по регионам далеко не равномерно: даже если не принимать в расчёт экстремальные значение, оказывается, что при средней доле по стране в 2010 г. на уровне около 10%, в регионах она может составлять от 10 до 15%. Детальное исследование региональной динамики выходит за рамки данной работы, однако должно быть принято во внимание при разработке конкретных мер реформирования тарифообразования в сфере ЖКХ.
ФСГС РФ
Продолжение активного роста
тарифов может стать тяжёлым
бременем для населения, особенно для
его беднейших слоёв. В течение
ближайших трёх лет по прогнозам
как Министерства экономического развития
РФ, так и аналитиков МВФ темпы
экономического роста в России не
превысят 5% в год. Это означает, что
экономический рост существенно
замедлится по сравнению с показателями
большей части 2000-х гг. Ещё большую
неопределённость в эти прогнозы
добавляют всё ещё неустойчивое
состояние восстанавливающейся
после кризиса мировой
Более того, нельзя также
утверждать, что повышение тарифов
будет автоматически означать рост
поступлений финансовых средств
организациям жилищно-коммунального
комплекса. В существующей ситуации
рост тарифов оборачивается
Увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги само по себе является существенным фактором разгона инфляции. Прямой вклад роста тарифов на ЖКУ в потребительскую инфляцию в последние годы устойчиво составлял около 1,5 процентных пунктов. Таким образом, снижение темпа прироста цен на ЖКУ в 2 раза позволит понизить общий уровень инфляции примерно на 0,7-0,8 процентных пунктов.
Темпы прироста тарифов на услуги ЖКХ в 2000-е гг. в России существенно отличаются от показателей стран ЕС и Украины в большую сторону. С 2001 г. по 2009 г. российские тарифы в номинальном выражении увеличились в 6 раз, украинские – в 3,5 раза, тогда как в странах ЕС в целом и в рассмотренных странах в частности номинальные расценки на жилищно-коммунальные услуги выросли максимум на 50%. Безусловно, в европейских странах значительно ниже был и уровень инфляции. Однако и в реальном выражении разрыв не только между Россией и странами единой Европы, но и между Россией и Украиной остаётся крайне высоким. Даже при корректировке на темпы инфляции оказывается, что тарифы на ЖКУ в России увеличились к 2010 г. по сравнению с 2001 г. почти в 2,5 раза.
Прирост тарифов на ЖКУ в реальном выражении (за вычетом темпов инфляции по ИПЦ), 2010 г., % от уровня 2001 г.
Россия |
ЕС |
Германия |
Польша |
Финляндия |
Великобритания |
Украина | |
ЖКУ и топливо |
144,5 |
12,0 |
5,5 |
19,2 |
15,7 |
25,2 |
45,5 |
Арендная плата |
- |
-0,7 |
-4,4 |
14,7 |
10,6 |
3,1 |
- |
Содержание и ремонт жилья |
150,4 |
6,8 |
6,3 |
5,2 |
0,8 |
8,6 |
-22,8 |
Водоснабжение, водоотведение |
192,8(х)/ 205,6(г) |
14,7 |
-1,2 |
39,3 |
14,9 |
31,8 |
127,6 |
Электроснабжение |
62,7 |
20,2 |
32,0 |
23,1 |
33,2 |
54,6 |
-33,4 |
Газоснабжение |
98,6 |
32,7 |
16,6 |
45,8 |
- |
108,4 |
23,4 |
Отопление |
172,5 |
25,3 |
22,9 |
9,3 |
45,3 |
- |
118,1 |
Евростат, ФСГС РФ, Государственный комитет статистики Украины
Примечание: в ЕС, Германии, Польше, Финляндии в состав водоснабжения и водоотведения включены также услуги по вывозу мусора. В России отдельно указаны данные для холодного (вместе с водоотведением) и горячего водоснабжения. В Украине показатели водоотведения не учитываются, в состав отопления включено горячее водоснабжение.
С точки зрения тенденций
в указанное десятилетие между
Россией и другими странами
также существуют различия как
по сектору ЖКХ в целом, так
и по отдельным услугам. Во-
В то же время европейский сектор ЖКХ оказался подвержен внешним шокам – всплескам конъюнктуры на рынках энергоносителей, что обусловило заметное увеличение тарифов на газоснабжение, а также на связанные с ним услуги электроснабжения и отопления в реальном выражении почти повсеместно в определённые периоды времени: в 2005 – 2006 гг. и в 2008 г. с обратной корректировкой в 2009 г.
В России эти явления полноценного отражения не нашли. Если в ЕС (и в отдельных его странах) «центр роста» тарифов в 2000-е гг. концентрировался именно в отраслях газо-, электро- и теплоснабжения, то в России электричество и газ, напротив, дорожали в среднем заметно медленнее, а водоснабжение, водоотведение, содержание и ремонт жилья, напротив, демонстрировали очень высокие темпы прироста.
Резко выделяется динамика стоимости услуг по содержанию и ремонту жилья в России. В странах Евросоюза и тем более в Украине эти услуги если и дорожали в реальном выражении, то очень медленно, намного медленнее тарифов на ЖКУ в целом. В России же, напротив, они показали более высокие темпы прироста по сравнению со всей группой тарифов на ЖКУ.
Услуги водоснабжения в России дорожали также значительно быстрее жилищно-коммунальных услуг в целом. Подобная картина наблюдалась в Польше и Украине, отчасти в Великобритании. В Германии и Финляндии, напротив услуги водоснабжения дорожали медленнее других услуг.
Безусловно, в странах
сопоставления тоже имеет место
своя собственная специфика. В Польше,
как и в России, в начале 2000-х
гг. была заметна тенденция к сокращению
реальных темпов роста тарифов, но после
присоединения к ЕС динамика тарифов
в стране схожа со среднеевропейской.
В Финляндии заметны тенденции
к постепенному росту тарифов
ЖКХ в реальном выражении. Совсем
иной характер носит ситуация в Украине,
где пик роста тарифов в
связи с реформированием
Евростат, ФСГС РФ
Сопоставление абсолютной величины тарифов на ЖКУ в России и странах Европы показывает, что в абсолютном выражении услуги данной группы в середине 2000-х гг. обходились гражданам России всё ещё значительно дешевле, чем европейцам, и в 2010 г. картина едва ли существенно изменилась.
Но при принятии во внимание реального уровня потребительских расходов населения РФ и той роли, которую играют в нём траты на оплату ЖКУ, ситуация выглядит кардинально иной. Обнаруживается, что Россия находится, по крайней мере, на среднеевропейском уровне по доле услуг ЖКУ в расходах, а возможно, уже попала в число европейских лидеров по этому показателю.
Евростат, ФСГС РФ
Среди причин отклонения динамики тарифов в России от аналогичных показателей других стран можно выделить методологические и содержательные факторы.
Один из них уже упоминался выше: речь идёт о других весах компонентов при расчёте индекса цен на ЖКУ. Эти различия могут быть обусловлены как специфическими характеристиками хозяйства конкретной страны (к примеру, практическое отсутствие газоснабжения частных лиц в Финляндии или пренебрежимо малая роль центрального отопления в Великобритании), так и уровнем развития отдельных рынков. Наиболее важным в этой связи представляется рынок аренды жилья.
В структуре индекса цен на ЖКУ и топливо в целом по ЕС арендная плата составляет, как правило, чуть более трети. Если взять структуру индекса цен (т. е. фактически структуру расходов) на ЖКУ без учёта арендной платы, то она окажется в целом схожа с российской. 50 – 60% приходится на электроэнергию, газ и другие виды топлива. При этом, правда, доля электричества заметно выше, она превышает 20%, в России – около 10%, также более высока доля газа, зато доля отопления, даже при включении туда не только центрального отопления, но и всех видов топлива, оказывается ниже российской – около 15% (примерно 20% в России). Впрочем, это объяснимо природными факторами. В Европе по сравнению с Россией также ниже доля водоснабжения и водоотведения, которая в среднем по ЕС не превышает 25% даже с учётом того, что в этот комплекс услуг европейская статистика включает и вывоз мусора, тогда как в России этот уровень близок к 30%. Это можно связать, в первую очередь, с недостаточным развитием индивидуального учёта, а также с возможно более высоким объёмом потребностей в горячем водоснабжении.
Само по себе включение арендной платы с большим весом (который в отдельных странах превышает 50%) способно оказать значительное влияние на динамику индекса цен на ЖКУ. Статистические данные по странам ЕС свидетельствуют, что арендная плата возрастает значительно медленнее, чем цены на жилищно-коммунальные услуги в среднем. Более того, в ЕС в целом арендная плата за 2002 – 2009 гг. даже снизилась в реальном выражении. Из-за этого формируется «якорь» ценовой динамики, который несколько занижает её относительно тех стран, где плата за аренду либо не включается в индекс цен, либо включается с небольшим весом.