Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 18:09, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение дискреционной кредитно-денежной политики Центрального Банка и «политики по правилам». Задачами данной курсовой работы является рассмотрение следующих вопросов:
1) изучение сущности и видов денежно-кредитной политики;
2) рассмотрение целей и инструментов денежно-кредитной политики ЦБ РФ;
3) изучение основ денежно-кредитной политики Центрального Банка;
4) проведение анализа денежной массы и денежной базы;
5) рассмотрение кредитных операций и уровня ликвидности активов банка.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ БАНКА РОССИИ В РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1. Денежно-кредитная политика: сущность и виды 5
1.2. Цели и инструменты кредитно-денежной политики 8
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСКРЕЦИОННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ БАНКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 15
2.1 Основы денежно-кредитной политики Центрального Банка 15
2.2. Анализ динамики денежной массы и денежной базы 18
2.3. Кредитные операции и уровень ликвидности активов банка 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
СОДЕРЖАНИЕ
Банковская система в рыночной экономике является обычно двухуровневой и включает Центральный Банк (эмиссионный) и коммерческие (депозитные) банки различных видов. Основными функциями коммерческих банков считаются привлечение вкладов (депозитов) и предоставление кредитов. Посредством этих операций коммерческие банки могут создавать деньги, т.е. расширять денежное предложение, что отличает их от других финансовых учреждений. Банки занимаются также куплей и продажей ценных бумаг.
Центральный Банк выпускает в обращение национальную валюту, хранит золотовалютные резервы страны, обязательные резервы коммерческих банков, выступает в качестве межбанковского расчетного центра. Он является обычно кредитором последней инстанции для коммерческих банков, а также финансовым агентом правительства. Центральный Банк может выступать как продавец и покупатель на международных денежных рынках и координировать зарубежную деятельность частных банков.
Во всех странах Центральные Банки формируют и осуществляют кредитно-денежную политику, контролируют и координируют деятельность коммерческих банков.
Предложение денег в экономике изменяется в результате операций Центрального Банка, коммерческих банков и решений небанковского сектора. Как уже было показано в предыдущей главе, Центральный Банк контролирует предложение денег путем воздействия на денежную базу, а также на мультипликатор. Фактический объем предложения денег складывается в результате операций коммерческих банков по приему вкладов и выдаче ссуд.
Актуальность темы. В 2012 году динамика показателей денежно-кредитной сферы формировалась в условиях замедления экономической активности, сохранения темпов инфляции, близких к предыдущему году, и тенденции к оттоку частного капитала. Основным фактором экономического роста оставался внутренний спрос на товары и услуги. Рост реальной заработной платы, объемов банковского кредитования и увеличение численности занятых способствовали повышению потребительских расходов населения.
Повышение гибкости курсообразования позволило сгладить влияние внешних шоков на российскую экономику. В декабре 2012 г. по отношению к декабрю 2011 г. индекс номинального эффективного курса рубля к иностранным валютам возрос на 2,1 процента. Несмотря на незначительное изменение обменного курса рубля, отмечалось повышение склонности экономических агентов к накоплению средств в иностранной валюте.
Целью данной курсовой работы является изучение дискреционной кредитно-денежной политики Центрального Банка и «политики по правилам». Задачами данной курсовой работы является рассмотрение следующих вопросов:
1) изучение сущности и видов денежно-кредитной политики;
2) рассмотрение целей и инструментов денежно-кредитной политики ЦБ РФ;
3) изучение основ денежно-кредитной политики Центрального Банка;
4) проведение анализа денежной массы и денежной базы;
5) рассмотрение кредитных операций и уровня ликвидности активов банка.
Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен1.
Первоначально основной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег, в настоящее время эта функция постепенно ушла на второй план, однако не следует забывать, что наличные деньги все еще являются тем фундаментом, на котором зиждется вся оставшаяся денежная масса, поэтому деятельность центрального банка по эмиссии наличных денег должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая.
Осуществляя денежно-кредитную политику, центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике «дорогих денег» (рестрикционной).
С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны2.
Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.
Кредитно-денежная политика должна содействовать снижению инфляционных ожиданий, хозяйственных рисков, выполнению бюджетных обязательств, обеспечению бездефицитности бюджета. Это приводит обычно к росту сбережений, инвестиций и стимулирует экономический рост.
Однако этот классический вариант кредитно-денежной политики не учитывает в явном виде появление в хозяйственном пространстве значительного числа новых институтов, которые нуждаются в определённом «монетарном обслуживании», иначе они не работают или работают неэффективно.
Дискреционная (гибкая) кредитно-денежная
политика направлена па стимулирование
или сдерживание деловой
Стимулирующая дискреционная политика- это политика «дешевых» денег, которую использует Центральный банк при экономических спадах для активизации деловой активности. В этом случае Центральный банк увеличивает предложение денег, что приводит к падению процентной ставки. Это, в свою очередь, стимулирует инвестиционные процессы и увеличивает совокупный спрос, поскольку инвестиции является составной частью совокупного спроса. Результатом является увеличение ВВП. Сдерживающая кредитно-денежная политика (то есть политика «дорогих денег») проводится при ажиотажных подъемах экономики, сопровождающихся инфляцией. В этом случае Центральный банк уменьшает предложение денег, в результате растет процентная ставка, кредит становится более дорогим, что приводит к сокращению инвестиций, сокращению совокупного спроса и соответственно к уменьшению ВВП.
Таким обратом, целью гибкой кредитно-денежной политики является стабилизация ставки процента на желаемом уровне.
Следует отметить, что гибкая кредитно-денежная политика, манипулирующая денежным предложением для управления процентной ставкой, может привести к прямо противоположным по сравнению с ожидаемыми последствиям. В святи с этим монетаристами во главе с Милтоном Фридменом была предложена кредитно-денежная «политика по правилам». Целью этой политики является стабилизация денежного предложения на определенном уровне. Государство в лице Центрального банка должно строго следовать монетарному правилу: теми роста денежной массы должен соответствовать треидовому темпу роста реального ВВП. В применении к экономике США этот теми рассчитывался иа основе прошлых средних значении за достаточно долгий период и приблизительно составлял 3-5% в год. Иногда теми роста денежной массы поднимался до 8%.
В 1970-х гг. идеи М. Фридмена пользовались особой популярностью в западных странах. В это время было введено тартетирование денежного предложения, ю ссгь установление верхнего и нижнего пределов денежной массы на предстоящий период. Подобные пределы были установлены в США. ФРГ, Англии. Канаде. Японии. Главной целью правительств этих стран было в по время снижение темпов инфляции, которая составляла 14% в год. Справедливости ради надо сказать, что уменьшение темпа инфляции в результате таргетирования денежного предложения было достигнуто. За этот результат пришлось -заплатить ростом безработицы. В связи с ним в 1980-е гг. Великобритания, Канада и США отказались от политики таргетирования денежной массы.
Цели и инструменты денежной политики можно сгруппировать следующим образом:
Конечные цели:
а) экономический рост;
б) полная занятость;
в) стабильность цен;
г) устойчивый платежный баланс.
Промежуточные целевые ориентиры:
а) денежная масса;
б) ставка процента;
в) обменный курс.
Инструменты:
а) лимиты кредитования; прямое регулирование ставки процента;
б) изменение нормы обязательных резервов;
в) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования);
г) операции на открытом рынке..
Существует различие между инструментами прямого (а) и косвенного (б, в, г) регулирования. Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.
Конечные цели реализуются кредитно-денежной политикой как одним из направлений экономической политики в целом, наряду с фискальной, валютной, внешнеторговой, структурной и другими видами политики. Промежуточные цели непосредственно относятся к деятельности Центрального Банка и осуществляются в рыночной экономике в основном с помощью косвенных инструментов.
Нередко в процессе формирования банковской системы в странах, переходящих к рыночным отношениям, усиление степени независимости Центрального Банка в проведении денежной политики сопровождается стремлением денежных властей к достижению конечной цели, тогда как реально они в состоянии контролировать лишь определенные промежуточные номинальные величины.
Рассмотрим инструменты косвенного регулирования денежной системы.
Обязательные резервы - это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном Банке (формы хранения могут различаться по странам). Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов (например, по срочным они ниже, чем по вкладам до востребования). В современных условиях обязательные резервы не столько выполняют функцию страхования вкладов (эту функцию выполняют специализированные финансовые институты, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Центрального Банка, а также для межбанковских расчетов.
Нормы обязательных резервов довольно существенно различались по отдельным странам. Так, в начале 90-х годов нормы резервирования текущих счетов колебались от 0,51% в Великобритании и 2,5% в Японии и Швейцарии до 22,5%) в Италии.
В России динамика избыточных резервов выглядела таким образом:
Рис. 1. Доля избыточных резервов в общем объеме банковских резервов (%)3
Банки могут хранить и избыточные резервы - некоторые суммы сверх обязательных резервов, например, для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Однако это лишает банки суммы дохода, который они могли бы получить, пуская эти деньги в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается.
Основной частью избыточных резервов российских банков были остатки средств на корреспондентских счетах в Центральном Банке. Резкое увеличение их после августа 1998 г. объясняется рядом причин, в том числе: снижением нормы обязательных резервов Центральным Банком для смягчения последствий дефолта по внутреннему долгу и массового изъятия вкладов; вливанием Центробанком ликвидности в банковскую систему в виде стабилизационных кредитов; фактической ликвидацией рынка ценных бумаг как объекта инвестирования для коммерческих банков; сокращением кредитов реальному сектору.
Чем выше устанавливает Центральный Банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов (rr) уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, Центральный Банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения.
На практике нормы обязательных резервов пересматриваются довольно редко, поскольку сама процедура носит громоздкий характер, а сила воздействия этого инструмента через мультипликатор значительна. В последние годы в ряде стран наблюдалось снижение нормы обязательного резервирования, а в некоторых случаях и ее отмена.4