Дискреционная кредитно-денежная политика Центрального Банка и «политика по правилам»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение дискреционной кредитно-денежной политики Центрального Банка и «политики по правилам». Задачами данной курсовой работы является рассмотрение следующих вопросов:
1) изучение сущности и видов денежно-кредитной политики;
2) рассмотрение целей и инструментов денежно-кредитной политики ЦБ РФ;
3) изучение основ денежно-кредитной политики Центрального Банка;
4) проведение анализа денежной массы и денежной базы;
5) рассмотрение кредитных операций и уровня ликвидности активов банка.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ БАНКА РОССИИ В РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1. Денежно-кредитная политика: сущность и виды 5
1.2. Цели и инструменты кредитно-денежной политики 8
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСКРЕЦИОННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ БАНКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 15
2.1 Основы денежно-кредитной политики Центрального Банка 15
2.2. Анализ динамики денежной массы и денежной базы 18
2.3. Кредитные операции и уровень ликвидности активов банка 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 466.00 Кб (Скачать файл)

Задолженность кредитных  организаций по кредитам Банка России, обеспеченным нерыночными активами и поручительствами кредитных организаций, предоставляемым на срок до 365 дней, за январь-сентябрь 2012 года возросла с 382,0 до 651,1 млрд. рублей. При этом процентные ставки по ним превышали ставку по основным краткосрочным рыночным механизмам рефинансирования. Задолженность по другим видам кредитов Банка России в январе сентябре 2012 года изменилась незначительно.

Начиная с мая 2012 года Банк России впервые с 2009 года заключал сделки «валютный своп». Эти операции были нерегулярными и проводились в основном в ситуации роста процентных ставок денежного рынка.

В 2012 году Банк России с  целью увеличения возможностей кредитных организаций по получению рефинансирования принял ряд мер. направленных на расширение круга ценных бумаг, которые могут быть использованы в качестве обеспечения в операциях с центральным банком. Банк России возобновил проведение операций прямого биржевого РЕПО с акциями, включенными в Ломбардный список Банка России. Кроме того, в этот список был включен ряд корпоративных и банковских облигаций и были установлены/изменены поправочные коэффициенты (дисконты) по ряду выпусков ценных бумаг, входящих в Ломбардный список. Эти меры позволяют увеличить потенциальный объем приемлемого обеспечения в рамках Ломбардного списка на 0,5 трлн. рублей - до 3,4 трлн. рублей.

В условиях временного профицита  банковской ликвидности в январе-феврале 2012 года сохранялся спрос кредитных организаций на операции абсорбирования Банка России. В дальнейшем в связи с исчерпанием избытка ликвидности среднедневной объем депозитных операций сократился со 186,1 млрд. рублей в январе до 69,0 млрд. рублей в сентябре.

В январе-сентябре 2012 года в структуре депозитных операций Банка России преобладали депозиты «овернайт», доля которых в общем объеме соответствующих операций составила 95,1% (в аналогичный период 2011 года - 87,6%).

Банком России принято  решение о проведении с III квартала 2012 года еженедельных депозитных операций по фиксированной процентной ставке на стандартном условии «том - 1 месяц».

В текущем году Банк России не изменял нормативы обязательных резервов - они составляли 4,0% по обязательствам перед физическими лицами и иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте и 5,5% - по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами - нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте. Сумма средств, депонированных кредитными организациями на счетах обязательных резервов в Банке России, по состоянию на 1.10.2012 составляла 411.5 млрд. рублей, увеличившись за девять месяцев текущего года на 33,1 млрд. рублей.

Развитие и применение системы инструментов Банка России в предстоящий трехлетний период будут направлены на достижение целей денежно-кредитной политики с учетом перехода к режиму таргетирования инфляции, а также на обеспечение финансовой стабильности, бесперебойного функционирования платежной системы Банка России и систем расчетов по операциям с инструментами российского финансового рынка. Система инструментов продолжит учитывать особенности взаимодействия Банка России с региональными кредитными организациями, характеристики трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики и состояние российского финансового рынка.

Основа действующей  системы инструментов денежно-кредитной  политики - коридор процентных ставок Банка России в рассматриваемый  период сохранится, при этом Банк России рассмотрит возможность его сужения в целях повышения действенности процентной политики. В качестве инструментов, обеспечивающих нахождение краткосрочных ставок межбанковского рынка в границах процентного коридора, будут применяться депозитные операции и операции рефинансирования (ломбардные кредиты и операции РЕПО) постоянного действия на срок 1 день. Однодневные сделки валютный своп и планируемые к введению в систему инструментов Банка России сделки своп с драгоценными металлами будут использоваться Банком России как дополнительные инструменты, повышающие жесткость верхней границы процентного коридора в условиях появления признаков недостатка стандартного обеспечения у кредитных организаций.

В целях приближения  краткосрочных процентных ставок денежного рынка к центральной части процентного коридора Банк России продолжит осуществлять операции на открытом рынке - ломбардные аукционы и аукционы прямого РЕПО, депозитные аукционы - сроком на 1 неделю с определением лимитов предоставления или изъятия средств на основе сводного прогноза ликвидности банковского сектора. При этом проведение аукционов РЕПО на срок 1 день продолжится до тех пор, пока данный инструмент, по оценкам Банка России, будет необходим для ограничения волатильности рыночных ставок.

Политика Банка России по формированию перечня активов, принимаемых в качестве обеспечения по операциям предоставления ликвидности, и установлению поправочных коэффициентов, используемых для корректировки его стоимости, будет носить контрциклический характер с учетом задачи обеспечения доступности инструментов рефинансирования для кредитных организаций.

Применение инструментов рефинансирования на сроки свыше 1 недели будет направлено преимущественно  на поддержание финансовой стабильности. В целях ограничения влияния  данных операций на соответствующий  сегмент кривой рыночных процентных ставок и недопущения искажения сигналов процентной политики Банк России рассмотрит целесообразность перехода к их осуществлению по плавающей ставке. В этом случае не исключается дополнение системы инструментов Банка России сделками своп с иностранной валютой и драгоценными металлами на срок до 1 года для расширения доступа кредитных организаций к рефинансированию на эти сроки.

В связи с предполагаемым ростом объемов операций рефинансирования в целях предоставления кредитным  организациям возможностей по управлению портфелями ценных бумаг, основная часть которых уже продана Банку России по сделкам РЕПО, планируется внести изменения в технологию проведения операций РЕПО на срок более 1 дня. Предполагается в 2013 году предоставить банкам право осуществлять оперативную замену ценных бумаг, проданных Банку России по сделкам РЕПО, на другие ценные бумаги из Ломбардного списка Банка России без перезаключения сделки.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По проделанной работе можно сделать следующее заключение.

Дискреционная кредитно-денежная политика — это целенаправленная политика,  способствующая стимулированию или сдерживанию деловой активности в зависимости от фазы экономического цикла. Дискреционная кредитно-денежная политика бывает стимулирующая и сдерживающая. Стимулирующая дискреционная политика (политика «дешевых» денег) проводится при спаде производства. Последовательность кредитно-денежных мероприятий при этом будет следующая: рост денежной массы, снижение процента, рост инвестиций, рост реального объема производства. Сдерживающая дискреционная политика (политика «дорогих» денег) проводится при инфляции, опасности кризиса перепроизводства. Последовательность кредитно-денежных мероприятий при этом будет обратная: снижение денежной массы, рост процента, снижение инвестиций, снижение реального объема производства.

Под влиянием сложившихся  макроэкономических показателей в 2012 году происходило замедление роста  спроса экономических агентов на национальную валюту. Объем денежной массы в национальном определении (денежного агрегата М2) по состоянию  на 1 декабря 2012 г. составил 25080,6 млрд. руб., увеличившись за одиннадцать месяцев текущего года на 2,4% (за январь-ноябрь 2011 года – на 9,5 процента). При этом годовой темп прироста денежного агрегата М2 снизился до 14,4% по сравнению с 22,3% на начало года, в реальном выражении – до 7,4% по сравнению с 15,3% соответственно.

Продолжились позитивные изменения в макроструктуре денежной массы: при увеличении ее безналичной  составляющей на 3% объем наличных денег  в обращении возрос на 0,6%, что  привело к сокращению доли наличных денежных средств в структуре агрегата М2 с 24,3% на начало 2012 года до 23,8% на 1 декабря 2012 года.

Основным фактором, повлиявшим на замедление динамики ресурсной базы кредитных организаций, стало снижение средств на счетах нефинансовых и финансовых (кроме кредитных) организаций в национальной валюте, составившее за январь-ноябрь 2012 года 6,1% (в аналогичный период 2011 года наблюдался рост на 6,2 процента). Срочные депозиты организаций за январь-ноябрь 2012 года сократились на 3%, а остатки средств на их текущих и расчетных счетах в национальной валюте – на 8,7 процента. Соответственно, удельный вес срочных депозитов в структуре рублевых депозитов организаций возрос с 45,4% до 46,9 процента.

В сложившихся экономических  условиях объем средств, привлеченных кредитными организациями в депозиты в иностранной валюте, в долларовом эквиваленте увеличился за январь-ноябрь 2012 года на 19,9% (за аналогичный период 2011 года – на 12,5 процента). При этом объем вкладов населения в иностранной валюте в долларовом эквиваленте возрос на 17,5%, а депозитов организаций – на 22,5% (за одиннадцать месяцев 2011 года – на 9,5% и 15,6% соответственно). Удельный вес депозитов в иностранной валюте в структуре общего объема безналичных средств увеличился с 18,7% на начало 2012 года до 20,6% по состоянию на 1 декабря 2012 года.

По данным Банка России, о движении наличной иностранной валюты через  уполномоченные банки, в январе-ноябре 2012 г. чистый спрос населения на наличную иностранную валюту увеличился в 1,9 раза по сравнению с аналогичным периодом 2011 года и составил 17,1 млрд. долларов США.

Вышеуказанные факторы  определили превышение темпа прироста широкой денежной массы над темпом прироста агрегата М2: за одиннадцать  месяцев 2012 года объем денежной массы  с учетом депозитов в иностранной валюте увеличился на 4,5% (за аналогичный период 2011 года – на 10,5 процента). Основными источниками ее роста стали увеличение требований банковской системы к населению и организациям на 4,9 трлн. руб., или на 18,2%, и чистых иностранных активов банковской системы – на 0,6 трлн. руб., или на 3,3 процента. В то же время произошло снижение чистых требований банковской системы к органам государственного управления на 2,9 трлн. рублей.

Объем денежной базы в широком определении, характеризующей денежное предложение со стороны органов денежно-кредитного регулирования, в целом за 2012 год увеличился на 1,2 трлн. руб., или на 14% (против прироста на 5,5% за 2011 год) и составил по состоянию на 1 января текущего года 9852,8 млрд. рублей. При этом сохранилась тенденция изменения структуры источников роста денежного предложения в пользу рефинансирования банковского сектора со стороны Банка России. Продолжившееся повышение гибкости курсообразования в 2012 году привело к снижению участия Банка России в операциях на внутреннем валютном рынке, за счет которых был сформирован прирост денежной базы (0,2 трлн. руб. в 2012 году по сравнению с 0,3 трлн. руб. в 2011 году). Бюджетная система по-прежнему была главным каналом абсорбирования ликвидности – за счет увеличения остатков денежных средств на счетах расширенного правительства в Банке России в 2012 году произошло снижение денежной базы на 1,2 трлн. руб. (в 2011 году – на 1,1 трлн. рублей). В этих условиях прирост денежного предложения формировался в основном за счет расширения рефинансирования кредитных организаций со стороны Банка России: годовой прирост валового кредита банкам составил 1,8 трлн. рублей.

Важное значение с  точки зрения успешности реализации единой государственной денежно-кредитной политики имеет координация усилий Банка России и Правительства Российской Федерации. Высокая степень влияния регулируемых цен и тарифов на темпы роста потребительских цен обусловливает целесообразность принятия решений об их индексации с уметом целевых ориентиров по инфляции. Результативность денежно-кредитной политики также во многом зависит от состояния государстве иных финансов. Последовательное проведение бюджетной политики, направленной на постепенное сокращение ненефтегазового дефицита бюджета и обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, будет вносить позитивный вклад в поддержание финансовой и общей макроэкономической стабильности, создавая, таким образом, благоприятные условия для экономического роста и достижения целей денежно-кредитной политики.

Банк России продолжит  расширять практику регулярного  разъяснения широкой общественности целей и содержания денежно-кредитной политики, приводить оценки макроэкономической ситуации, послужившие основанием для его решений. Развитие информационного взаимодействия Банка России с обществом будет способствовать улучшению управления инфляционными ожиданиями и создавать фундамент для обеспечения доверия экономических агентов к Банку России и проводимой денежно- кредитной политике.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамова М. А., Александрова Л. С. Экономическая теория: Учеб. пособие. — М.: Юриспруденция, 2004. — 387 с.
  2. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник.— М.: МГУ; Дело и Сервис, 2005.
  3. Актуальные проблемы российской денежно-кредитной политики // Рос. экон. журнал. - 2006.
  4. Андрюшин С. Приоритеты денежно-кредитной политики центральных банков в новых условиях // Вопросы экономики. - 2011. - № 6. - С.57-70.
  5. Базиков А.А. Экономическая теория: Курс лекций. - М.: Инфра-М, 2005.
  6. Бугаян И. Р. Макроэкономика: Учеб. пособие для экон. спец. вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 348 с.
  7. Гаврилова В.Е. Эволюция функций денег в современных условиях // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). - 2012. - № 3. - С.60-69.
  8. Гладков И.С., Марыганова Е.А., Суслова Е.И Экономика. - М.: Кнорус, 2005.
  9. Ивашевский С.Н. Макроэкономика: Учебник. – 2-е изд., испр., доп. – М.:Дело, 2006. – 472 с.
  10. Киселева Е. Макроэкономика: Курс лекций. - М.: Эксмо, 2005.
  11. Некипелов А. Стратегия и тактика денежно-кредитной политики в условиях мирового экономического кризиса / А.Некипелов, М.Головин // Вопросы экономики. - 2010. - № 1. - С.4-20.
  12. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на  2013 год и период 2014 и 2015 годов // ВЕСТНИК БАНКА РОССИИ, № 67 (1385) от 28.11.2012
  13. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012-2013 годов // Деньги и кредит. - 2011. - N 1. - С.3-26.
  14. Тарасевич Л. С., Гребенников П. И., Леусский А. И. Макроэкономика: Учебник. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт –Издат, 2004.
  15. Экономика: Учебник /Под ред. Доц. А. С. Булатова. – М.: Издательство БЕК. 2005. С.632.
  16. Юров А.В. Состояние наличного денежного обращения в Российской Федерации. Реализация перспективных решений // Деньги и кредит. - 2012. - № 6. - С.3-9.
  17. Юрьева Т.В., Марыганова Е.А. Макроэкономика: Учебно-практическое пособие. -М.: МЭСИ, 2006.

Информация о работе Дискреционная кредитно-денежная политика Центрального Банка и «политика по правилам»