Диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 23:00, автореферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. На современном этапе развития мировой экономики - этапе глобализации - усиливается тенденция к активизации хозяйственных отношений государства и бизнеса в направлении открытия для частного капитала сферы государственной собственности. Хозяйственное партнерство государства и бизнеса позволяет привлечь в государственный сектор дополнительные финансовые средства, ослабить остроту бюджетных проблем, объединить потенциал двух хозяйствующих субъектов – государственную собственность и частнопредпринимательские принципы хозяйствования, инвестиции, менеджмент, инновации.

Файлы: 1 файл

aftoref_ivanova.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)




 

 

 

На правах рукописи

 

 

 

ИВАНОВА АНАСТАСИЯ ОЛЕГОВНА

 

 

 

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО

ПАРТНЕРСТВА В ЯПОНИИ

 

Специальность 08.00.14 - Мировая экономика

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени  кандидата экономических наук

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2010

 

Работа выполнена на кафедре  менеджмента и маркетинга Московского  государственного института международных отношений (Университета) МИД России

 

Научный руководитель:

заслуженный деятель  науки РФ,

доктор экономических  наук,  
профессор Ноздрева Раиса Борисовна

Официальные оппоненты:

доктор экономических  наук  
профессор Тимонина Ирина Львовна

 

 

кандидат экономических  наук

Леонтьева Елена Львовна

Ведущая организация:

Институт Дальнего Востока  РАН


 

 

Защита состоится «25»  марта 2010 г. в 16-30 часов на заседании диссертационного совета Д 209.002.06 Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России по адресу: 119454, г. Москва, проспект Вернадского, д. 76.

 

 

С диссертацией можно  ознакомиться в научной библиотеке им. И.Г. Тюлина Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России.

 

 

Автореферат разослан «18» февраля 2010 г.

 

 

Ученый секретарь

диссертационного совета   ____________________ к.э.н., профессор Соколова М.И. 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. На современном этапе развития мировой экономики - этапе глобализации - усиливается тенденция к активизации хозяйственных отношений государства и бизнеса в направлении открытия для частного капитала сферы государственной собственности. Хозяйственное партнерство государства и бизнеса позволяет привлечь в государственный сектор дополнительные финансовые средства, ослабить остроту бюджетных проблем, объединить потенциал двух хозяйствующих субъектов – государственную собственность и частнопредпринимательские принципы хозяйствования, инвестиции, менеджмент, инновации.

В современном понимании  государственно-частное партнерство  представляет собой систему взаимодействия между государством и частными компаниями, банками и другими институтами в целях реализации общественно значимых проектов. Характер этого взаимодействия, методы и конкретные формы могут различаться в зависимости от национальных особенностей и зрелости рыночных отношений, однако за государством неизменно сохраняется выполнение его социально ответственных функций, а бизнес всегда остается движителем процесса умножения общественного богатства.

Государственно-частное  партнерство представляет собой  относительно новую ступень в  развитии отношений двух субъектов, призванную сыграть важную роль в совершенствовании рыночных структур и экономики в целом. В отличие от традиционных отношений государственно-частное партнерство создает свои модели финансирования, отношений собственности и методов управления.

В настоящее время партнерство государства и бизнеса наиболее активно осуществляется в так называемых секторах общественных услуг и, в частности, в инфраструктурных отраслях. Немалый опыт партнерского взаимодействия между государством и частным бизнесом накоплен и в отраслях производственной инфраструктуры (в энергетике, железнодорожном транспорте, автодорожном хозяйстве, портах, аэропортах, коммунальном хозяйстве), т.е. отраслях, составляющих основу жизнеобеспечения экономики и общества.

Все вышеизложенное свидетельствует о значимости исследования становления и развития института государственно-частного партнерства, призванного сыграть существенную роль в развитии современных рыночных структур и отношений.

Япония относится к числу  стран, где накоплен немалый опыт использования форм и методов государственно-частного партнерства в различных отраслях производственной и социальной инфраструктуры, а также государственного регулирования в этой области.

В 90-ые годы Япония фактически пережила «потерянное десятилетие» перманентного кризиса и значительного бюджетного дефицита, что потребовало отказаться от старой модели государственного финансирования крупномасштабных проектов создания и развития приоритетных объектов в основном в инфраструктурной, социально значимой сфере, и перейти к новым формам сотрудничества с частным бизнесом, прежде всего, в форме государственно-частного партнерства.

Анализ системы государственно-частного партнерства в Японии имеет важное теоретическое и практическое значение, поскольку

- предоставляет ценный материал для теоретического осмысления тенденций развития современной мировой экономики, места и роли государства в этих процессах, организационных механизмов и методов, которые оно при этом использует;

- экономические системы Японии  и России обладают рядом близких характеристик (традиционно существенная роль государственного регулирования в обеих странах, сильные «патерналистские настроения» в деловых кругах, наличие целого ряда схожих актуальных проблем, ждущих своего решения - развитие инфраструктуры, повышение эффективности использования государственной собственности, поиск оптимальных форм хозяйственного взаимодействия государства и бизнеса);

- это обусловлено практическими  потребностями российско-японского делового сотрудничества, в том числе в контексте реализации Федеральной целевой программы по развитию Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года, в рамках которой предполагается создать и реконструировать большое число объектов производственной и социальной инфраструктуры. Использование механизмов государственно-частного партнерства при реализации программы было бы полезным не только с точки зрения непосредственных результатов, но и в более широком плане – для повышения эффективности управления государственной собственностью, развития институтов рынка, частной инициативы и т.д.;

- помимо решения задач совершенствования  инфраструктуры становление и  развитие государственно-частного  партнерства выступает и как  один из факторов, способствующих  демпфированию кризисных явлений  в экономике. С учетом этого, зарубежный опыт, несомненно, мог бы стать хорошим примером для развития данной формы сотрудничества в нашей стране, в том числе при решении задачи стимулирования реализации проектов по модернизации российской экономики и её структуры.

Объектом исследования являются модели и конкретные формы государственно-частного партнерства в Японии, в частности, в сфере инфраструктуры, а также механизм государственного регулирования государственно-частного партнерства, включая его правовую базу, структуру и функции государственных органов, используемый ими инструментарий.

Предметом исследования являются тенденции и процессы развития государственно-частного партнерства на современном этапе глобализации, общие и специфические особенности соглашений о партнерстве, используемых в мировой практике.

Хронологические рамки  исследования. Временной горизонт исследования охватывает период со второй половины 80-х гг., когда в Японии были предприняты первые (не увенчавшиеся успехом) попытки положить начало хозяйственному сотрудничеству государства и частного сектора в области инфраструктуры в форме создания предприятий «третьего сектора» (компаний с совместным государственно-частным участием в уставном капитале), до настоящего времени, когда институт государственно-частного партнерства в Японии в целом сформировался и начал функционировать. Особую важность для исследования имеет последнее десятилетие (1999-2009 гг.), когда система государственно-частного партнерства в Японии была поставлена на прочную правовую основу, стала характеризоваться разнообразием форм, активным государственным регулированием и широким набором используемых инструментов.

Цель исследования заключается в анализе функционирующих в Японии форм и отдельных проектов государственно-частного партнерства, государственного регулирования институциональных структур и механизмов для выработки рекомендаций по возможному использованию рациональных элементов японского опыта в российской теории и практике.

В соответствии с указанной  целью поставлены следующие основные задачи исследования:

  • уточнить содержание понятия «государственно-частное партнерство» и выявить его основные имманентные характеристики;
  • систематизировать принципы государственно-частного партнерства;
  • проанализировать законодательную и нормативную базу развития государственно-частного партнерства в Японии;
  • исследовать организационно-институциональные основы государственно-частного партнерства в Японии;
  • проанализировать модели, формы и организационные схемы государственно-частного партнерства в Японии;
  • структурировать основной инструментарий государственного регулирования государственно-частного партнерства в Японии;
  • дать типологизацию основных рисков при реализации проектов государственно-частного партнерства;
  • выявить особенности функционирования форм японского государственно-частного партнерства на региональном уровне;
  • выработать предложения по возможному использованию рациональных элементов японского опыта в отечественной теории и  хозяйственной практике и повышению эффективности российской системы государственно-частного партнерства.

Методологическую и  теоретическую основу исследования составили труды зарубежных ученых по проблемам теории смешанной экономики, государственного регулирования, управления государственной собственностью, государственно-частных партнерств – А.Аткинсона, Е.Леман, К.Мулкайи, Р.Лоусона, М.Портера, Д.Стиглица, Л.Стивенс, К.Харриса, П.Фишера и др., исследования ведущих российских ученых и специалистов - Л.И. Абалкина, С.Ю. Глазьева, Ю.А. Ершова, Е.Н. Жильцова, В.И. Ивантера, С.П. Кукуры, Д.С. Львова, А.Д. Некипелова, В.М. Полтеровича, Б.А. Райзберга, В.И. Россинского и др., работы российских ученых по вопросам государственно-частного партнерства - В.В.Авекова, Е.М. Алешина, В.Г. Варнавского, А.П. Вихряна, М.В. Вилисова, Н.Г.Дорониной, И.Л. Заики, А.Г. Зельднера, Ю.В. Зворыкиной, А.А. Коноплянника, В.Н. Косторниченко, Н.И.Свистунова, С.А. Смоляка, С.А. Сосны, М.А.Субботина, Л.С. Черного.

При подготовке диссертации были изучены  труды российских ученых по вопросам роли государства в экономике и взаимодействия государства и бизнеса, в том числе по японской проблематике: О.С. Виханского, Б.Н. Добровинского, В.К. Зайцева, Е.Л. Леонтьевой, Б.З. Мильнера, Р.Б. Ноздревой, Я.А. Певзнера, В.Б. Рамзеса, И.Л. Тимониной.

Достоверность экономического анализа обеспечена изучением обширного массива зарубежных материалов, включая законодательные и нормативные акты, официальные документы и материалы японских правительственных органов (канцелярии премьер-министра, министерства по вопросам административного управления, комиссии по справедливым сделкам, др.), публикации государственных и полугосударственных организаций (Комитет содействия развитию «инициативы частного финансирования», Японская ассоциация содействия развитию внешней торговли - ДЖЕТРО, Банк развития Японии, др.) исследовательских центров и институтов, ассоциаций, банков, корпораций (Федерации экономических организаций, Банка дайити кангё, НИИ Нихон кэйдзай кэнкюсё, НИИ Мицубиси сого кэнкюсё, НИИ Мидзухо сого кэнкюсё, др.) монографии и статьи японских и других зарубежных ученых (Е.Ёкоямы, Ф.Нисино, Я.Сёдзи, А.Эстаче, М.Геррарда, М.Льюиса и др.), материалы периодической печати, электронные источники информации. В исследовании широко использованы материалы, информационные и аналитические издания международных экономических и финансовых организаций (Всемирного банка, Международного валютного фонда, Комиссии Евросоюза, Европейской экономической комиссии ООН, др.).

Научная новизна  исследования. Предлагаемая работа – первое в отечественном японоведении исследование системы хозяйственного взаимодействия государства и частного сектора в области экономической инфраструктуры в Японии на рубеже столетия. В работе классифицированы основные формы государственно-частного партнерства в Японии, выявлены их организационные, правовые и финансовые особенности. Систематизированы важнейшие принципы государственно-частного партнерства, дана типологизация основных рисков при его использовании. Определены параметры государственного регулирования хозяйственного партнерства государства и частного сектора в различных сферах экономики Японии, структурированы и классифицированы институциональная, организационная и правовая база, а также основные формы и методы регулирования государственно-частного партнерства в Японии. Даны рекомендации относительно возможностей использования японского опыта в развитии отечественной науки и повышении хозяйственной эффективности.

Положения, выносимые  на защиту:

  • С теоретической точки зрения, развитие государственно-частного партнерства следует рассматривать как движение государства в направлении либерализации национальной экономики, осуществляемое в форме частичной или косвенной приватизации («квази»-приватизации) государственной и муниципальной собственности и общественных услуг.
  • Методологически следует различать понятия государственно-частного партнерства и частно-государственного партнерства. Сущностные отличия между этими понятиями заключаются в том, кто является ведущим субъектом, т.е. выступает инициатором сотрудничества, регламентирует взаимодействие сторон, а также является собственником хозяйственного объекта.
  • К имманентным характеристикам государственно-частного партнерства относятся: его двойственная правовая природа (преследуются как социальные, так и коммерческие цели), договорная форма с четкой фиксацией прав и обязанностей сторон, принцип равенства участников партнерства, невмешательство государства в хозяйственную и административную деятельность частного оператора, общественная значимость объектов сотрудничества, рисковый характер партнерства, обязательное использование конкурсного подхода, обеспечение прозрачности коммерческих операций.
  • Существующая в Японии парадигма отношений сотрудничества между государством и бизнесом, для которой характерны постоянный диалог, взаимное уважение, доверие и ориентированность на поиск взаимоприемлемых договоренностей, служит благоприятной средой для культивирования в стране форм и методов государственно-частного партнерства.
  • Количественные и качественные характеристики государственно-частного партнерства в Японии имеют неуклонную тенденцию к повышению: растет число соглашений о партнерстве, увеличиваются их масштабы; государственно-частное партнерство разворачивается по все более широкому спектру областей. Соглашения о партнерстве функционируют на различных уровнях - от общегосударственного до поселкового. География соглашений достаточно широка и охватывает практически всю страну.
  • В японской системе государственного регулирования государственно-частного партнерства созданы и функционируют специализированные органы различных типов: административные, координационные, консультативные. Это дает возможность, с одной стороны, обеспечивать единство и комплексность подхода к развитию государственно-частного партнерства, и, с другой - учитывать его многоаспектность, разнообразие и специфику.
  • В Японии разработан комплексный механизм государственного содействия развитию государственно-частного партнерства. Его основными составляющими являются информационно-консультационное, организационное и финансовое содействие. Каждое из этих направлений играет важную мобилизующую и стимулирующую роль в деле налаживания и продвижения государственно-частного партнерства.
  • В японском опыте государственного регулирования государственно-частного партнерства есть немало рациональных элементов, которые при соответствующем учете национальных особенностей могут быть с успехом использованы и в российской практике, в частности для совершенствования законодательной базы государственного регулирования государственно-частного партнерства, укрепления организационно-институциональной основы государственного регулирования в этой области, создания общегосударственной системы содействия развитию государственно-частного партнерства.

Информация о работе Диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук