Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 23:00, автореферат
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития мировой экономики - этапе глобализации - усиливается тенденция к активизации хозяйственных отношений государства и бизнеса в направлении открытия для частного капитала сферы государственной собственности. Хозяйственное партнерство государства и бизнеса позволяет привлечь в государственный сектор дополнительные финансовые средства, ослабить остроту бюджетных проблем, объединить потенциал двух хозяйствующих субъектов – государственную собственность и частнопредпринимательские принципы хозяйствования, инвестиции, менеджмент, инновации.
Практическая значимость исследования. Анализ существующих в Японии форм государственно-частного партнерства, институционально-правовой и организационной основы могут быть полезны для российских организаций, занимающихся разработкой государственной политики в области государственно-частного партнерства (федеральные органы законодательной и исполнительной власти, в том числе Государственная дума РФ, Министерство экономического развития РФ, Министерство образования и науки РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство транспорта РФ и др.). Выводы и рекомендации исследования могут быть использованы в теории и практике государственного хозяйствования России.
Результаты проведенного исследования
могут применяться соответствую
Материалы и выводы диссертации могут быть полезны в академических и научно-исследовательских институтах и центрах при подготовке исследований, обобщающих зарубежный опыт государственно-частного партнерства и разрабатывающих предложения для его развития в нашей стране, а также при подготовке лекционных курсов и учебных пособий по проблемам мировой экономики, хозяйственного взаимодействия государства и частного сектора, организации и регулирования государственно-частного партнерства в высших учебных заведениях и школах бизнеса России.
Апробация работы. Основные положения диссертации нашли отражение в 4 статьях автора, опубликованных в периодических изданиях России. Из них 3 опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК России. Общий объем публикаций автора – 2,0 п.л.
Отдельные результаты исследований были представлены автором в виде докладов в ходе научно-практических конференций, в том числе на международной конференции «Российско-германский диалог 2008» (Москва, МГИМО (У) МИД РФ, апрель 2008 года) и на международной конференции «Государственно-частное партнерство: новые возможности для развития инфраструктуры в странах с переходной экономикой» (Москва, Центр международной торговли, октябрь 2008 года).
Материалы диссертационного исследования использовались в практической деятельности Российско-японской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, в частности при подготовке материалов для обсуждения вопросов расширения инвестиционного взаимодействия между Россией и Японией и возможного использования в этих целях механизмов государственно-частного партнерства, в деятельности Государственной корпорации «Роснанотехнологии» в контексте проводимой работы по исследованию проблем инновационного развития и государственно-частного партнерства, а также в деятельности Центра государственно-частного партнерства Внешэкономбанка при выработке рекомендаций по методическому обеспечению проектов государственно-частного партнерства.
Структура диссертации соответствует цели и задачам исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, проанализировано состояние разработанности данной проблемы, определены цель и задачи работы, указаны ее теоретико-методологические основы, раскрыта научная новизна и практическая значимость диссертации.
В первой главе «Теоретические основы государственно-частного партнерства» определяется содержание понятия «государственно-частное партнерство», дается характеристика принципов и форм государственно-частного партнерства, рассматриваются некоторые методологические вопросы организации государственного регулирования партнерств, предлагается авторская типологизация рисков этой формы сотрудничества.
С
конца 80-гг. в мировой экономике
наблюдается существенная корректировка
системы экономических
Становление
нового взаимодействия между государством
и частным сектором идет, прежде
всего, в инфраструктурных отраслях,
где сложились и потребности,
и возможности такого сотрудничества
при решении социально-
Понятие государственно-частного партнерства (ГЧП) характеризуется определенным методологическим разбросом в подходах к нему и, как следствие, многообразием его дефиниций, а также различиями в понимании целей.
Методологическая неопределенность проявляется и в смешивании, взаимозаменяемости или рассмотрении в качестве идентичных понятий «государственно-частное партнерство» и «частно-государственное партнерство». Это касается в одинаковой степени и научной литературы, и государственной экономической практики.
По мнению автора, ставить
знак равенства между понятиями
«государственно-частное
В понятии «государственно-
Понятие «частно-государственное партнерство» подразумевает, что речь идет о реализации частнопредпринимательских проектов, в рамках которых государство оказывает содействие частным компаниям в решении ряда проблем. В этом контексте к реализации проекта подключаются государственные финансовые средства. Принципиально важно, однако, что собственником хозяйственного объекта был и остается частный предприниматель, и именно поэтому применительно к такой схеме взаимодействия частного и государственного сектора правильнее, по мнению автора, использовать понятие «частно-государственное партнерство».
Вне зависимости от масштабов, форм, сферы применения и прочих моментов имманентными для государственно-частного партнерства, по мнению автора, являются следующие черты:
- государственно-частное
- одним из важнейших
- государственно-частное
- реализация проектов
- сотрудничество в рамках
- сотрудничество в рамках партне
- государственно-частное партнерство носит рисковый характер, из чего вытекает необходимость четкого разделения между его участниками рисков и расходов;
- наконец, государственно-
Во второй главе «Государственное регулирование государственно-частного партнерства в Японии» определяются основные формы, методы и инструментарий государственного регулирования государственно-частного партнерства в Японии.
В Японии сформирована эффективная
система законодательного и нормативного
регулирования. Структурной особенностью
данной системы является ее многоуровневый
характер. Вершину законодательно-
За этим уровнем следуют
многочисленные нормативные акты, принятые
в развитие и во исполнение упомянутых
выше законов. К ним относятся
в первую очередь «основные направления»
Принятый в 1999 г. Закон о частной финансовой инициативе является краеугольным камнем системы законодательного регулирования государственно-частного партнерства в Японии, регламентируя практически все основные вопросы, относящиеся к этой сфере. Нося рамочный характер, закон делегирует полномочия детального регулирования правительственным постановлениям и министерским распоряжениям, а также законодательным актам органов местной власти. Такое «распределение обязанностей» между законодательными и нормативными актами дает возможность более полно учитывать отраслевую и региональную специфику. При этом Закон предусматривает минимально необходимое государственное вмешательство в деятельность частного сектора в рамках партнерств.
Организационно-
Среди центральных административных органов «головным» по вопросам государственно-частного партнерства является канцелярия премьер-министра. Этот орган призван решать вопросы кросс-секторального характера, увязывать воедино мнения и позиции различных министерств и ведомств, вырабатывать общую политику, тактику и стратегию развития партнерства в стране, формировать планы государственной работы на этом направлении. В рамках канцелярии имеются специализированные подразделения, отвечающие за отдельные направления в области государственно-частного партнерства – инициативу частного финансирования, систему уполномоченных управляющих, конкурсные торги. Эти подразделения поддерживают постоянные рабочие связи по вопросам государственно-частного партнерства как с другими министерствами и ведомствами, так и органами местной власти по всей стране. Примечательно, что кадровый состав подразделений канцелярии премьер-министра формировался как из бывших сотрудников государственных бюрократических структур (финансовый и инфраструктурный департаменты аппарата правительства), так и частных финансовых институтов.
Подразделения, курирующие
вопросы государственно-
Другая категория центральных органов государственного регулирования государственно-частного партнерства в Японии – консультативные. Они представлены Комитетом содействия развитию «инициативы частного финансирования», консультативным органом премьер-министра по вопросам государственно-частного партнерства. Состав комитета формируется из ученых-экспертов в различных областях. Все члены комитета назначаются лично главой кабинета министров.
В обязанности Комитета входит изучение политики в области «инициативы частного финансирования» и вынесение рекомендаций по ее совершенствованию. Комитет участвует в разработке административных руководств по реализации проектов, по разделению рисков и др., осуществляет общее наблюдение за отбором проектов, заслушивает мнения частных операторов, вносит соответствующие рекомендации премьер-министру, способствует распространению информации о государственно-частном партнерстве.
Информация о работе Диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук