Диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 23:00, автореферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. На современном этапе развития мировой экономики - этапе глобализации - усиливается тенденция к активизации хозяйственных отношений государства и бизнеса в направлении открытия для частного капитала сферы государственной собственности. Хозяйственное партнерство государства и бизнеса позволяет привлечь в государственный сектор дополнительные финансовые средства, ослабить остроту бюджетных проблем, объединить потенциал двух хозяйствующих субъектов – государственную собственность и частнопредпринимательские принципы хозяйствования, инвестиции, менеджмент, инновации.

Файлы: 1 файл

aftoref_ivanova.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

Практическая значимость исследования. Анализ существующих в Японии форм государственно-частного партнерства, институционально-правовой и организационной основы могут быть полезны для российских организаций, занимающихся разработкой государственной политики в области государственно-частного партнерства (федеральные органы законодательной и исполнительной власти, в том числе Государственная дума РФ, Министерство экономического развития РФ, Министерство образования и науки РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство транспорта РФ и др.). Выводы и рекомендации исследования могут быть использованы в теории и практике государственного хозяйствования России.

Результаты проведенного исследования могут применяться соответствующими российскими организациями при выработке направлений и форм экономического сотрудничества с Японией.

Материалы и выводы диссертации  могут быть полезны в академических и научно-исследовательских институтах и центрах при подготовке исследований, обобщающих зарубежный опыт государственно-частного партнерства и разрабатывающих предложения для его развития в нашей стране, а также при подготовке лекционных курсов и учебных пособий по проблемам мировой экономики, хозяйственного взаимодействия государства и частного сектора, организации и регулирования государственно-частного партнерства в высших учебных заведениях и школах бизнеса России.

Апробация работы. Основные положения диссертации нашли отражение в 4 статьях автора, опубликованных в периодических изданиях России. Из них 3 опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК России. Общий объем публикаций автора – 2,0 п.л.

Отдельные результаты исследований были представлены автором в виде докладов в ходе научно-практических конференций, в том числе на международной конференции «Российско-германский диалог 2008» (Москва, МГИМО (У) МИД РФ, апрель 2008 года) и на международной конференции «Государственно-частное партнерство: новые возможности для развития инфраструктуры в странах с переходной экономикой» (Москва, Центр международной торговли, октябрь 2008 года).

Материалы диссертационного исследования использовались в практической деятельности Российско-японской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, в частности при подготовке материалов для обсуждения вопросов расширения инвестиционного взаимодействия между Россией и Японией и возможного использования в этих целях механизмов государственно-частного партнерства, в деятельности Государственной корпорации «Роснанотехнологии» в контексте проводимой работы по исследованию проблем инновационного развития и государственно-частного партнерства, а также в деятельности Центра государственно-частного партнерства Внешэкономбанка при выработке рекомендаций по методическому обеспечению проектов государственно-частного партнерства.

Структура диссертации соответствует цели и задачам исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

 

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, проанализировано состояние разработанности данной проблемы, определены цель и задачи работы, указаны ее теоретико-методологические основы, раскрыта научная новизна и практическая значимость диссертации.

В первой главе «Теоретические основы государственно-частного партнерства» определяется содержание понятия «государственно-частное партнерство», дается характеристика принципов и форм государственно-частного партнерства, рассматриваются некоторые методологические вопросы организации государственного регулирования партнерств, предлагается авторская типологизация рисков этой формы сотрудничества.

С конца 80-гг. в мировой экономике  наблюдается существенная корректировка  системы экономических отношений  между государством и частным  сектором. Парадигма преимущественно административно-властных отношений между государством и бизнесом меняется на отношения партнерства, закрепляемые соответствующими соглашениями сторон. Общий вектор изменений можно охарактеризовать как дальнейшую либерализацию экономики, формирование нового качества взаимодействия власти и бизнеса, расширение пространства функционирования частного капитала.

Становление нового взаимодействия между государством и частным сектором идет, прежде всего, в инфраструктурных отраслях, где сложились и потребности, и возможности такого сотрудничества при решении социально-экономических  задач. Государство уже не считает сферой своей исключительной ответственности многие виды хозяйственной деятельности, традиционно относящиеся к его ведению (производственная и социальная инфраструктура, естественные монополии) и передает функции управления объектами жизнеобеспечения частному сектору.

Понятие государственно-частного партнерства (ГЧП) характеризуется определенным методологическим разбросом в подходах к нему и, как следствие, многообразием  его дефиниций, а также различиями в понимании целей.

Методологическая  неопределенность проявляется и  в смешивании, взаимозаменяемости или рассмотрении в качестве идентичных понятий «государственно-частное партнерство» и «частно-государственное партнерство». Это касается в одинаковой степени и научной литературы, и государственной экономической практики.

По мнению автора, ставить  знак равенства между понятиями  «государственно-частное партнерство» и «частно-государственное  партнерство» неправомерно с методологической точки зрения.

В понятии «государственно-частное партнерство» первичным является государственное. Данное понятие предполагает инициирование проекта государством, привлечение государством бизнеса для решения общественно значимых задач (развитие инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства и т.д.), наличие существенной социальной значимости проектов и – главное - сохранение государственной собственности на хозяйственный объект.

Понятие «частно-государственное  партнерство» подразумевает, что речь идет о реализации частнопредпринимательских  проектов, в рамках которых государство оказывает содействие частным компаниям в решении ряда проблем. В этом контексте к реализации проекта подключаются государственные финансовые средства. Принципиально важно, однако, что собственником хозяйственного объекта был и остается частный предприниматель, и именно поэтому применительно к такой схеме взаимодействия частного и государственного сектора правильнее, по мнению автора, использовать понятие «частно-государственное партнерство».

Вне зависимости от масштабов, форм, сферы применения и прочих моментов имманентными для государственно-частного партнерства, по мнению автора, являются следующие черты:

- государственно-частное партнерство  преследует как общественные (социальные), так и коммерческие цели при  том понимании, что первые являются приоритетными;

- одним из важнейших институциональных  принципов государственно-частного  партнерства является принцип  равенства участников партнерства;

- государственно-частное партнерство  имеет договорную форму (соглашение, контракт и т.д.) с четкой фиксацией прав и обязанностей сторон;

- реализация проектов партнерства  должна быть экономически выгодна  сторонам и ориентирована на  достижение за счет взаимодействия  сторон лучшего результата за  ту же стоимость или того  же результата за более низкую стоимость;

- сотрудничество в рамках партнерства  предполагает минимизацию вмешательства  государства в хозяйственную  и административную деятельность  частного оператора, предоставление  ему свободы предпринимательских действий в рамках достигнутых договоренностей;

- сотрудничество в рамках партнерства в обязательном порядке опирается на использование конкурсного подхода. Это относится как к отбору проектов сотрудничества, так и выбору частных партнеров государства;

- государственно-частное партнерство носит рисковый характер, из чего вытекает необходимость четкого разделения между его участниками рисков и расходов;

- наконец, государственно-частное  партнерство функционирует таким  образом, чтобы обеспечивалась  прозрачность и обратная связь. Это предполагает, с одной стороны, что население имеет доступ к информации, касающейся финансово-экономического состояния и реализации партнерства, качества предоставляемых им услуг и т.д., а с другой – имеет возможность довести свое мнение до участников партнерства и организаций, контролирующих их работу.

Во второй главе «Государственное регулирование государственно-частного партнерства в Японии» определяются основные формы, методы и инструментарий государственного регулирования государственно-частного партнерства в Японии.

В Японии сформирована эффективная  система законодательного и нормативного регулирования. Структурной особенностью данной системы является ее многоуровневый характер. Вершину законодательно-нормативной  пирамиды венчает специальный Закон о содействии развитию общественных объектов за счет использования частных финансовых средств 1999 г. (далее - Закон об «инициативе частного финансирования»). Следующий этаж законодательно-нормативных актов составляют законы, регулирующие отдельные аспекты партнерства (Закон о бухгалтерском учёте (1947 г.), Закон о государственной собственности (1948 г.), Закон о строительных нормативах (1950 г.), Закон о местном самоуправлении (1947 г.), Закон о реформировании сферы общественных услуг путём внедрения конкуренции (2006 г.) и др.)

За этим уровнем следуют  многочисленные нормативные акты, принятые в развитие и во исполнение упомянутых выше законов. К ним относятся  в первую очередь «основные направления», постановления правительства, приказы  и распоряжения министерств и др., которые детализируют нормы закона и служат для местных органов власти и частных инвесторов ориентиром и практическим руководством к действию. Наконец, в основании пирамиды расположены законодательные акты органов местной власти Японии, санкционирующие запуск проектов и вносящие в них коррективы, отражающие специфику того или иного района, его социально-экономические потребности и т.д.

Принятый в 1999 г. Закон  о частной финансовой инициативе является краеугольным камнем системы  законодательного регулирования государственно-частного партнерства в Японии, регламентируя практически все основные вопросы, относящиеся к этой сфере. Нося рамочный характер, закон делегирует полномочия детального регулирования правительственным постановлениям и министерским распоряжениям, а также законодательным актам органов местной власти. Такое «распределение обязанностей» между законодательными и нормативными актами дает возможность более полно учитывать отраслевую и региональную специфику. При этом Закон предусматривает минимально необходимое государственное вмешательство в деятельность частного сектора в рамках партнерств.

Организационно-институциональная  структура государственного регулирования  государственно-частного партнерства  в Японии представляет собой разветвленную систему органов различного типа, функционирующих на нескольких уровнях.

Среди центральных административных органов «головным» по вопросам государственно-частного партнерства является канцелярия премьер-министра. Этот орган призван решать вопросы кросс-секторального характера, увязывать воедино мнения и позиции различных министерств и ведомств, вырабатывать общую политику, тактику и стратегию развития партнерства в стране, формировать планы государственной работы на этом направлении. В рамках канцелярии имеются специализированные подразделения, отвечающие за отдельные направления в области государственно-частного партнерства – инициативу частного финансирования, систему уполномоченных управляющих, конкурсные торги. Эти подразделения поддерживают постоянные рабочие связи по вопросам государственно-частного партнерства как с другими министерствами и ведомствами, так и органами местной власти по всей стране. Примечательно, что кадровый состав подразделений канцелярии премьер-министра формировался как из бывших сотрудников государственных бюрократических структур (финансовый и инфраструктурный департаменты аппарата правительства), так и частных финансовых институтов.

Подразделения, курирующие вопросы государственно-частного  партнерства, имеются также ещё в пятнадцати японских министерствах и ведомствах (министерстве государственных земель и транспорта, министерстве экономики, торговли и промышленности, министерстве финансов, министерстве юстиции, министерстве сельского, лесного и рыбного хозяйства, министерстве по вопросам административного управления и др.). Каждое из этих подразделений отвечает за вопросы реализации проектов государственно-частного партнерства в части, касающейся того или иного министерства или ведомства, а также ведет консультационную работу с органами местной власти в регионах.

Другая категория центральных  органов государственного регулирования  государственно-частного партнерства  в Японии – консультативные. Они представлены Комитетом содействия развитию «инициативы частного финансирования», консультативным органом премьер-министра по вопросам государственно-частного партнерства. Состав комитета формируется из ученых-экспертов в различных областях. Все члены комитета назначаются лично главой кабинета министров.

В обязанности Комитета входит изучение политики в области «инициативы частного финансирования» и вынесение рекомендаций по ее совершенствованию. Комитет участвует в разработке административных руководств по реализации проектов, по разделению рисков и др., осуществляет общее наблюдение за отбором проектов, заслушивает мнения частных операторов, вносит соответствующие рекомендации премьер-министру, способствует распространению информации о государственно-частном партнерстве.

Информация о работе Диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук