Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 07:55, контрольная работа
Дивидендная политика - это механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.
Значение проводимой руководством акционерной организации дивидендной политики заключается в том, что эта политика:
оказывает влияние на финансовую программу и бюджет капиталовложений организации;
воздействует на движение денежных средств организации;
влияет на отношения организации с ее инвесторами. Низкий уровень дивидендов может привести не только к слабой реализации выпускаемых акций, но и их массовой продаже акционерами, к снижению цен на акции и так далее;
способствует сокращению или увеличению акционерного капитала.
1. Понятие дивидендной политики……………………………………………..3
1.1 Сущность, значение и типы дивидендной политики……………………3
1.2 Факторы, определяющие дивидендную политику………………………4
2. Дивидендная политика на примере сети аптек «Медика»…………………..8
2.1 Технико-экономическая характеристика сети…………………………...8
2.2 Разработка дивидендной политики сети…………………………………9
2.3 Дивидендная политика и регулирование курса акций…………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОД……………………………………………………15
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Понятие дивидендной политики……………………………………………..3
1.1 Сущность, значение
и типы дивидендной политики………
1.2 Факторы, определяющие дивидендную политику………………………4
2. Дивидендная политика на примере сети аптек «Медика»…………………..8
2.1 Технико-экономическая характеристика сети…………………………...8
2.2 Разработка
дивидендной политики сети……………
2.3 Дивидендная политика и регулирование курса акций…………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОД……………………………………………………15
1 Понятие дивидендной политики
1.1 Сущность, значение и типы дивидендной политики
Дивиденды - это денежные доходы акционеров, получаемые ими за счет распределяемой прибыли акционерных обществ.
Получение дивидендов и их размер зависят от проводимой акционерной организацией дивидендной политики. Отсюда вытекают роль и значение дивидендной политики в деятельности организации и внимание, которое ей уделяется в предпринимательской деятельности, в финансовом менеджменте и в финансовой науке.
Дивидендная политика - это механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.
Значение проводимой руководством акционерной организации дивидендной политики заключается в том, что эта политика:
Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.
Исходя из этой цели понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.
Основные типы дивидендной политики
Определяющий подход к формированию дивидендной политики |
Варианты используемых типов дивидендной политики |
I. Консервативный подход |
1. Остаточная политика дивидендных выплат 2. Политика стабильного размера дивидендных выплат |
II. Умеренный (компромиссный) подход |
3. Политика минимального
стабильного размера |
III. Агрессивный подход |
4. Политика стабильного уровня дивидендов 5. Политика постоянного возрастания размера дивидендов |
1. Остаточная
политика дивидендных выплат предполагает,
что
фонд выплаты дивидендов образуется после
того, как за счет прибыли удовлетворена
потребность в формировании собственных
финансовых ресурсов, обеспечивающих
в полной мере реализацию инвестиционных
возможностей предприятия.
2. Политика стабильного
размера дивидендных выплат
3. Политика минимального стабильн
по весьма распространенному мнению представляет
собой наиболее взвешенный ее тип. Ее преимуществом
является стабильная гарантированная
выплата дивидендов в минимально предусмотренном
размере (как в предыдущем случае) при
высокой связи с финансовыми результатами
деятельности предприятия, позволяющей
увеличивать размер дивидендов в периоды
благоприятной хозяйственной конъюнктуры,
не снижая при этом уровень инвестиционной
активности.
4. Политика стабильного
уровня дивидендов
5. Политика постоянного возрастания размера дивидендов (осуществляемая под девизом - «никогда не снижай годовой дивиденд») предусматривает стабильное возрастание уровня дивидендных выплат в расчете на одну акцию.
1.2 Факторы, определяющие дивидендную политику
В любой стране выплата дивидендов регулируется определенными нормативными актами. Так, например, в Российской Федерации основными нормативами являются Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон «Об Акционерных обществах». Кроме того, существуют и национальные традиции в содержании дивидендной политики, общих тенденциях в отношении выплаты дивидендов.
Можно систематизировать факторы дивидендной политики, разделив их по месту возникновения на внешние и внутренние. К внешним можно отнести следующие группы факторов: требования законодательства; требования двусторонних соглашений и односторонних обязательств акционерного общества; макроэкономические факторы. К внутренним — группы субъективных и объективных внутрифирменных факторов.
Каждая из пяти приведенных выше групп факторов может оказывать существенное влияние и накладывать ограничения на размер, форму и периодичность дивидендных выплат (Таблица 1).
Таблица 1 – Группы факторов
№ п/п |
Наименование группы факторов |
Факторы | |
1 |
Требования законодательства |
Подгруппа 1 (ограничения) |
1) ограничение
способности компании |
2) ограничение
способности компании | |||
Подгруппа 2 (предписания) |
3) требования
к источникам дивидендных | ||
4) требования к форме дивидендных выплат | |||
5) последовательность дивидендных событий | |||
2 |
Требования двухсторонних соглашений и односторонних обязательств акционерного общества |
6) контрактные
ограничения на выплату | |
7) правила листинга некоторых фондовых бирж, касающихся дивиденда | |||
3 |
Макроэкономические факторы |
8) параметры налогообложения дивидендов и доходов от прироста капитала | |
9) инфляция | |||
4 |
Субъективные внутрифирменные факторы |
10) состав акционерного предприятия | |
11) мнение руководства о прочности своего положения во главе акционерного общества | |||
5 |
Объективные внутрифирменные факторы |
12) инвестиционные
возможности акционерного | |
13) структура капитала акционерного общества | |||
14) ликвидность |
Внешние факторы
Факторы первой подгруппы объективны, поскольку влияют на все предприятия, либо на строго определенную их категорию. Эти факторы можно разделить на две подгруппы: к первой относятся условия, при которых дивиденды могут быть объявлены, ко второй — требования, регламентирующие источники, форму и процедуру их выплаты.
В России источником
таких ограничений является Федеральный
закон «Об акционерных
- не произведена
полная оплата уставного
- не выкуплены
акции, которые акционерное
- если на
день принятия решения о
- если на
день принятия такого решения
стоимость чистых активов
где СЧА — стоимость чистых активов акционерного общества;
УК— уставный капитал акционерного общества;
РФ — резервный фонд акционерного общества;
Рп — ликвидационная стоимость привилегированных акций;
Рн— номинальная стоимость привилегированных акций.
Помимо перечисленных выше условий запрещено объявлять дивиденды:
- по обыкновенным акциям и привилегированным акциям, размер дивиденда по которым не определен, если не принято решение о выплате в полном размере дивидендов (в том числе о полной выплате всех накопленных дивидендов по кумулятивным привилегированным акциям) по всем типам привилегированных акций, размер дивиденда по которым оговорен в уставе общества;
- по привилегированным
акциям определенного типа, по
которым размер дивиденда
Требования, ограничивающие способность компании объявлять дивиденды, в основном касаются платежеспособности и финансовой устойчивости. Таким способом законодательство уравновешивает преимущества владельцев обыкновенных акций, которыми они обладают, перед кредиторами и владельцами привилегированных акций при распределении прибыли и препятствует умышленному или непреднамеренному уменьшению минимальных размеров имущества предприятия.
Рассмотрение второй подгруппы законодательных ограничений рассматривается на основе п. 1 ст. 42 Федерального закона «Об акционерных обществах» дивиденды выплачиваются из чистой прибыли общества после налогообложения, определяемой по данным бухгалтерской отчетности. Дополнительным источником дивидендных выплат для привилегированных акций являются специальные фонды, ранее сформированные для этих целей. Выплаты, как правило, осуществляются денежными средствами, однако уставом предприятия может быть предусмотрена выплата дивидендов иным имуществом — прежде всего акциями эмитента. В последние годы крупные отечественные компании стараются придерживаться высоких стандартов корпоративного поведения, которые предполагают предсказуемость дивидендных выплат, поэтому доля прибыли, направляемая ими на выплату дивидендов, фиксируется в меморандумах о дивидендной политике либо кодексах корпоративного поведения.
Вторая группа факторов включает в себя требования двусторонних соглашений, заключенных акционерным обществом, и односторонних обязательств, которые оно на себя возложило. Они объективны, носят как ограничивающий, так и стимулирующий характер, но предприятие имеет возможность не заключать соответствующие договоры и не брать на себя указанные обязательства. Например, за рубежом распространена практика ограничения дивидендных выплат заемщика при получении им ссуды. В целях предоставления гарантий обслуживания долга, заемщик заключает соглашение, в котором оговаривается либо предел, ниже которого не может опускаться величина нераспределенной прибыли, либо определенное значение финансовых коэффициентов, до достижения которого дивидендные выплаты не производятся.
К данной группе
следует относить такой фактор, как
соответствие акций предприятия
критериям допуска к торговле
на крупных фондовых биржах. Одним
из условий является отсутствие на
протяжении длительного времени
фактов снижения акционерным обществом дивиденд
В третью группу входят макроэкономические факторы, влияющие на дивидендную политику предприятия. Среди основных — инфляция и налогообложение дивидендных выплат. Высокие темпы инфляции формируют склонность акционеров к получению дивидендов в денежной форме, чем более высокого дохода от прироста капитала. При этом руководство компании не стремится выплачивать дивиденды. Это объясняется увеличением потребности предприятия в наличности, а также вполне вероятным снижением прибыли по причине того, что рост издержек, сопутствующий инфляции, не всегда удается отразить в повышении отпускных цен на продукцию.