Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 07:55, контрольная работа
Дивидендная политика - это механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.
Значение проводимой руководством акционерной организации дивидендной политики заключается в том, что эта политика:
оказывает влияние на финансовую программу и бюджет капиталовложений организации;
воздействует на движение денежных средств организации;
влияет на отношения организации с ее инвесторами. Низкий уровень дивидендов может привести не только к слабой реализации выпускаемых акций, но и их массовой продаже акционерами, к снижению цен на акции и так далее;
способствует сокращению или увеличению акционерного капитала.
1. Понятие дивидендной политики……………………………………………..3
1.1 Сущность, значение и типы дивидендной политики……………………3
1.2 Факторы, определяющие дивидендную политику………………………4
2. Дивидендная политика на примере сети аптек «Медика»…………………..8
2.1 Технико-экономическая характеристика сети…………………………...8
2.2 Разработка дивидендной политики сети…………………………………9
2.3 Дивидендная политика и регулирование курса акций…………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОД……………………………………………………15
2.3 Дивидендная политика и регулирование курса акций
Курсовая цена акций и дивидендная политика взаимосвязаны, хотя какой-то предопределенной формализованной зависимости не существует. Курсовая цена складывается под воздействием различных случайных факторов. В финансовом менеджменте разработаны некоторые приемы искусственного регулирования курсовой цены, которые при определенных условиях могут оказать влияние и на размер выплачиваемых дивидендов. К ним относятся дробление, консолидация и выкуп акций.
Методика дробления акций:
Операция дробления акций, называемая также их расщеплением, не относится непосредственно к форме выплаты дивидендов, однако она может влиять как на размер дивидендов, так и на курсовую стоимость акций. В литературе описаны ситуации, когда дробление акций приводило к росту капитализированной стоимости компании ввиду повышения ликвидности акций и, следовательно, роста числа потенциальных акционеров.
Дробление акций производится обычно процветающими компаниями, акции которых со временем значительно повышаются в цене. Многие компании стараются не допускать слишком высокой цены своих акций, поскольку это может отразиться на их ликвидности.
Техника дробления такова. Получив разрешение от акционеров на проведение этой операции, директорат компании в зависимости от рыночной цены акций определяет наиболее предпочтительный масштаб дробления: например, две новые акции за одну старую, три новые акции за одну старую и так далее. Далее производится замена ценных бумаг. Валюта баланса, а также структура собственного капитала в этом случае также не меняется - увеличивается лишь количество обыкновенных акций. Возможна и обратная процедура- консолидация акций, несколько старых акций меняются на одну новую (пропорции могут быть любыми).
Что касается дивидендов, то здесь все зависит от директората и самих акционеров в частности, дивиденды могут измениться пропорционально изменению нарицательной стоимости акций, то есть дробление акций в принципе не влияет на долю каждого акционера в активах компании. Однако если новая нарицательная стоимость и новый размер дивиденда были установлены с использованием разных алгоритмов, это может оказать влияние на получаемый акционерами доход.
Следует отметить, что и эта, и предыдущая методика имеют одну общую негативную черту - они сопровождаются дополнительными расходами по выпуску новых ценных бумаг.
Методика выкупа акций:
Выкуп собственных акций разрешен не во всех странах, в частности в Германии он запрещен. Основная причина - желание избежать преувеличения общей величины активов компании за счет отражения в балансе активов, ценность которых не вполне очевидна.
Причины, которые заставляют компанию выкупать свои акции, в случае, если это не запрещено законом, могут быть различными. В частности, акции в портфеле нужны для предоставления своим работникам возможности стать акционерами своей компании, для уменьшения числа владельцев компании, для повышения курсовой цены и другое. В определенной степени эта операция оказывает влияние на совокупный доход акционеров.
Для иллюстрации рассмотрим регулирование курса акций конкретно на примере сети аптек «Медика»:
Сеть планирует потратить 60% прибыли либо на выплату дивидендов, либо на покупку своих акций. Проанализируем, какой из этих двух вариантов более выгоден акционерам.
Прибыль к распределению среди владельцев обыкновенных акций, тыс. руб. 2200
Количество обыкновенных акций 500 000
доход на акцию (2200000 / 500000), руб. 4,4
Рыночная цена акции, руб. 60
Ценность акции (рыночная цена/доход на акцию), руб. 13,636
Общая сумма прибыли, предназначенная на выплату акционерам, составляет 1320 тыс. руб. (2200 тыс. руб. * 60%).
Если сеть выплатит эту сумму деньгами, то каждый акционер получит 2,64 руб. (1 320 000 руб. / 500 000).
Если сеть потратит эти деньги на выкуп своих акций, она сможет выкупить примерно 21 070 акций (1 320 000 руб. / 62,64 руб.), а общее количество акций в обращении составит 478 930 (500 000 - 21 070).
После выкупа акций доход на акцию повысится и составит 4,59 руб. (2 200 000 руб. / 478 930), что приведет к повышению курсовой стоимости до 62,64 руб. (4,59 руб. * 13,636).
Таким образом, с позиции рядового акционера, владеющего одной акцией, оба варианта одинаковы: либо иметь одну акцию ценой 60 руб. плюс дивиденд в размере 2,64 руб., либо владеть одной акцией с возросшей до 62,64 руб. ценой.
Тем не менее, второй вариант имеет ряд преимуществ. Во-первых, повысилась привлекательность акций компании, поскольку такой важный аналитический показатель, как доход на акцию, повысился. Во-вторых, акционеры получили косвенный доход, поскольку им не нужно платить налог на дивиденды в случае их получения. Существуют и возражения против этого варианта, основной из которых заключается в следующем: деньги на руках всегда выгоднее, чем доход от изменения курсовой цены.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОД
В заключение хотелось бы отметить, что, изучив и проанализировав методы выбора дивидендной политики, мы пришли к следующему выводу:
Сущность дивидендной
политики заключается в выборе оптимального
соотношения между долей
Дивидендная политика
должна рассматриваться в свете
общей финансовой задачи компании,
которая заключается в
Существует две точки
зрения на значение дивидендной политики
для общей оценки фирмы и задачи
максимизации богатства акционеров:
одна состоит в том, что дивиденды
не играют роли при общей оценке
фирмы (теория отсутствия значимости),
а другая утверждает, что дивиденды
имеют большое значение для оценки фирмы (теория
Аргументы в пользу значимости дивидендов для оценки фирмы подтверждаются всей предыдущей практической деятельностью на рынке. Существует четыре основных аргумента: информационное содержание дивидендов, предпочтение инвесторами текущего дохода, качество дохода, полученного в форме дивиденда, и колебания рыночной стоимости, которые не связаны с эффективностью деятельности компании.
Если дивидендная политика является чисто финансовым решением, то количество привлекательных инвестиционных проектов, доступных для фирмы, будет определять уровень выплат. Если внутри фирмы имеются хорошие инвестиционные возможности, то должны анализироваться соответствующие цены заемного капитала и нераспределенной прибыли. Если в настоящее время инвестиционные возможности отсутствуют, но они возможны в будущем, то может быть предпочтительнее выплатить дивиденд, чтобы акционеры смогли индивидуально найти наилучшее применение средствам, а не оставлять в компании избыточные средства в ожидании будущих возможностей с неопределенным результатом.
Согласно закону дивиденды
могут выплачиваться только из текущей
или нераспределенной прибыли. Они
не могут выплачиваться, если нет
достаточной прибыли для их покрытия.
Иногда могут устанавливаться
Если нераспределенная прибыль уменьшается из-за высокого уровня дивидендных выплат, то может возникнуть необходимость в последующем получении дополнительного собственного капитала. Это может привести к размыванию контроля за компанией со стороны акционеров.
Опыт показал, что фирмы, всегда имеющие стабильные дивидендные потоки, обычно выше котируются на рынке, чем фирмы с менее стабильными потоками.