Дивиденская политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 07:55, контрольная работа

Описание работы

Дивидендная политика - это механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.
Значение проводимой руководством акционерной организации дивидендной политики заключается в том, что эта политика:
оказывает влияние на финансовую программу и бюджет капиталовложений организации;
воздействует на движение денежных средств организации;
влияет на отношения организации с ее инвесторами. Низкий уровень дивидендов может привести не только к слабой реализации выпускаемых акций, но и их массовой продаже акционерами, к снижению цен на акции и так далее;
способствует сокращению или увеличению акционерного капитала.

Содержание работы

1. Понятие дивидендной политики……………………………………………..3
1.1 Сущность, значение и типы дивидендной политики……………………3
1.2 Факторы, определяющие дивидендную политику………………………4
2. Дивидендная политика на примере сети аптек «Медика»…………………..8
2.1 Технико-экономическая характеристика сети…………………………...8
2.2 Разработка дивидендной политики сети…………………………………9
2.3 Дивидендная политика и регулирование курса акций…………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОД……………………………………………………15

Файлы: 1 файл

ДФП.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

Довольно сильное  влияние на дивидендную политику акционерных обществ оказывают  параметры налогообложения дивидендов и доходов от прироста капитала. Кроме того, учет характера налогообложения при реализации дивидендной политики важен по причине того, что на эмитента, выплачивающего дивиденды, возлагаются обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет подоходного налога и налога на прибыль. 

 

Внутренние  факторы 

 

Четвертая группа связана с тем, как руководство акционерного общества представляет себе потребности собственников относительно ставки дивидендов. Факторы данной группы субъективны, так как связаны, прежде всего, с мнением менеджеров. Первым фактором следует считать состав акционеров предприятия. Так, если большая часть акций сосредоточена в руках миноритарных акционеров, то наиболее вероятно, что менеджмент будет ориентироваться на выплату высоких дивидендов. Если же предприятие контролирует небольшая группа физических лиц, занимающих в нем руководящие посты, то наиболее вероятен сценарий отказа от значительных дивидендных выплат в пользу реинвестирования прибыли.

Вторым фактором этой группы можно считать мнение руководства о прочности своего положения во главе акционерного общества. В случае если менеджеры видят высокую вероятность недружественного поглощения своей компании другим акционерным обществом, то вполне возможен вариант, когда руководство поставит свои групповые интересы над интересами остальных собственников и постарается снизить инвестиционную привлекательность предприятия, воздерживаясь от распределения прибыли в виде дивидендов

В пятую  группу также входят внутрифирменные факторы, однако в отличие от предыдущей группы механизм их воздействия на дивидендную политику более прозрачен. Первым выступает наличие инвестиционных возможностей. Если руководство предприятия имеет возможность вложить средства в инвестиционный проект, ожидаемая доходность которого превышает рентабельность активов предприятия, а риск сопоставим, при этом финансирование за счет нераспределенной прибыли будет дешевле, чем за счет других источников, то совет директоров снизит дивидендные выплаты в пользу реинвестирования прибыли.

Наиболее важным фактором в данной группе является структура капитала акционерного общества. На то есть две причины: во-первых, его воздействие на показатели дивидендной политики можно оценить количественно; во-вторых, он относительно легко поддается регулированию со стороны менеджмента.

 

2 Дивидендная  политика на примере сети аптек  «Медика»

 

2.1 Технико-экономическая  характеристика сети

Компания ООО "Медика" работает на рынке фармацевтического ритейла с 1997 года.

В настоящее  время сеть аптек "Медика" присутствует в 12 регионах России и насчитывает более 172 торговых точек. Вместе с тем, динамика развития и планируемые объемы финансирования компании позволяют прогнозировать их поступательный рост.

Ориентированная на широкий круг покупателей с  разным уровнем достатка, сеть аптек "Медика" наследует лучшие традиции российского аптечного и врачебного дела, органично сочетая их с новейшими достижениями в области красоты и здоровья.

Основным видом  деятельности сети аптек «Медика» является аптечная розница, а именно: продажа медикаментов и парафармации (шампуней, специальной косметики).

В аптеках сети "Медика" представлено более 15 000 наименований лекарственных средств, предметов ухода и гигиены от ведущих российских и зарубежных производителей.

Специальные проекты  компании, направленные на различные слои населения, способствуют позиционированию сети как "аптека для всей семьи".

Сеть аптек "Медика" принимает активное участие в районных, городских и региональных социальных проектах по поддержке малозащищенных слоев населения, активно сотрудничает с органами социальной защиты по вопросам оказания помощи детям и молодым мамам, пенсионерам и ветеранам ВОВ.

Основные направления  социальной деятельности компании:

  1. В рамках программы поддержки материнства и детства предоставление мамам с детьми до трех лет скидки на лекарственные препараты во всех аптеках сети "Медика".
  2. Осуществление социальной поддержки пенсионеров - предоставление по социальной карте или пенсионному удостоверению специальной скидки в сети аптек "Медика".

Все аптеки "Медика" объединены современной системой управления бизнес-процессами и товарно-материальными запасами.

Наличие собственного учебного центра позволяет на постоянной основе реализовывать программы  повышения квалификации сотрудников. Сеть аптек активно сотрудничает с органами исполнительной власти различных уровней в области реализации совместных программ, направленных на обеспечение населения качественными лекарственными средствами, сопутствующими товарами и услугами.

Приоритетной  задачей компании является дальнейшее развитие в регионах, где уже представлены аптеки сети "Медика", а также выход в новые регионы, что обусловлено растущими потребностями жителей в приобретении гарантированно качественных лекарственных средств и получении дополнительных услуг в рамках аптечного предприятия.

По итогам 2011 года число регионов присутствия сети увеличилось с 9 до 12, а общее количество аптек выросло с 143 до 172.

 

2.2 Разработка  дивидендной политики сети

Часть нарабатываемой компанией «Медика» чистой рентабельности собственных средств поглощается дивидендами, другая часть «уходит» в развитие производства. Этот процесс осуществляется под непосредственным воздействием принятой предприятием нормы распределения (НР), которая показывает, какая часть чистой прибыли выплачивается как дивиденд.

Так, к примеру, в 2011 году, если прибыль после уплаты налога равна 100 мил. руб., а сумма дивидендов -23 мил. руб., то норма распределения равна 23 % или 0,23.

Чистая рентабельность собственных средств (РСС) очерчивает не только верхнюю границу потенциального развития производства, но и верхний уровень дивиденда: если РСС равна 20%, то, отказавшись от распределения дивидендов, можно увеличить собственные средства на эти самые 20%, либо, отказавшись от финансирования развития, выплатить 20%-ные дивиденды; когда же компания решается и на то, и на другое, то приходится «разъединять» рентабельность собственных средств и искать наилучшее соотношение между нормой РПС распределения и процентом увеличения собственных средств, то есть внутренними темпами роста (ВТР).

Рассмотрим  основные этапы разработки дивидендной  политики компании на примере только г. Златоуста в сочетании с финансовым прогнозированием на основе следующей структуры аналитического баланса:

Актив за вычетом  кредиторской задолженности - 10 млн. руб.

В пассиве - 4 млн. руб. собственных и 6 млн. руб. заемных средств.

Оборот составляет 30 млн. руб. Валовая прибыль (ВП) достигает 1,8 млн. руб. Средний размер процентов за кредит (ПК), уплачиваемых предприятием за использование заемного капитала - 14%. Условная ставка налогообложения прибыли составляет 1/3.

Распределяется  на дивиденды 1/3 чистой прибыли (НР = 0,33).

Экономическая рентабельность при этом равна 10,8%.

Таким образом, компания только в г. Златоусте при внутренних темпах роста 10,8% имеет возможность увеличить собственные средства с 4 млн. руб. до 4,43 млн. руб. Но тогда, не нарушая соотношения между заемными и собственными средствами, можно довести задолженность до 6,65 млн. руб.:

Значит, не меняя  структуры пассива, можно увеличить его объем (не считая долговых обязательств поставщикам) до 11,08 млн. руб. (6,65 млн. руб. + 4,43 млн. руб.). Это плюс 10,8% по сравнению с прошлым периодом. Соответственно и актив возрастет на 10,8% и составит 11,08 млн. руб. То есть, сколько процентов насчитаем внутренних темпов роста - на столько процентов можем увеличить и актив.

Поэтому первый вывод: при неизменной структуре  пассива внутренние темпы роста  применимы к возрастанию актива.

Если коэффициент трансформации, равный трем, поддерживается на прежнем уровне, то актив объемом 11,08 млн. руб. принесет 33,24 млн. руб. оборота. Опять плюс 10,8%.

Второй вывод: при неизменной структуре пассива  и неизменном коэффициенте трансформации  внутренние темпы роста применимы  к возрастанию оборота.

Сделанные выводы открывают прямой и короткий путь к овладению одним из главных методов финансового прогнозирования - методом формулы. В прогностических вариантных расчетах по этому способу начинают, как правило, с постановки цели: добиться такого-то увеличения оборота.

Итак, компания ставит цель: добиться 20%-ного приращения оборота. Что для этого необходимо, и какой может оказаться норма  распределения?

Уже подсчитано, что без структурных изменений, обеспечивается рост оборота на 10,8%. А необходимо плюс 20%. Тогда оборот составит 36 млн. руб. Под него при коэффициенте трансформации, равном 3, надо 12 млн. руб. актива (у нас пока 11,08 млн. руб.) и столько же.

Попробуем компромиссный вариант: чтобы поддержать на прежнем уровне соотношение заемных и собственных средств, увеличим собственные средства на 0,46 млн. руб. и одновременно заимствуем 0,46 млн. руб.

Тогда заемные средства / собственные средства = (6,65 млн. руб. + 0,46 млн. руб.) / (4,43 млн. руб. + 0,46 млн. руб.) = 1,5. Система не разбалансируется, можно оставлять прежнюю норму распределения. Но это, конечно, упрощенное решение. Зачастую не только можно, но и должно произвести структурные изменения:

  • если удастся улучшить коэффициент трансформации (например, нарастить выручку и сэкономить на управленческих и других расходах) до 3,2, то не придется увеличивать на 20% актив ради 20%-ного увеличения оборота;
  • благодаря этому, возможно, удастся отыграть сколько-нибудь процентных пунктов коммерческой маржи;
  • одновременно распределить на дивиденды не 33, а14% прибыли.

При таких условиях компания получит рентабельность собственных  средств на уровне 23,3%, а ВТР на уровне 20,038%:

РСС = 2/3 ЭР + ЭФР;

РСС = 2/3 (7% · 3,2) + 2/3 (22,4% - 14%) · 1,5 = 23,3%;

ВТР = РСС (1 - НР) = 23,3% · 0,86 = 20,038%.

Цель достигнута: внутренние темпы роста и процент увеличения оборота совпали, следовательно, 14%-ная норма распределения выбрана верно.

Главный вопрос дивидендной политики: Как примирить интересы акционеров с необходимостью достаточного финансирования развития?

Если, чем большая часть чистой прибыли выплачивается дивидендами, тем меньше остается нераспределенной прибыли на самофинансирование развития. Увеличение нормы распределения влечет за собой снижение внутренних темпов роста, что, в свою очередь, накладывает ограничение на темпы наращивания выручки и уменьшает возможности к привлечению кредитов (чем меньше собственные средства, тем меньше шансов получить кредит на подходящих условиях).

Однако, ожидания инвесторов тоже надо оправдывать. Не получая достаточной прибыльности на вложения, инвесторы начинают скидывать свои бумаги, курс акций падает, рыночная цена предприятия снижается и может быть утерян контроль над акционерным капиталом.

Самое главное, прежде, чем начать расчеты, необходимо:

а) определить норму  распределения прибыли на дивиденды, приняв во внимание всю совокупность конкретных обстоятельств - ограничений правового, контрактного, финансового характера (выплата дивидендов снижает ликвидные средства) и даже социально-психологические аспекты бизнеса;

б) определить приемлемую методику дивидендных выплат. Для этого можно воспользоваться нижеследующей таблицей:

 

Таблица 2 - Методики дивидендных выплат

 

Название методики

Основной принцип

Преимущества  методики

Недостатки  методики

Примечания

1. Методика постоянного  процентного распределения прибыли

Соблюдение  постоянства показателя «дивидендного  выхода»:

Простота

Снижение суммы  дивиденда на акцию (при уменьшении чистой прибыли) приводит к падению курса акций

Методика довольно часта в практике, несмотря на предостережения теоретиков

2. Методика фиксированных дивидендных выплат

Соблюдение постоянства суммы дивиденда на акцию в течении длительного периода вне зависимости от динамики курса акций. Регулярность дивидендных выплат.

1. Простота.

2.Сглаживание колебаний курсовой стоимости акций

Если прибыль  сильно снижается, выплата фиксированных дивидендов подрывает ликвидность предприятия

 

3. Методика выплаты  гарантированного минимума и «экстра»-дивидендов

1.Соблюдение постоянства регулярных выплат фиксированных сумм дивиденда.

2.В зависимости от успешности работы предприятия - выплата чрезвычайного дивиденда («экстра») как премии в дополнение к фиксированной сумме дивиденда

Сглаживание колебаний  курсовой стоимости акций

«Экстра»-дивиденд при слишком частой выплате становится ожидаемым и перестает играть должную роль в поддержании курса акций

«Экстра»-дивиденды не должны выплачиваться слишком часто

4 Методика выплаты  дивидендов акциями

Вместо денежного  дивиденда акционеры получают дополнительные акции

1.Облегчается решение ликвидных проблем при неустойчивом финансовом положении.

2.Вся нераспределенная прибыль поступает на развитие.

3. Появляется  возможность дополнительного стимулирования высших управленцев, наделяемых акциями.

Ряд инвесторов может предпочесть деньги и начнет скидывать акции

Расчет на то, что большинство акционеров устроит получение акций, если, конечно, эти акции достаточно ликвидны, чтобы в любой момент превратиться в наличность.

Информация о работе Дивиденская политика