Доходы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Задачи, которые были поставлены мною в данной работе:
определить теоретические аспекты формирования доходов и их дифференциации;
исследовать способы формирования доходов
раскрыть причины неравномерного распределения доходов;
охарактеризовать структуру доходов в республике Беларусь

Файлы: 1 файл

курсовая макроэкономика.doc

— 906.00 Кб (Скачать файл)

Введение

Доходы играют очень важную роль в жизни каждого человека, потому что являются непосредственным источником удовлетворения его неограниченных потребностей. Заработная плата их основной источник. Но нередко её величина не достаточна для соблюдения даже самых необходимых условий существования людей. Поэтому возникает необходимость для государства регулировать заработную плату, а для населения искать другие источники доходов. Нередко доходы большей части населения бывают очень низкими по сравнению с доходами незначительной части населения. В связи с этим возникает социальная напряжённость в обществе, о преодолении которой также приходится заботиться государству. Чем больше доходы, тем выше спрос на продукцию и услуги, производимые различными отраслями, тем выше качество продукции, так как возникает мотив для достижения лучших конечных результатов, её конкурентоспособность, выше эффективность производства, значит, лучше экономическая ситуация в стране. Поэтому регулирование доходов, заработной платы является частью политики любого государства. Таким образом, доходы населения и источники их формирования заслуживают пристального внимания, а все проблемы, с ними связанные, требуют скорейшего разрешения. Именно поэтому данная тема актуальна в любые времена, в любой стране, при любом экономическом строе.

Задачи, которые были поставлены мною в данной работе:

  • определить теоретические аспекты формирования доходов и их дифференциации;
  • исследовать способы формирования доходов
  • раскрыть причины неравномерного распределения доходов;
  • охарактеризовать структуру доходов в республике Беларусь

 

Теоретическую и методологическую основу работы составили опубликованные научные труды отечественных  и зарубежных экономистов по вопросам формирования и распределения доходов  граждан, а также основных способов их государственного регулирования. Наиболее интересно эта тема отражена в таких источниках как «Экономика» А. С. Булатова, «Курс экономической теории» М. Н. Чепурина, «Экономикс» К.Р. Макконнела и С.Л. Брю.

 

Глава 1 Виды доходов и их дифференциация

 

Определение понятия доход разные экономисты дают по разному.  В «Современном экономическом словаре» Райзберга  доход - чрезвычайно распространенное, широко применяемое, и в то же время крайне многозначное понятие, употребляемое в разнообразных значениях. В широком смысле слова обозначает любой приток денежных средств или получение материальных ценностей, обладающих денежной стоимостью.[1] В то время как Булатов А.С. даёт другое определение дохода. Согласно его мыслям доход – «сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени»[2, стр. 606].

Чепурин М. Н. относит к доходам  населения «долю каждого класса, социальной группы или отдельного индивидуума  в произведённом продукте и присвоенную им»[3, стр. 443]

Показатель денежного дохода населения  – служит для измерения доходов  на макроуровне и рассчитан по данным Баланса денежных доходов  и расходов населения.

В целях более полного изучения доходов граждан следует рассмотреть некоторые их критерии и классификации.

  1. по форме единицы дохода выделяют:
  • денежный доход (некоторые выплаты из социальных фондов, сюда относятся продукты, произведенные в личных подсобных хозяйствах, и услуги, оказываемые членами семьи в домашнем хозяйстве);
  • натуральный доход (оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности, пенсии, стипендии, пособия, социальные выплаты; поступления от собственности, в качестве процентов по вкладам, ценные бумагам, дивиденды);
  1. в зависимости от государственного вмешательства:
  • первичный доход, образованный под воздействием рыночного механизма;
  • вторичный доход, формирование которого связано с перераспределительной политикой государства.

 

  1. в зависимости от учета динамики уровня потребительских цен доход подразделяется на:
  • номинальный доход - это количество денег, полученное в определённый период отдельным лицом; также он характеризует уровень денежных доходов независимо от налогообложения;
  • реальный доход - представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода;
  • располагаемый доход  - доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей; [4, стр. 210]

 

Что же касается распределения доходов  то оно состоит из трех блоков.

Первый блок составляет функциональное распределение доходов. Такое распределение  возможно только при условии формирования факторных рынков, устанавливающих  цены факторов производства. Важнейшую роль в структуре факторных рынков играет рынок труда.

Второй блок - это социальное перераспределение. Оно обусловлено государственным  вмешательством в процесс рыночного, социально индифферентного распределения  доходов и осуществляется с помощью налогового и трансфертного механизмов.

Третий блок - распределение, обусловленное  деятельностью групп с особыми  интересами. Такое распределение  связано с двумя предыдущими  типами распределения доходов в  обществе. Выделение такого способа распределения доходов обусловлено его специфической (промежуточной) экономической природой.[4, стр. 214]

Стремление к максимизации своего дохода диктует экономическую логику поведения любому рыночному субъекту. Доход является конечной целью действий каждого активного участника рыночной экономики, объективным и мощным стимулом его повседневной деятельности.

Но высокие личные доходы выгодны не только индивиду, это и общественно-значимая выгода, поскольку они, в конечном счете, являются единственным источником удовлетворения общих потребностей, расширения производства, а также поддержки малообеспеченных и нетрудоспособных граждан.

Принцип рыночной стратегии в сфере  доходов можно сформулировать так: «Все не могут быть богатыми, но никто не должен быть бедным». [6, стр. 261]

Получателей рыночного дохода всегда волнуют три вопроса: надежность его источников, эффективность использования дохода и оправданность налогового бремени. Экономическая теория отвечает на эти вопросы, исследуя образование и движение совокупного дохода. [3, стр. 440]

Доходы от экономических ресурсов (факторов производства) называют факторными доходами. Собственники факторов производства (экономических ресурсов) получают следующие виды доходов:

    • от природных ресурсов - ренту (земельную, горную, плату за воду и т.д.);
    • от трудовых ресурсов - заработную плату;
    • от капитала - процент (как доход собственников денежного капитала) и прибыль (как доход собственников реального капитала);
    • от предпринимательских способностей - предпринимательский доход;
    • от знаний -доход от интеллектуальной собственности.

В хозяйственной жизни, особенно у  фирмы, не всегда есть возможность разграничивать эти виды факторных доходов, тем  более что они часто совмещаются  с доходами от продажи продукции.[2, стр. 608 ]

 

 

 

Глава 2 Источники формирования доходов

2.1. Способы формирования доходов

 

Номинальные денежные доходы населения  формируются из различных источников, основными из которых являются: факторные доходы; денежные поступления по линии государственных программ помощи в виде выплат и льгот поступления из финансовой системы (из банков, через сберкассы, из страховых учреждений и т.п.) и др.

Средства, получаемые населением, работающим по найму, в порядке вознаграждения владельцев фактора производства (труда), составляют решающую часть доходов этой группы населения заработная плата, доходы типа заработной платы на предприятиях, в кооперативах и т.д., доходы от собственного хозяйства и пр. Анализ тенденций перспективного развития оплаты фактора труда свидетельствует о том, что данный вид дохода сохранит свою ведущую роль в формировании общего объема денежных доходов на долгосрочную перспективу. [7, стр. 164]

Существенное влияние на формирование доходов населения оказывают выплаты по программам государственной помощи, за счет этих источников осуществляются пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваются различного вида пособия (на уход за детьми, медицинское обслуживание, малообеспеченным семьям на детей; выплаты пособий по безработице).

Соотношение в доходах населения доли трансфертных выплат и заработной платы играет важную роль в формировании экономического поведения индивидуума и его рудовой мотивации.[5, стр. 182]

При доминирующей роли заработной платы  в формировании общей суммы доходов формируются такие качества, как предприимчивость, инициатива. В случае повышения роли выплат по линии государственных программ помощи нередко происходит формирование пассивного отношения к производственной деятельности, психологии иждивенчества.

Денежные доходы населения, получаемые через финансово-кредитную систему, представляются в виде:

  • выплат то государственному страхованию;
  • банковских ссуд на индивидуальное жилищное строительство, хозяйственное обзаведение молодым семьям, членам потребительских товариществ (например, на садовое строительство);
  • процентов по вкладам в сберегательных кассах, начисляемых по итогам года;
  • доходов от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей и погашении по займам;
  • выигрышей по лотереям;
  • временно свободных средств, образующихся в результате покупки товаров в кредит;
  • выплат различного рода компенсаций (увечья, ущерб и пр.).

Прочие денежные поступления включают выручку населения от продажи вещей через комиссионные и скупочные магазины и др.[4, стр. 215]

Номинальные доходы населения, как уже отмечалось, включают в себя, помимо чистых доходов населения, и обязательные платежи. Обязательные платежи население осуществляет через финансовую систему в виде различного рода налогов и сборов. Через аккумуляцию налоговых платежей и сборов государство реализует свое право на формирование части своих ресурсов для осуществления в последующем социальной политики через перераспределение денежных средств, оказание помощи малоимущим гражданам. В целях защиты интересов малоимущих граждан и недопущения снижения уровня благосостояния ниже предельно допустимого в данных конкретных условиях государство устанавливает пороговый минимум в доходах, не облагаемых налогом. В то же время для высоких доходов устанавливаются прогрессивно более высокие ставки налогов.[3, стр. 448]

Несмотря на разнообразие источников поступления доходов все же главными составляющими денежных доходов  населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты.[6, стр. 751]

 

2.2 Неравенство доходов населения  и его причины

Проблема неравенства граждан  по уровню доходов исторически являлась одним из важнейших объектов экономической  теории. Её анализом занимались многие известные экономисты в силу высокой  практической значимости данного вопроса. И всё же единым мнением стало обоснование необходимости политики перераспределения доходов, активная роль, в которой отводилась государству.

Абсолютные размеры доходов  населения и покупательная способность  представляют собой главные показатели благосостояния и уровня жизни людей. Уровень располагаемых доходов создает возможности материальной и духовной жизни личности, удовлетворения насущных потребностей, получения образования, сохранения здоровья. Борьбу с бедностью и неравенством в распределении доходов можно считать одним из приоритетных направлений экономической политики любого государства.

Государственная политика доходов  определяется как «перераспределение их через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат»[2, стр. 611].

Для оценки уровня и динамики получаемого  дохода используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода. Основной вид дохода – номинальный, он формируется в основном из трудовых доходов, доходов от капитала и трансфертных платежей

Информация о работе Доходы государства