Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 15:45, курсовая работа
Задачи, которые были поставлены мною в данной работе:
определить теоретические аспекты формирования доходов и их дифференциации;
исследовать способы формирования доходов
раскрыть причины неравномерного распределения доходов;
охарактеризовать структуру доходов в республике Беларусь
Полученный доход определяет уровень благосостояния, или уровень жизни, отдельного индивида. Именно от величины полученного дохода зависит реализация конечной цели общества – создание условий для удовлетворения потребностей населения, повышения его жизненного уровня. Естественно, что распределение доходов имеет свои особенности на каждом этапе общественного развития. [7]
Иным фактором, воздействующим на распределение доходов, является государственное вмешательство в процесс ценообразования на потребительские товары и услуги. Установление верхних пределов цен или их фиксирование представляет собой средство административного регулирования экономики. Оно применяется довольно редко, и в условиях рыночной экономики не является достаточно эффективным в долгосрочном и среднесрочном периодах.
Наиболее актуальная задача социальной статистики - изучение бедности. Бедность - ''обратная сторона'' богатства. Объективный факт - дифференциация населения в доходах и потреблении, и у каждого свои проблемы. Совокупность обстоятельств диктует необходимость решения этой задачи статистики. Требуется информация о численности населения страны и регионов, проживающего ниже черты бедности, демографическом составе и других особенностях малообеспеченного населения, его среднем доходе, минимальных и средних размерах потребления продуктов питания, продолжительности пребывания в бедности, источниках дохода, занятости трудоспособных членов домохозяйства, размеров социальной помощи и др.
У этой проблемы есть две грани:
- Неравенство доходов;
- Неравенство богатства.
разная ценность принадлежащих людям факторов производства (капитал в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход, чем капитал в форме лопаты);
разная успешность использования факторов производства (работник в фирме, производящей дефицитный товар, может иметь более высокий зара
боток, чем его коллега той же квалификации, работающей в фирме, товары которой продаются с трудом);
разный объем принадлежащих люд
ям факторов производства (владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины). [8, стр.256]
Существенное влияние на распределение доходов населения оказывает налогообложение. С целью воздействия на формирование доходов устанавливается принцип вертикального и горизонтального равенства. То есть граждане должны платить налоги в соответствии с их платежеспособностью. Налогами обычно облагаются доходы населения, а не потребление, которое не охватывает сбережений. Перераспределение налогового бремени на богатые группы общества состоит в прогрессивных ставках подоходного налога, пропорциональном характере налога на собственность, освобождении от подоходного налога некоторых минимальных сумм и установлении налоговых льгот. Оптимальная структура налогообложения – та, которая максимизирует общественное благосостояние. В ней выбор между справедливостью и эффективностью адекватно отражает отношение общества к этим целям. Главной проблемой налогового регулирования доходов является закономерность: чем большего равенства доходов предполагается добиться, тем жестче ограничения данных преобразований и тем больше избыточное налоговое бремя. Справедливо отмечено, что введение плоской ставки налога на доходы физических лиц еще более сократит поступления по нему, и территориальные бюджеты потеряют немало средств. «Единая ставка подоходного налога равнозначна полному отказу от его распределительной функции, что может усилить и без того недопустимую большую социальную дифференциацию населения»[2, стр. 609].
Используя свои доходы, люди могут тратить их часть на приобретение дополнительного объема факторов производства, Например, семья, может положить часть своих заработков в банк, чтобы получать доход не только в форме заработной платы, но и в форме процента. Так формируется богатство семьи, т.е. та собственность, которой они владеют, за вычетом долго, которые сделала семья, чтобы приобрести эту собственность.
Неравенство доходов и богатства может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые страны мира постоянно осуществляют меры по сокращению такого неравенства. Но разработка этих мер возможна лишь при умении точно измерять степень дифференциации доходов и богатства, а также результаты воздействия на нее с помощью государственной политики. [9, стр. 256]
Для решения этой задачи познакомимся с методом, используемым для оценки масштабов первого из факторов возникновения неравенства – различия доходов. Этот метод назван в честь его создателя – «методом построения кривой Лоренца».
Форма кривой Лоренца характеризует степень неравномерности распределения доходов. Чем круче изгиб кривой и чем дальше она отстоит от кривой абсолютного равенства, тем больше неравенство в распределении доходов, и наоборот. Характеризуя величину денежных доходов у различных групп населения, кривая Лоренца позволяет прогнозировать изменение благосостояния людей, их покупательную способность и, следовательно, спрос, это дает возможность принимать необходимые меры по регулированию и поддержанию равновесного ЧНП. Для ее построения нужны данные о том, какая часть семей получила ту или иную долю общего дохода страны.
Доля семей» расположена на оси
абсцисс, а «доля дохода» –
на оси ординат. Теоретическая возможность
абсолютно равного
Рис. 4 Вид кривой Лоренца. 1
Итак, кривая Лоренца демонстрирует
фактическое распределение
Если бы корпус лука был прямым, прикреплен к тетиве только с одной стороны и свисал вертикально вниз, то это соответствовало бы ситуации абсолютного неравенства в распределении доходов. Так выглядела бы кривая Лоренца в стране, где 1% богатейших семей получал бы 100% всех доходов. В этом случае кривая Лоренца совпадает с осями системы координат, образуя прямой угол с вершиной в точке f на графике. Треугольник, образуемый диагональю и осями координат, характеризирует эту крайнюю степень неравенства.
Реально общество всегда живет в области между абсолютным равенством и абсолютным неравенством. По кривой Лоренца хорошо видно, к чему ближе фактическое распределение доходов – к абсолютному равенству или неравенству.
Визуальное измерение доходов, представленное кривой Лоренца, можно легко трансформировать в коэффициент Джинни – численный параметр общего распределения доходов:
Площадь между кривой Лоренца
и диагональной линией
Коэффициент Джинни =
Общая площадь ниже
диагональной линии
Таким образом, неравенство доходов – это та цена, которую обществу приходится платить за ускорение роста общего уровня благосостояния всех граждан страны. Но необходимость такой «платы» никогда не вызывает у людей радости. Напротив. Чем выше различия в уровнях жизни между богатыми и бедными, тем сильнее недовольство последних. Экономисты давно установили, что различие в доходах становится опасным для социального мира в стране, если оно:
- становится чрезмерно большим;
- увеличивается слишком высокими темпами
Итак, важным условием социального мира в любой стране является предотвращение чрезмерной разницы в доходах наиболее богатых и самых бедных граждан. Для смягчения чрезмерной дифференциации доходов необходимо вмешательство государства. Оно осуществляется с помощью прогрессивного налогообложения доходов и систем социальной поддержки. Механизм регулирования дифференциации доходов создан в развитых странах мира для разрешения противоречия между неравной одаренностью людей и размерами собственности, с одной стороны, и необходимостью обеспечить всем людям хотя бы минимально достойный образ жизни – с другой. [10, стр. 65]
Глава 3 Структура доходов населения в Республике Беларусь
http://www.logoysk.gov.by
Содержание политики доходов населения в Республике Беларусь вытекает из социальной направленности развития государства.
Деятельность государства в социальной сфере, прежде всего, сориентирована на обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, предотвращение малообеспеченности, недопущение проявлений социальной несправедливости и социального напряжения в обществе.
Источниками формирования денежных доходов граждан страны являются: основные - оплата труда, пенсии, пособия, стипендии, а также – доходы от собственности, поступления от продажи сельскохозяйственной продукции, доходы от предпринимательской деятельности и др.
Удельный вес основных источников в общей сумме денежных доходов населения в 2008 году составил 75,9% (в 2007 году – 77,4%). Доходы от собственности, предпринимательской деятельности и личного подсобного хозяйства в настоящее время играют значительно меньшую роль в формировании денежных поступлений граждан. Однако, как показывает опыт других государств (прежде всего стран с рыночной экономикой), самозанятость, предпринимательская деятельность, аренда недвижимости, выгодное вложение собственных сбережений служат весомым источником доходов для многих граждан.
В данной связи в Беларуси принимаются меры по улучшению делового климата и условий предпринимательской деятельности, поддержке развития личных подсобных и фермерских хозяйств. Созданы центры поддержки предпринимательства для содействия субъектам малого предпринимательства в получении финансовых и материально-технических ресурсов, информационных и консультативных услуг, упрощена система регистрации и перерегистрации (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 09.06.2008 г. № 825 «О центрах поддержки предпринимательства в Республики Беларусь» , Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.01.2009 г. № 65 «О программе государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2009 год»).
Денежные доходы
и потребительские расходы
Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг и недвижимости.
В 2001–2008 гг. денежные доходы населения, скорректированные на рост потребительских цен, возросли в 2,7 раза, в том числе реальная заработная плата – в 2,9, реальный размер пенсии – в 2,7 раза.
В 2008 году денежные доходы населения республики возросли на 29,4%, а с учетом инфляции – на 12,7%.
Наиболее пристальное внимание уделяется государством обеспечению роста заработной платы, выступающей основным, базовым доходом и в совокупных доходах семей, и в доходах бюджета.
В соответствии со ст.57 Трудового кодекса Республики Беларусь - заработная плата – вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного времени, а также за периоды, включаемые в рабочее время.
Виды заработной платы:
Номинальная заработная плата – это сумма, начисленная работнику за выполненную работу за определенный период времени в денежном выражении (характеризует уровень оплаты и выплачивается денежными единицами).
Реальная заработная плата - сумма товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату при данном уровне цен (отражает фактическую покупательную способность заработной платы).
Средняя заработная плата – показатель, характеризующий в среднем уровень заработной платы одного работника за единицу времени.
В 2008 году среднемесячная заработная плата по району увеличилась на 26,2% при прогнозе 25,3% и составила 735,2 тыс. руб. В декабре 2008 г. она достигла 815,8 тыс. руб. Реальная заработная плата выросла на 9,9% (прогноз – 9,1%).
Среди отраслей экономики наиболее высокий рост заработной платы наблюдался в строительстве (140,3%), сельском хозяйстве (СПК с учётом реформированных 132,6%), промышленности (124,8%), торговле и общественном питании (128,1%). В меньшей степени зарплата выросла в сферах образования (112,8%), социального обеспечения (113,5%), здравоохранения (115,8%).
Лидерами по размеру заработной платы в районе являются работники банковской системы, строительства, работники машиностроения и металлообработки. Самыми низкими заработки остаются в сельском хозяйстве, сферах социального обеспечении, физической культуры и спорта, бытового обслуживания.