Доходы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Задачи, которые были поставлены мною в данной работе:
определить теоретические аспекты формирования доходов и их дифференциации;
исследовать способы формирования доходов
раскрыть причины неравномерного распределения доходов;
охарактеризовать структуру доходов в республике Беларусь

Файлы: 1 файл

курсовая макроэкономика.doc

— 906.00 Кб (Скачать файл)

Полученный доход определяет уровень  благосостояния, или уровень жизни, отдельного индивида. Именно от величины полученного дохода зависит реализация конечной цели общества – создание условий для удовлетворения потребностей населения, повышения его жизненного уровня. Естественно, что распределение доходов имеет свои особенности на каждом этапе общественного развития. [7]

Иным фактором, воздействующим на распределение доходов, является государственное вмешательство в процесс ценообразования на потребительские товары и услуги. Установление верхних пределов цен или их фиксирование представляет собой средство административного регулирования экономики. Оно применяется довольно редко, и в условиях рыночной экономики не является достаточно эффективным в долгосрочном и среднесрочном периодах.

Наиболее актуальная задача социальной статистики - изучение бедности. Бедность - ''обратная сторона'' богатства. Объективный факт -  дифференциация населения в доходах и потреблении, и у каждого свои проблемы. Совокупность обстоятельств диктует необходимость решения этой задачи статистики. Требуется информация о численности населения страны и регионов, проживающего ниже черты бедности, демографическом составе и других особенностях малообеспеченного населения, его среднем доходе, минимальных и средних размерах потребления продуктов питания, продолжительности пребывания в бедности, источниках дохода, занятости трудоспособных членов домохозяйства, размеров социальной помощи и др.

У этой проблемы есть две грани:

  1. Неравенство доходов;
  2. Неравенство богатства.

Люди получают доходы в результате предоставления находящиеся в их собственности факторов производства (своего труда, капитала, земли) в пользование  фирмам для производства нужных людям благ либо вкладывают эти ресурсы в создание собственных фирм. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства.

Причинами такого положения вещей  являются:

  • разная ценность принадлежащих людям факторов производства (капитал в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход, чем капитал в форме лопаты);

  • разная успешность использования факторов производства (работник в фирме, производящей дефицитный товар, может иметь более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающей в фирме, товары которой продаются с трудом);

  • разный объем принадлежащих людям факторов производства (владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины). [8, стр.256]

Существенное влияние на распределение  доходов населения оказывает  налогообложение. С целью воздействия  на формирование доходов устанавливается принцип вертикального и горизонтального равенства. То есть граждане должны платить налоги в соответствии с их платежеспособностью. Налогами обычно облагаются доходы населения, а не потребление, которое не охватывает сбережений. Перераспределение налогового бремени на богатые группы общества состоит в прогрессивных ставках подоходного налога, пропорциональном характере налога на собственность, освобождении от подоходного налога некоторых минимальных сумм и установлении налоговых льгот. Оптимальная структура налогообложения – та, которая максимизирует общественное благосостояние. В ней выбор между справедливостью и эффективностью адекватно отражает отношение общества к этим целям. Главной проблемой налогового регулирования доходов является закономерность: чем большего равенства доходов предполагается добиться, тем жестче ограничения данных преобразований и тем больше избыточное налоговое бремя. Справедливо отмечено, что введение плоской ставки налога на доходы физических лиц еще более сократит поступления по нему, и территориальные бюджеты потеряют немало средств. «Единая ставка подоходного налога равнозначна полному отказу от его распределительной функции, что может усилить и без того недопустимую большую социальную дифференциацию населения»[2, стр. 609].

Используя свои доходы, люди могут  тратить их часть на приобретение дополнительного объема факторов производства, Например,  семья, может положить часть своих заработков в банк, чтобы получать доход не только в форме заработной платы, но и в форме процента. Так формируется богатство семьи, т.е. та собственность, которой они владеют, за вычетом долго, которые сделала семья, чтобы приобрести эту собственность.

Неравенство доходов и богатства  может достигать огромных масштабов  и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в  стране. Поэтому практически все  развитые страны мира постоянно осуществляют меры по сокращению такого неравенства. Но разработка этих мер возможна лишь при умении точно измерять степень дифференциации доходов и богатства, а также результаты воздействия на нее с помощью государственной политики. [9, стр. 256]

Для решения этой задачи познакомимся с методом, используемым для оценки масштабов первого из факторов возникновения неравенства – различия доходов. Этот метод назван в честь его создателя – «методом построения кривой Лоренца».

Форма кривой Лоренца характеризует степень неравномерности распределения доходов. Чем круче изгиб кривой и чем дальше она отстоит от кривой абсолютного равенства, тем больше неравенство в распределении доходов, и наоборот. Характеризуя величину денежных доходов у различных групп населения, кривая Лоренца позволяет прогнозировать изменение благосостояния людей, их покупательную способность и, следовательно, спрос, это дает возможность принимать необходимые меры по регулированию и поддержанию равновесного ЧНП. Для ее построения нужны данные о том, какая часть семей получила ту или иную долю общего дохода страны.

Доля семей» расположена на оси  абсцисс, а «доля дохода» –  на оси ординат. Теоретическая возможность  абсолютно равного распределения  дохода представлена биссектрисой, она  указывается на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20% всех семей получают 20% от всего дохода, 40% - 40%, а 60% - 60% и т.д., то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе. [9, стр. 423]

 


 

Рис. 4 Вид кривой Лоренца. 1

 

 

 

Итак, кривая Лоренца демонстрирует  фактическое распределение дохода. Эта кривая несколько напоминает лук, где прямая линия – как  бы тетива, а лежащая ниже кривая (кривая Лоренца) – это слегка согнутый корпус.

Если бы корпус лука был прямым, прикреплен к тетиве только с одной стороны и свисал вертикально вниз, то это соответствовало бы ситуации абсолютного неравенства в распределении доходов. Так выглядела бы кривая Лоренца в стране, где 1% богатейших семей получал бы 100% всех доходов. В этом случае кривая Лоренца совпадает с осями системы координат, образуя прямой угол с вершиной в точке f на графике. Треугольник, образуемый диагональю и осями координат, характеризирует эту крайнюю степень неравенства.

Реально общество всегда живет в области между абсолютным равенством и абсолютным неравенством. По кривой Лоренца хорошо видно, к чему ближе фактическое распределение доходов – к абсолютному равенству или неравенству.

Визуальное измерение доходов, представленное кривой Лоренца, можно легко трансформировать в коэффициент Джинни – численный параметр общего распределения доходов:

Площадь между кривой Лоренца

и диагональной линией

Коэффициент Джинни =  


Общая площадь ниже

диагональной линии

 

Таким образом, неравенство доходов – это та цена, которую обществу приходится платить за ускорение роста общего уровня благосостояния всех граждан страны. Но необходимость такой «платы» никогда не вызывает у людей радости. Напротив. Чем выше различия в уровнях жизни между богатыми и бедными, тем сильнее недовольство последних. Экономисты давно установили, что различие в доходах становится опасным для социального мира в стране, если оно:

  1. становится чрезмерно большим;
  2. увеличивается слишком высокими темпами

 

Итак, важным условием социального мира в любой стране является предотвращение чрезмерной разницы в доходах наиболее богатых и самых бедных граждан. Для смягчения чрезмерной дифференциации доходов необходимо вмешательство государства. Оно осуществляется с помощью прогрессивного налогообложения доходов и систем социальной поддержки. Механизм регулирования дифференциации доходов создан в развитых странах мира для разрешения противоречия между неравной одаренностью людей и размерами собственности, с одной стороны, и необходимостью обеспечить всем людям хотя бы минимально достойный образ жизни – с другой. [10, стр. 65]

 

 

Глава 3 Структура доходов населения  в Республике Беларусь

http://www.logoysk.gov.by

 

Содержание политики доходов населения  в Республике Беларусь вытекает из социальной направленности развития государства.

Деятельность государства в  социальной сфере, прежде всего, сориентирована на обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, предотвращение малообеспеченности, недопущение проявлений социальной несправедливости и социального напряжения в обществе.

Источниками формирования денежных доходов  граждан страны являются: основные - оплата труда, пенсии, пособия, стипендии, а также – доходы от собственности, поступления от продажи сельскохозяйственной продукции, доходы от предпринимательской деятельности и др.

Удельный вес основных источников в общей сумме денежных доходов населения в 2008 году составил 75,9% (в 2007 году – 77,4%). Доходы от собственности, предпринимательской деятельности и личного подсобного хозяйства в настоящее время играют значительно меньшую роль в формировании денежных поступлений граждан. Однако, как показывает опыт других государств (прежде всего стран с рыночной экономикой), самозанятость, предпринимательская деятельность, аренда недвижимости, выгодное вложение собственных сбережений служат весомым источником доходов для многих граждан.

В данной связи в Беларуси принимаются  меры по улучшению делового климата  и условий предпринимательской деятельности, поддержке развития личных подсобных и фермерских хозяйств.  Созданы центры поддержки предпринимательства для содействия субъектам малого предпринимательства в получении финансовых и  материально-технических ресурсов, информационных и консультативных услуг, упрощена система регистрации и перерегистрации (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 09.06.2008 г. № 825 «О центрах поддержки предпринимательства в Республики Беларусь» , Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.01.2009 г. № 65 «О программе государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2009 год»). 

Денежные доходы и потребительские расходы населения 

Денежные доходы населения включают все поступления  денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг и недвижимости.

В 2001–2008 гг. денежные доходы населения, скорректированные на рост потребительских цен, возросли в 2,7 раза, в том числе реальная заработная плата – в 2,9, реальный размер пенсии – в 2,7 раза.

В 2008 году денежные доходы населения  республики возросли на 29,4%, а с учетом инфляции – на 12,7%.

Наиболее пристальное внимание уделяется государством обеспечению роста заработной платы, выступающей основным, базовым доходом и в совокупных доходах семей, и в доходах бюджета.

В соответствии со ст.57 Трудового кодекса  Республики Беларусь - заработная плата – вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного  времени, а также за периоды, включаемые в рабочее время.

Виды заработной платы:

Номинальная заработная плата –  это сумма, начисленная работнику за выполненную работу за определенный период времени в денежном выражении (характеризует уровень оплаты и выплачивается денежными единицами).

Реальная заработная плата - сумма товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату при данном уровне цен (отражает фактическую покупательную способность заработной платы).

Средняя заработная плата – показатель, характеризующий  в среднем уровень заработной платы одного работника за единицу времени.

В 2008 году среднемесячная заработная плата по району увеличилась на 26,2% при прогнозе 25,3% и составила 735,2 тыс. руб. В декабре 2008 г. она достигла 815,8 тыс. руб. Реальная заработная плата выросла на 9,9% (прогноз – 9,1%).

Среди отраслей экономики наиболее высокий рост заработной платы наблюдался в строительстве (140,3%), сельском хозяйстве (СПК с учётом реформированных 132,6%), промышленности (124,8%), торговле и общественном питании (128,1%). В меньшей степени зарплата выросла в сферах образования (112,8%), социального обеспечения (113,5%), здравоохранения (115,8%).

Лидерами по размеру заработной платы в районе являются работники  банковской системы, строительства, работники  машиностроения и металлообработки. Самыми низкими заработки остаются в сельском хозяйстве, сферах социального обеспечении, физической культуры и спорта, бытового обслуживания.

Информация о работе Доходы государства