Доходы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Задачи, которые были поставлены мною в данной работе:
определить теоретические аспекты формирования доходов и их дифференциации;
исследовать способы формирования доходов
раскрыть причины неравномерного распределения доходов;
охарактеризовать структуру доходов в республике Беларусь

Файлы: 1 файл

курсовая макроэкономика.doc

— 906.00 Кб (Скачать файл)

 

Средняя заработная плата за 2008 год  по отдельным отраслям экономики  Логойского района представлена диаграммой:

 

(тыс. рублей)

 


 

Дальнейший рост оплаты труда будет  обеспечиваться результативностью работы всех звеньев экономики, прежде всего предприятий. Сегодня акцент в их деятельности должен быть сделан на повышение эффективности, выпуск конкурентоспособной инновационной продукции, поиск выгодных партнерских связей, удержании традиционных и завоевании новых рынков сбыта. Таким образом, необходимым условием дальнейшего роста заработной платы является проявление инициативы и предприимчивости на предприятиях.

В области социальной политики (в  частности, политики доходов населения) основными задачами на сегодняшний  день остаются сохранение рабочих мест и недопущение снижения достигнутого уровня заработной платы, пенсий, социальных пособий.

С декабря прошлого года в связи с мировым финансово-экономическим кризисом ряд предприятий, прежде всего экспортно-ориентированных, столкнулись с определенными трудностями в обеспечении бесперебойной работы: упал спрос на их продукцию, обострилась проблема неплатежей.

В этой связи в республике разработан комплекс мер, направленный на преодоление  последствий вышеназванного кризиса, недопущение массовых увольнений работников. Ситуация с занятостью населения находится на постоянном контроле Главы государства, Правительства, облисполкома.

С января т.г. проводится еженедельный мониторинг ситуации на рынке труда (отслеживается численность обращающихся за помощью в трудоустройстве, зарегистрированных безработных, в т.ч. сокращенных, наличие  свободных рабочих мест). В разрезе предприятий отслеживается использование рабочего времени – наличие простоев, неполной занятости, приостановка работы предприятий.

Вместе с тем, на ряде предприятий  применяют такие антикризисные  меры как работа в режиме неполного  рабочего времени.

В этих случаях действующим законодательством предусмотрены гарантии в части оплаты труда, а именно, в случае простоя на предприятии оплата труда работников не может быть ниже двух третей установленной тарифной ставки (оклада). При временной приостановке работ или временного уменьшения их объема наниматель вправе с согласия работника представить ему отпуск без сохранения или частичным сохранением заработной платы, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Кроме того, при такой вынужденной  мере как ликвидация организации законодательством закреплен ряд гарантий предусмотренных для работников данных предприятий, организаций. В первую очередь удовлетворяются требования граждан, производятся расчеты по выплате выходных пособий, оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.

Так, статьей 48 Трудового кодекса  Республики Беларусь (далее ТК РБ) предусмотрено, что работнику при ликвидации юридического лица производиться выплата  выходного пособия в размере  не менее трехкратного среднемесячного заработка. Причем наниматель обязан не менее чем за два месяца до увольнения, если более продолжительные сроки не предусмотрены в коллективном договоре, письменно предупредить работника, а также уведомить государственную службу занятости о предстоящем высвобождении работника с указанием его профессии, специальности, квалификации и размера оплаты труда. Все выплаты, причитающиеся работнику от нанимателя, должны производиться в день увольнения

 

Отличительной чертой государственной  социальной политики в нашей стране является справедливое распределение доходов, направленное на повышение благосостояния всех граждан, недопущение глубокого социального расслоения по уровню доходов, порождающего в обществе серьезные противоречия и создающего угрозу общественно-политической безопасности.

В нашей стране доходы 10% наиболее обеспеченного населения в 5,6 раза превышают доходы 10% наименее обеспеченного  населения. Это ниже критически допустимого уровня дифференциации доходов, используемого в мировой практике (10 раз).

(Малообеспеченные граждане (семьи) – граждане (семьи), имеющие по объективным причинам среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума, по состоянию на 01.02.2009 г. БПМ составляет 234370 рублей).

Бюджет прожиточного минимума является основным критерием признания граждан (семей) малообеспеченными.

При анализе и прогнозировании уровня жизни населения бюджет прожиточного минимума используется для:

оценки уровня доходов населения, размеров оплаты труда, пенсий, пособий  и других социальных выплат;

определения уровня и масштабов малообеспеченности;

прогнозирования процессов социально-экономического развития.

Прожиточный минимум – минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья.

Бюджет прожиточного минимума как социальный норматив предназначается для:

анализа и прогнозирования уровня жизни населения;

оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям);

обоснования минимальных государственных  социально-трудовых гарантий.

Бюджет прожиточного минимума ежеквартально  утверждается Правительством Республики Беларусь в ценах последнего месяца каждого квартала.

В прожиточный минимум входят следующие  виды материальных благ и услуг:

продукты питания, одежда, белье, обувь, предметы общесемейного пользования;

лекарства, предметы санитарии и  гигиены;

жилищно-коммунальные, транспортные и бытовые услуги;

услуги детских дошкольных учреждений.

Повышению уровня доходов малообеспеченных граждан способствует предоставление государственной адресной социальной помощи и безналичных жилищных субсидий. Сегодня в нашем государстве проведено реформирование ранее действующей системы льгот, кардинально пересмотрена законодательная база Республики Беларусь в части предоставления льгот гражданам. Социальная помощь оказывается только нуждающимся, социально уязвимым категориям граждан, остальным созданы условия для самореализации.

На выплату ГАСП в районе на 2007 год было выделено 19,1 млн. рублей. За 2007 год помощь назначена на 199 человек и выплачена сумма адресной помощи 17 553.0 рублей. В связи с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 14 декабря 2007 г. № 638 «О некоторых мерах государственной поддержки населения» в этом году государственная адресная социальная помощь выплачивается семьям и одиноким гражданам, у которых доход за три предшествующих месяца перед датой обращения за помощью, не превышает 100 % БПМ (с 1 августа 2008 года - 224 700 рублей). На 2008 год предусмотрены ассигнования на выплату адресной помощи в сумме 156011,0 тыс. рублей. За 12 месяцев 2008 года ежемесячную государственную адресную помощь получило 313 семей (906 человек), на общую сумму 1560010,9 тыс. рублей. Указ Президента Республики Беларусь № 638 также предусматривает оказание единовременной адресной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, для назначения которой необходимо, чтобы доход на одного члена семье не превышал 120 % БПМ (с 1 августа 208 года - 269 640 рублей). Единовременная помощь за 2008 год назначена 20 семьям (на 55 человек) на сумму 10818,5 тыс. рублей.

Одним из видов  социальной поддержки семьей являются государственные пособия семьям, воспитывающим детей.

Принят Указ Президента Республики Беларусь от 8 июня 2007 года № 268 «Об усилении государственной поддержки семей при рождении детей». Выплата пособия в увеличенном размере осуществляется на детей, родившихся с 1 июня 2007 года. Теперь при рождении первого ребенка семье выплачивается единовременное пособие в размере наибольшей пятикратной величины БПМ перед датой рождения ребенка (с 1 ноября 2008 года - 1 123 500 рублей, с 1 февраля 2009 года это 1 171 850 рублей), при рождении второго и последующих детей - в размере наибольшей семикратной величины БПМ перед датой рождения ребенка (с 1 ноября 2008 года - 1 572 900 рублей, с 1 февраля 2009 года - 1 640 590 рублей).

С 1 февраля 2009 года в связи с изменением величины БПМ произошло увеличение всех видов назначаемых пособий (БПМ вырос с 224 700 до 234 700 рублей).

За 2008 года в районе выплачено 255 единовременных пособий в связи с рождением ребенка на сумму 324,7 млн. рублей, 232 единовременных пособий женщинам, ставшим на учет в медицинских учреждениях до 12-ти недельного срока беременности на сумму 48,4 млн. рублей.

Всего по району за 2008 год выплачено 9349 ежемесячных пособий по уходу за ребенком до 3-х лет на сумму 1502,9 млн. рублей, что на 1223 больше, чем за 2007 год и 7936 пособий на детей от 3 до 16 лет на сумму 458,8 млн. рублей, что на 941 меньше, чем за 2007 год.

В управлении по труду, занятости и социальной защите Логойского райисполкома детские пособия выплачиваются семьям неработающих родителей, индивидуальных предпринимателей, священнослужителей и работникам религиозных организаций. Всего в управлении детские пособия назначены 216 семьям и выплачиваются на 309 детей. За 2008 год детские пособия назначены 187 семьям, из них 65 семьям, воспитывающим детей до трех лет.

Усовершенствованы условия бесплатного обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни. Установлено, что семьи, у которых среднедушевой доход в месяц не превышает 100 % утвержденного БПМ в среднем на душу населения, имеют право на бесплатное питание детей первых лет жизни (ранее было 60 % БПМ). Бесплатное питание за 2008 год получили 299 детей, на сумму 243797,5 тыс. рублей (для сравнения за весь 2007 год в нашем районе получили бесплатное питание 119 детей на сумму 46 726 500 рублей).

Предметом особой заботы государства  является защита уязвимых категорий населения – пенсионеров, инвалидов.

В настоящее время пенсионная система  функционирует стабильно: пенсии выплачиваются  своевременно, периодически повышаются их размеры. Уровень пенсионного обеспечения в республике один из самых высоких среди стран СНГ. На данном этапе параметры пенсионной системы, как на национальном, так и на международном уровне, оцениваются положительно

По состоянию на 01.02.2009 на учете в органах социальной защиты Логойского района состояло 10 793 получателя пенсий.

В Беларуси повышение уровня пенсий осуществляется путем пересмотра их размеров с учетом роста средней заработной платы и изменения бюджета прожиточного минимума.

Так, в 2008 году в связи с ростом средней заработной платы дважды пересматривался размер трудовых пенсий (с 1 февраля и 1 августа).

Кроме того, в связи с увеличением  бюджета прожиточного минимума трижды пересчитывались минимальные и социальные пенсии, а также надбавки и повышения к пенсиям.

Средний размер пенсий (всех видов) в районе составляет с февраля текущего года 375 953 рубля.

Общая сумма  назначенных пенсий составила 4,058 млрд. рублей.

Для противодействия возрастанию  финансовой нагрузки на пенсионную систему в связи с увеличением численности пенсионеров и в целях оптимизации пенсионной системы разрабатывается комплекс мер по ее совершенствованию и изысканию внутренних резервов. Направления совершенствования пенсионной системы Республики Беларусь определены Программой социально-экономического развития  Республики Беларусь на 2006-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384. В целях выполнения Программы Советом Министров Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 910 утверждены соответствующие мероприятия. Согласно Программе к концу пятилетки (2010 г.) ожидается увеличение пенсий в два раза, а в реальном выражении – в полтора (по отношению к 2005 г.).

В области социальной политики (в  частности, политики доходов населения) основными задачами на сегодняшний день остаются сохранение рабочих мест и недопущение снижения достигнутого уровня заработной платы, пенсий, социальных пособий.

Ожидается, что по итогам I квартала 2009 г. экономика Беларуси покажет лучшие результаты, чем в январе. Этому благоприятствуют активное налаживание в последнее время экономических связей, рост инвестиций в основной капитал (124,9% в январе 2009 г.). Все это позволяет рассчитывать на положительный результат в перспективе.

По предварительной оценке, за 2009 год заработная плата в долларовом эквиваленте в реальном секторе экономики возрастет на 5%.

Несмотря на негативные влияния  последствий мирового финансово-экономического кризиса, государство не отказалось от социальной поддержки своих граждан. В стране принимаются целенаправленные меры по созданию условий для бесперебойной работы предприятий и сохранению занятости, обеспечению сбалансированного роста доходов, социальной защите наиболее уязвимых категорий населения.

 


Информация о работе Доходы государства