Доходы государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

В этих сложившихся условиях в Министерстве финансов России подготовлены основные направления бюджетной и налоговой политики на период до 2001 года. Ее целями и задачами являются:
достижение устойчивого экономического роста и создание для этого соответствующих макроэкономических условий;
рост реальных доходов и потребления населения.
Чтобы успешно решить поставленные задачи, приоритетными направлениями бюджетной политики на среднесрочную перспективу были определены:
осуществление налоговой реформы на основе принятия Налогового кодекса и повышение на этой основе собираемости налогов;
осуществление бюджетной реформы на основе принятия Бюджетного кодекса и упорядочен

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Доходы государственного бюджета 6
Доходы бюджета: состав и формирование 6
Роль налогов в формировании государственного бюджета 10
Различия формирования налогами доходной части бюджета
России и капиталистических стран 18
Формирование государственного бюджета за счет государственных займов 11
Основные направления бюджетной политики в образовании
доходной части бюджета 2000 г. 25
Глава 2. Основные показатели государственного бюджета России 30
Формирование доходной части бюджета 1994-1998 гг. 30
Проблема укрепления бюджета федерации 33
Заключение 36
Используемая литература 38

Файлы: 1 файл

скаченая 2.docx

— 101.14 Кб (Скачать файл)


Министерство общего и  профессионального образования

Российской Федерации

Майкопский государственный  технологический институт

Кафедра Финансы и кредит

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Финансы  и кредит

на тему: Доходы государственного бюджета

 

 

 

 

 

Выполнила студентка III курса Ильясова Гульнара Гельмединовна

группы ФК-34

 

Научный руководитель:   Пенькова Людмила Викторовна

кандидат экономических  наук

 

 

 

 

 

Майкоп,

2000

 

Содержание

 

Введение           3

Глава 1. Доходы государственного бюджета     6

    1. Доходы бюджета: состав и формирование     6
    2. Роль налогов в формировании государственного бюджета  10
    3. Различия формирования налогами доходной части бюджета

России и капиталистических  стран      18

    1. Формирование государственного бюджета за счет государственных займов          11
    2. Основные направления бюджетной политики в образовании

доходной части бюджета 2000 г.      25

Глава 2. Основные показатели государственного бюджета России  30

    1. Формирование доходной части бюджета 1994-1998 гг.  30
    2. Проблема укрепления бюджета федерации    33

Заключение           36

Используемая литература        38

 

 

Введение

 

Российская экономика  переживает трудности: остановился  рост валового внутреннего продукта, продолжается спад инвестиций, уменьшается  собираемость налогов и других государственных  сборов и платежей, растут расходы  по обслуживанию внутреннего и внешнего долга. Сложное положение в социальной сфере, снижаются доходы населения, а значит, и уровень потребления.

В этих сложившихся условиях в Министерстве финансов России подготовлены основные направления бюджетной  и налоговой политики на период до 2001 года. Ее целями и задачами являются:

  • достижение устойчивого экономического роста и создание для этого соответствующих макроэкономических условий;
  • рост реальных доходов и потребления населения.

Чтобы успешно решить поставленные задачи, приоритетными направлениями  бюджетной политики на среднесрочную  перспективу были определены:

  • осуществление налоговой реформы на основе принятия Налогового кодекса и повышение на этой основе собираемости налогов;
  • осуществление бюджетной реформы на основе принятия Бюджетного кодекса и упорядочения бюджетного процесса в РФ;
  • сокращение государственных расходов при полном выполнении бюджетных обязательств;
  • сокращение дефицита федерального бюджета до 2% ВВП;
  • снижение государственных заимствований, увеличение сроков их погашения при уменьшении доходности государственных ценных бумаг и процентных ставок до уровня, обеспечивающего движение финансовых ресурсов в реальный сектор экономики;
  • совершенствование межбюджетных отношений.

Поставленные цели можно  достичь только при реализации активной промышленной политики на основе разработки реалистичного федерального бюджета.1

При этом основа достижения прогнозируемых результатов закладывается  уже в текущем году, в котором  рост реальных объемов промышленного  производства и ВВП ожидается  соответственно на уровне 3 и 2%, а уровень  инфляции – в среднем за год  – в пределах 7,0 – 7,8%. Все расчеты  базировались на прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 1999 – 2001 годы и были направлены на создание благоприятного инвестиционного климата  в стране за счет снижения годового уровня инфляции до 3,7 – 4,5% к концу 2001 г.

В целях достижения намеченных экономических результатов предусматривается  обеспечить рост инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования на уровне 4-6% в год. Кроме того, ежегодный  рост иностранных инвестиций составит порядка 2 млрд. долл. США.

Одним из условий достижения экономического роста является наличие  свободных финансовых ресурсов у  субъектов хозяйствования, которые  могут быть направлены на инвестиционные цели. В первую очередь к таким  ресурсам относятся прибыль и  амортизационные отчисления.

Согласно макроэкономическим прогнозам прибыль по всем видам  деятельности (с учетом введения Налогового кодекса с 1999 г.) возрастает к концу 2001 г. до 245 млрд. руб., или на 6,5% к уровню 1997 г., а амортизационные отчисления – до 740 млрд. руб., или на 8,5%.

В результате проводимой налоговой  реформы произойдет изменение структуры  налоговых доходов бюджета.2

Основные ставки налога на добавленную стоимость на 1999 – 2001 годы сохранены на уровне действующих  в настоящее время (основная – 20% и льготная на отдельные продовольственные  и детские товары – 10%) при отмене пока еще действующих отдельных  налоговых льгот (для работ по строительству жилых домов, производимых с привлечением средств бюджетов и целевых внебюджетных фондов, научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ). Наиболее относительным вариантом, по нашему мнению, является установление единой ставки НДС в размере 18%.

Кроме того, предусмотрено  снижение общей ставки налога на прибыль  с 35% до 30%, в том числе снижение федеральной ставки с 13 до 11% и предельной ставки налога в части, зачисляемой  в бюджеты субъектов РФ, - с 22 до 19%.

В дальнейшем, учитывая предусмотренные  налоговым кодексом дополнительные меры по администрированию налогов, прогнозируется повышение уровня собираемости налоговых доходов в 2000 году на 2 процентных пункта (0,22% ВВП).3

 

Глава 1. Доходы государственного бюджета

 

1.1. Доходы бюджета:  состав и формирование

 

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие  у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических  отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций  и населения в государственный  бюджет, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные  доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости  общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой – выступают  объектом дальнейшего распределения  сконцентрированной в руках государственной  стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и  целевого назначения.

Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств  в бюджет зависят от системы и  методов хозяйствования, а также  от решаемых обществом экономических  задач. В нашей стране, где собственником  преобладающей массы средств  производства до недавнего времени  выступало государство, доходы бюджета  базировались в основном на денежных накоплениях государственных предприятий. Система взимания платежей в период 1930-1990 годов отличалась тем, что носила ярко выраженный фискальный характер, была жестко централизованной, строилась  на использовании индивидуальных ставок. Эти  черты отражали административно-командный  подход к мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства, свидетельствовали о стремлении центра сосредоточить в своих руках максимально возможную величину денежных средств.

Особенно ярко названные  черты проявились в платежах из прибыли, вносимых государственными предприятиями  на основе индивидуальных ставок, приспосабливаемых  отраслевыми органами управления к  конкретным результатам хозяйствования. Даже введение нормативных платежей из прибыли (платы за производственные фонды, трудовые ресурсы и др.) не смогло изменить систему изъятия  в целом – она продолжала ориентироваться  на индивидуальные результаты хозяйствования отдельных предприятий. Отсутствие объективных критериев, в соответствии с которыми обосновано определялась бы доля участия каждого субъекта хозяйствования в формировании бюджетного фонда страны, приводило к подрыву  финансовой самостоятельности предприятий, пренебрежению их экономическими интересами.

Переход на рыночные основы хозяйствования потребовал использования  экономических методов руководства  общественным производством, а неэффективность  применявшихся ранее форм мобилизации  части чистого дохода предприятий  в бюджет обусловила коренное уменьшение системы доходных поступлений –  она стала строиться на базе налоговых  платежей, взаимоотношения предприятий  с бюджетом были переведены на правовую основу, регулируемую законом.4

Возрастающий дефицит  бюджета, инфляция и обесценение  капитала, убыточность, платежный кризис – все эти явления свидетельствуют  о финансовых взаимоотношениях предприятий  и государства (прежде всего с  бюджетной системой), влиянии на реальный сектор общей государственной  политики финансовой стабилизации.

Возникновение нового рыночного  типа финансовых взаимосвязей государства  и предприятий не избавило российскую экономику от неэффективности к стабилизации государственного бюджета. Объективно присущие положительные свойства и преимущества рыночной экономики не реализуются в конкретных российских условиях.

Ситуация неплатежеспособности в сфере финансовых взаимоотношений  предприятий и государства проявляются  в системно воспроизводящихся явлениях: хронической неплатежеспособностью  предприятий по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды; снижении реального бюджетного потенциала и вынужденности проведения политики непрерывного секвестирования  бюджетных расходов, упадок и оттеснение на второстепенные роли инвестиционной функции государственных финансов; низкой собираемости налогов и массовом сокращении доходов от налогообложения.5

Главная причина бюджетного кризиса - недостаточность доходов, ежегодные ошибки в оценке собираемости налогов. Важнейшее условие выхода из кризиса - продолжение начатых  в конце 1996 - начале 1999 года налоговых  преобразований, дополнение их рядом  новых положений. При этом нужно  учитывать некоторые объективные  обстоятельства и делать выводы из опыта налоговых реформ.

Первое. Попытка сразу  построить в России налоговую  систему, характерную для стран  с развитой экономикой, не увенчалась успехом. Ныне действующая налоговая  система не учитывает особенностей мотивации отечественных налогоплательщиков, что делает ее неэффективной. Доходы скрываются, капитал перетекает из легального сектора в теневую  экономику, вывозится за границу.

Второе. Ужесточение налогового администрирования, безусловно, необходимо, но возлагать на него особые надежды  было бы ошибкой. Собираемость налогов  не удастся увеличить путем административного  давления без формирования для предприятий действенных экономических стимулов честно платить налоги, без сокращения бартерных операций и вытеснения денежных суррогатов.

Третье. Решая задачу существенного  повышения собираемости налогов, нельзя надеяться только на снижение налоговых  ставок. Такое снижение важно, но, взятое изолированно, не окажет решающего  воздействия на наполняемость бюджетов всех уровней.

С ныне действующей налоговой  системой выход из бюджетного и экономического кризиса будет для России непозволительно  долгим и трудным. Сложившиеся налоговые  отношения стали для кого-то привычными, для кого-то удобными, но в целом  страна несет огромные потери.

Стратегическим направлением совершенствования налоговой системы  должно стать ее упрощение. Мы имеем  массовое сокрытие доходов и низкую собираемость налогов, что приходится компенсировать высокими налоговыми ставками. Страдают люди, не желающие или не имеющие  возможности скрывать доходы, т.е. люди честные и работящие, которые  должны быть опорой, а не жертвой  государства. Поэтому следует решительнее  открываться от тех налогов, уплату которых трудно контролировать.

Второе направление - дальнейшее сокращение налоговых льгот. Сейчас право на налоговые льготы определяются не рынком, не потребителем, а административным механизмом. Получение этих льгот  зависит не от важности для общества того или иного вида деятельность, а от способности лоббировать  свои интересы во властных структурных  уровнях.

Третье направление - изменение  структуры налогов. Нужно двигаться  в сторону постепенного отказа от налогов, возлагающих дополнительное бремя на прирост доходов и  прибыли, зарплаты, объемов производства, инвестиций, занятости. Это создаст мощные стимулы для модернизации производства, увеличения внешних и внутренних инвестиций.

Отдельная тема - рост поступлений  от погашения иностранными государствами  долговых обязательств перед Россией. Здесь требуется больше гибкости. Если должники не в состоянии гасить обязательства финансовыми средствами, то следует изучить все возможные  варианты товарных поставок но не в  ущерб отечественным производителям. Не удастся расплатиться продукцией - стоит поставить вопрос о передаче имущества, концессионных и других прав, которыми располагает должник. Экономическое положение России в настоящий момент не позволяет  проводить существенное списание таких  долгов6.

Информация о работе Доходы государственного бюджета