Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:20, курсовая работа
В этих сложившихся условиях в Министерстве финансов России подготовлены основные направления бюджетной и налоговой политики на период до 2001 года. Ее целями и задачами являются:
достижение устойчивого экономического роста и создание для этого соответствующих макроэкономических условий;
рост реальных доходов и потребления населения.
Чтобы успешно решить поставленные задачи, приоритетными направлениями бюджетной политики на среднесрочную перспективу были определены:
осуществление налоговой реформы на основе принятия Налогового кодекса и повышение на этой основе собираемости налогов;
осуществление бюджетной реформы на основе принятия Бюджетного кодекса и упорядочен
Введение 3
Глава 1. Доходы государственного бюджета 6
Доходы бюджета: состав и формирование 6
Роль налогов в формировании государственного бюджета 10
Различия формирования налогами доходной части бюджета
России и капиталистических стран 18
Формирование государственного бюджета за счет государственных займов 11
Основные направления бюджетной политики в образовании
доходной части бюджета 2000 г. 25
Глава 2. Основные показатели государственного бюджета России 30
Формирование доходной части бюджета 1994-1998 гг. 30
Проблема укрепления бюджета федерации 33
Заключение 36
Используемая литература 38
Третье. Реалистичность бюджета. Эта означает, что впредь в стране не будет мощного генератора неплатежей. Наличие крупной просроченной дебиторской задолженности приводит к отвлечению, а зачастую и к утере оборотных средств, невозможности их воспроизводства.
Таким образом, 100%-ное выполнение бюджетных обязательств, а в определенном бюджете это гарантировано, дает в конечном итоге возможность использовать средства предприятий по их прямому назначению – закупать сырье, материалы, топливо и энергию, производить транспортные расходы, т.е. запускать производство.
Четвертое. Бюджет развития. Он в текущем году практически не заработал. Прошедшее время было истрачено на формирование механизмов его функционирования. Но теперь они есть. А, следовательно, есть и уверенность в том, что в 1999 г. будет восполнено отставание.
Предлагаемый проект федерального бюджета на 2000 год определился так:
по доходам – 340 млрд. руб.
по расходам – 472 млрд. руб.
дефицит составляет 132 млрд. руб.
Доходы федерального бюджета 2000 года составляют 12,36% к ВВП. В общем объеме доходов основной удельный вес занимают налоги – 85,1%, или 289,4 млрд. руб. Анализ структуры налогов показывает, сто она претерпела существенные изменения по сравнению с 1998 и 1999 годами.
На 62% по сравнению с действующими условиями сокращается налог на прибыль, несколько сокращаются акцизы. На 18% возрастает НДС, ресурсные платежи, таможенные и прочие налоги практически не изменяются. Такая структура налогов позволит увеличить их собираемость в федеральный бюджет.
Остановимся несколько подробнее на особенностях формирования прогноза поступлений по основным видам налоговых доходов.
Налог на добавленную стоимость – наиболее крупный налог, за счет которого будет собираться более половины всех налоговых доходов. Рассчитан с учетом отмены действующей в настоящее время ставки на отдельные виды продовольственных товаров и товаров для детей в размере 22%. При этом зачисление налога предполагается производить в доходы бюджетной системы по ставке 19% с сохранением действующих в настоящее время нормативов распределения этого налога между федеральным бюджетом (75%) и бюджетами субъектов РФ (25%). По ставке 1% - в Пенсионный Фонд и по ставке 1% - в территориальные дорожные фонды.
Изменение ставок отчислений в государственные внебюджетные социальные фонды, отмена целого ряда налогов и сборов увеличивает прогнозируемую сумму прибыли на 79 млрд. руб. В расчетах налога сохранена консолидированная ставка в размере 35%, в том числе в федеральный бюджет – 13%.
Кроме поступления налога на доход предприятий, учтены поступления налога на доходы от капитала, получаемые физическими и юридическими лицами в виде дивидендов и процентов, в общей сумме 9,8 млрд. руб. с зачислением его полном объеме в федеральный бюджет.
Акцизы на минеральное
сырье (нефть и природный газ)
прогнозируются в общей сумме 49,2
млрд. руб., в составе которых
При формировании доходов федерального бюджета на 2000 год сохранен действующий в 1999 г. порядок централизации на федеральном уровне 30% земельного налога для финансирования Государственной программы повышения плодородия почв и ведения земельного кадастра. Общая сумма поступлений в бюджет централизуемых средств земельного налога, включая средства от арендной платы за землю, предусматривается на 2000 г. в 2,6 млрд. руб.
В связи с введением уже в текущем году налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, в прогнозе доходов бюджета учтено поступление указанного налога в сумме 1,6 млрд. руб., из которых в федеральный бюджет по нормативу 60% поступит 1 млрд. руб.
В составе неналоговых
доходов бюджета основной удельный
вес занимает доходы от использования
и продажи имущества, находящегося
в государственной
Проектом Программы
В 2000 г., так же как и
в текущем году, основными источниками
поступления доходов от внешнеэкономической
деятельности останутся доходы от взимания
импортных таможенных пошлин и доходы
от реализации на внешнем рынке драгоценных
металлов и драгоценных камней, учтенные
в прогнозе доходов федерального
бюджета в сумме 25,6 млрд. руб. Средневзвешенная
ставка таможенных пошлин в 2000 г. рассчитана
с учетом действующей системы
преференций Российской Федерации
и положений, содержащихся в Заявлении
Правительства и Центрального банка
РФ от 10 марта 1995 г., других программных
документов Правительства по внешнеэкономической
деятельности со снижением против сложившейся
на 5%. Вместе с тем в расчете
импортных пошлин не предусмотрены
потери доходов федерального бюджета
в связи с существующими в
настоящее время льготами по таможенным
платежам, предоставленным отдельным
хозяйствующим субъектам и
Общий объем доходов, направляемых
в федеральные целевые
Глава 2. Основные показатели государственного бюджета России
2.1. Формирование доходной части бюджета
Российская экономика переживает большие трудности:
Сложное положение в социальной сфере, снижаются доходы населения, а значит, и уровень потребления. В результате ухудшения конъюнктуры на мировом рынке сократились доходы России от продажи нефти, газа, цветных металлов в ощутимых размерах.
Таблица 2.1.1.
Бюджетные доходы и расходы в 1994-1998 гг.13
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 | |
Обыкновенные: |
|||||
доходы |
2526 |
2781 |
2952 |
3106 |
3315 |
расходы |
2451 |
2473 |
2999 |
3722 |
3970 |
Чрезвычайные: |
|||||
доходы |
163 |
54 |
3 |
2 |
13 |
расходы |
456 |
424 |
340 |
449 |
285 |
Общее сальдо |
-218 |
-92 |
-221 |
-1063 |
-872 |
В цифрах бюджета складывается глубокий кризис: расходы ежегодно превышают доходы. В целом они выражают беспокойство и неустойчивость.
Одним из условий достижения экономического роста является наличие свободных финансовых ресурсов. Но в динамике роста бюджета наблюдается дефицит этих средств (рис. 2.1.1).
5000
4000
3000
2000
1000
1994 1995 1996 1997 1998
Рис. 2.1.1. Динамика роста доходов и расходов бюджета за 1994-1998 гг.14
В целях достижения намеченных экономических результатов, Правительству РФ необходимо принять меры для уменьшения государственного долга России.
Таблица 2.1.2.
Государственный долг Российской Федерации.
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
4997 |
5944 |
6275 |
6652 |
9055 |
9724 |
10000
8000
6000
4000
1993 1994 1995 1996 1997 1998
Рисунок 2.1.2. Динамика роста государственного долга РФ
В 1998 г. размер государственного долга в расчете на одного жителя России составлял – 258 млн. руб. В составе внешних источников финансирования дефицита бюджета прогнозируется привлечь МВФ, МБРР, от размещения евробондов в следующих размерах:
Таблица 2.1.3.
Состав внешних источников финансирования дефицита бюджета на 1999 и 2000 гг. (прогноз) млрд. долл. США
Привлечение средств |
1999 г. |
2000 г. |
МВФ |
2,8 |
1,8 |
МБРР |
1,3 |
2,0 |
Евробонды |
4,0 |
4,0 |
Всего |
8,1 |
7,8 |
Общий объем чистых внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета на 1999 г. оценивается в 1,3 млрд. долл. США, в 2000 г. в 0,2 млрд. долл. США.15
2.2. Проблема укрепления бюджета федерации
Путь реформирования межбюджетных отношений в России чрезвычайно труден. Резкие повороты на этом пути чреваты тяжелыми последствиями. Необходима очень гибкая, взвешенная политика, осторожное введение новых бюджетов, терпеливое приспособление действующих механизмов к новым условиям функционирования.
Среди множества бюджетных проблем следует, прежде всего, выделить три:
Формирование бюджетных
доходов осуществляется во многом еще
традиционно для унитарной
Таблица 2.2.1.
Распределение налоговых поступлений по уровням бюджетной системы (в %, 1999 г.)
Налоги |
Всего |
Федераль-ный бюджет |
Бюджеты субъектов Федерации |
Бюджеты местных органов власти |
Все налоги |
100 |
47,4 |
26,7 |
25,9 |
Налог на прибыль |
100 |
35,1 |
39,3 |
25,5 |
НДС на товары, произведенные в России |
100 |
71,0 |
16,5 |
12,4 |
Подоходный налог с населения |
100 |
8,9 |
24,2 |
66,8 |
Акцизы |
100 |
73,0 |
21,1 |
5,8 |
Эти четыре вида налогов составили 70,3% налоговых доходов федерального бюджета, 77% - региональных бюджетов и 71% местных бюджетов (табл. 2.2.2)
Таблица 2.2.2
Структура налоговых доходов (в %, 1999 г.)
Налоги |
Федеральный бюджет |
Бюджеты субъектов Федерации |
Бюджеты местных органов власти |
Налог на прибыль |
24,0 |
47,8 |
32,1 |
НДС на товары, произведенные в России |
35,3 |
14,6 |
11,3 |
Подоходный налог с населения |
0,6 |
9,2 |
26,2 |
Акцизы |
10,4 |
5,3 |
1,5 |
Прочие налоговые поступления |
29,7 |
23,1 |
28,8 |