Доходы государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

В этих сложившихся условиях в Министерстве финансов России подготовлены основные направления бюджетной и налоговой политики на период до 2001 года. Ее целями и задачами являются:
достижение устойчивого экономического роста и создание для этого соответствующих макроэкономических условий;
рост реальных доходов и потребления населения.
Чтобы успешно решить поставленные задачи, приоритетными направлениями бюджетной политики на среднесрочную перспективу были определены:
осуществление налоговой реформы на основе принятия Налогового кодекса и повышение на этой основе собираемости налогов;
осуществление бюджетной реформы на основе принятия Бюджетного кодекса и упорядочен

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Доходы государственного бюджета 6
Доходы бюджета: состав и формирование 6
Роль налогов в формировании государственного бюджета 10
Различия формирования налогами доходной части бюджета
России и капиталистических стран 18
Формирование государственного бюджета за счет государственных займов 11
Основные направления бюджетной политики в образовании
доходной части бюджета 2000 г. 25
Глава 2. Основные показатели государственного бюджета России 30
Формирование доходной части бюджета 1994-1998 гг. 30
Проблема укрепления бюджета федерации 33
Заключение 36
Используемая литература 38

Файлы: 1 файл

скаченая 2.docx

— 101.14 Кб (Скачать файл)

Третье. Реалистичность бюджета. Эта означает, что впредь в стране не будет мощного генератора неплатежей. Наличие крупной просроченной дебиторской  задолженности приводит к отвлечению, а зачастую и к утере оборотных  средств, невозможности их воспроизводства.

Таким образом, 100%-ное выполнение бюджетных обязательств, а в определенном бюджете это гарантировано, дает в конечном итоге возможность  использовать средства предприятий  по их прямому назначению – закупать сырье, материалы, топливо и энергию, производить транспортные расходы, т.е. запускать производство.

Четвертое. Бюджет развития. Он в текущем году практически  не заработал. Прошедшее время было истрачено на формирование механизмов его функционирования. Но теперь они  есть. А, следовательно, есть и уверенность  в том, что в 1999 г. будет восполнено отставание.

Предлагаемый проект федерального бюджета на 2000 год определился  так:

по доходам – 340 млрд. руб.

по расходам – 472 млрд. руб.

дефицит составляет 132 млрд. руб.

Доходы федерального бюджета 2000 года составляют 12,36% к ВВП. В общем  объеме доходов основной удельный вес  занимают налоги – 85,1%, или 289,4 млрд. руб. Анализ структуры налогов показывает, сто она претерпела существенные изменения по сравнению с 1998 и 1999 годами.

На 62% по сравнению с действующими условиями сокращается налог  на прибыль, несколько сокращаются  акцизы. На 18% возрастает НДС, ресурсные  платежи, таможенные и прочие налоги практически не изменяются. Такая  структура налогов позволит увеличить  их собираемость в федеральный бюджет.

Остановимся несколько подробнее  на особенностях формирования прогноза поступлений по основным видам налоговых  доходов.

Налог на добавленную стоимость  – наиболее крупный налог, за счет которого будет собираться более  половины всех налоговых доходов. Рассчитан  с учетом отмены действующей в  настоящее время ставки на отдельные  виды продовольственных товаров  и товаров для детей в размере 22%. При этом зачисление налога предполагается производить в доходы бюджетной  системы по ставке 19% с сохранением  действующих в настоящее время  нормативов распределения этого  налога между федеральным бюджетом (75%) и бюджетами субъектов РФ (25%). По ставке 1% - в Пенсионный Фонд и  по ставке 1% - в территориальные дорожные фонды.

Изменение ставок отчислений в государственные внебюджетные социальные фонды, отмена целого ряда налогов и сборов увеличивает  прогнозируемую сумму прибыли на 79 млрд. руб. В расчетах налога сохранена  консолидированная ставка в размере 35%, в том числе в федеральный  бюджет – 13%.

Кроме поступления налога на доход предприятий, учтены поступления  налога на доходы от капитала, получаемые физическими и юридическими лицами в виде дивидендов и процентов, в  общей сумме 9,8 млрд. руб. с зачислением  его полном объеме в федеральный  бюджет.

Акцизы на минеральное  сырье (нефть и природный газ) прогнозируются в общей сумме 49,2 млрд. руб., в составе которых дополнительные поступления, связанные с проведением Правительством РФ работы по улучшению собираемости налоговых доходов в этом секторе экономики – 5,1 млрд. руб. (более 10%). Кроме того, в сумме акциза на нефть дополнительно предусмотрены доходы от увеличения облагаемой базы на объем услуг по перекачке нефти в сумме 2 млрд. руб.

При формировании доходов  федерального бюджета на 2000 год сохранен действующий в 1999 г. порядок централизации  на федеральном уровне 30% земельного налога для финансирования Государственной  программы повышения плодородия почв и ведения земельного кадастра. Общая сумма поступлений в  бюджет централизуемых средств земельного налога, включая средства от арендной платы за землю, предусматривается  на 2000 г. в 2,6 млрд. руб.

В связи с введением  уже в текущем году налога на покупку  иностранных денежных знаков и платежных  документов, выраженных в иностранной  валюте, в прогнозе доходов бюджета  учтено поступление указанного налога в сумме 1,6 млрд. руб., из которых в  федеральный бюджет по нормативу 60% поступит 1 млрд. руб.

В составе неналоговых  доходов бюджета основной удельный вес занимает доходы от использования  и продажи имущества, находящегося в государственной собственности.

Проектом Программы приватизации государственного имущества в РФ, представленном на рассмотрение Государственной  Думы в пакете документов к проекту  федерального бюджета на 2000 г., объем  доходов от продажи государственного имущества в 2000 г. прогнозируется в  сумме порядка 30 млрд. руб. Однако, учитывая складывающиеся тенденции в приватизации, возможные сроки продажи государственной  собственности и поступления  средств от этих операций в 2000 г., реальный прогноз поступления доходов  в федеральный бюджет по этому  источнику оценен в сумме в 6,1 млрд. руб.

В 2000 г., так же как и  в текущем году, основными источниками  поступления доходов от внешнеэкономической  деятельности останутся доходы от взимания импортных таможенных пошлин и доходы от реализации на внешнем рынке драгоценных  металлов и драгоценных камней, учтенные в прогнозе доходов федерального бюджета в сумме 25,6 млрд. руб. Средневзвешенная ставка таможенных пошлин в 2000 г. рассчитана с учетом действующей системы  преференций Российской Федерации  и положений, содержащихся в Заявлении  Правительства и Центрального банка  РФ от 10 марта 1995 г., других программных  документов Правительства по внешнеэкономической  деятельности со снижением против сложившейся  на 5%. Вместе с тем в расчете  импортных пошлин не предусмотрены  потери доходов федерального бюджета  в связи с существующими в  настоящее время льготами по таможенным платежам, предоставленным отдельным  хозяйствующим субъектам и регионам Российской Федерации законодательными актами и указами Президента РФ (2 трлн. руб.), поскольку Правительством внесены предложения по их отмене.

Общий объем доходов, направляемых в федеральные целевые бюджетные  фонды, предусмотрен в сумме 24,9 млрд. руб. (0,9% к ВВП). В их составе предусматривается  образование Федерального экономического фонда, Государственного фонда борьбы с преступностью и другие фонды.12

 

 

Глава 2. Основные показатели государственного бюджета  России

 

2.1. Формирование  доходной части бюджета

 

Российская экономика  переживает большие трудности:

  • остановился рост валового внутреннего продукта;
  • продолжается спад инвестиций;
  • уменьшается собираемость налогов и других государственных сборов и платежей;
  • растут расходы по обслуживанию внутреннего и внешнего государственного долга.

Сложное положение в социальной сфере, снижаются доходы населения, а значит, и уровень потребления. В результате ухудшения конъюнктуры  на мировом рынке сократились  доходы России от продажи нефти, газа, цветных металлов в ощутимых размерах.

 

Таблица 2.1.1.

Бюджетные доходы и расходы  в 1994-1998 гг.13

 

1994

1995

1996

1997

1998

Обыкновенные:

 

доходы

2526

2781

2952

3106

3315

расходы

2451

2473

2999

3722

3970

Чрезвычайные:

 

доходы

163

54

3

2

13

расходы

456

424

340

449

285

Общее сальдо

-218

-92

-221

-1063

-872


 

В цифрах бюджета складывается глубокий кризис: расходы ежегодно превышают доходы. В целом они  выражают беспокойство и неустойчивость.

Одним из условий достижения экономического роста является наличие  свободных финансовых ресурсов. Но в динамике роста бюджета наблюдается  дефицит этих средств (рис. 2.1.1).

 



5000

4000


3000


2000

1000


1994 1995 1996 1997 1998

Рис. 2.1.1. Динамика роста доходов  и расходов бюджета за 1994-1998 гг.14

 

В целях достижения намеченных экономических результатов, Правительству  РФ необходимо принять меры для уменьшения государственного долга России.

Таблица 2.1.2.

Государственный долг Российской Федерации.

1993

1994

1995

1996

1997

1998

4997

5944

6275

6652

9055

9724


 

 


10000


8000


6000


4000


1993 1994 1995 1996 1997 1998

Рисунок 2.1.2. Динамика роста  государственного долга РФ

 

В 1998 г. размер государственного долга в расчете на одного жителя России составлял – 258 млн. руб. В  составе внешних источников финансирования дефицита бюджета прогнозируется привлечь МВФ, МБРР, от размещения евробондов в  следующих размерах:

Таблица 2.1.3.

Состав внешних источников финансирования дефицита бюджета на 1999 и 2000 гг. (прогноз)     млрд. долл. США

Привлечение средств

1999 г.

2000 г.

МВФ

2,8

1,8

МБРР

1,3

2,0

Евробонды

4,0

4,0

Всего

8,1

7,8


 

Общий объем чистых внешних  источников финансирования дефицита федерального бюджета на 1999 г. оценивается в 1,3 млрд. долл. США, в 2000 г. в 0,2 млрд. долл. США.15

 

2.2. Проблема укрепления  бюджета федерации

 

Путь реформирования межбюджетных отношений в России чрезвычайно  труден. Резкие повороты на этом пути чреваты  тяжелыми последствиями. Необходима очень  гибкая, взвешенная политика, осторожное введение новых бюджетов, терпеливое приспособление действующих механизмов к новым условиям функционирования.

Среди множества бюджетных  проблем следует, прежде всего, выделить три:

  • формирование доходов бюджетов всех уровней;
  • вертикальная несбалансированность бюджетной системы;
  • неопределенность положения бюджетов местных органов власти.

Формирование бюджетных  доходов осуществляется во многом еще  традиционно для унитарной бюджетной  системы. Подавляющий объем доходов  всех трех уровней образует одни и  те же виды налогов: на прибыль, подоходный, НДС, акцизы (табл. 2.2.1)

Таблица 2.2.1.

Распределение налоговых  поступлений по уровням бюджетной  системы (в %, 1999 г.)

Налоги

Всего

Федераль-ный бюджет

Бюджеты субъектов Федерации

Бюджеты местных органов  власти

Все налоги

100

47,4

26,7

25,9

Налог на прибыль

100

35,1

39,3

25,5

НДС на товары, произведенные  в России

100

71,0

16,5

12,4

Подоходный налог с  населения

100

8,9

24,2

66,8

Акцизы

100

73,0

21,1

5,8


Эти четыре вида налогов  составили 70,3% налоговых доходов  федерального бюджета, 77% - региональных бюджетов и 71% местных бюджетов (табл. 2.2.2)

Таблица 2.2.2

Структура налоговых доходов (в %, 1999 г.)

Налоги

Федеральный бюджет

Бюджеты субъектов Федерации

Бюджеты местных органов  власти

Налог на прибыль

24,0

47,8

32,1

НДС на товары, произведенные  в России

35,3

14,6

11,3

Подоходный налог с  населения

0,6

9,2

26,2

Акцизы

10,4

5,3

1,5

Прочие налоговые поступления

29,7

23,1

28,8

Информация о работе Доходы государственного бюджета