Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:20, курсовая работа
В этих сложившихся условиях в Министерстве финансов России подготовлены основные направления бюджетной и налоговой политики на период до 2001 года. Ее целями и задачами являются:
достижение устойчивого экономического роста и создание для этого соответствующих макроэкономических условий;
рост реальных доходов и потребления населения.
Чтобы успешно решить поставленные задачи, приоритетными направлениями бюджетной политики на среднесрочную перспективу были определены:
осуществление налоговой реформы на основе принятия Налогового кодекса и повышение на этой основе собираемости налогов;
осуществление бюджетной реформы на основе принятия Бюджетного кодекса и упорядочен
Введение 3
Глава 1. Доходы государственного бюджета 6
Доходы бюджета: состав и формирование 6
Роль налогов в формировании государственного бюджета 10
Различия формирования налогами доходной части бюджета
России и капиталистических стран 18
Формирование государственного бюджета за счет государственных займов 11
Основные направления бюджетной политики в образовании
доходной части бюджета 2000 г. 25
Глава 2. Основные показатели государственного бюджета России 30
Формирование доходной части бюджета 1994-1998 гг. 30
Проблема укрепления бюджета федерации 33
Заключение 36
Используемая литература 38
1.2. Роль налогов
в формировании
Экономическая сущность налогов
характеризуется денежными
Конкретными формами проявления
категории налога являются виды налоговых
платежей, устанавливаемых
Сегодня налоговая система
призвана реально влиять на укрепление
рыночных начал в хозяйстве, способствовать
развитию предпринимательства и
одновременно служить барьером на пути
социального обнищания
Первоначальные принципы
частично реализованы в ходе проведения
налоговой реформы, осуществляемой
в стране в соответствии с законом
"Об основах налоговой системы
в РФ", принятым в декабре 1991 г.
В результате реформы налоговая
система России строится на сочетании
прямых и косвенных налогов. первые
устанавливаются
Прямые налоги в свою очередь подразделяются на реальные, уплачиваемые с отдельных видов имущества, и личные, взимаемые с юридических и физических лиц у источника дохода или по декларации; при этом одни из прямых налогов уплачиваются только юридическими лицами, другие – только физическими, а третьи – теми и другими. Косвенные налоги по характеру тоже неоднородны; в их составе выделяются акцизы, причем они могут быть индивидуальными и универсальными, фискальные монополии и таможенные пошлины. Косвенные налоги отличаются простотой взимания; их применение дает фискальный эффект даже в условиях падения производства. Использование в единой системе разнообразных по объектам обложения и методам начисления прямых и косвенных налогов позволяет государству полнее реализовать на практике обе функции налогов – и фискальную, и экономическую: под налоговым воздействием оказываются и имущество предприятий, создающее материально-техническую основу их деятельности, и потребляемые в производстве разные виды ресурсов, и рабочая сила, и получаемый доход.
Главным среди налогов, взимаемых
с юридических лиц, является налог
на прибыль (доход) предприятий. Его
применение вызвано тем, что в
условиях рыночного хозяйства роль
прибыли существенно
Банки и другие кредитные учреждения, осуществляющие свою деятельность на коммерческих началах, уплачивают в бюджет подоходный налог. Система подоходного обложения распространяется также на страховые организации, получающие доходы от страховых видов деятельности.
Наличие форм собственности, их экономическое соперничество вызывает необходимость взимания налога не только с получаемых доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту дохода предприятия. Поэтому налог на имущество предприятий – неотъемлемая часть налоговой системы страны при рыночных отношениях. Он введен для субъектов хозяйствования, являющихся собственниками имущества на территории России. При его взимании реализуются обе функции налога – и фискальная, и экономическая. Первая – благодаря тому, что налог на имущество обеспечивает стабильные поступления в доходы территориальных бюджетов, так как вносится в первоочередном порядке с отнесением расходов по его уплате на себестоимость продукции, (работ, услуг); вторая – через заинтересованность предприятия, в уплате меньших сумм, чем стимулируется стремление плательщика быстрее освободиться от излишнего, неиспользуемого имущества.
Важное место в налоговой
системе страны занимают платежи
за природные ресурсы: земельный
налог, плата за воду, лесной доход
и др. Одни из них вносятся из прибыли,
другие за счет себестоимости. Значение
названных платежей в том, что
они играют не только фискальную, но
и стимулирующую роль, ориентируя
субъектов хозяйствования на более
эффективное использование
Одним из самых ценных природных богатств является земля. Однако эффективность ее использования до 1991 г. не была объектом пристального внимания, так как земля была бесплатной для основных ее потребителей – субъектов хозяйствования. Утрата сельскохозяйственных угодий, разбазаривание земельных массивов при строительстве дорог и сооружении промышленных объектов, нерациональные жилищная и административная застройка в городах – все это было логическим следствием бесплатности земли. Начиная с 1992 г. за владение землей в городской и сельской местности уплачивается земельный налог (за аренду земли – арендная плата).
В составе налогов, взимаемых за природные ресурсы, важную роль играет плата за воду. Ее вносят промышленные предприятия, использующие воду для производственных целей. Исчисляется эта плата по ставкам, устанавливаемым за 1 м3 забираемой воды, и относится на себестоимость продукции. При определении ставок учитываются затраты государства на воспроизводство водных ресурсов. Если потребление воды превышает технически установленные нормы, ставка платы за воду повышается. В интересах охраны водной среды государство использует также штрафы за сброс неочищенных или недостаточно очищенных вод.
Лесной доход имеет
цель частично покрывать расходы
государства на воспроизводство
древесины и стимулировать
Основное место в системе
налогообложения физических лиц
занимает подоходный налог. Переход
к рыночной экономике создает
предпосылки для роста личных
доходов граждан. В этих условиях
применяется прогрессивное
Подоходное обложение
физических лиц дополняется взиманием
налога на имущество, который в условиях
перехода к рынку выполняет не
только фискальную роль, но и служит
своеобразным психологическим фактором,
влияющим на поведение плательщика,
осознающего себя собственником. Налог
на имущество позволяет
В налоговой системе страны
после длительного перерыва восстановлен
налог с наследств, которым с 1
января 1992 г. облагается имущество, переходящее
гражданам в порядке
В российской системе налогов
наряду с прямыми используются и
косвенные, крупнейшим из которых является
налог на добавленную стоимость.
Он веден с 1 января 1992 г. и количественно
заменил (вместе с акцизами) ранее
действовавшие налог с оборота
и налог с продаж. Налог с
оборота, основанный на применении фиксированных
оптовых и розничных цен, в
условиях их либерализации уже не
мог функционировать; поэтому его
пришлось заменить налогом на добавленную
стоимость (НДС). Однако взимание НДС
в 1992 г. отразило существенный недостаток
всей модели вновь введенной налоговой
системы – слабую увязку между
собой отдельных ее элементов, допускающую
возможность многократного
Одновременно с НДС в системе косвенного обложения используются также различные акцизы, устанавливаемые на отдельные виды и группы товаров. Их введение с 1992 года обусловлено отменой налога с оборота. В систему косвенного обложения включаются и таможенные пошлины, ими облагаются товары и иные предметы, ввозимые на территорию страны и вывозимые за ее пределы.
В бюджет страны поступают
также и другие налоговые платежи.
К ним относятся с одной
стороны, доходы от эксплуатации государственной
собственности, а в условиях перехода
к рынку – и от ее продажи
юридическим и физическим лицам,
а с другой – поступления от
реализации облигаций государственных
займов и других ценных бумаг. Доходы
от продажи государственной
1.3. Различия формирования
налогами доходной части
После нескольких лет рыночных
преобразований в России так и
не снят основной вопрос: какую модель
развития выберет для себя одна из
потенциально богатейших стран мира?
В рамках курса на рыночные отношения
возможны различные варианты построения
национальной экономики. От сочетания
основных законов рынка с жестким
и обширным государственным регулированием
до максимально свободных от правительственного
вмешательства взаимоотношений
участников экономических отношений.
В зависимости от выбранной модели
государство должно строить свои
взаимоотношения, как известно, с
гражданами и предпринимателями
в одной из ключевых сфер – финансовой.
Регулируются эти взаимоотношения,
как известно, в том числе и
налоговым законодательством. Таким
образом, налоги и налогообложение
приобретают первостепенное значение
как инструмент воздействия государства
на экономическое поведение
К сожалению, налоговая система России за семь лет существования приобрела однозначно фискальный характер. В своем нынешнем виде она служит текущим интересам, а именно решению сегодняшних бюджетных проблем за счет налогоплательщика без учета даже среднесрочных последствий такого подхода.