Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 20:58, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть доходы населения, их виды, выявить основные закономерности образования, их источники формирования, присущие проблемы и определить их возможные пути решения.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1. рассмотреть понятие доходов и их виды;
2. определить источники формирования доходов населения;
3. выявить факторы, определяющие доходы населения;
4. рассмотреть причины и показатели неравенства дохода;
5. рассмотреть особенности политики государства в области регулирования и перераспределения доходов;
6. рассмотреть особенности социальной политики Республики Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………….5
1 Доходы населения, их виды. Факторы, определяющие доходы населения …6
1.1 Доходы населения как экономическая категория и их виды .………………6
1.2 Формирование доходов населения …………………………………………...8
1.3 Факторы определяющие доходы населения …………………………………10
2 Проблема неравенства в распределении доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джинни ……………………………………………………………..11
2.1 Неравенство в распределении доходов ………………………………………11
2.2 Бедность ………………………………………………………………………..14
3 Государственная политика перераспределения доходов и особенности регулирования их в Республике Беларусь ……………………………………….17
3.1 Обеспечение социальной справедливости …………………………………...17
3.2 Политика льгот и компенсаций …………………………………………….....20
3.3 Политика установления минимального уровня заработной платы ………...24
3.4 Особенности совершенствования политики доходов в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..28
Заключение …………………………………………………………………………31
Список использованных источников …………………………………………… .32
Приложение А.1- Денежные доходы населения РБ в 2011 году………………. 33
Приложение А.2 - Размеры минимальной заработной платы………………….. 34
Объективная бедность – состояние, оцененное по принятым в данной стране критериям дохода и степени доступности материальных и духовных благ или на основании рекомендаций экспертов. Уровень и масштабы субъективной бедности определяются на основе самооценки: человек является бедным или считает себя таковым.
В мировой практике известно несколько методов определения бедности:
- нормативный (по нормам питания и иным стандартам минимального потребительского набора, например, минимальной потребительской корзины);
- статистический, когда в качестве бедных рассматривается какая-то часть (например, 10-15%) населения в общем ряду распределения его по размерам получаемых душевых доходов;
- стратификационный, когда к бедным относятся люди априорно ограниченные в возможностях самообеспечения (старики, инвалиды, неполные и многодетные семьи, дети без родителей, безработные, иммигранты и т.п.);
- эвристический, определяющий, исходя из оценок общественного мнения или с позиций самого респондента, достаточный или недостаточный уровень жизни;
- экономический, определяющий категорию бедных исходя из возможностей государства в поддержании их материальной обеспеченности.
Основным инструментом определения численности бедных в стране является черта, или граница, бедности – минимально допустимый критический уровень жизни, который правительства стран должны гарантировать своим гражданам. Граница бедности позволяет разделить население на бедных и небедных. Данный показатель зависит не только от уровня минимально необходимых потребностей людей, но и от экономических возможностей государства: состояния экономики, среднего уровня жизни населения, его менталитета. То, что является бедностью в одной стране, не является таковой в другой. Вследствие этого черта бедности в мире неодинакова: в развитых государствах она выше, чем в развивающихся.
В Беларуси в качестве границы бедности выступает бюджет прожиточного минимума, который наряду с минимальным потребительским бюджетом используется так же для количественной оценки бедности.
Прожиточный минимум – это минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Он ориентирован на низший (физиологический) уровень потребления, что находит отражение в ограниченном количестве товаров и услуг в каждой товарной группе.
Бюджет прожиточного минимума – стоимостная величина прожиточного минимума плюс обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам. Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Он рассчитывается для различных социально-демографических групп населения. Минимальным потребительским бюджетом в среднем на душу населения считается среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек, состоящей из двух взрослых и двух детей.
Основой натурально-вещественной
структуры минимальных
Дифференциация населения на основании бюджета прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета позволяет выделить группы с разным уровнем материальной обеспеченности:
Крайним проявление бедности является нищета. Домохозяйства признаются нищими, если их продовольственное потребление не обеспечивает 80 % минимального пищевого рациона, определенного Всемирной организацией здравоохранения, или затраты на питание превышают 80 % их совокупного дохода.
Вопрос борьбы с бедностью связан с проблемой перераспределения доходов и обеспечения социальной справедливости.
3. Государственная политика перераспределения доходов и особенности регулирования их в Республике Беларусь
3.1 Обеспечение социальной справедливости
Неоправданная дифференциация доходов вызывает сокращение численности среднего класса, который является основным предъявителем спроса на товары и услуги, и тем самым ослабляет его стимулирующее воздействие на экономическое развитие. Бедность и нищета ведут к росту социальных болезней, профессиональной деградации и ухудшению качества человеческого капитала. Высокая дифференциация доходов провоцирует социальную напряженность в обществе, усиливает предпринимательские и инвестиционные риски. Следовательно, чем больше неравенство в обществе, тем ниже уровень его экономического благосостояния. Для его повышения необходимо перераспределение доходов в пользу малообеспеченных слоев населения.
Перераспределением называется процесс изменения существующей в обществе модели распределения доходов или богатства в целях достижения большей социальной справедливости. Однако этот процесс может повлечь за собой снижение производительности: возникает дилемма эффективности и справедливости как выражение противоречия между стабилизирующей и стимулирующей функциями социальной политики. Передача доходов от более состоятельных членов общества к менее состоятельным способна привести к снижению стимулов к активной экономической деятельности у тех и других и к общему уменьшению благосостояния общества.
Кроме того, издержки,
связанные с реализацией
Итак, неоправданное
неравенство подрывает
Образцом успешного решения проблемы нахождения равновесия между социальной справедливостью и экономической эффективностью стала социал-демократическая, или скандинавская, модель социальной политики, наиболее полно реализованная в Швеции. Она основана на праве всех граждан на социальное обеспечение и получение широкого спектра социальных услуг. Высокое качество договорных отношений между объединениями работодателей и работников при постоянном контроле со стороны государства обеспечивает через систему налогообложения перераспределение национального дохода в пользу малоимущих слоев населения. Реальная социальная защита, повышая жизненный уровень малообеспеченных граждан, способствует увеличению их потребительского спроса на товары и услуги, стимулирую тем самым экономический рост. Пенсии в такой модели дифференцируются как народные (социальные), выплачиваемые каждому жителю страны из бюджета по достижении им пенсионного возраста, и трудовые, зависящие от успешности трудовой деятельности. В этом находит отражение реализация двух типов справедливости – уравнительного и распределительного.
В результате осуществления ряда социальных программ в скандинавских странах созданы относительно равные стартовые возможности для всех групп населения, а шведскую модель развития называют «функциональным социализмом».
Консервативную модель социальной политики часто называют институциональной или континентальной европейской. Она построена на принципе обязательного трудового участия и зависимости степени социального обеспечения от эффективности и продолжительности труда человека. Наиболее полно модель реализована в Германии, где в 1880 г. Впервые в мире было введено медицинское страхование, а затем принят пакет законов, согласно которым размер страховых взносов связывался с заработками, а сумма расходов на взносы распределялась в равной степени между нанимателями и работниками. В финансировании пенсии принимало участие и государство. И хотя параметры данной модели постоянно совершенствовались, принципы, заложенные в ней изначально, сохраняются и сегодня.
В консервативной модели социальной политики реализуется распределительный тип социальной справедливости: перераспределительные тенденции здесь выражены слабо, а основной упор делается на трудовое участие работников в общественном производстве.
Либеральная модель социальной политики функционирует в Великобритании и США. Здесь государство обеспечивает благополучие уязвимых слоев населения и максимально стимулирует создание негосударственных форм социального страхования и социальной поддержки. Кроме того, граждане получает помощь со стороны государства в виде трансфертов за счет бюджетов различного уровня. Главное условие получения государственного пособия – малообеспеченность. В США, например, действует около 8-и тысяч программ социальной помощи, которые реализуются на федеральном, штатном, муниципальном уровнях, а критерии их выдачи варьируются от штата к штату. Существует реальная возможность получения социальной помощи одновременно по нескольким программам. Величина этих пособий незначительна, однако в совокупности они позволяют человеку, находящемуся в затруднительном положении, улучшить свое благосостояние.
Помимо перечисленных выше существует модель социальной политики в центрально-управляемых экономиках. Здесь государство сосредоточивает в своих руках всю полноту социальной политики и является единственным ее субъектом.
3.2.Политика льгот и компенсаций
Политика перераспределения доходов населения имеет конечной целью обеспечение социальной справедливости. Для этого в распоряжении государства находится мощный арсенал средств. Важнейшее место среди них занимает налоговая политика, инструментами которой являются дифференциация налоговых ставок, изменение системы налогообложения и предоставление налоговых льгот. Так, для смягчения дифференциации личных доходов в мировой практике применяются:
С этой же целью устанавливаются налоги на имущество, наследство, на социальное страхование и фонд заработной платы и др. Тем самым государство определяет, кто, в каких объемах и через какие каналы реализует стабилизирующую функцию социальной политики. При этом наиважнейшими задачами являются нахождение объективного критерия предоставления налоговых льгот и определение оптимального уровня налоговой нагрузки.
С одной стороны государство аккумулирует через бюджет необходимые средства, с другой – реализуя социальную политику, осуществляет социальные выплаты. Следовательно, его активность в данной сфере ограничивается объемами бюджетных поступлений, которые в свою очередь не должны снижать трудовую мотивацию и предпринимательскую активность. Кроме того, существуют определенные границы прироста ВВП, в связи с чем, объемы социальных выплат должны быть скоррелированы с экономическими возможностями государства. В противном случае могут возникнуть дефицит бюджета и спровоцированная им инфляция.
Одним из направлений перераспределения доходов является так же государственная ценовая политика. Все мероприятия в этой области базируются на наблюдении за динамикой цен для определения ее влияния на стоимость жизни. В этих целях исчисляются индексы потребительских цен (ИПЦ) и затем, по необходимости, осуществляется индексация или компенсация доходов населения.
Индексация – это установленный государством механизм повышения доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить удорожание потребительских товаров и услуг в результате инфляции. Она осуществляется путем увеличения доходов на определенный процент один раз в год или в квартал либо их корректировки по мере роста уровня цен на заранее оговоренный процент. При этом используются корректирующие коэффициенты, шкала и другие нормативы, определяющие минимальные гарантии индексации. Задача индексирования доходов состоит в сохранении определенного уровня жизни населения в том или ином временном периоде.
Компенсация – возмещение населению части дополнительных расходов, вызванных повышение цен на группы товаров массового спроса. Компенсируется лишь определенная норма потребления, т.е. процесс носит дифференцированный характер и в отличие от индексации не предусматривает постоянной систематической поддержки людей.
Информация о работе Доходы населения и принципы их распределения в рыночной