Доходы населения и принципы их распределения в рыночной

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть доходы населения, их виды, выявить основные закономерности образования, их источники формирования, присущие проблемы и определить их возможные пути решения.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1. рассмотреть понятие доходов и их виды;
2. определить источники формирования доходов населения;
3. выявить факторы, определяющие доходы населения;
4. рассмотреть причины и показатели неравенства дохода;
5. рассмотреть особенности политики государства в области регулирования и перераспределения доходов;
6. рассмотреть особенности социальной политики Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….5
1 Доходы населения, их виды. Факторы, определяющие доходы населения …6
1.1 Доходы населения как экономическая категория и их виды .………………6
1.2 Формирование доходов населения …………………………………………...8
1.3 Факторы определяющие доходы населения …………………………………10
2 Проблема неравенства в распределении доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джинни ……………………………………………………………..11
2.1 Неравенство в распределении доходов ………………………………………11
2.2 Бедность ………………………………………………………………………..14
3 Государственная политика перераспределения доходов и особенности регулирования их в Республике Беларусь ……………………………………….17
3.1 Обеспечение социальной справедливости …………………………………...17
3.2 Политика льгот и компенсаций …………………………………………….....20
3.3 Политика установления минимального уровня заработной платы ………...24
3.4 Особенности совершенствования политики доходов в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..28
Заключение …………………………………………………………………………31
Список использованных источников …………………………………………… .32
Приложение А.1- Денежные доходы населения РБ в 2011 году………………. 33
Приложение А.2 - Размеры минимальной заработной платы………………….. 34

Файлы: 1 файл

Курсач Доходы населения.doc

— 291.00 Кб (Скачать файл)

Объективная бедность – состояние, оцененное по принятым в данной стране критериям дохода и степени доступности материальных и духовных благ или на основании рекомендаций экспертов. Уровень и масштабы субъективной бедности определяются на основе самооценки: человек является бедным или считает себя таковым.

В мировой практике известно несколько методов определения  бедности:

- нормативный (по нормам питания и иным стандартам минимального потребительского набора, например, минимальной потребительской корзины);

- статистический, когда в качестве бедных рассматривается какая-то часть (например, 10-15%) населения в общем ряду распределения его по размерам получаемых душевых доходов;

- стратификационный, когда к бедным относятся люди априорно ограниченные в возможностях самообеспечения (старики, инвалиды, неполные и многодетные семьи, дети без родителей, безработные, иммигранты и т.п.);

 - эвристический, определяющий, исходя из оценок общественного мнения или с позиций самого респондента, достаточный или недостаточный уровень жизни;

- экономический, определяющий категорию бедных исходя из возможностей государства в поддержании их материальной обеспеченности.

Основным инструментом определения численности бедных в стране является черта, или граница, бедности – минимально допустимый критический уровень жизни, который правительства стран должны гарантировать своим гражданам. Граница бедности позволяет разделить население на бедных и небедных. Данный показатель зависит не только от уровня минимально необходимых потребностей людей, но и от экономических возможностей государства: состояния экономики, среднего уровня жизни населения, его менталитета. То, что является бедностью в одной стране, не является таковой в другой. Вследствие этого черта бедности в мире неодинакова: в развитых государствах она выше, чем в развивающихся.

В Беларуси в  качестве границы бедности выступает  бюджет прожиточного минимума, который  наряду с минимальным потребительским  бюджетом используется так же для количественной оценки бедности.

Прожиточный минимум – это минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Он ориентирован на низший (физиологический) уровень потребления, что находит отражение в ограниченном количестве товаров и услуг в каждой товарной группе.

Бюджет  прожиточного минимума – стоимостная величина прожиточного минимума плюс обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам. Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Он рассчитывается для различных социально-демографических групп населения. Минимальным потребительским бюджетом в среднем на душу населения считается среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек, состоящей из двух взрослых и двух детей.

Основой натурально-вещественной структуры минимальных потребительских  бюджетов является система потребительских  корзин. Потребительская корзина – это научно обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени исходя из конкретных условий, сложившихся в стране. Он включает блага и услуги, предоставляющие все потребительские комплексы, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека. Минимальный потребительский бюджет пересматривается по мере необходимости с учетом роста потребительских цен, но не реже одного раза в квартал, при этом используются средние цены последнего месяца каждого квартала.

Дифференциация  населения на основании бюджета  прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета позволяет выделить группы с разным уровнем материальной обеспеченности:

    • бедные семьи, душевой доход которых меньше прожиточного минимума или равен ему;
    • малообеспеченные семьи, душевой доход которых больше прожиточного минимума, но меньше минимального потребительского бюджета;
    • обеспеченные семьи, душевой доход которых находится в интервале между минимальным и рациональным потребительскими бюджетами.
    • Богатые семьи, в которых душевой доход выше национального потребительского бюджета.

 

Крайним проявление бедности является нищета. Домохозяйства признаются нищими, если их продовольственное потребление не обеспечивает 80 % минимального пищевого рациона, определенного Всемирной организацией здравоохранения, или затраты на питание превышают 80 % их совокупного дохода.

Вопрос борьбы с бедностью связан с проблемой  перераспределения доходов и  обеспечения социальной справедливости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Государственная политика перераспределения доходов и особенности регулирования их в Республике Беларусь

 

3.1 Обеспечение социальной справедливости

Неоправданная дифференциация доходов вызывает сокращение численности среднего класса, который  является основным предъявителем спроса на товары и услуги, и тем самым  ослабляет его стимулирующее воздействие на экономическое развитие. Бедность и нищета ведут к росту социальных болезней, профессиональной деградации и ухудшению качества человеческого капитала. Высокая дифференциация доходов провоцирует социальную напряженность в обществе, усиливает предпринимательские и инвестиционные риски. Следовательно, чем больше неравенство в обществе, тем ниже уровень его экономического благосостояния. Для его повышения необходимо перераспределение доходов в пользу малообеспеченных слоев населения.

Перераспределением  называется процесс изменения существующей в обществе модели распределения  доходов или богатства в целях достижения большей социальной справедливости. Однако этот процесс может повлечь за собой снижение производительности: возникает дилемма эффективности и справедливости как выражение противоречия между стабилизирующей и стимулирующей функциями социальной политики. Передача доходов от более состоятельных членов общества к менее состоятельным способна привести к снижению стимулов к активной экономической деятельности у тех и других и к общему уменьшению благосостояния общества.

Кроме того, издержки, связанные с реализацией перераспределительных  программ, могут превысить выгоду от их выполнения. Передача доходов  от богатых бедным осуществляется, по выражению известного экономиста А. Оукена, «в дырявом ведре», ухудшая положение богатых и не улучшая положение бедных. Суть утечки из «дырявого ведра» заключается в следующем: из каждых 350-и долларов, взятых у состоятельных людей, 250 теряются в процессе передачи бедным. В результате подобной перераспределительной политики люди могут менять свое рыночное поведение. Возникает проблема искажений: в процессе борьбы с бедностью количество бедных возрастает, поскольку выгодно быть таковыми и, не работая, получать пособие. В свою очередь более состоятельные люди начинают уклоняться от уплаты налогов, вследствие чего государству не поступают средства, необходимые для помощи бедным.

Итак, неоправданное  неравенство подрывает социальную стабильность, однако чрезмерные перераспределительные процессы снижают эффективность экономической системы и могут уменьшить общественное благосостояние.

Образцом успешного  решения проблемы нахождения равновесия между социальной справедливостью и экономической эффективностью стала социал-демократическая, или скандинавская, модель социальной политики, наиболее полно реализованная в Швеции. Она основана на праве всех граждан на социальное обеспечение и получение широкого спектра социальных услуг. Высокое качество договорных отношений между объединениями работодателей и работников при постоянном контроле со стороны государства обеспечивает через систему налогообложения перераспределение национального дохода в пользу малоимущих слоев населения. Реальная социальная защита, повышая жизненный уровень малообеспеченных граждан, способствует увеличению их потребительского спроса на товары и услуги, стимулирую тем самым экономический рост. Пенсии в такой модели дифференцируются как народные (социальные), выплачиваемые каждому жителю страны из бюджета по достижении им пенсионного возраста, и трудовые, зависящие от успешности трудовой деятельности. В этом находит отражение реализация двух типов справедливости – уравнительного и распределительного.

В результате осуществления  ряда социальных программ в скандинавских странах созданы относительно равные стартовые возможности для всех групп населения, а шведскую модель развития называют «функциональным социализмом».

Консервативную  модель социальной политики часто называют институциональной или континентальной европейской. Она построена на принципе обязательного трудового участия и зависимости степени социального обеспечения  от эффективности и продолжительности труда человека. Наиболее полно модель реализована в Германии, где в 1880 г. Впервые в мире было введено медицинское страхование, а затем принят пакет законов, согласно которым размер страховых взносов связывался с заработками, а сумма расходов на взносы распределялась в равной степени между нанимателями и работниками. В финансировании пенсии принимало участие и государство. И хотя параметры данной модели постоянно совершенствовались, принципы, заложенные в ней изначально, сохраняются и сегодня.

В консервативной модели социальной политики реализуется распределительный  тип социальной справедливости: перераспределительные тенденции здесь выражены слабо, а основной упор делается на трудовое участие работников в общественном производстве.

Либеральная модель социальной политики функционирует в Великобритании и США. Здесь государство обеспечивает благополучие уязвимых слоев населения и максимально стимулирует создание негосударственных форм социального страхования и социальной поддержки. Кроме того, граждане получает помощь со стороны государства в виде трансфертов за счет бюджетов различного уровня. Главное условие получения государственного пособия – малообеспеченность. В США, например, действует около 8-и тысяч программ социальной помощи, которые реализуются на федеральном, штатном, муниципальном уровнях, а критерии их выдачи варьируются от штата к штату. Существует реальная возможность получения социальной помощи одновременно по нескольким программам. Величина этих пособий незначительна, однако в совокупности они позволяют человеку, находящемуся в затруднительном положении, улучшить свое благосостояние.

Помимо перечисленных  выше существует модель социальной политики в центрально-управляемых экономиках. Здесь государство сосредоточивает в своих руках всю полноту социальной политики и является единственным ее субъектом.

 

3.2.Политика льгот и компенсаций

Политика перераспределения доходов населения имеет конечной целью обеспечение социальной справедливости. Для этого в распоряжении государства находится мощный арсенал средств. Важнейшее место среди них занимает налоговая политика, инструментами которой являются дифференциация налоговых ставок, изменение системы налогообложения и предоставление налоговых льгот. Так, для смягчения дифференциации личных доходов в мировой практике применяются:

    • не облагаемый налогом вычет из дохода, который соотносится с принятым в стране прожиточным минимумом или минимальной заработной платой;
    • пропорциональное налогообложение с минимальной ставкой (10 -30%);
    • прогрессивное налогообложение с максимальной ставкой (40-50%).

 

С этой же целью  устанавливаются налоги на имущество, наследство, на социальное страхование и фонд заработной платы и др. Тем самым государство определяет, кто, в каких объемах и через какие каналы реализует стабилизирующую функцию социальной политики. При этом наиважнейшими задачами являются нахождение объективного критерия предоставления налоговых льгот и определение оптимального уровня налоговой нагрузки.

С одной стороны  государство  аккумулирует через  бюджет необходимые средства, с другой – реализуя социальную политику, осуществляет социальные выплаты. Следовательно, его активность в данной сфере ограничивается объемами бюджетных поступлений, которые в свою очередь не должны снижать трудовую мотивацию и предпринимательскую активность. Кроме того, существуют определенные границы прироста ВВП, в связи с чем, объемы социальных выплат  должны быть скоррелированы с экономическими возможностями государства. В противном случае могут возникнуть дефицит бюджета и спровоцированная им инфляция.

Одним из направлений  перераспределения доходов  является так же государственная ценовая политика. Все мероприятия в этой области базируются на наблюдении за динамикой цен для определения ее влияния на стоимость жизни. В этих целях исчисляются индексы потребительских цен (ИПЦ) и затем, по необходимости, осуществляется индексация или компенсация доходов населения.

Индексация – это установленный государством механизм повышения доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить удорожание потребительских товаров и услуг в результате инфляции. Она осуществляется путем увеличения доходов на определенный процент один раз в год или в квартал либо их корректировки по мере роста уровня цен на заранее оговоренный процент. При этом используются корректирующие коэффициенты, шкала и другие нормативы, определяющие минимальные гарантии индексации. Задача индексирования доходов состоит в сохранении определенного уровня жизни населения в том или ином временном периоде.

Компенсация – возмещение населению части дополнительных расходов, вызванных повышение цен на группы товаров массового спроса. Компенсируется лишь определенная норма потребления, т.е. процесс носит дифференцированный характер и в отличие от индексации не предусматривает постоянной систематической поддержки людей.

Информация о работе Доходы населения и принципы их распределения в рыночной