Доходы населения и принципы их распределения в рыночной

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть доходы населения, их виды, выявить основные закономерности образования, их источники формирования, присущие проблемы и определить их возможные пути решения.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1. рассмотреть понятие доходов и их виды;
2. определить источники формирования доходов населения;
3. выявить факторы, определяющие доходы населения;
4. рассмотреть причины и показатели неравенства дохода;
5. рассмотреть особенности политики государства в области регулирования и перераспределения доходов;
6. рассмотреть особенности социальной политики Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….5
1 Доходы населения, их виды. Факторы, определяющие доходы населения …6
1.1 Доходы населения как экономическая категория и их виды .………………6
1.2 Формирование доходов населения …………………………………………...8
1.3 Факторы определяющие доходы населения …………………………………10
2 Проблема неравенства в распределении доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джинни ……………………………………………………………..11
2.1 Неравенство в распределении доходов ………………………………………11
2.2 Бедность ………………………………………………………………………..14
3 Государственная политика перераспределения доходов и особенности регулирования их в Республике Беларусь ……………………………………….17
3.1 Обеспечение социальной справедливости …………………………………...17
3.2 Политика льгот и компенсаций …………………………………………….....20
3.3 Политика установления минимального уровня заработной платы ………...24
3.4 Особенности совершенствования политики доходов в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..28
Заключение …………………………………………………………………………31
Список использованных источников …………………………………………… .32
Приложение А.1- Денежные доходы населения РБ в 2011 году………………. 33
Приложение А.2 - Размеры минимальной заработной платы………………….. 34

Файлы: 1 файл

Курсач Доходы населения.doc

— 291.00 Кб (Скачать файл)

При фиксировании роста цен на социально значимые товары государство поддерживает определенный уровень реальных доходов малообеспеченных слоев населения. В рамках денежно-кредитной политики государство осуществляет льготное кредитование отдельных групп граждан, косвенно регулируя тем самым их доходы.

Одно из важнейших  составляющих социальной политики является социальная защита населения – система принципов, нормативов и мер, используемых государством при создании и регулировании условий, обеспечивающих неотъемлемые и общепризнанные социальные права человека в ситуациях социального риска. Под социальным риском понимается событие в жизни человека, наступление которого приводит к утрате его способности к труду (полностью или частично) и, как следствие, заработка как источника средств к существованию. К числу социальных рисков относят: материнство, беременность и роды, содержание детей, болезнь, инвалидность, старость, потерю работы или кормильца, трудовое увечье или профессиональное заболевание, чрезвычайные ситуации природного характера.

Социальная  защита реализуется путем выплат различных денежных пособий, пенсий и т.д. Бесплатные школьные завтраки и обеды, обеспечение бесплатной одеждой детских домов – натуральная форма социальной защиты.

Основными направления  социальной защиты являются социальное страхование, социальная помощь, социальное обслуживание.

Социальное  страхование – система компенсации населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов. Она основана на взносах работодателей, работников, а иногда и государства и распространяется только на осуществляющих страховые отчисления. Взносы застрахованных – это специально установленный налог, который не зависит от величины заработка. Отчисления нанимателей на эти цели относятся последними на издержки и возмещаются в последующем за счет более высоких цен товаров или услуг. Социальное страхование может быть обязательным (при страховой поддержке государства) и добровольным (построенным на принципах коллективной взаимопомощи). При этом фонды добровольного социального страхования рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию.

Расходы средств  социального страхования могут  осуществляться в виде пенсий, пособий  и выплат. Наиболее важным направлением является пенсионное обеспечение. В  мире существуют два основных вида пенсионных систем: 1) базирующиеся на принципе солидарности (текущего финансирования), когда трудовые пенсии выплачиваются за счет текущих страховых отчислений из фонда заработной платы работающих (работающее население финансирует потребности пенсионеров); 2) системы накопительного характера, при которых работающее население вкладывает средства в специальные фонды для последующего получения выплат по достижении пенсионного возраста.

В Беларуси используется система первого типа. В соответствии с ней пенсии делятся на:

а) трудовые (страховые), финансируемые из фонда социальной защиты населения (это пенсии по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет и особые заслуги; право их получения приобретают лица, имеющие трудовой стаж работы);

б) социальные, выплачиваемые лицам, не имеющим права на трудовые пенсии (эти выплаты производятся, как правило, за счет госбюджета).

  Пособия – это гарантированные денежные выплаты при временном перерыве трудовой деятельности или для компенсации дополнительных расходов в определенных случаях. Пособия выплачиваются в случае беременности и родов, для ухода за ребенком, в связи с несчастным случаем на производстве, профессиональным заболеванием и т.д.

Особое место  занимают пособия по безработице, основное значение которых состоит в недопущении резкого падения доходов временно не занятых работников. Финансирование выплат осуществляется из средств государственного бюджета и Государственного фонда содействия занятости.

Социальная  помощь (общественное вспомоществование) представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования. Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на её получение. В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.) формы.

Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств. Эффективные системы адресной социальной помощи, по подсчетам экономистов, в состоянии охватить до 10-15% населения. В нашей стране адресная социальная помощь оказывается, если совокупный среднемесячный доход семьи за три последних месяца не превышает 60% бюджета прожиточного минимума в среднем на одного человека.

Социальная  помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции – компенсирующую и стимулирующую. Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты). Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.

Социальная  помощь предоставляется также в  виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.

Социальное  обслуживание – это создание условий для социальной адаптации людей. Находящихся в трудной жизненной ситуации, путем оказания социальной поддержки, предоставления бытовых, медицинских, психолого-педагогических услуг. Реализация социального обслуживания основывается на принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости, доступности, конфиденциальности и добровольности. Услуги предоставляются как государственными, так и частными организациями: центрами социального обслуживания, социальными приютами, отделениями социальной помощи на дому, домами-интернатами и др. Малообеспеченным и одиноким пенсионерам социальные услуги предоставляются бесплатно, остальным – на условии частичной оплаты. К числу социальных услуг относятся оказание помощи в ведении домашнего хозяйства (закупка продуктов, ремонт жилья, обработка приусадебных участков), решение бытовых проблем, психологическая помощь. В крупных городах открыты приюты для бездомных, беженцев, незаконных мигрантов, жертв торговли людьми.

 

 

 

 

3.3 Политика установления минимального уровня заработной платы

 

Одна из важнейших  линий блокирования снижения покупательной способности заработной платы, имеющая и самостоятельное значение для регулирования ее организации, - коренное изменение уровня минимальной зарплаты.

Важно подчеркнуть, что в условиях монополии государственной  формы собственности, когда все  занятые в народном хозяйстве рассматривались как работники по найму у государства, когда господствовала единая по принципам построения и взаимоувязанная по отраслям тарифная система, практического смысла в установлении минимальной заработной платы не было. Предприятия не имели права менять государственные тарифные ставки ни в большую, ни в меньшую сторону. Этот смысл появился при передаче государственной собственности в полное хозяйственное ведение предприятий, а далее – в связи с приватизацией и возникновением многоукладной экономики – потребовалось защитить работников в случае недостаточно эффективной работы предприятий в условиях рынка. Решение данной задачи возлагалось на государство как организатора и проводника экономических реформ, которое, однако, стоит подчеркнуть, с ней не справилось. Хуже того, превратив минимальную зарплату в инструмент исчисления нормируемого фонда заработной платы, за превышение которого взимался дополнительный налог, правительство сделало все, чтобы затормозить рост минимума и получать по этой линии больше отчислений в бюджет. Одновременно решалась задача сдерживания роста заработной платы вообще и в бюджетном секторе экономики в особенности. Таким образом, минимальная зарплата из инструмента организации оплаты труда превратилась в инструмент регулирования бюджетных поступлений и снижения госрасходов на оплату труда работников предприятий бюджетного сектора экономики. 

В условиях же развитой рыночной экономики (или хотя бы попыток  ее строительства) минимальная заработная плата, прежде всего, несет на себе задачу воспроизводства силы. А в настоящее время об этом не идет и речи. Минимальная ставка имеет скорее формальный, чем реальный характер.

Восстановление  покупательной способности тарифной заработной платы работников средней. А затем высокой и высшей квалификации – таким представляется следующий важнейший ориентир при решении задачи гальванизации воспроизводственной функции заработной платы. Постановка этого вопроса связана с тем, что ранее практиковавшаяся в стране модель и модель рыночная существенно различаются по роли тарифной системы в организации заработной платы.

В рыночной модели экономики развитых стран тарифные ставки и должностные оклады представляют собой формы проявления цены рабочей  силы. Именно за тарифную ставку (оклад) работник и выполняет свои трудовые обязанности; доля тарифной заработной платы в заработке достигает 80 – 100%. В ранее действовавшей у нас модели тарифная оплата играла совершенно иную роль – не столько оплаты за выполнение трудовых обязанностей, сколько гарантированной работнику части заработка при далекой от совершенства организации производства.

Другой назревший  шаг в восстановлении покупательной  способности тарифной части оплаты труда – переход к регулированию  ее доли в составе заработка во внебюджетном секторе экономики. Данное требование к организации заработной платы может достаточно эффективно реализоваться в различного рода территориальных соглашениях.

Особо значимо  восстановление покупательной способности  тарифной оплаты для работников бюджетного сектора экономики (за исключением категории государственных служащих, то есть государственных органов власти, у которых проблема восстановления покупательной способности заработной платы остро не стоит). Специфика организации оплаты труда работников предприятий и учреждений этого сектора экономики такова, что заработок здесь в основном состоит из тарифной ставки оплаты, которая:

а) изначально намного  ниже, чем на предприятиях внебюджетного  сектора;

б) обесценивается инфляцией гораздо значительнее, чем это происходит во внебюджетном секторе.

При этом большинство  бюджетников не могут ответить на падение покупательной способности  своего заработка снижением трудовой отдачи; наоборот, нагрузка таких категорий работников, как, например, врачи, учителя и воспитатели детских садов резко возрастает, потому что они вынуждены выполнять работу уволившихся коллег, а не редко и искать дополнительные доходные источники, чтобы обеспечить жизнь себе и своим семьям (вторичная занятость работников бюджетной сферы достигает 50 - 60% и выше). В связи с этим приходиться признать «ползучий» процесс разрушения всей бюджетной сферы, порождающий деградацию всей экономики в целом.

Третье из рассматриваемых  направлений – содействие государства  выполнению заработной платы своей  стимулирующей функции. Последняя состоит:

а) в обеспечении  необходимой работодателю трудовой отдачи от наемного работника;

б) в создании определенного стереотипа поведения  работников в процессе реализации ими  в производственной деятельности своих  физических и духовных способностей.

Четвертое направление  состоит в усилении госрегулирования макроэкономических процессов, прежде всего соотносительной динамики денежной заработной платы.

Рассмотрим  динамику роста доходов населения  Республики Беларусь за период с 2000 года по 2010 год.

 

Таблица 3.1 - Динамика доходов населения РБ

 

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Денежные доходы в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц

46,51)

96,2

143,5

192,4

250,8

329,3

416,9

503,9

648,2

753,6

952,4

Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году

114,1

128,1

104,1

103,9

109,8

118,4

117,8

113,2

111,8

102,7

115,1

Реальные располагаемые  денежные доходы населения, в процентах  к предыдущему году

113,8

128,1

104,0

100,7

109,3

118,1

115,9

113,1

111,8

103,7

114,8

Номинальная начисленная  среднемесячная заработная плата одного работника, тыс. руб.

58,91)

123,0

189,2

250,7

347,5

463,7

582,2

694,0

868,2

981,6

1217,3

Реальная заработная плата, в процентах к предыдущему  году

112,0

129,6

107,9

103,2

117,4

120,9

117,3

110,0

109,0

100,1

115,0

Средний размер назначенной пенсии (на конец года), тыс. руб.

36,41)

65,0

89,6

113,9

172,6

211,0

277,6

328,2

389,4

429,5

584,7

Реальный размер назначенной пенсии, в процентах  к предыдущему году

143,2

122,1

102,3

101,4

132,4

113,2

123,4

105,4

104,7

100,2

123,9

Информация о работе Доходы населения и принципы их распределения в рыночной