Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 20:58, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть доходы населения, их виды, выявить основные закономерности образования, их источники формирования, присущие проблемы и определить их возможные пути решения.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1. рассмотреть понятие доходов и их виды;
2. определить источники формирования доходов населения;
3. выявить факторы, определяющие доходы населения;
4. рассмотреть причины и показатели неравенства дохода;
5. рассмотреть особенности политики государства в области регулирования и перераспределения доходов;
6. рассмотреть особенности социальной политики Республики Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………….5
1 Доходы населения, их виды. Факторы, определяющие доходы населения …6
1.1 Доходы населения как экономическая категория и их виды .………………6
1.2 Формирование доходов населения …………………………………………...8
1.3 Факторы определяющие доходы населения …………………………………10
2 Проблема неравенства в распределении доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джинни ……………………………………………………………..11
2.1 Неравенство в распределении доходов ………………………………………11
2.2 Бедность ………………………………………………………………………..14
3 Государственная политика перераспределения доходов и особенности регулирования их в Республике Беларусь ……………………………………….17
3.1 Обеспечение социальной справедливости …………………………………...17
3.2 Политика льгот и компенсаций …………………………………………….....20
3.3 Политика установления минимального уровня заработной платы ………...24
3.4 Особенности совершенствования политики доходов в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..28
Заключение …………………………………………………………………………31
Список использованных источников …………………………………………… .32
Приложение А.1- Денежные доходы населения РБ в 2011 году………………. 33
Приложение А.2 - Размеры минимальной заработной платы………………….. 34
При фиксировании роста цен на социально значимые товары государство поддерживает определенный уровень реальных доходов малообеспеченных слоев населения. В рамках денежно-кредитной политики государство осуществляет льготное кредитование отдельных групп граждан, косвенно регулируя тем самым их доходы.
Одно из важнейших составляющих социальной политики является социальная защита населения – система принципов, нормативов и мер, используемых государством при создании и регулировании условий, обеспечивающих неотъемлемые и общепризнанные социальные права человека в ситуациях социального риска. Под социальным риском понимается событие в жизни человека, наступление которого приводит к утрате его способности к труду (полностью или частично) и, как следствие, заработка как источника средств к существованию. К числу социальных рисков относят: материнство, беременность и роды, содержание детей, болезнь, инвалидность, старость, потерю работы или кормильца, трудовое увечье или профессиональное заболевание, чрезвычайные ситуации природного характера.
Социальная защита реализуется путем выплат различных денежных пособий, пенсий и т.д. Бесплатные школьные завтраки и обеды, обеспечение бесплатной одеждой детских домов – натуральная форма социальной защиты.
Основными направления социальной защиты являются социальное страхование, социальная помощь, социальное обслуживание.
Социальное страхование – система компенсации населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов. Она основана на взносах работодателей, работников, а иногда и государства и распространяется только на осуществляющих страховые отчисления. Взносы застрахованных – это специально установленный налог, который не зависит от величины заработка. Отчисления нанимателей на эти цели относятся последними на издержки и возмещаются в последующем за счет более высоких цен товаров или услуг. Социальное страхование может быть обязательным (при страховой поддержке государства) и добровольным (построенным на принципах коллективной взаимопомощи). При этом фонды добровольного социального страхования рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию.
Расходы средств социального страхования могут осуществляться в виде пенсий, пособий и выплат. Наиболее важным направлением является пенсионное обеспечение. В мире существуют два основных вида пенсионных систем: 1) базирующиеся на принципе солидарности (текущего финансирования), когда трудовые пенсии выплачиваются за счет текущих страховых отчислений из фонда заработной платы работающих (работающее население финансирует потребности пенсионеров); 2) системы накопительного характера, при которых работающее население вкладывает средства в специальные фонды для последующего получения выплат по достижении пенсионного возраста.
В Беларуси используется система первого типа. В соответствии с ней пенсии делятся на:
а) трудовые (страховые), финансируемые из фонда социальной защиты населения (это пенсии по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет и особые заслуги; право их получения приобретают лица, имеющие трудовой стаж работы);
б) социальные, выплачиваемые лицам, не имеющим права на трудовые пенсии (эти выплаты производятся, как правило, за счет госбюджета).
Пособия – это гарантированные денежные выплаты при временном перерыве трудовой деятельности или для компенсации дополнительных расходов в определенных случаях. Пособия выплачиваются в случае беременности и родов, для ухода за ребенком, в связи с несчастным случаем на производстве, профессиональным заболеванием и т.д.
Особое место занимают пособия по безработице, основное значение которых состоит в недопущении резкого падения доходов временно не занятых работников. Финансирование выплат осуществляется из средств государственного бюджета и Государственного фонда содействия занятости.
Социальная помощь (общественное вспомоществование) представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования. Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на её получение. В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.) формы.
Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств. Эффективные системы адресной социальной помощи, по подсчетам экономистов, в состоянии охватить до 10-15% населения. В нашей стране адресная социальная помощь оказывается, если совокупный среднемесячный доход семьи за три последних месяца не превышает 60% бюджета прожиточного минимума в среднем на одного человека.
Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции – компенсирующую и стимулирующую. Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты). Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.
Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.
Социальное обслуживание – это создание условий для социальной адаптации людей. Находящихся в трудной жизненной ситуации, путем оказания социальной поддержки, предоставления бытовых, медицинских, психолого-педагогических услуг. Реализация социального обслуживания основывается на принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости, доступности, конфиденциальности и добровольности. Услуги предоставляются как государственными, так и частными организациями: центрами социального обслуживания, социальными приютами, отделениями социальной помощи на дому, домами-интернатами и др. Малообеспеченным и одиноким пенсионерам социальные услуги предоставляются бесплатно, остальным – на условии частичной оплаты. К числу социальных услуг относятся оказание помощи в ведении домашнего хозяйства (закупка продуктов, ремонт жилья, обработка приусадебных участков), решение бытовых проблем, психологическая помощь. В крупных городах открыты приюты для бездомных, беженцев, незаконных мигрантов, жертв торговли людьми.
3.3 Политика установления минимального уровня заработной платы
Одна из важнейших линий блокирования снижения покупательной способности заработной платы, имеющая и самостоятельное значение для регулирования ее организации, - коренное изменение уровня минимальной зарплаты.
Важно подчеркнуть, что в условиях монополии государственной формы собственности, когда все занятые в народном хозяйстве рассматривались как работники по найму у государства, когда господствовала единая по принципам построения и взаимоувязанная по отраслям тарифная система, практического смысла в установлении минимальной заработной платы не было. Предприятия не имели права менять государственные тарифные ставки ни в большую, ни в меньшую сторону. Этот смысл появился при передаче государственной собственности в полное хозяйственное ведение предприятий, а далее – в связи с приватизацией и возникновением многоукладной экономики – потребовалось защитить работников в случае недостаточно эффективной работы предприятий в условиях рынка. Решение данной задачи возлагалось на государство как организатора и проводника экономических реформ, которое, однако, стоит подчеркнуть, с ней не справилось. Хуже того, превратив минимальную зарплату в инструмент исчисления нормируемого фонда заработной платы, за превышение которого взимался дополнительный налог, правительство сделало все, чтобы затормозить рост минимума и получать по этой линии больше отчислений в бюджет. Одновременно решалась задача сдерживания роста заработной платы вообще и в бюджетном секторе экономики в особенности. Таким образом, минимальная зарплата из инструмента организации оплаты труда превратилась в инструмент регулирования бюджетных поступлений и снижения госрасходов на оплату труда работников предприятий бюджетного сектора экономики.
В условиях же развитой рыночной экономики (или хотя бы попыток ее строительства) минимальная заработная плата, прежде всего, несет на себе задачу воспроизводства силы. А в настоящее время об этом не идет и речи. Минимальная ставка имеет скорее формальный, чем реальный характер.
Восстановление
покупательной способности
В рыночной модели экономики развитых стран тарифные ставки и должностные оклады представляют собой формы проявления цены рабочей силы. Именно за тарифную ставку (оклад) работник и выполняет свои трудовые обязанности; доля тарифной заработной платы в заработке достигает 80 – 100%. В ранее действовавшей у нас модели тарифная оплата играла совершенно иную роль – не столько оплаты за выполнение трудовых обязанностей, сколько гарантированной работнику части заработка при далекой от совершенства организации производства.
Другой назревший
шаг в восстановлении покупательной
способности тарифной части оплаты
труда – переход к
Особо значимо восстановление покупательной способности тарифной оплаты для работников бюджетного сектора экономики (за исключением категории государственных служащих, то есть государственных органов власти, у которых проблема восстановления покупательной способности заработной платы остро не стоит). Специфика организации оплаты труда работников предприятий и учреждений этого сектора экономики такова, что заработок здесь в основном состоит из тарифной ставки оплаты, которая:
а) изначально намного ниже, чем на предприятиях внебюджетного сектора;
б) обесценивается
инфляцией гораздо
При этом большинство
бюджетников не могут ответить на
падение покупательной
Третье из рассматриваемых направлений – содействие государства выполнению заработной платы своей стимулирующей функции. Последняя состоит:
а) в обеспечении необходимой работодателю трудовой отдачи от наемного работника;
б) в создании определенного стереотипа поведения работников в процессе реализации ими в производственной деятельности своих физических и духовных способностей.
Четвертое направление состоит в усилении госрегулирования макроэкономических процессов, прежде всего соотносительной динамики денежной заработной платы.
Рассмотрим динамику роста доходов населения Республики Беларусь за период с 2000 года по 2010 год.
Таблица 3.1 - Динамика доходов населения РБ
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Денежные доходы в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц |
46,51) |
96,2 |
143,5 |
192,4 |
250,8 |
329,3 |
416,9 |
503,9 |
648,2 |
753,6 |
952,4 |
Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году |
114,1 |
128,1 |
104,1 |
103,9 |
109,8 |
118,4 |
117,8 |
113,2 |
111,8 |
102,7 |
115,1 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году |
113,8 |
128,1 |
104,0 |
100,7 |
109,3 |
118,1 |
115,9 |
113,1 |
111,8 |
103,7 |
114,8 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника, тыс. руб. |
58,91) |
123,0 |
189,2 |
250,7 |
347,5 |
463,7 |
582,2 |
694,0 |
868,2 |
981,6 |
1217,3 |
Реальная заработная плата, в процентах к предыдущему году |
112,0 |
129,6 |
107,9 |
103,2 |
117,4 |
120,9 |
117,3 |
110,0 |
109,0 |
100,1 |
115,0 |
Средний размер назначенной пенсии (на конец года), тыс. руб. |
36,41) |
65,0 |
89,6 |
113,9 |
172,6 |
211,0 |
277,6 |
328,2 |
389,4 |
429,5 |
584,7 |
Реальный размер назначенной пенсии, в процентах к предыдущему году |
143,2 |
122,1 |
102,3 |
101,4 |
132,4 |
113,2 |
123,4 |
105,4 |
104,7 |
100,2 |
123,9 |
Информация о работе Доходы населения и принципы их распределения в рыночной