Доходы населения и принципы их распределения в рыночной

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть доходы населения, их виды, выявить основные закономерности образования, их источники формирования, присущие проблемы и определить их возможные пути решения.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1. рассмотреть понятие доходов и их виды;
2. определить источники формирования доходов населения;
3. выявить факторы, определяющие доходы населения;
4. рассмотреть причины и показатели неравенства дохода;
5. рассмотреть особенности политики государства в области регулирования и перераспределения доходов;
6. рассмотреть особенности социальной политики Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….5
1 Доходы населения, их виды. Факторы, определяющие доходы населения …6
1.1 Доходы населения как экономическая категория и их виды .………………6
1.2 Формирование доходов населения …………………………………………...8
1.3 Факторы определяющие доходы населения …………………………………10
2 Проблема неравенства в распределении доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джинни ……………………………………………………………..11
2.1 Неравенство в распределении доходов ………………………………………11
2.2 Бедность ………………………………………………………………………..14
3 Государственная политика перераспределения доходов и особенности регулирования их в Республике Беларусь ……………………………………….17
3.1 Обеспечение социальной справедливости …………………………………...17
3.2 Политика льгот и компенсаций …………………………………………….....20
3.3 Политика установления минимального уровня заработной платы ………...24
3.4 Особенности совершенствования политики доходов в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..28
Заключение …………………………………………………………………………31
Список использованных источников …………………………………………… .32
Приложение А.1- Денежные доходы населения РБ в 2011 году………………. 33
Приложение А.2 - Размеры минимальной заработной платы………………….. 34

Файлы: 1 файл

Курсач Доходы населения.doc

— 291.00 Кб (Скачать файл)

 

Примечание  – Источник: [11]

 

Как видно из таблицы 1, денежные доходы на душу населения  с 2000 года увеличились в 16 раз. И составили  в 2009 году 753,6 тыс. рублей в месяц. В  то же время Таблица 1 наглядно показывает, что реальные денежные и реальные располагаемые денежные доходы населения Республики Беларусь демонстрируют прирост из года в год. Следует отметить, что темпы прироста данных показателей существенно замедлились в 2009 году и составили 102,7 и 103,7 процента соответственно. Это связано с последствиями мирового финансового кризиса.

Размеры минимальной  заработной платы устанавливаются  ежегодно исходя из потребностей работника  в материальных благах и услугах, экономических возможностей республиканского и местных бюджетов, а также нанимателей. Программой деятельности Правительства РБ на 2011- 2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 февраля 2011г. № 216, предусмотрено установление размера минимальной заработной платы на уровне не ниже минимального потребительского бюджета семьи из 4-х человек на начало  года в целях обеспечения ее уровня не менее трети от средней заработной платы за отчетный период.

Постановление Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2010 года № 1844 «Об установлении размера минимальной заработной платы» с 1 января 2011 года месячная минимальная заработная плата установлена в размере 460000 руб., часовая – 2710 рублей.

В соответствии с Законом РБ «Об установление минимальной заработной платы» размер минимальной заработной платы в течение года подлежит индексации  в порядке, предусмотренном законодательством для индексации  доходов населения с учетом инфляции. Динамику минимальной заработной платы рассмотрим в таблице. [Приложение А.2]

Изучив данную таблицу, видно, что минимальная заработная плата увеличилась с января 2011 по сентябрь 2011 года на 318000 руб. Но по соотношению с высокими темпами роста уровня цен на товары и услуги, а также с учетом роста инфляции  покупательская способность минимальной заработной платы осталась на прежнем уровне.

Рассмотрим  уровень денежных доходов населения  в течение 2011 года. [Приложение А.1]

Исходя из данной таблицы, можно заключить, что уровень  денежных доходов населения в  течение 2011 года по сравнению с 2010 г. значительно уменьшился в связи с мировым экономическим кризисом и  нестабильной экономической ситуацией  в стране.

Законом Республики Беларусь «О формировании и использовании  минимального потребительского бюджета» установлена правовая основа определения и использования минимального потребительского бюджета. Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Минимальные потребительские бюджеты утверждаются ежеквартально постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Минимальный потребительский  бюджет применяется как социальный норматив для прогнозирования изменения  уровня жизни и усиления социальной поддержки нуждающихся граждан.

В настоящее  время среднедушевой  минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек служит основой для определения права граждан на получение льготных кредитов и субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.

Постановлением  Министерства труда и социальной защиты РБ от 21 июля 2011 года № 71  утверждены следующие размеры среднедушевых  минимальных потребительских бюджетов в ценах июня 2011 г. на период с 1 августа по 31 октября 2011 года:

 

- семьи из  четырех человек  - 675 980;

- молодой семьи  с маленьким ребенком – 699 190;

- трудоспособного  населения – 858 950;

- пенсионеров  – 671 770;

- студентов  – 623 990;

- детей в  возрасте до 3-х лет – 513 690;

- детей в  возрасте от 3-х лет – 626 260;

- детей в  возрасте от 6-и до 14-и лет –  755 880.[10]

 

Структура среднедушевого минимального потребительского бюджета  семьи из 4-х человек в ценах  июня 2011 года по статьям расходов:

 

- продукты питания  – 58,9 %;

- одежда, белье, обувь – 15,7 %;

- пользование  жилым помещением и коммунальными услугами – 7,1 %;

- бытовые услуги, транспорт, связь – 1,5 %;

- предметы культурно-бытового  и хозяйственного назначения  – 8,3 %;

- культурно-просветительные  мероприятия и отдых – 1,5%;

- взносы и платежи – 1,5 %;

- предметы санитарии,  гигиены, лекарства – 2 %.[10]

 

Законом РБ «О прожиточном  минимуме в Республике Беларусь»  установлена правовая основа определения  прожиточного минимума и его использования. Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную величину минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам, и ежеквартально утверждается постановлением Совета Министров Республики Беларусь.

Бюджет прожиточного минимума как социальный норматив используется для анализа и прогнозирования уровня жизни населения; оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям); обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий.

Постановление Совета Министров РБ № 1015 от 28 июля 2011 года утверждены следующие размеры  бюджета прожиточного минимума в  среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах июня 2011 года в расчете на один месяц на период с 1августа 2011 г. по 31 октября 2011г.:

 

- в среднем  на душу населения – 442 360 рублей;

- для трудоспособного  населения – 481 920 рублей;

- для пенсионеров  – 366 790;

- для детей-студентов  – 425 980;

- для детей  в возрасте от 6 до 18 лет – 475 250;

- для детей  в возрасте от 3 до 6 лет – 448 560;

- для детей  в возрасте до 6 лет – 348 970.[10]

 

Структура бюджета  потребительского минимума в среднем на душу населения в ценах июня 2011 года по статьям расходов:

- продукты питания  – 61,5%;

- плата за  пользование жилым помещением  и коммунальные услуги – 10,8  %;

- предметы гардероба  – 14,2 %;

- бытовые и  транспортные услуги – 5,1 %;

- товары бытового и хозяйственного назначения – 4,0 %;

- взносы и  платежи – 2,3 %;

- предметы первой  необходимости – 1,8 %.[10]

 

Из вышеизложенного  материала, можно сделать вывод, что размеры бюджета потребительского минимума утвержденные Советом Министров РБ не покрывают тех минимальных затрат с учетом уровня нынешних цен на самые необходимые товары и услуги, которые обеспечивают нормальные условия существования.

Мировой финансово-экономический  кризис, безусловно, оказал влияние  на доходы населения Республики Беларусь. Но государством были приняты некоторые меры для минимизации негативных последствий в стране. Так, в январе-августе 2010 года в экономике республики было занято 4644,51 тысяч человек, что на 0,1 % больше, чем в январе-августе 2009 года. В общей численности населения, занятого в экономике, 3467,2 тысяч человек или 74,7 % работники организаций (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности). [11]

Численность безработных  зарегистрированных в органах по труду и социальной, защите на конец сентября 2010 года составила 35,9 тысяч человек, что на 14,9 % меньше, чем в сентябре 2009 г. [10]

В январе-августе 2010 года объем денежных доходов населения  составил 67,2 триллиона рублей и по сравнению с январем-августом 2009 года увеличился на 18,2 процента при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 6,7 %. [11]

 

 

 

 

3.4 Особенности совершенствования политики доходов в Республике Беларусь

 

Для выделения  особенностей совершенствования доходов  необходимо обозначить особенности  экономической ситуации в Беларуси.

Чтобы формировать  заработную плату по законам рынка необходимо «запустить» рыночную систему, а для этого нужно продолжать реформирование государственного устройства от административно-планового типа экономики. Здесь можно выделить несколько подпунктов:

- сокращение  льготных категорий населения;

- усиление методов по контролю рационального использования средств из социальных фондов;

- создание частных  пенсионах фондов;

- дифференциация  пенсий по выслуге лет, по  размерам внесенных средств;

- четкое налоговое  законодательство, но без чрезмерного  использования прогрессивных налоговых ставок;

- борьба с  «теневой экономикой», путём отмены  лицензий, демонополизации рынка;

- искоренение  коррупции во властных структурах.

Что же касается механизма дифференциации и формирования доходов, то можно сделать вывод  о том, что определенная степень дифференциации доходов и заработков необходима экономике. Она играет роль экономического стимулятора, так как формирует материальную заинтересованность человека в повышении эффективности труда, в поиске более эффективных вариантов приложения своих возможностей. Это объясняется тем, что существует непосредственная зависимость между мерой труда, мерой его оплаты и, соответственно, мерой потребления.

В этом плане задача состоит в том, чтобы минимизировать резкие скачки дифференциации, попытаться ее минимизировать, а также уменьшить количественный разброс между очень богатыми слоями и очень бедными.

К предложенным выше факторам снижения напряженности  в дифференциации населения можно  добавить еще один – рост реальных денежных доходов населения. На выполнение показателя роста реальных денежных доходов населения оказала влияние не только политика по формированию доходов, но и ценовая политика государства. При реализации данного шага необходимо учитывать, что на современном этапе экономического развития Республики Беларусь повышающее давление регулируемых цен и тарифов на потребительские цены составляет почти пятую часть наблюдаемого уровня инфляции. Это значит, что обеспечение роста покупательской способности населения за счет инфляции могло быть значительно меньшим, если бы отсутствовало повышающее давление со стороны органов государственного управления по пересмотру регулируемых цен и тарифов опережающими темпами.

В прогнозируемом периоде основной целью социальной политики является обеспечение устойчивого роста уровня жизни населения и сокращение бедности.

Для достижения цели необходимо:

- обеспечить  рост денежных доходов населения  и их реального содержания  как условия повышения платежеспособного  спроса населения;

- значительно  повысить размер заработной платы как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности населения;

-повысить роль  государственных минимальных социальных  гарантий, поэтапно приблизив их  к бюджету прожиточного минимума, снизить необоснованную дифференциацию отдельных групп населения по уровню доходов на основе совершенствования налогообложения доходов граждан;

- обеспечить  повышение защищенности социально  уязвимых  слоев населения, проведение  пенсионной реформы.

Политика в  области оплаты труда будет формироваться с учетом того, что заработная плата должна стать важнейшим фактором экономического роста и повышения эффективности производства. Для этого необходимо обеспечить повышение доходах населения. Основными задачами реформирования оплаты труда стали:

- усиление стимулирующей  роли заработной платы в увеличении  производства продукции, работ  (услуг) и повышении его эффективности;

-значительное  повышение удельного веса оплаты  по тарифным ставкам и окладам  в среднемесячной заработной  плате;

- регулирование цены рабочей силы на основе поэтапного приближения размера тарифной ставки первого разряда к бюджету прожиточного минимума, а в перспективе – к минимальному потребительскому бюджету;

- обеспечение  дифференциации оплаты труда   по профессионально-квалификационным группам в зависимости от сложности выполняемых работ и уровня квалификации;

- повышение  роли социального партнерства  при регулировании оплаты труда  в реальном секторе экономики;

- реализация  принципа равной оплаты равносложного  труда в сопоставимых условиях, устранение необоснованной дифференциации в оплате труда работников предприятий и организаций различных форм собственности.

Регулирование оплаты труда работников бюджетной  сферы государством предусматривается  осуществлять путем выработки обоснованной политики в определении минимальной заработной платы, размера тарифной ставки первого разряда; упорядочения системы надтарифных выплат и совершенствования параметров Единой тарифной сетки; разработка более эффективного порядка формирования средств на оплату труда в бюджетных организациях.

Информация о работе Доходы населения и принципы их распределения в рыночной