Естественная монополия и ее регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение проблемы естественных монополий, причин их возникновения и особенностей функционирования, а также опасности, которую они представляют для экономики и методов их регулирования с рассмотрением приложения теоретических знаний, накопленных экономической наукой.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………………………….3
2. Монополии и виды монополий………………………………………………………..5
3. Естественная монополия………………………………………………………………7
4. Субъекты регулирования монополии………………………………………………..8
5. Сферы деятельности субъектов естественных монополий……………………..10
6. Государственное регулирование монополий. Антимонопольное законодательство…………………………………………………………………….…….14
7. Особенности регулирования естественной монополии в России….…………..17
8. Ответственность за нарушение законодательства о естественной монополии…………………………………………………………………………………..21
9. Заключение.……………………………………………………………………………...22
10. Список литературы и интернет-источников……………………………………....24

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 54.32 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Институт национальной и мировой  экономики

Кафедра макроэкономики

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Микроэкономика»

на тему

«Естественная монополия и ее регулирование»

 

Выполнила студентка

Заочной формы обучения

специальности Экономика

2 курса группы Э-5-11/1

 

___________________                                                   Костина И. Н.

 

Руководитель работы

________________________           _______________             _______________________

   (ученая степень, звание)                     (подпись)                         (инициалы и фамилия)

 

 

Москва 2013

 

Содержание.

1. Введение………………………………………………………………………………….3

2. Монополии и виды монополий………………………………………………………..5

3. Естественная монополия………………………………………………………………7

4. Субъекты регулирования монополии………………………………………………..8

5. Сферы деятельности субъектов  естественных монополий……………………..10

6. Государственное регулирование  монополий. Антимонопольное законодательство…………………………………………………………………….…….14

7. Особенности регулирования естественной  монополии в России….…………..17

8.       Ответственность за нарушение законодательства о естественной монополии…………………………………………………………………………………..21

9. Заключение.……………………………………………………………………………...22

10. Список литературы и интернет-источников……………………………………....24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

В настоящей курсовой работе рассмотрены теоретические и  практические аспекты деятельности естественных. При написании работы широко использовались российские и зарубежные публикации в глобальной сети интернет, что позволяет лучше представить настоящее положение дел и учесть более широкий набор мнений по данному вопросу.

Тема естественных монополий  является одной из самых актуальных в странах с рыночной экономикой, так как от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Особенно можно  выделить Российскую Федерацию, где  законодательная база далеко не идеальна и достаточно нестабильное социально-экономическое  положение. Для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в государстве, нужно  особенно учитывать фактор естественных монополий.

Естественные монополии  образуются в тех отраслях, где  деятельность остальных компаний по каким-либо причинам невозможна, будучи ограничена государственным запретом на данный вид деятельности без соответствующей  лицензии (например: добывающая промышленность) или использованием редких или невоспроизводимых  ресурсов, кроме того, к естественным монополиям относятся предприятия, где размеры первоначальных капитальных  вложений настолько высоки, что любой второй компании не выгодно входить в этот рынок и конкурировать с первой, т.к. две компании в данном секторе уже не смогут покрывать свои постоянные издержки из-за меньших масштабов производства. Типичными представителями естественных монополий являются коммунальные службы: было бы дорого и неоправданно строить второй набор водопроводных и канализационных труб в городе.

Чтобы предотвратить злоупотребления  со стороны естественных монополий, их деятельность должно контролировать государство. Как правило, им позволяют  иметь норму прибыли несколько  выше, чем у остальных компаний, но это не всегда оправданно, т.к. монополия  гарантирует прибыль. Также естественным монополиям часто позволяют проводить  ценовую дискриминацию, для максимизации их прибыли.

В последней главе рассматривается  российское законодательство, регулирующее деятельность естественных монополий.

Целью данной работы является изучение проблемы естественных монополий, причин их возникновения и особенностей функционирования, а также опасности, которую они представляют для  экономики и методов их регулирования  с рассмотрением приложения теоретических  знаний, накопленных экономической наукой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Монополии и виды монополий

Монополия (англ. Monopoly) от греч.monos – один и poleo – продаю.

Монополия – исключительное право производства, торговли, промысла и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Таким образом, монополия – это такая организация рынка, при которой свободная конкуренция затруднена или отсутствует. Такая ситуация называется несовершенной конкуренцией.

Монополии классифицируются в соответствии со степенью рыночного  несовершенства и подразделяются на три основных типа, в порядке его  возрастания:

  • Монополистическую конкуренцию - тип отраслевого рынка, на котором имеется достаточно большое число фирм, продающих дифференцированную продукцию и осуществляющих ценовой контроль над продажной ценой производимых ими товаров. Монополистическая конкуренция предполагает относительно свободный доступ на рынок.
  • Олигополию - тип отраслевого рынка, на котором несколько фирм продают стандартизованный или дифференцированный товар, причем доля каждого из них в общих продажах настолько велика, что изменение в количестве предлагаемой продукции одной из фирм ведет к изменению цены. Доступ на олигополистический рынок для других фирм затруднен. Контроль над ценами на таком рынке ограничен взаимозависимостью фирм (за исключением случая сговора). Обычно на олигополистическом рынке действует сильная неценовая конкуренция.
  • Чистую монополию - тип отраслевого рынка, на котором: присутствует единственный продавец товара, способный влиять на общий объем предложения и на цену товара или услуги; отсутствуют близкие заменители товара; имеются высокие барьеры входа.

В зависимости от характера  и причин возникновения монополии  подразделяют на:

  • Естественную монополию.
  • Искусственную монополию.

Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные  организации, имеющие в своем  распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные  участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли  инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего  общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Зачастую существование естественных монополий оправдывается тем, что  они дают огромный экономический  выигрыш от больших масштабов  производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению  с расходами ресурсов, которые  были бы на множестве аналогичных  фирм.

Легальные монополии, образующиеся на законном основании (их называют "защищенными" от конкуренции). К ним можно причислить такие формы монополистических  организаций:

  • патентная система;
  • авторские права;
  • торговые знаки;

Искусственная монополия. Под  этим условным названием имеется  в виду объединение предприятий, создаваемых ради получения монополистических  выгод. Эти предприятия преднамеренно  изменяют структуру рынка:

  • создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;
  • ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;
  • создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;
  • применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);
  • "забивают" новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

Таким образом можно выделить две основные причины возникновения  монополий: желание захватить рынок, с целью диктовать рынку свою цену и условия, и невозможность  выхода на рынок по причине редкости используемого ресурса, высокой  доли постоянных издержек, относительно переменных ( т.е. необходимость больших  капитальных вложений и растянутый срок их окупаемости) или специальные  ограничения на данный тип деятельности. Если в первом случае обществом вводится специальное антимонопольное законодательство, то во втором – зачастую требуется  специально защищать естественные монополии  от разорения, датируя их из государственного бюджета.

 

 

2. Естественная монополия.

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе - особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Основными признаками естественной монополии являются следующие:

а)  Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт.

б)  Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться. [2, 9-11]

в)  Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их невозможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем сложно.

г)  Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо Управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.

  В экономической литературе выделяют 2 типа естественных монополий, ее виды представлены на рисунке:

                   
   

Типы естественных монополий


 
   
                   
   

 

 
                   
 

Природные монополии


 
 

Технико-экономические монополии


 




 
Типы естественных монополий

 
           Рождение природных монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых, и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).

Технико-экономические монополи можно называть монополиями, возникновение  которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

Монополия на стороне спроса (на рынке выступает один покупатель) называется монотонней. Рыночная структура, в которой единственному продавцу противостоит единственный покупатель, называется двусторонней монополией.

 

 

 

 

 

3. Субъекты регулируемых  монополий.

Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое  лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Мировая и российская практика свидетельствуют, что воздействие  на монополию должно осуществляться государством. Для этого, как мы уже  говорили, можно использовать государственную  собственность (предприятия, где государство  имеет контрольный пакет акций) или специальные регулирующие органы разного уровня и компетенции. В  России по всей видимости будет применяться  сочетание упомянутых вариантов. Так, в соответствии с Государственной  программой приватизации государственных  и муниципальных предприятий  в РФ имеются объекты и предприятия, находящиеся в федеральной собственности, приватизация которых либо запрещена  вообще, либо осуществляется по решению  правительства РФ или Госкомимущества  России с учетом мнения отраслевых министерств и ведомств, куда относятся  например, железные дороги, предприятия  и объединения топливно-энергетического  комплекса, предприятия по производству, розливу и фасовке спиртовой, ликероводочной продукции. Нетрудно заметить, что данные сферы относятся к  тем, на которые распространяются государственная  и естественная монополии. Следовательно  предприятия, основанные на имущественном  участии государства, и являются очевидной базой для анализируемых  монопольных институтов. Отсюда вытекает стремление законодателя усилить управляемость, в том числе и федеральных  государственных предприятий. Российское законодательство не предусматривает  запретов на организацию казенных предприятий  в качестве субъектов регулируемых монополий. Таким образом, характеристика субъектов регулируемых монополий  включает в себя как то, что эти  субъекты действуют в условиях государственной  или естественной монополии, так и то, в каких организационно правовых формах они созданы и каким имуществом наделены.

Информация о работе Естественная монополия и ее регулирование