Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 19:49, курсовая работа
Целью данной работы является изучение проблемы естественных монополий, причин их возникновения и особенностей функционирования, а также опасности, которую они представляют для экономики и методов их регулирования с рассмотрением приложения теоретических знаний, накопленных экономической наукой.
1. Введение………………………………………………………………………………….3
2. Монополии и виды монополий………………………………………………………..5
3. Естественная монополия………………………………………………………………7
4. Субъекты регулирования монополии………………………………………………..8
5. Сферы деятельности субъектов естественных монополий……………………..10
6. Государственное регулирование монополий. Антимонопольное законодательство…………………………………………………………………….…….14
7. Особенности регулирования естественной монополии в России….…………..17
8. Ответственность за нарушение законодательства о естественной монополии…………………………………………………………………………………..21
9. Заключение.……………………………………………………………………………...22
10. Список литературы и интернет-источников……………………………………....24
Обязанности субъектов естественных монополий:
- субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с федеральным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары.
- субъекы естественных монополий обязаны представлять соответствующему органу регулирования естественной монополии:
а) текущие отсчеты освоей деятельности в порядке и в сроки, которые
установлены органом регулирования естественной монополии.
б)проекты планов капитальных вложений.
4. Сферы деятельности субъектов естественных монополий в России.
Сами по себе сферы естественных монополий являются достаточно подвижными. Это означает, что по основным характеристикам естественной монополией можно назвать многие отрасли экономики. Но формально эти сферы определяются только на уровне закона.
1. Железнодорожные перевозки.
В сфере железнодорожного транспорта полностью отсутствует внутриотраслевая конкуренция, что обусловлено особой организационной структурой. Параллельные железнодорожные линии контролируются одной и той же железной дорогой. Грузовые и пассажирские перевозки дальнего следования, как правило, выполняет один и тот же оператор.
Железнодорожный транспорт составляет основу транспортной системы Российской Федерации, он осуществляет около 85% грузооборота и около 40% пассажирооборота всех видов транспорта (без учета трубопроводного).
Современные проблемы: существенный
износ основных производственных фондов
и убыточность пассажирских перевозок
в дальнем и пригородном
В 2001 г. была создана специальная
Комиссия Правительства РФ по вопросам
тарифного регулирования на федеральном
железнодорожном транспорте, которая
определяла основные принципы унификации
железнодорожных тарифов и
Железнодорожные перевозки состоят из большого количества разных услуг, которые подлежат самостоятельному регулированию (плата за перевозки пассажиров в дальнем следовании, сборы и платы за дополнительные работы (услуги), связанные с перевозкой грузов, и пр.).
2. Услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов.
Услуги транспортных терминалов - это производственные операции по приемке, перемещению и сдаче грузов. К ним относятся только те операции, которые неразрывно связаны с обслуживанием перевозчика грузов. Услуги портов и аэропортов близки по значению к услугам транспортных терминалов, они включают в себя производственные операции по обработке грузов, обслуживанию пассажиров, морских и речных судов, самолетов.
При наличии большого числа хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги морских и речных портов, развитой конкуренции в этой отрасли не имеется. Порты, выделившиеся из государственных пароходств, занимают локальное доминирующее положение на рынке портовых услуг, обладают монопольным правом на портовые механизмы, устройства, территорию, выступают в качестве единственного арендатора государственного имущества. В частности, на рынке портовых услуг субъектами естественной монополии являются ОАО "Азовский морской порт", ГУП "Московский западный порт", ОАО "Хабаровский речной порт" и др.
Сложность регулирования услуг аэропортов предопределена общими проблемами гражданской авиации. Основной показатель объема транспортной работы в авиации - это пассажирооборот. За последние 10 лет он уменьшился в три раза, а число ежегодно перевозимых пассажиров уменьшилось в четыре раза. Гражданская авиация, являясь транспортом общего пользования, практически недоступна для широкого круга пользователей (услугами авиации пользуется не более 5% населения).
Состояние материально-технической базы критическое, т.к. 90% парка воздушных судов морально устарело. Рост цен на аэропортовые услуги (аэронавигационное обслуживание воздушных судов, обслуживание пассажиров в аэропортах, обеспечение авиационной безопасности в зоне аэропорта и пр.) значительно отстает от роста авиационных тарифов и не является определяющим фактором роста стоимости авиабилетов. Основное влияние на тарифы оказывают стоимость авиационного топлива, цены на техническое обслуживание и ремонт.
Государственное ценовое регулирование услуг аэропортов имеет целью приведение уровня аэропортовых сборов и тарифов к уровню экономически обоснованной себестоимости этих услуг. Это позволит сократить перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых.
3. Услуги общедоступной
электрической и почтовой
В нефтяной промышленности трубопроводы подразделяются на магистральные ("главная труба") и промысловые.
Магистральный нефтепровод предназначен для транспортировки нефти из районов добычи или хранения до мест потребления (т.е. до нефтеперерабатывающего завода, перевалочных нефтебаз, пунктов налива). Кроме того, нефтепроводы различаются и по техническим показателям (величина рабочего давления в трубопроводе, его протяженность, наличие головных и промежуточных насосных станций и пр.).
Вместе с тем законодательного
разграничения между этими
Уже в течение нескольких лет в Государственной Думе РФ рассматривается проект закона "О магистральном трубопроводном транспорте". Предполагается, что данный закон будет распространять свое действие не только на нефтепроводы, но и на газопроводы, а также на трубопроводы, предназначенные для транспортировки других углеводородов (нефтяного попутного газа, газового конденсата, газообразных углеводородов).
В нем предусмотрено, что
магистральные трубопроводы являются
стратегическими объектами
В законе целесообразно также, на мой взгляд, ввести лицензирование для проектных и строительных организаций; определить особенности землепользования, связанные с эксплуатацией магистральных трубопроводов. Сейчас нередки случаи строительства садовых домиков и прочих сооружений в охранной зоне, что чрезвычайно опасно.
Однако основной недостаток законопроекта в том, что отличительные черты магистрального трубопровода в нем по-прежнему не определены.
Транспортировка нефти и нефтепродуктов разделяется на несколько технологически неотделимых процессов, для каждого из которых устанавливаются свои тарифы (например, прием, перевалка, слив нефти в трубопроводную систему в начале маршрута и сдача, налив и перевалка нефти в конце маршрута).
5. Транспортировка газа по трубопроводам .
К сфере естественной монополии
относится транспортировка газа
и по магистральным, и по газораспределительным
трубопроводам. Магистральные газопроводы
входят в газотранспортную систему
ОАО "Газпром" и предназначены
для транспортировки газа от места
добычи до газораспределительных сетей.
В нашей стране 90% всего газа добывается
на севере Западной Сибири, а основные
потребители расположены в
В настоящее время
6. Услуги по передаче
электрической и тепловой
Такие услуги представляют собой комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической и тепловой энергии через технические устройства сетей в соответствии с техническими регламентами.
Данные услуги оказываются посредством совокупности электрических и тепловых сетей, устройств преобразования энергии, средств по технологическому управлению режимами подачи энергии и пр.
Субъектами естественной монополии в этой сфере являются организации, оказывающие услуги по передаче энергии. За услуги по передаче электрической энергии (мощности) по сетям субъектов естественной монополии устанавливаются предельные размеры платы, а также фиксированный уровень цен.
7. Услуги по оперативно-
Оперативно-диспетчерское
управление в электроэнергетике - это
комплекс мер по централизованному
управлению технологическими режимами
работы технических устройств
Субъектами оперативно-
системный оператор Единой энергетической системы России (в настоящее время это ОАО "Системный оператор - Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы");
иные субъекты оперативно-диспетчерского управления (организации и физические лица), уполномоченные на выдачу оперативных диспетчерских команд и распоряжений
5. Государственное регулирование монополий.
Антимонопольное законодательство.
Естественная монополия - экономическая организация или форма общественного (государственного) регулирования?
Ответить на поставленный
выше вопрос мы можем, только, рассмотрев
как способы регулирования
Способы регулирования естественной монополии:
Начать следует с прямого государственного регулирования естественной монополии. Чаще всего механизм и границы такого регулирования определяются национальными законодательными актами. В частности, в Российской Федерации действует уже упоминавшийся Федеральный Закон “О естественных монополиях” от 17 августа 1995 года, который определяет и отрасли, относящиеся к естественной монополии, и способы прямого ее государственного регулирования .
Считается, что прямое государственное
регулирование посредством
При реализации данного подхода возникает сразу же несколько проблем:
Рассмотрим их по порядку.
Создание любого государственного органа несет в себе угрозу подмены общественных интересов интересами правящих групп, не говоря уже о соответствующих затратах на содержание госчиновников.
С другой стороны, хорошо известны “расточительные нравы” таких предприятий. Рядовой гражданин (потребитель) в конечном итоге и оплачивает это чрезмерное потребление предприятий - естественных монополистов. В прессе описан пример одного карельского предприятия - естественного монополиста, которое при снижении объема производства за последние годы увеличило штат примерно на половину, сохранив при этом условия оплаты персоналу. Заработная плата работников на данном предприятии является элементом постоянных затрат, т. е. не зависит от объема выпускаемой продукции (!?).
Другой способ регулирования естественной монополии связан с использованием механизма экономической организации. Это - торги за франшизу (право на ведение такой деятельности). Очевиден вывод об ограниченности решения данного вопроса, как рынком, так и государством, в рамках государственной иерархии независимо от формы: либо непосредственная деятельность, либо прямое государственное регулирование.
Информация о работе Естественная монополия и ее регулирование