Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 19:49, курсовая работа
Целью данной работы является изучение проблемы естественных монополий, причин их возникновения и особенностей функционирования, а также опасности, которую они представляют для экономики и методов их регулирования с рассмотрением приложения теоретических знаний, накопленных экономической наукой.
1. Введение………………………………………………………………………………….3
2. Монополии и виды монополий………………………………………………………..5
3. Естественная монополия………………………………………………………………7
4. Субъекты регулирования монополии………………………………………………..8
5. Сферы деятельности субъектов естественных монополий……………………..10
6. Государственное регулирование монополий. Антимонопольное законодательство…………………………………………………………………….…….14
7. Особенности регулирования естественной монополии в России….…………..17
8. Ответственность за нарушение законодательства о естественной монополии…………………………………………………………………………………..21
9. Заключение.……………………………………………………………………………...22
10. Список литературы и интернет-источников……………………………………....24
В первом случае - частная нерегулируемая монополия с установлением монопольно-высокой цены, которую приходится оплачивать обществу в целом (имеем дело с прямым общественным вредом монополии).
Во втором случае - проявляются все недостатки административной, а не экономической системы, где происходят процессы политизации решения проблемы естественной монополии (в интересах государства и правящих элит, но не в интересах общества в целом).
Легко сделать вывод, что,
говоря о торгах за франшизу, мы будем
иметь дело с контрактной системой
как формой экономической организации.
Контракт заключается с тем
Стоит ли ожидать, что контрактная система позволит раз и навсегда решить проблему естественной монополии? Конечно, нет.
Феномен естественной монополии не является исключением, поэтому торги за франшизу в деле регулирования естественных монополий выступают в качестве одного из равновероятных вариантов действий.
Торги за франшизу позволили в США решить проблемы с некоторыми естественными монополиями, причем лучшим способом по сравнению с другими способами их регулирования. Это относится к дерегулированию грузовых автоперевозок, к организации работы местных авиалиний, почтовой службы, к работе кабельных телевизионных сетей, в ряде случаев - к работе коммунальных служб, к проблеме дерегулирования железных дорог.
Говоря об естественных монополиях, нельзя обойти вниманием еще один способ их регулирования - ценовые дискриминации.
Возможность использования ценовых дискриминаций имеется как у естественной монополии для увеличения чистого дохода, так и у регулирующих субъектов для снижения общего негативного эффекта от деятельности данного предприятия естественного монополиста.
Естественные монополии достаточно часто прибегают к практике ценовых дискриминаций для максимизации своего чистого дохода. Для этого они сегментируют рынок. Примером такого подхода может быть практика установления более высоких тарифов на электроэнергию, газ, услуги связи, коммунальные услуги для предприятий и организаций и, соответственно, пониженных тарифов - для граждан.
Возможно также применение
множественных тарифов в
Однако этот же механизм
может быть задействован не только
естественным монополистом, но и обществом,
которое стремится облегчить
бремя, связанное с монополией. Оно
может устанавливать
Здесь важным является источник
покрытия этих льгот. Очень часто
в России он или не определяется,
или без соответствующих
Практика использования ценовой дискриминации может быть применена обществом не только в случае прямого государственного регулирования естественной монополии, но и в случае торгов за франшизу.
Таким образом, ценовая дискриминация становится “обоюдоострым орудием”, которое с успехом может быть использовано и естественной монополией, и обществом для достижения своих целей. В результате возникает определенный “баланс интересов” и острота проблемы со стороны естественной монополии смягчается (сглаживается, снимается)
6. Особенности регулирования естественных монополий в России.
Как уже было сказано выше,
РФ унаследовала от советской командно-
В ситуации столь сильной
монополизации экономики и
Государственный контроль над
естественными монополиями
Далее приведена выдержка из Федерального закона о естественных монополиях от 07.08.95 Ґ 147–ФЗ:7
Статья 3. Определения основных понятий
Для целей настоящего Федерального
закона применяются следующие
естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;
субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии;
потребитель - физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии;
руководитель субъекта естественной монополии (иного хозяйствующего субъекта) - лицо, уполномоченное выступать без доверенности от имени субъекта естественной монополии (иного хозяйствующего субъекта).
Понятия "товар", "товарный рынок",
"хозяйствующие субъекты", "группа
лиц" применяются соответственно
в значениях, указанных в статье
4 Закона РСФСР "О конкуренции
и ограничении
Статья 4. Сферы деятельности субъектов естественных монополий
Настоящим Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:
Статья 5. Органы, регулирующие деятельность субъектов естественных монополий
1. Для регулирования и
контроля деятельности
Статья 6. Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий
Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий (далее - методы регулирования):
Статья 7. Государственный контроль в сферах естественной монополии
2. Органы регулирования
естественных монополий
Статья 8. Обязанности субъектов естественных монополий
1. Субъекты естественных
монополий не вправе
2. Субъекты естественных
монополий обязаны
Итак, из приведенной цитаты видно, что законодательство, направленное на регулирование естественных монополий, предусматривает не только государственное тарифное регулирование, но так же ограничение их в распоряжении имуществом (прежде всего, доставшимся им в результате приватизации) и обязывание обслуживать некоторые категории клиентов.
Все это имеет ряд негативных
последствий, в том числе: высокая
коррумпированность чиновников, участвующих
в государственном
С другой стороны, практика показывает,
что эти меры регулирования не
достаточно эффективны и нередки
случаи самоуправства и
7. Ответственность за нарушение законодательства
о естественных монополиях.
До вступления в силу в 2002 г. Кодекса об административных правонарушениях такая ответственность была регламентирована нормами Закона о естественных монополиях. Сейчас санкции содержатся исключительно в названном Кодексе.
Размеры административных штрафов
для естественных монополистов невысоки,
в частности для организаций
они могут доходить до 5000 МРОТ. Такие
меры административной ответственности
могут применяться за невыполнение
законного предписания органа регулирования
(ст. 19.5 КоАП РФ), непредоставление ему
ходатайств, сведений и информации,
предусмотренных
Информация о работе Естественная монополия и ее регулирование