Естественная монополия и ее регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение проблемы естественных монополий, причин их возникновения и особенностей функционирования, а также опасности, которую они представляют для экономики и методов их регулирования с рассмотрением приложения теоретических знаний, накопленных экономической наукой.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………………………….3
2. Монополии и виды монополий………………………………………………………..5
3. Естественная монополия………………………………………………………………7
4. Субъекты регулирования монополии………………………………………………..8
5. Сферы деятельности субъектов естественных монополий……………………..10
6. Государственное регулирование монополий. Антимонопольное законодательство…………………………………………………………………….…….14
7. Особенности регулирования естественной монополии в России….…………..17
8. Ответственность за нарушение законодательства о естественной монополии…………………………………………………………………………………..21
9. Заключение.……………………………………………………………………………...22
10. Список литературы и интернет-источников……………………………………....24

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 54.32 Кб (Скачать файл)

В первом случае - частная  нерегулируемая монополия с установлением  монопольно-высокой цены, которую  приходится оплачивать обществу в целом (имеем дело с прямым общественным вредом монополии).

Во втором случае - проявляются  все недостатки административной, а  не экономической системы, где происходят процессы политизации решения проблемы естественной монополии (в интересах  государства и правящих элит, но не в интересах общества в целом).

Легко сделать вывод, что, говоря о торгах за франшизу, мы будем  иметь дело с контрактной системой как формой экономической организации. Контракт заключается с тем производителем (экономическим субъектом), который  предлагает лучшие условия (меньшая  цена, больший набор услуг и  т. д.).

Стоит ли ожидать, что контрактная  система позволит раз и навсегда решить проблему естественной монополии? Конечно, нет.

Феномен естественной монополии  не является исключением, поэтому торги  за франшизу в деле регулирования  естественных монополий выступают  в качестве одного из равновероятных вариантов действий.

Торги за франшизу позволили  в США решить проблемы с некоторыми естественными монополиями, причем лучшим способом по сравнению с другими  способами их регулирования. Это  относится к дерегулированию  грузовых автоперевозок, к организации  работы местных авиалиний, почтовой службы, к работе кабельных телевизионных  сетей, в ряде случаев - к работе коммунальных служб, к проблеме дерегулирования  железных дорог.

Говоря об естественных монополиях, нельзя обойти вниманием еще один способ их регулирования - ценовые дискриминации.

Возможность использования  ценовых дискриминаций имеется  как у естественной монополии  для увеличения чистого дохода, так  и у регулирующих субъектов для снижения общего негативного эффекта от деятельности данного предприятия естественного монополиста.

Естественные монополии  достаточно часто прибегают к  практике ценовых дискриминаций  для максимизации своего чистого  дохода. Для этого они сегментируют рынок. Примером такого подхода может  быть практика установления более высоких  тарифов на электроэнергию, газ, услуги связи, коммунальные услуги для предприятий  и организаций и, соответственно, пониженных тарифов - для граждан.

Возможно также применение множественных тарифов в зависимости  от времени предоставления услуг (связь, электроэнергия, железнодорожные и  авиационные билеты и проч.).

Однако этот же механизм может быть задействован не только естественным монополистом, но и обществом, которое стремится облегчить  бремя, связанное с монополией. Оно  может устанавливать понижающиеся тарифы для социально незащищенных групп населения (пенсионеров, инвалидов  и др.). Например, широко применяемая  практика льготных тарифов на различные  виды услуг, предоставляемых естественными  монополистами.

Здесь важным является источник покрытия этих льгот. Очень часто  в России он или не определяется, или без соответствующих расчетов, безосновательно, перекладывается  на производителя. Самый распространенный пример - льготы за коммунальные услуги. Количество “льготников” уже сопоставимо  с количеством людей, льгот не имеющих. Это не способствует ни стабилизации социальной обстановки, ни нормальному  воспроизводству капитала предприятия  естественного монополиста.

Практика использования  ценовой дискриминации может  быть применена обществом не только в случае прямого государственного регулирования естественной монополии, но и в случае торгов за франшизу.

Таким образом, ценовая дискриминация  становится “обоюдоострым орудием”, которое с успехом может быть использовано и естественной монополией, и обществом для достижения своих  целей. В результате возникает определенный “баланс интересов” и острота  проблемы со стороны естественной монополии  смягчается (сглаживается, снимается)

 

 

 

 

 

6. Особенности регулирования естественных монополий в России.

Как уже было сказано выше, РФ унаследовала от советской командно-административной системы управления множество предприятий-гигантов или даже целые отросли, которые  с переходом к рыночной экономике  были преобразованы в естественные монополии: в их числе железнодорожный  транспорт, нефте и газо-добывающие предприятия, телеграфное, телефонное и почтовое сообщения, электроэнергетика  и др.

В ситуации столь сильной  монополизации экономики и невозможности  в обозримом будущем хоть сколько-то улучшить положение, не вызвав этим крах всей отрасли и экономики в  целом, государство вынуждено осуществлять жесткий контроль за деятельностью  естественных монополий.

Государственный контроль над  естественными монополиями состоит  как в государственном владении контрольным пакетом акций, так  и в специальном антимонопольном  законодательстве, регламентирующем методы тарифного регулирования и контроля за деятельностью субъектов естественной монополии, а так же определяющем список потребителей, подлежащих льготному  или обязательному обслуживанию.

Далее приведена выдержка из Федерального закона о естественных монополиях от 07.08.95 Ґ 147–ФЗ:7

 

Статья 3. Определения  основных понятий

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие определения  основных понятий:

естественная  монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;

субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии;

потребитель - физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии;

руководитель  субъекта естественной монополии (иного  хозяйствующего субъекта) - лицо, уполномоченное выступать без доверенности от имени субъекта естественной монополии (иного хозяйствующего субъекта).

Понятия "товар", "товарный рынок", "хозяйствующие субъекты", "группа лиц" применяются соответственно в значениях, указанных в статье 4 Закона РСФСР "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках".

Статья 4. Сферы  деятельности субъектов естественных монополий

Настоящим Федеральным законом  регулируется деятельность субъектов  естественных монополий в следующих  сферах:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • транспортировка газа по трубопроводам;
  • услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
  • железнодорожные перевозки;
  • услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
  • услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Статья 5. Органы, регулирующие деятельность субъектов  естественных монополий

1. Для регулирования и  контроля деятельности субъектов  естественных монополий образуются  федеральные органы исполнительной  власти по регулированию естественных  монополий (далее - органы регулирования  естественных монополий) в порядке,  установленном для федеральных  органов исполнительной власти. 2. Органы регулирования естественных  монополий для осуществления  своих полномочий вправе создавать  свои территориальные органы  и наделять их полномочиями  в пределах своей компетенции.  Указом Президента РФ от 28 февраля  1995 г. N 220 предусмотрено создание  органов регулирования естественных  монополий Глава II. Государственное  регулирование и контроль в  сферах естественной монополии

Статья 6. Методы регулирования  деятельности субъектов естественных монополий

Органами регулирования  естественных монополий могут применяться  следующие методы регулирования  деятельности субъектов естественных монополий (далее - методы регулирования):

  • ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;
  • определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Статья 7. Государственный  контроль в сферах естественной монополии

2. Органы регулирования  естественных монополий осуществляют, контроль за:

  • любыми сделками, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;
  • инвестициями субъекта естественной монополии в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом и которые составляют более 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;
  • продажей, сдачей в аренду или иной сделкой, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу.

Статья 8. Обязанности  субъектов естественных монополий

1. Субъекты естественных  монополий не вправе отказываться  от заключения договора с отдельными  потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых  применяется регулирование в  соответствии с настоящим Федеральным  законом, при наличии у субъекта  естественной монополии возможности  произвести (реализовать) такие товары.

2. Субъекты естественных  монополий обязаны представлять  соответствующему органу регулирования  естественной монополии: текущие  отчеты о своей деятельности  в порядке и в сроки, которые  установлены органом регулирования  естественной монополии; проекты  планов капитальных вложений. Глава  III. Органы регулирования естественных  монополий, их функции и полномочия

Итак, из приведенной цитаты видно, что законодательство, направленное на регулирование естественных монополий, предусматривает не только государственное  тарифное регулирование, но так же ограничение  их в распоряжении имуществом (прежде всего, доставшимся им в результате приватизации) и обязывание обслуживать  некоторые категории клиентов.

Все это имеет ряд негативных последствий, в том числе: высокая  коррумпированность чиновников, участвующих  в государственном регулировании  естественных монополий и недостаточно эффективная деятельность субъектов  естественных монополий, которые, по сути, после смены формы собственности, по методам управления так и остались “государственными предприятиями  с частными владельцами”, такая  характеристика присуща многим предприятиям в РФ, даже некоторым коммерческим фирмам, образованным уже после перехода к рыночной экономике и связано  с устоявшимся менталлитетом  бывших работников государственных  предприятий, занявших руководящие  посты в этих организациях.

С другой стороны, практика показывает, что эти меры регулирования не достаточно эффективны и нередки  случаи самоуправства и злоупотребления, например РАО ЕС, практиковавшая отключения потребителей, в том числе обозначенных законодательством, как обязательные в обслуживании.

 

 

 

 

 

7. Ответственность за нарушение законодательства

о естественных монополиях.

До вступления в силу в 2002 г. Кодекса об административных правонарушениях  такая ответственность была регламентирована нормами Закона о естественных монополиях. Сейчас санкции содержатся исключительно  в названном Кодексе.

Размеры административных штрафов  для естественных монополистов невысоки, в частности для организаций  они могут доходить до 5000 МРОТ. Такие  меры административной ответственности  могут применяться за невыполнение законного предписания органа регулирования (ст. 19.5 КоАП РФ), непредоставление ему  ходатайств, сведений и информации, предусмотренных законодательством (ст. 19.8 КоАП РФ).

Информация о работе Естественная монополия и ее регулирование