Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 20:58, курсовая работа
Целью курсовой работы являются определение содержания данного явления, причин его возникновения; рассмотрение функций естественных монополий в экономической системе России и методов их государственного регулирования.
Для достижения цели данной работы необходимо поставить ряд задач:
определить сущность естественных монополий;
выделить причины их возникновения в России;
Введение………………………..…….........…….……………..…….........…...….3
1 Естественная монополия: основные черты, классификация............................5
1.1 Содержание естественной монополии…………………...........….........…....5
1.2 Причины возникновения естественной монополии………....…...……........9
1.3 Классификация естественных монополий……….........…...…....................10
2 Функции естественных монополий в экономической системе России.........14
Функции естественных монополий ……………………….…………...............14
2.2 Особенности функционирования российских естественных монополий..14
2.3 Сферы деятельности субъектов естественных монополий в России…….16
3 Государственное регулирование естественных монополий..........................18
Заключение..…………………..…….........…….……………..…….........…...….31
Список использованных источников…………………………….........…….….32
Приложение………………………………………………………………………34
Характеристика: Использование уникальной защищенной патентом технологии
Пример: Естественные монополии по производству высокотехнологичной продукции, например в медицине;
Характеристика: Рынки, относящиеся к исключительной компетенции государства
Пример: Оборонная промышленность, авиастроение;
Характеристика: Функционирует
в условиях командно-
Пример: Естественные монополии в условиях командно-административной системы.10
Также выделяют следующие виды естественных монополий:
1) по отраслевой принадлежности (специализации):
2) по наличию государственного регулирования:
3) по форме собственности субъекта:
4) по возможности вступления в отрасль:
5) по длительности существования:
6) по масштабу (территориальному пространству):
Локальные естественные монополии – наиболее часто встречаемый вид естественной монополии. Удовлетворение спроса осуществляется эффективнее одним производителем из-за социально-экономических условий административного района, совпадающего с географическими границами данного локального товарного рынка.
2.1 Функции естественных монополий
Естественные монополии играют значительную роль в функционировании экономики России. Они выполняют важные функции:
Особенности экономического развития любой страны, систем ее организации и управления на макроуровне, истоки и особенности становления и развития рыночной экономики определяют тенденции структурной трансформации ее экономики. Нельзя недооценивать влияние и политических ориентиров и установок на экономику страны в целом и на структурные особенности ее отраслей в частности.12
История возникновения отраслевых монополий в России отличается от других стран. В условиях государственной собственности и административной экономики отрасль часто была представлена единственным крупным производителем, но в отличие от самостоятельных субъектов рынка системы организации и управления на таком предприятии отличались. Да и «монопольные амбиции» таких предприятий проявлялись иначе.
Кроме этого для отечественной экономики долгие годы была характерна узость кооперативных связей и особая система сбыта продукции.
Возникающие с началом приватизации отечественные отраслевые монополии были отчасти структурным отголоском административной системы хозяйствования, а отчасти порождением новых монопольных кланов собственников.
Тогда как в США и в развитых европейских странах крупнейшие предприятия возникали в результате накопления капитала либо слияния нескольких компаний.
Особенностями функционирования российских естественных монополий являются:
–Важное стратегическое положение в мировом масштабе, обусловленное значительными поставками продукции на мировые рынки;
–Значительная дифференциация сфер деятельности как по условиям функционирования в отрасли, так и по результатам (финансовому положению).
–Высокие барьеры доступа потребителей к производимому благу: высокая плата за подключение к мощностям (проведение коммуникаций), навязывание дополнительных услуг, необоснованное отключение доступа отдельных потребителей и групп потребителей к получаемому благу;13
–Существенная степень физического и морального износа производственного аппарата, прежде всего, основных фондов: Так, физический износ основных фондов в 2011 году в коммунальной сфере составляет 43,5%, транспорте и связи – 57,2%, в производстве и распределении электроэнергии газа и воды – 50,5%, тогда как в целом по промышленности – 47,9%(см. Приложение 1).14
На развитие естественных монополий в России также влияют особенности ее географического положения. Россия охватывает огромные территории при очень низкой плотности населения. Большая часть территории – северные земли, вследствие чего Россия отличается излишним расходованием энергоресурсов.
2.3 Сферы деятельности субъектов естественных монополий в России
Законодательством России регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:
транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
транспортировка газа по трубопроводам;
железнодорожные перевозки;
услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
услуги по передаче электрической энергии;
услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
услуги по передаче тепловой энергии;
услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;
захоронение радиоактивных отходов;
водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;
ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.15
Функционирование рынков представляет
собой неоднозначный процесс, имеющий
как явные преимущества, так и
недостатки. В ряде случаев при
определенных условиях рынок бывает
неэффективным, или несостоятельным.
Этот фактор представляет собой основной
мотив для вмешательства
Государственное вмешательство в процесс развития отраслевых рынков обусловлен прежде всего задачей обеспечить эффективное их функционирование путем создания соответствующих условий. Нет абсолютно совершенных экономических и социальных механизмов развития общества. И главная цель государственной политики — стимулировать сближение работы реальных рынков с неким социально-экономическим идеалом.
Одной из радикальных форм государственного вмешательства в функционирование отраслевого рынка является регулирование. Его можно рассматривать как контроль со стороны государства за деятельностью субъектов этого несостоятельного рынка, обеспечивающий соответствие их деятельности поставленным целям и определенным правилами.16
Рисунок 1 показывает параметры спроса и издержек естественной монополии. Из-за больших постоянных издержек кривая спроса пересекает кривую средних издержек в точке, где средние издержки все еще понижаются. Очевидно, что было бы нецелесообразно иметь ряд фирм в такой отрасли, потому что, разделив рынок, каждая фирма стала бы перемещаться дальше влево по своей кривой средних издержек, так что удельные издержки стали бы значительно выше. Связь между рыночным спросом и издержками такова, что достижение низких издержек на единицу допускает только одного производителя.17
Рис. 1 Кривые спроса и издержек в условиях естественной монополии
Методы государственного регулирования естественных монополий
1. Непосредственное установление цен на продукцию
Рт и Qm являются максимизирующими прибыль ценой и объемом выпуска продукции. Так как цена превышает средние валовые издержки Qm, монополист имеет значительную экономическую прибыль. Более того, цена превышает предельные издержки, что показывает недоиспользование ресурсов для производства этого продукта или услуги.
Регулирование цен может улучшить социальные последствия естественной монополии.
Если законодательно установить максимальную цену для монополиста, которая равна предельным издержкам, то результатом будет достижение эффективности размещения ресурсов. Как видно из рисунка 1 Рr является единственной ценой, которая равна предельным издержкам. Кривая спроса становится совершенно эластичной, и поэтому Pr = MR до точки r. При цене Рr монополист будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки, производя Qr единиц продукции, потому что именно при этом объеме MR = МС. Таким образом у монополиста нет стимула к ограничению выпуска, для того чтобы извлечь выгоду от более высокой цены.
Цена, обеспечивающая справедливую прибыль Рf позволит монополисту безубыточно вести дело, но не исправит полностью ситуацию недоразмещения ресурсов.
Цена, при которой достигается эффективность размещения ресурсов, называется социально оптимальной ценой.18 Социально оптимальная цена Рr вызовет эффективное размещение ресурсов, но, вероятно, повлечет за собой убытки и поэтому потребует постоянных государственных субсидий.
Предоставление субсидий может привести, хотя и не обязательно, к чистым потерям для общества. Субсидирование является источником неэффективности, так как требующееся для этого налогообложение вносит искажения в систему конкурентных цен. Кроме того, чаще всего трудно выяснить, покрывает ли субсидия высокие постоянные затраты естественной монополии или также и неэффективность ее технологии и управления.
Как видно из рисунка 2, попадет
ли предприятие в число
Рис. 2 Временная естественная монополия (а) и перемены, делающие возможной конкуренцию (б, в)
На рисунке 2а показана начальная ситуация, когда отрасль является естественной монополией. На рисунке 2б технологические изменения существенно уменьшили минимально эффективный размер предприятия, хотя спрос не изменился. Относительная емкость рынка стала достаточно велика, чтобы дать место нескольким предприятиям. Рисунок 2в показывает ситуацию, когда изменения затронули не технологию, а спрос. Разумеется, возможна также любая комбинация названных изменений.