Естественная монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы являются определение содержания данного явления, причин его возникновения; рассмотрение функций естественных монополий в экономической системе России и методов их государственного регулирования.
Для достижения цели данной работы необходимо поставить ряд задач:
определить сущность естественных монополий;
выделить причины их возникновения в России;

Содержание работы

Введение………………………..…….........…….……………..…….........…...….3
1 Естественная монополия: основные черты, классификация............................5
1.1 Содержание естественной монополии…………………...........….........…....5
1.2 Причины возникновения естественной монополии………....…...……........9
1.3 Классификация естественных монополий……….........…...…....................10
2 Функции естественных монополий в экономической системе России.........14
Функции естественных монополий ……………………….…………...............14
2.2 Особенности функционирования российских естественных монополий..14
2.3 Сферы деятельности субъектов естественных монополий в России…….16
3 Государственное регулирование естественных монополий..........................18
Заключение..…………………..…….........…….……………..…….........…...….31
Список использованных источников…………………………….........…….….32
Приложение………………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 97.96 Кб (Скачать файл)

История телефонной связи являет пример того, как естественная монополия перестает быть таковой.

Другое решение проблемы дефицита средств у естественных монополий заключается в отступлении от принципа ценообразования по предельным затратам для обеспечения безубыточности, но при условии минимизации потерь в эффективности, вызванных таким отступлением.

Минимизацию потерь в эффективности  обеспечивает так называемое ценообразование  по Рамсею.

Пусть естественная монополия  производит несколько видов продукции (услуг). Необходимо повышать цены относительно предельных затрат обратно пропорционально эластичностям спроса, что приведет к минимальным потерям в экономической эффективности. Математически это правило можно представить так:

                                                        (1)

где — цена товара i; — предельные затраты производства товара i; — эластичность спроса на товар i по его цене; k — константа (подбирается так, чтобы выполнялось условие безубыточности).20

Правило Рамсея можно сформулировать по другому : сокращайте объемы выпуска всех продуктов в одинаковой пропорции до тех пор, пока общая выручка не сравняется с общими затратами.

Многие виды продукции, например услуги связи или услуги трубопроводного транспорта, должны потребляться сразу в процессе их производства, их невозможно хранить и, следовательно, запасать. Это относится также к электроэнергии, которую невозможно или, точнее, слишком дорого запасать в промышленно значимых объемах.

Вместе с тем спрос  на эту продукцию, как правило, существенно колеблется во времени. Например, населению и предприятиям требуется значительно больше электроэнергии в дневное и вечернее время, чем ночью. Спрос на пассажирские железнодорожные перевозки летом, в период отпусков, значительно выше, чем в другие сезоны года. Потребность людей в услугах связи зависит от дня недели и времени суток.

Вследствие того, что продукцию  невозможно запасать, а спрос на нее колеблется во времени, производственные мощности естественной монополии загружаются неравномерно. Готовность предприятий удовлетворять спрос в периоды его пикового подъема обеспечивается ценою содержания производственных мощностей, которые не используются в другое время.

Применение ценообразования, при котором относительно более высокие цены на продукцию в периоды пикового спроса чередуются с низкими ценами в прочие периоды, позволяет уменьшить привлекательность потребления в пиковые периоды и поощрить потребление во внепиковые, что значительно улучшает использование производственных мощностей во времени.

Однако с точки зрения достижения максимально возможной  эффективности такая структура тарифа имеет недостатки. Спрос потребителей может существенно различаться, и введение единой фиксированной платы за доступ к услуге может привести к тому, что для ряда потребителей она окажется выше получаемого ими излишка, и они вынуждены будут вообще отказаться от пользования данной услугой. Если же часть потребителей, готовых платить цену, равную предельным затратам, уйдет с рынка, эффективность снизится. Выход может состоять во взимании разной фиксированной платы с разных потребителей в зависимости от их готовности и способности платить.

Ограниче

2. Косвенное регулирование цен через установление предельных величин прибыли или доходности.

Наиболее распространенный в США метод установления величины прибыли в регулируемой цене состоит  в следующем. Сначала определяется тарифная база, которая измеряет величину капитала, используемого компанией для осуществления регулируемых видов деятельности.

Затем устанавливается «разумная  и справедливая» норма прибыли  на капитал. Такая норма прибыли  равна стоимости привлечения  капитала (его альтернативным затратам). Разумная норма прибыли, которую регулирующий орган разрешает регулируемой компании, устанавливается на уровне нормы прибыли, существующей в конкурентных отраслях со сходным хозяйственным риском. Дозволенная норма прибыли должна быть достаточна, чтобы удерживать капитал в данном применении.

Регулируемая цена равна  текущим затратам производства плюс прибыль, исчисленная по ставке разумной нормы прибыли, примененной к установленной тарифной базе.

Важно подчеркнуть, что отдельные  элементы капитала (активы) включаются в тарифную базу, на которую может быть начислена прибыль, лишь при условии, что они признаны регулирующим органом «используемыми и полезными». Не включаются в тарифную базу строящиеся объекты до ввода их в эксплуатацию.

В российской практике «потребность в прибыли» определяется как сумма прибыли, требующаяся прежде всего для осуществления планируемых производственных капиталовложений, финансирования социальной сферы предприятий, выплаты налогов.21

Таким образом, принципиальное различие между отечественной и зарубежной практикой учета капиталовложений при ценообразовании заключается в том, что в мировой практике в цене продукции учитывается стоимость привлечения действующего капитала (процент на капитал), а в нашей практике в цене учитывается полная величина предстоящих капиталовложений.

Поскольку комиссия регулирует прибыльность естественной монополии на основе оценки ее затрат, у последней есть прямой интерес преувеличивать затраты. Что касается амортизационных отчислений, то они строятся не на объективных данных, а на относительно условных вычислениях. То же самое можно сказать и о стоимости привлечения капитала, т. е. о требующейся отдаче на вложенный капитал, которая также должна быть включена в затраты производства. Наконец, компания может быть заинтересована действительно иметь затраты более высокие, чем это в интересах потребителей, коль скоро разрешается включать эти затраты в регулируемую цену.

Ясно, что эффективное  регулирование естественных монополий предполагает контроль за их эксплуатационными и капитальными расходами на основе детального изучения каждого аспекта деятельности компании.

    1. Использование конкурентных механизмов для передачи прав на производство продукции (оказание услуг) в условиях естественной монополии

Он предполагает инициирование  органами власти конкуренции за рынок там, где конкуренция внутри рынка невозможна или обременительна из-за наличия существенной экономии от масштаба. Регулирующий орган проводит аукцион и предоставляет на определенное время право обслуживать рынок тому предприятию, которое обязуется вносить в доход бюджета наибольшую сумму. Такой тип конкуренции за рынок иногда называют конкуренцией по Демзетцу.22

В этом случае объем выпуска, вероятно, составит Qm при цене Рm, который принесет монополисту максимальную прибыль. Однако часть получаемой прибыли будет перечислена в бюджет как плата за право обслуживать рынок. При прочих равных условиях чем большим будет число конкурирующих за это право предприятий, тем большая часть прибыли может быть изъята в бюджет. Недостаток такого способа регулирования естественной монополии — «слишком малый» объем продукции и недоиспользование ресурсов.

Одним из возможных способов снижения потерь общества от монопольной власти, альтернативных прямому регулированию деятельности фирмы, служит стимулирование конкуренции на рынке естественной монополии. Наиболее сложным вопросом является проблема определения оптимальной остроты конкуренции. Полное отсутствие конкуренции ведет к злоупотреблению монопольной властью и неэффективности производства. Избыточная конкуренция снижает стимулы инвестирования и в долгосрочной перспективе также наносит ущерб эффективности производства. Вопрос выбора масштаба фактической и потенциальной конкуренции в каждом конкретном случае служит предметом особого решения. Принимая такое решение, необходимо адекватно определить рынок естественной монополии и по возможности сузить сферу деятельности, где конкуренция невозможна или нежелательна. Так, рынок природного газа традиционно относится к естественной монополии. В действительности естественной монополией в полном смысле этого слова является лишь газотранспортировка. Добыча и реализация природного газа потенциально могут быть рынками с достаточно высоким уровнем конкуренции. Точно так же в рамках отрасли железнодорожного транспорта можно выделить относительно обособленные сегменты: прокладка железнодорожных путей, эксплуатация и собственно железнодорожные перевозки - причем первый и третий сегменты являются потенциально конкурентными. Применительно к потенциально конкурентным сегментам сферы деятельности естественной монополии государственная политика должна состоять в стимулировании входа новых фирм и снижении барьеров входа на рынок.

В ряде случаев выигрыш эффективности производства, обеспечиваемый единственным производителем, не компенсирует потери общества от злоупотребления монопольной властью. Тогда государству целесообразно пойти на реорганизацию отрасли естественной монополии путем разукрупнения фирм-производителей.

Таким образом, можно сделать вывод, что целями государственного регулирования естественных монополий является следующее:

  • обеспечение баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемых предприятий (финансовые результаты, привлекательные для кредиторов и инвесторов);
  • стимулирования предприятий отраслей естественных монополий к сокращению издержек и излишней занятости;
  • использование ресурсов с максимальной отдачей;
  • улучшение качества обслуживания;
  • определение структуры тарифов;
  • сбалансированность функционирования всей национальной экономики;
  • повышение эффективности инвестиций и т. д.

Решение о применении методов регулирования принимается на основе анализа деятельности конкретного субъекта естественной монополии.

При этом имеет значение: издержки производства (реализации) товаров, в том числе заработная плата, стоимость сырья и материалов, накладные расходы, налоги и другие платежи, стоимость основных производственных средств, потребности в инвестициях, необходимых для их воспроизводства, прогнозируемая прибыль от возможной реализации товаров по различным ценам (тарифам), соответствие качества производимых (реализуемых) товаров спросу потребителей, государственные дотации и другие меры государственной поддержки.

Ни один из методов государственного регулирования не является совершенным. В каждом случае возможны ошибки или  злоупотребления, хотя оставить естественные монополии без регулирования  будет большим злом. Как видно, в любом случае необходимо сначала  определить фактические издержки компании. Этот вопрос в условиях экономики  России сталкивается с определенными  трудностями: отсутствием сравнимых  конкурентов, неразвитостью статистики издержек предприятий и т.д.

Система государственного регулирования естественных монополий в России на современном этапе развития не способна обеспечить нормальный процесс ценообразования в народном хозяйстве нашей страны. В связи с этим необходимы срочные меры по дальнейшему совершенствованию этой системы.

В электроэнергетике, газовой  промышленности, отраслях связи и  на железнодорожном транспорте необходимо осуществить ряд следующих преобразований, которые будут способствовать решению вышеописанных проблем.

1. Регулируемые и нерегулируемые  виды деятельности должны быть  отделены друг от друга настолько, насколько это возможно в существующих экономических, социальных и политических условиях. Наилучшим решением проблемы может стать создание самостоятельных предприятий по каждому виду деятельности, которые действовали на основе открытой контрактной системы. В первую очередь необходимо отделить производственные функции от транспортных и разделительных. Следует выделить вспомогательные виды деятельности (ремонт, строительство, машиностроение и т. д.), которые хотя обычно и имеют специализированную направленность, могут осуществляться на конкурентных принципах.

2. Регулируемые виды деятельности  должны характеризоваться открытостью информации для органов регулирования, что позволит устанавливать цены (тарифы) на достаточно высоком для обеспечения нормальной рентабельности уровне и, соответственно, привлекать новые инвестиции.

3. Потенциально конкурентные  сегменты отраслей должны быть  выделены и реорганизованы в целях формирования реальной конкурентной среды.

4. Конкуренция может развиваться  в указанных выше сферах только  в том случае, если регулирующими  органами создаются соответствующие  условия. Так, производителям электроэнергии и природного газа необходим открытый, носящий недискриминационный характер доступ к транспортным системам, а международным и междугородным операторам – открытый и равный доступ к сетям общего пользования. Задачей органов регулирования является обеспечение такого свободного доступа для всех потенциальных участников рынка. Процедуры лицензирования, определяющие барьеры для входа на соответствующие рынки, также должны быть открытыми и недискриминационными.

5. Должен быть реконструирован  механизм корпоративно-акционерного  управления компаниями, работающими  в сферах естественной монополии. 

Эффективное корпоративно-акционерное  управление предполагает, что собственники предприятий обладают большой заинтересованностью в ориентации управления компании на максимизацию доходности и величины акционерного капитала при существующих условиях регулирования.

6. Инвестиционный процесс  необходимо привести в соответствие  с требованиями рыночной экономики. Почти во всех отраслях естественных монополий финансирование инвестиций производится преимущественно за счет роста тарифов. В настоящее время отраслевые инвестиционные и стабилизационные фонды не являются эффективным средством финансирования инвестиций и нередко используются нерационально.

Информация о работе Естественная монополия