Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 16:54, курсовая работа
Существует огромное количество различных рыночных состояний, что позволяет говорить о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую составляющую в качестве причины этого несовершенства. Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными. Монопольное положение является желанным для каждого производителя (предпринимателя), т.к. позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией.
1)Введение
1.Естественные монополии в РФ: общая характеристика, методы и инструменты регулирования .
1.1 Природа естественных монополий и возможности их государственного регулирования
1.2 Естественные монополии в России и особенности формирования на примере «Газпром», «ЕЭС России» и МПС
1.3 Основные направления реформирования деятельности естественных монополий
2.Приоритетные задачи государственной политики в сфере естественных монополий
2.1 Общие направления государственного регулирования естественных монополий
2.2 Подходы к разработке социально-экономической стратегии России на период до 2020 года по направлению «Реформа естественных монополий»
2.3 Прогноз тарифной политики субъектов естественных монополий
Заключение
Список используемых источников
1.3 Основные направления реформирования деятельности естественных монополий
В 2010 году одобрена концепция создания ОАО «Федеральная пассажирская компания» - дочернего общества ОАО «РЖД», осуществляющего перевозки пассажиров и багажа в дальнем следовании. Создание данной компании позволит повысить качество и прозрачность определения социального объема пассажирских перевозок, а также поэтапно перейти к полностью конкурентной модели пассажирских перевозок как на экономически привлекательных маршрутах, так и на маршрутах, являющихся на сегодняшний день убыточными. Также в 2009 году проводилась планомерная работа, направленная на завершение процесса формирования конкурентного рынка пассажирских железнодорожных перевозок в пригородном сообщении. В рамках данной работы проводились мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы в указанной сфере, а также по завершению процесса создания совместно с субъектами Российской Федерации пригородных пассажирских компаний. Кроме того, в 2009 году заинтересованными органами исполнительной власти Российской Федерации совместно с ОАО «РЖД» реализовывался комплекс мер, направленных на завершение в 2010 году процедуры создания дочернего общества ОАО «РЖД» ОАО «Вторая грузовая компания», с передачей в уставный капитал создаваемой компании остающегося в структуре ОАО «РЖД» вагонного парка. При этом в процессе создания ОАО «ВГК» предполагается привлечь частных инвесторов к участию в формировании уставного капитала компании. В 2009 году Министерством велась работа по внесению изменений в действующее законодательство о железнодорожном транспорте. Актуальность внесения указанных изменений обусловлена необходимостью создания предпосылок для организации в рамках отрасли новой структуры отношений, для которых будут созданы более полноценные и совершенные нормативные условия, необходимые для дальнейшего развития конкуренции в сфере железнодорожных перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа. В настоящее время Министерством согласуются новые редакции Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». Также следует отметить, что в рамках программы развития конкуренции в Российской Федерации на 2009 - 2012 годы Минэкономразвития России в 2009 году велась работа по разработке Концепции создания специализированного информационно - торгового центра («биржи») железнодорожных вагонов (далее - «биржа» вагонов). Необходимость создания «биржи» вагонов обусловлена, с одной стороны, растущим количеством частного парка, с другой - отсутствием единой согласованной технологии управления парком ОАО «РЖД» и парком частных собственников, что привело к снижению эффективности работы грузового вагона. Следует отметить, что «биржа» вагонов будет способствовать созданию максимально прозрачного рынка транспортных услуг, обеспечению обмена незадействованными мощностями между ОАО «РЖД» и частными операторами, ускорению процесса перевозки за счет экономии времени на поиск ближайших порожних вагонов, выстраиванию наиболее оптимальных логистических маршрутов за счет сокращения порожнего пробега и простоев вагонов, развитию рыночных механизмов взаимодействия между владельцами подвижного состава. В 2009 году в электроэнергетике завершен этап институциональных преобразований. Созданные в результате реформирования электроэнергетической отрасли компании функционируют в рамках переходной модели розничного и оптового рынка электрической энергии (мощности). Завершение формирования целевой структуры отрасли электроэнергетики связано с совершенствованием нормативной базы. Доля электроэнергии, отпускаемой по свободным (нерегулируемым) ценам, повысится с 30 % от всей отпущенной электроэнергии в 2009 году до 53 % в 2010 году и до 76 % в 2011 и 2012 годах. Предполагается, что к 2011 году произойдет полная либерализация рынка электроэнергии, за исключением отпуска электроэнергии населению и в неценовых зонах и изолированных энергосистем. Основные вопросы, которые предстоит решить в ближайшие годы в сфере электроэнергетики для завершения формирования целевой структуры отрасли, представлены на рисунке:
В 2011 году планируется продолжить разработку и принятие нормативных правовых актов, гарантирующих недискриминационный и максимально регламентированный порядок доступа к объектам транспортной инфраструктуры и электрическим сетям. Предстоит принять правила розничных рынков электроэнергии, нормативные правовые акты по внедрению долгосрочного рынка электроэнергетических мощностей. В области железнодорожного транспорта в 2011 году особое внимание будет направлено на решение следующих вопросов: а) целесообразность и эффективность отделения инфраструктуры от грузовых перевозок б) целесообразность введения «услуг локомотивной тяги» и выделения локомотивной составляющей в тарифах на грузовые перевозки в) выбор оптимальной модели конкуренции грузовых перевозчиков (конкуренция на маршруте/конкуренция за маршрут) г) формирование эффективно функционирующей модели рынка оперирования грузовыми вагонами при создании ОАО «Вторая грузовая компания», предусматривающей дальнейшую демонополизацию данного вида деятельности, а также учитывающую необходимость выполнения социально значимых видов перевозок в условиях отсутствия инвентарного парка д) определение направлений и первоочередных задач реформирования тарифной системы е) формирование системы государственной поддержки развития и модернизации инфраструктуры на основе принципа государственного заказа при параллельном введении параметров качества инфраструктуры и принятие решений по малодеятельным линиям. В 2011 году осуществили комплекс работ по переходу к модели тарифного регулирования методом доходности инвестированного капитала. Новое тарифное регулирование должно создавать стимулы для постоянного снижения операционных расходов. Основными задачами на 2011 год являлись стимулирование использования энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий в сфере деятельности субъектов естественных монополий. С целью реализации норм указанной статьи в 2011 году в Минэкономразвития России будет осуществляться разработка правил установления требований к программам по энергосбережению и повышению энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности. Для повышения эффективности деятельности субъектов естественных монополий планом мероприятий по реализации Основных направлений государственной тарифно-ценовой политики в инфраструктурном секторе на период 2010 - 2011 годов (далее - план) предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон «О естественных монополиях» в части установления основ порядка формирования, согласования и контроля исполнения инвестиционных программ субъектов естественных монополий. Для повышения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий планом также предусмотрены разработка стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий, а также разработка предложений по созданию единого информационного ресурса (портала), связанного с размещением и использованием информации, предусмотренной к опубликованию в рамках Стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий и организациями коммунального комплекса. В 2010 году деятельность Министерства была направлена на повышение публичности, прозрачности и прогнозируемости на долгосрочный период инвестиционных программ ключевых инфраструктурных монополий. Результатом этого является сокращение доли средств, направляемых на покупку финансовых и непрофильных активов, расширена сфера деятельности Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» с учетом субъектов естественных монополий. Инвестиционные программы субъектов естественных монополий должны быть согласованы и синхронизированы с государственными долгосрочными целевыми программами и планами градостроительного развития.
Основные задачи на 2011 год
– разработка нормативных правовых актов,
необходимых для реформирования субъектов
естественных монополий. В соответствии
с Планом мероприятий по реализации Основных
направлений государственной тарифно-ценовой
политики в инфраструктурном секторе в 2010 году
предусматривается подготовить следующие
проекты: а) Внесение изменений в Федеральный
закон «О естественных монополиях», касающихся
в том числе:1) уточнения понятия субъекта
естественной монополии 2) определения
статуса реестра субъектов естественных
монополий 3) разграничения полномочий
органов регулирования естественных монополий.
б) Разработка механизма компенсации выпадающих
доходов энергосбытовых организаций,
связанных с реализацией электрической
энергии социально значимым категориям
потребителей, включая применение нормы
субсидируемого потребления электрической
энергии, и поэтапной ликвидации перекрестного
субсидирования. в) Внесение изменений
в Федеральный закон «О естественных монополиях»
в части установления основ порядка формирования,
согласования и контроля исполнения инвестиционных
программ субъектов естественных монополий.
г) Внесение изменений в Федеральный закон
«Об основах регулирования тарифов организаций
коммунального комплекса» в части установления
особенностей регулирования тарифов при заключении
концессионных соглашений. д) Внесение
изменений в Основы ценообразования в сфере
деятельности организаций коммунального
комплекса в части: 1) обеспечения возможности
регулирования тарифов с применением метода
доходности инвестированного капитала
и других методов регулирования при установлении
тарифов на долгосрочный период 2) установления
особенностей регулирования тарифов при заключении
концессионных соглашений. е) Регламентация
процедур закупок товаров (услуг) субъектами
естественных монополий и государственными
корпорациями.
2.Приоритетные задачи государственной
политики в сфере естественных монополий
2.1 Общие направления государственного регулирования естественных монополий
Экономическое развитие страны требует
надежного функционирования естественных
монополий, прежде всего в электроэнергетике,
газовой и железнодорожной
Выделение конкурентных видов деятельности и упразднение государственного регулирования цен на них должно предваряться устранением барьеров входа на рынок, гарантирующим реальное развитие конкуренции - с тем, чтобы не произошла замена регулируемой монополии на нерегулируемую. Примером неудачного «реформирования» является выделение обслуживания внутридомового газового оборудования многоквартирных домов в качестве отдельной услуги (ранее оно производилось в рамках газоснабжения жилых домов, и затраты на него учитывались при формировании соответствующих регулируемых тарифов).
Развитию конкуренции на этом рынке
препятствует норма, закрепленная постановлением
Правительства Российской Федерации
от 21.07.2007г. № 549: деятельность по техническому
обслуживанию внутридомового газового
оборудования имеет право осуществлять
только газораспределительная
Эти обстоятельства необходимо отразить при доработке законодательства о естественных монополиях.
2.2 Подходы к разработке социально-экономической стратегии России на период до 2020 года по направлению «Реформа естественных монополий»
Важность реформирования естественных
монополий очевидна, так как, реформирование
естественных монополий может способствовать
повышению предпринимательской
активности, улучшению инвестиционного
климата. Важность реформирования естественных
монополий связана с ростом издержек
на вырабатываемую продукцию, который
становятся обоснованием для повышения
уровня тарифов естественных монополий,
непрозрачностью информации, непрофильными
активами, что снижает капитализацию
таких компаний и увеличивает
затраты на привлечение инвестиций.
Нередко можно слышать
В сфере реформирования естественных монополий необходимо обеспечить решение двух основных задач:1) сократить масштаб монополизации инфраструктур, разделить естественно – монопольные и потенциальные конкурентные сектора. 2) обеспечить равноправный и прозрачный доступ всех экономических субъектов к объектам естественных.
Предполагается принять
Информация о работе Естественные монополии и ее регулирование