Естественные монополии и ее регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Существует огромное количество различных рыночных состояний, что позволяет говорить о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую составляющую в качестве причины этого несовершенства. Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными. Монопольное положение является желанным для каждого производителя (предпринимателя), т.к. позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией.

Содержание работы

1)Введение
1.Естественные монополии в РФ: общая характеристика, методы и инструменты регулирования .
1.1 Природа естественных монополий и возможности их государственного регулирования
1.2 Естественные монополии в России и особенности формирования на примере «Газпром», «ЕЭС России» и МПС
1.3 Основные направления реформирования деятельности естественных монополий
2.Приоритетные задачи государственной политики в сфере естественных монополий
2.1 Общие направления государственного регулирования естественных монополий
2.2 Подходы к разработке социально-экономической стратегии России на период до 2020 года по направлению «Реформа естественных монополий»
2.3 Прогноз тарифной политики субъектов естественных монополий
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

естественные монополии и ее регулирование.docx

— 129.15 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

 

1)Введение

1.Естественные монополии в РФ: общая характеристика, методы и инструменты регулирования .

1.1 Природа естественных  монополий и возможности их  государственного регулирования

1.2 Естественные монополии  в России и особенности формирования  на примере «Газпром», «ЕЭС России» и МПС

1.3 Основные направления  реформирования деятельности естественных  монополий

2.Приоритетные задачи  государственной политики в сфере  естественных монополий 

2.1 Общие направления государственного  регулирования естественных монополий

2.2 Подходы к разработке  социально-экономической стратегии  России на период до 2020 года  по направлению «Реформа естественных  монополий» 

2.3 Прогноз тарифной  политики субъектов естественных  монополий

Заключение

Список используемых источников

 

 

 

Введение

Существует огромное количество различных  рыночных состояний, что позволяет  говорить о несовершенстве рынков и  рассматривать монополистическую  составляющую в качестве причины  этого несовершенства. Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными. Монопольное положение является желанным для каждого производителя (предпринимателя), т.к. позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. А также монопольное положение дает возможность производителю (предпринимателю) самостоятельно ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара и влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен для получения более высокой прибыли.Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один-единственный продавец и отсутствует возможность для вхождения других. Тема естественных монополий является одной из самых актуальных в странах с рыночной экономикой, т.к от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Особенно можно выделить Российскую Федерацию, где законодательная база далеко не идеальна и достаточно нестабильное социально- экономическое положение. Для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в государстве, нужно особенно учитывать фактор естественных монополий.

 

Целью данной курсовой работы является – исследование явления естественной монополии в России, рассмотреть  варианты реформ на примере крупнейших монополистов России и роль государства  в регулировании данной отрасли. Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: - определить сущность понятия естественная монополии  в рамках современной теории; - определить роль естественной монополии в экономике; - проследить направления реформирования деятельности естественных монополий; - рассмотреть законодательные аспекты  в отношении естественной монополии;-  изучить приоритетные задачи государственной  политики в сферах естественных монополий. Объектом исследования являются естественные монополии в России в переходный период.

Предметом изучения является государственное  регулирование естественных монополий  в РФ. В процессе работы проводилось  изучение основной и периодической  литературы, законодательно-нормативных  актов по теме исследования.

Методологической основой курсовой работы является диалектико-материалистический подход к изучению экономических  процессов и явлений, общенаучные  методы исследования, системный подход, анализ и синтез, статистические наблюдения, экспертные оценки.Необходимо отметить, что рассматриваемая тема исследования в достаточной степени освещена в экономической литературе. Научные изыскания и практические разработки проблемы в целом  и отдельных ее направлений представлены в классических трудах таких знаменитых зарубежных ученых, как У. Петти,  А. Смит,  Дж.С. Милль, Д. Рикардо,  К. Маркс,  Ф. Энгельс,  В.И. Ленин,  Дж.М. Кейнс,  А. Маршалл и др.  Отдельные аспекты теории и эволюции зарубежного и отечественного монополизма исследованы российскими учеными: Л. Абалкиным, Г. Азоевым, А. Барышевой, Т. Белоусом, В. Богачевым, Ю. Винславым, М. Гельвановским,  Е. Глазовой, С. Глазьевым, А. Городецким, Р. Гринбергом, В. Дементьевым, А. Деминым, С. Дзарасовым, В. Еременко, В. Кириченко, Д. Львовым, А. Михайловым, Б. Мильнером, С. Никитиным, Г. Никеровым, В. Назаревским, А. икифоровым, И. Петровым, Ю. Павленко, В. Пефтиевым, В. Поповым

 

 

 

1.Естественные монополии в РФ: общая характеристика, методы и инструменты регулирования .

1.1 Природа естественных  монополий и возможности их  государственного регулирования

Выдающийся вклад в  анализ рынка несовершенной конкуренции  внесли такие экономисты, как Антуан Курно, Эдвард Чемберлен, Джоан Робинсон, Джон Хикс и другие знаменитые ученые. Монополия - фирма, действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар и оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей).[1,12] С. Фишер дает другое определение естественной монополии. Если производство любого объема продукции одной фирмы обходятся дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром. Монополия контролирует занимаемый ею сектор рынка полностью или в значительной степени. Антимонопольное законодательство многих стран считает монопольным положением занятие одной фирмой 30-70 % рынка и предусматривает для таких фирм различные санкции - регулирование цен, принудительный раздел фирмы, крупные штрафы и т. п. Классификация видов монополий:1) с учетом степени охвата экономики выделаются – чистая монополия и абсолютная монополия2) в зависимости от характера и причин возникновения – естественная монополия и легальные монополии (патентная система, авторские права, торговые знаки). Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе - особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Основными признаками естественной монополии являются следующие: а)  Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. б)  Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.в)  Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их невозможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем сложно. г)  Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей. Посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени. В экономической литературе выделают 2 типа естественных монополий : 1)природные монополии.2) технико-экономические монополии. Рождение природных монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых, и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).Технико-экономические монополи можно называть монополиями, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

Монополия на стороне спроса (на рынке выступает один покупатель) называется монотонней. Рыночная структура, в которой единственному продавцу противостоит единственный покупатель, называется двусторонней монополией. Современная рыночная экономика регулируется с помощью экономических (косвенных) и административных методов. К экономическим относят следующие методы: денежно-кредитная политика и финансовая политика. При постоянно меняющемся их конкретном соотношении всегда преобладают экономические методы, так как они не сковывают свободу предпринимательства, не носят разрушительного характера и оказывают регулирующее воздействие на экономику через стимулирование или торможение деятельности субъектов рынка. Изменяя ставку кредита, процент по вкладам, норму обязательных резервов банков, проводя операции на открытом рынке, государство оказывает влияние на величину инвестиций, производство и занятость населения, динамику цен. В условиях спада производства государство применяет методы, стимулирующие экономическую активность. И, наоборот, при «перегреве» экономики вводит экономические меры, снижающие эту активность.

Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мер  в области денежного обращения  и кредита, направленная на обеспечение  роста реального объема ВВП, стабильности цен, эффективной занятости и  выравнивание платежного баланса. К основным направлениям денежно-кредитной политики относятся: а) операции па открытом рынке, т. е. на рынке правительственных ценных бумаг; б) политика учетной ставки (дисконтная политика) или ставки рефинансирования, т. е. регулирование процента по займам коммерческих банков у Центрального банка; в) изменение нормы обязательных резервов банков, т. е. той суммы, которую коммерческие банки обязаны хранить в Центральном банке (без процентов).

Финансовой политикой  называются мероприятия государства  по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию  на основе финансового законодательства страны. Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений  деятельности государства: бюджетной  политики (бюджетное регулирование) и фискальной политики (в области  налогов и государственных расходов).

Некоторые экономисты к экономическим методам государственного регулирования относят также систему государственного программирования, которое рассчитано на решение крупномасштабных, стратегических задач. Оно может охватывать как всю экономику целом, так и ее отдельные отрасли (например, социальную сферу), регионы, конкретные группы населения и др. В зависимости от использования различных критериев государственные программы можно подразделить на несколько видов. По срокам государственного программирования различают: а) краткосрочные программы, разрабатываемые на срок от 1 года до 3х лет; б) среднесрочные программы, рассчитанные на 3-5 лет; в) долгосрочные программы, которые составляются на срок от 5 лет и более. По объектам  государственного программирования подразделяются программы: 1) общегосударственные программы 2)целевые программы 3)чрезвычайные программы 4)отраслевые программы 5)региональные программы.

Общегосударственные программы содержат основные и значимые для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Эти программы направлены на регулирование деятельности государственного сектора и частных фирм. Региональные программы охватывают деятельность отдельных частей экономики. В некоторых странах для социально-экономического развития регионов используют региональное планирование. Целевые программы предусматривают развитие конкретных направлений, например, научных исследований, а также поддержку отдельных групп населения. Отраслевые программы направлены на развитие отдельных отраслей. Чрезвычайные программы разрабатываются в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии вследствие экономических кризисов, экологических катастроф, ведения военных действий. Государственные программы носят рекомендательный, а не директивный характер, как в командной экономике. Частный сектор их выполнять не обязан. Однако для их реализации государство оказывает сильную поддержку за счет экономических и социальных ресурсов всего общества.

Как уже отмечалось выше, наряду с экономическими методами государственного регулирования используются также и административные методы. Административные методы регулирования экономики – запрещение, разрешение, принуждение. Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг либо его технологий. Например, в целях обеспечения безопасности или по другим причинам государство может запретить следование через его территорию персоны нон грата и грузов других государств. Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров. Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.

Административные методы регулирования используются часто  при решении вопросов охраны окружающей среды, обеспечения национальной безопасности страны и т.д. Их используют при разработке стандартов, нормативов, а также при осуществлении контроля за их соблюдением. Экономические и административные методы находятся в определенной взаимосвязи. Так как любой экономический регулятор применяется, или изменяется после принятия соответствующих государственных решений, а также контролируется государственной службой, то можно сказать, что он уже несет в себе элемент администрирования. В то же время административные методы должны быть экономически обоснованы.

Реализация целей экономической  политики предполагает использование  определенных инструментов, совокупность которых образует механизм государственного регулирования. Ведущими элементами данного  механизма (как это исторически  сложилось) выступают финансовая (фискальная) и денежно-кредитная политика. В качестве общих принципов использования экономических инструментов можно отметить следующие аспекты: а) Эффект регулирования предполагает минимальное нарушение рыночных основ экономики. б) Регулирующие меры должны осуществляться в условиях оптимального сочетания применяемых мер (следует исходить из того, что противоречия могут заключаться не только между различными целями экономической политики, но и между используемыми средствами). в) Стремление к достижению максимального эффекта в процессе использования регулирующего механизма предполагает четкое знание его структуры. Как известно, принято выделять в системе государственного регулирования две формы: экономическую и административную (т.е. институционально-правовую).г) К экономическим инструментам относят те действия государства, которые имеют не столько предписывающий, сколько воздействующий характер. Речь идет о методах влияния, например, на аспекты рыночного процесса (совокупный спрос, совокупное предложение, степень централизации капитала, социальные, структурные и региональные элементы экономики). д) Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны, в первую очередь, с обеспечением правового поля. Задача принимаемых мер при этом - создание наиболее разумных для частного сектора правовых рамочных условий. Степень активности применения административных мер может быть различной в зависимости от области экономики. Наиболее настойчиво они проявляются сейчас в области социальной защиты малообеспеченных слоев населения, а также в сфере охраны окружающей среды. е) Существует и другая классификация регулирующих мер. Их можно разделять на прямые и косвенные методы, воздействия на экономику.

Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование со стороны государства, при котором поведение субъектов экономики основано не столько на самостоятельном экономическом выборе, сколько - на предписаниях государства. В качестве примера назовем влияние ни налогового законодательства. В каждой стране законом предписана обязанность юридических и физических лиц на безвозмездную передачу части получаемых доходов в распоряжение государства. Частному бизнесу определен также порядок расчета амортизационных отчислений (в зависимости от методики расчета издержек может меняться размер налогооблагаемой величины прибыли). Прямой метод воздействия оказывают и таможенные процедуры правительства. Методы косвенного воздействия проявляются в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами решения. Оно создает лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям экономической политики. Примерами данных действий можно назвать регулирование центральным банком величины учетной ставки, а также - модуляцию налоговых ставок.

Информация о работе Естественные монополии и ее регулирование