Естественные монополии и ее регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Существует огромное количество различных рыночных состояний, что позволяет говорить о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую составляющую в качестве причины этого несовершенства. Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными. Монопольное положение является желанным для каждого производителя (предпринимателя), т.к. позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией.

Содержание работы

1)Введение
1.Естественные монополии в РФ: общая характеристика, методы и инструменты регулирования .
1.1 Природа естественных монополий и возможности их государственного регулирования
1.2 Естественные монополии в России и особенности формирования на примере «Газпром», «ЕЭС России» и МПС
1.3 Основные направления реформирования деятельности естественных монополий
2.Приоритетные задачи государственной политики в сфере естественных монополий
2.1 Общие направления государственного регулирования естественных монополий
2.2 Подходы к разработке социально-экономической стратегии России на период до 2020 года по направлению «Реформа естественных монополий»
2.3 Прогноз тарифной политики субъектов естественных монополий
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

естественные монополии и ее регулирование.docx

— 129.15 Кб (Скачать файл)

Прежде чем реформировать необходимо, удостовериться, что выгоды перекрывают  издержки и риски. Поэтому раздел должен содержать анализ рисков, связанных  с реформированием естественных монополий. Реформирование компаний-монополий, выделение структурных подразделений, способных действовать в условиях конкурентного рынка (добыча газа, ремонт скважин), должно сопровождаться упорядочиванием  условий и правил бизнеса, с тем  чтобы исключить риск замены одной  монополии на другую: государственной на частную. Разработку проектов преобразований естественных монополий и ранее поручали руководству самих этих монополий. Реформу газового хозяйства разрабатывал Газпром, железных дорог – Министерство транспорта, электроэнергетики – руководство РАО «ЕЭС». При этом не учитывался конфликт интересов. Правила и условия реорганизации государственной компании, распродажи ее активов не должны устанавливать менеджеры монополий.

Следует помнить о сложности  дальнейшей реализации задачи по разделению компаний-монополий. Решение, которой  возможно при обеспечении прозрачности условий приватизации (продажи) активов, их разукрупнения и поэтапного дерегулирования соответствующих секторов. Необходимо начинать с финансового оздоровления нынешних структурных подразделений компаний-монополий, наведения порядка в их финансовой отчетности, отсечения структур, занятых в непрофильной деятельности и т.п. Определить возможность реализации реформы с точки зрения изменения нормативной базы, оценить возможные реакции на те или иные меры, как реформирование естественных монополий приведет к инновационному социально ориентированному типу экономического развития задача экспертной группы.

 

2.3 Прогноз тарифной политики субъектов естественных монополий

 

 Инвестиционные программы субъектов  естественных монополий на 2010-2012 годы и размеры их финансирования пересмотрены в сторону снижения по сравнению  с первоначальными планами в  связи с сокращением спроса основных потребителей, а также со снижением  темпов роста инвестиционных затрат вследствие более низких дефляторов в капитальном строительстве  и индексов цен на используемые в  строительстве материальные ресурсы  по сравнению с предусматриваемыми ранее. В условиях кризиса при общем падении совокупного спроса инвестиции естественных монополий будут благоприятно сказываться на экономике – поддерживать строительную индустрию и обслуживающие ее отрасли, сдерживать безработицу и снижение реальных доходов населения, что позитивно отразится как на доходах, так и на расходах бюджета. Сокращение инвестиций в инфраструктурные проекты, доля которых в общем объеме капитальных вложений составляет, по оценке, на 2009 год 27,2%, может негативно сказаться на экономической динамике российской экономики в период выхода из мирового кризиса.

Субъекты естественных монополий  в меньшей степени страдают от кризиса, чем остальные отрасли  экономики в силу относительной  стабильности спроса на реализуемые  товары и услуги и снижения стоимости  закупаемого топлива, строительных работ, материалов и оборудования по сравнению с их запланированной  стоимостью. Субъекты естественных монополий, за исключением генерации электрической  энергии, в отличие от других отраслей экономики, не испытали падения цен  на производимую продукцию и оказываемые  услуги. В результате финансовые результаты деятельности монополий оказались  значительно лучше, чем в других секторах экономики. Параметры роста внутренних цен на газ в прогнозный период определялись, исходя из необходимости сокращения разрыва между доходностью поставок газа на внутренний и внешний рынок, а также покрытия экономически обоснованных издержек на добычу и транспортировку газа и минимально необходимого объема инвестиций. Также учитывалась необходимость постепенного выравнивания образовавшихся перекосов между ценами на газ, уголь, мазут и улучшения структуры топливного баланса с целью стимулирования роста потребления угля и других видов топлива в условиях дефицита газа на внутреннем рынке.

Исходя из вышеуказанных факторов, рост регулируемых оптовых цен на газ на 2010-2012 годы предполагается в размере 15% в год (с января) для всех категорий потребителей, кроме населения. Для населения планируется проводить повышение цен два раза в год: на 5% с 1 января и на 15% с 1 апреля.  В отличие от 2009 года, повышение регулируемых цен для промышленных потребителей будет осуществляться один раз в год. В среднем за год рост цен составил в 2010 году – 26,5%, а в 2011-2012 годах – 15 процентов. При этом внутренние цены на газ будут существенно ниже, чем цены поставки за пределы России. Так, в 2012 году оптовая цена на газ без учета НДС составит 82 и 85 долларов США по вариантам 1а и 1b, что соответственно в 2,5-3 раза ниже предусматриваемых контрактных цен поставки за рубеж. Рост цен на газ для населения за 2010-2012 гг представлен на рисунке:

Вместе с тем рост цен на газ, поставляемый для населения, не окажет существенного прямого влияния на рост тарифов на услуги ЖКХ и инфляцию в связи с низкой долей затрат в расходах населения (оплата газоснабжения составляет около 6% и 0,4-0,5% в корзине оплаты услуг ЖКХ и потребительской корзине в целом). Основное влияние роста цена на газ на рост тарифов на услуги ЖКХ будет происходить в связи с повышением цен на электрическую и тепловую энергию. Рост цен на газ в среднегодовомвыражении приведет к следующему росту прямых затрат (не учитывая косвенных затрат, связанных с ростом цен на другие товары и услуги): Таблица  - Рост прямых затрат в среднегодовом выражении, в %:

Год

2009

2010

2011

2012

Электроэнергетика

2,6%

4,6%

3,1%

3,4%

Теплоэнергетика

6,3%

10,7%

7,2%

7,4%


Также планируется продолжить работу по ликвидации перекрестного субсидирования в газораспределении и сбыте  газа. При этом рост тарифов на транспортировку газа по газораспределительным сетям и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги в 2010 году для населения будет синхронизирован с ростом оптовых цен на газ для населения по отношению к декабрю 2009 года, а для 4-7 групп потребителей – не должен превысить среднегодовой уровень роста оптовых цен на газ. Кроме того, будет продолжено поэтапное изменением подходов к регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам в части введения единой зависимости изменения стоимости газа, с учетом стоимости транспортировки, от расстояния транспортировки (расстояния от территории добычи газа до региона потребления газа). Это отразится на несколько более высоком относительно среднего уровня росте цен на газ для ряда регионов.

 Предполагается, что к 2011 году произойдет полная либерализация рынка электроэнергии, за исключением отпуска электроэнергии населению и в неценовых зонах и изолированных энергосистемах. Основные факторы роста цен и тарифов на электроэнергию в 2011-2012 на рисунке:

             
   

увеличение доли свободного (нерегулируемого) рынка

 

учет выпадающих доходов энергоснабжающих организаций


 
             
 

             
   

 

 




Наиболее важным для экономики  представляется ограничение роста  регулируемых тарифов на электроэнергию в 2010 году. Рост стоимости электроэнергии оказывает наиболее значимое воздействие не только на издержки в экономике, но и на инфляцию (на 1% роста инфляция увеличивается на 0,08-0,09 п. пункта). Так, в 2009 году в связи с ожидаемым ростом стоимости электроэнергии на 21-22%, издержки в промышленности вырастут примерно на 0,9-1%, что в условиях падения спроса и невозможности переносить растущие издержки на цены приведет к ухудшению финансового состояния промышленных потребителей на 7 п. пунктов. Вместе с тем необходимо создание финансовых ресурсов для продолжения обновления выбывающих основных фондов энергетики с целью обеспечения потребностей экономики в бесперебойном энергоснабжении, а также покрытия затрат энергетики на топливо (газ, уголь, мазут). Потребление электрической энергии по Российской Федерации прогнозируется в 2011-2012 годах с незначительным ростом, относительно 2010года. Предлагаемый рост регулируемых тарифов не учитывает возможность регулирующего органа субъекта Российской Федерации самостоятельно принимать решение о превышении придельных уровней тарифов за счет инвестиционных программ, в соответствии с Федеральным закон от 04.11.2007 №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России», а также субсидии на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в энергетике. При этом по отдельным субъектам Российской Федерации секторам электроэнергетики рост тарифов будет различаться в связи с отличиями в объемах полезного отпуска электрической энергии, структуре производства электрической энергии, росте затрат и объемах инвестиционных программ, установленными в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации (в т.ч. на строительство объектов, необходимых для проведения Олимпиады 2014 года в г. Сочи и саммита АТЭС 2012 года в г. Владивосток) в части финансирования за счет регулируемых тарифов и свободных цен. Сферы государственного регулирования тарифов на электрическую энергию в 2011 году представлены на рисунке:

               
   

В естественно-монопольном секторе , доля которых в ценах (тарифах) на электроэнергию на розничном рынке будет составлять примерно 42-43 процента.


 
   
               
   

 
               
 

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

В либерализованном секторе энергетики (генерация) рост свободных цен будет определяться преимущественно факторами внутреннего спроса и ростом цен на котельно-печное топливо (газ, уголь и мазут). В среднем на розничном рынке рост рыночных цен и тарифов составит по варианту 1b в 2010 году 11,5-13%, в 2011 году – 14-17% и в 2012 году – 7-9 процентов. На железнодорожные перевозки рост тарифов в регулируемом секторе также ограничивается необходимостью покрытия эксплуатационных издержек и минимально необходимых средств на проведение ремонтных работ на поддержание инфраструктуры. В 2010-2012 годах индексация тарифов на грузовые железнодорожные перевозки не превысит в среднем: в 2010 году – 9,4 п.п., в 2011 и 2012 годах – 9,2 и 7 п.п., соответственно. При этом выполнение инвестиционной программы ОАО «РЖД» требует дополнительных источников финансирования в форме заемных, и возможно бюджетных средств.

При этом в целях повышения эффективности  тарифной политики на железнодорожном  транспорте целесообразно проведение дифференцированного изменения  уровней тарифов на грузовые железнодорожные  перевозки по видам сообщений, направлениям перевозок, номенклатуре перевозимых грузов, по типам и принадлежности подвижного состава. В 2010-2012 годах предельный среднегодовой рост тарифов на пассажирские железнодорожные перевозки в дальнем следовании в регулируемом секторе не превысит в среднем 10% ежегодно. С учетом сложившейся экономической ситуации, прогнозируемого снижения объемов пассажирских перевозок, с целью обеспечения безубыточности пассажирского комплекса, завершения его реформирования, ликвидации перекрестного субсидирования, а также создания условий для выхода на рынок Федеральной пассажирской компании и иных независимых перевозчиков возможно потребуется уточнение размеров средств федерального бюджета на компенсацию потерь в доходах, связанных с осуществлением государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах.

 

Заключение

Экономическая деятельность естественных монополий должна рассматриваться  в контексте глобализации мировой  экономики и ужесточения международной  конкуренции транснациональных  корпораций, т.к. именно они выступают  основными субъектами глобальной экономики, аккумулирующими большую часть  образующихся в ней доходов. Создание и успешное развитие транснациональных  корпораций требуют огромных усилий, времени, благоприятного климата поддержки, в том числе и на правительственном  уровне. Национальная экономика без  таких компаний обречена на пассивную  роль в общемировых экономических  отношениях. На сегодняшний день в  нашей стране действует единственная в полном смысле транснациональная  компания, обладающая неоспоримым весом  на европейском континенте - это  ОАО « Газпром».По своим экономическим, техническим и организационным характеристикам российские естественные монополии (РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром», МПС) находятся на уровне лучших мировых стандартов, а по отдельным показателям их превосходят. Эти хозяйственные структуры при разумном к ним отношении могут не только вытянуть нашу экономику из сегодняшнего прорыва, но и позволить ей занять в XXI в. одно из ведущих мест в мире. Естественные монополии следует рассматривать как наше национальное достояние, во многом не имеющее аналогов в мире. Реформы естественных монополий не должны сводиться к примитивному их дроблению, а по сути - к разрушению и деградации. Ведь благодаря функционированию естественных монополий российская экономика пока держится «на плаву». Функционирование естественных монополий должно стать приоритетным направлением координирующей промышленной политики Министерства экономики РФ, которую надо строить на основе перспективных прогнозных оценок потребностей в услугах и продукции естественных монополий на отечественном и мировом рынках. Для развития экономики необходимо регулирование деятельности естественных монополий, но именно регулирование, а не дробление. Естественные монополии могут не только органично вписаться в экономику региона, но и поднять его уровень до небывалых высот. Проблема регулирования естественных монополий всегда имела особое место. Сохранение баланса между интересами населения и монополистами - это очень непростая задача. Для этого необходимо определять тарифы наиболее эффективным и справедливым образом, учитывая интересы обеих сторон. Также необходимо стимулировать предприятия естественных монополий к уменьшению издержек производства, улучшению качества обслуживания. Для осуществления всех этих задач созданы органы регулирования естественных монополий. Прежде чем принять какое-либо решение об изменении регулирования, органы регулирования проводят тщательный анализ отрасли, учитывая все необходимые аспекты их деятельности. Приоритетной задачей правительства должно стать регулирование уже существующих естественных монополий. К сожалению, сейчас деятельность многих монополий вредит развитию малого бизнеса (сырьевые монополии). Деятельность именно таких монополий наиболее важна для регионов. Развитие и становление монополий под чутким руководством ФАС и прочих организаций способно оздоровить экономику региона, а значит, и улучшить благосостояние жителей. Кстати, именно монополии дают большое количество рабочих мест, так пусть они заботятся о своих рабочих и их семьях. Учитывая особую роль для жизни общества отраслей, относящихся к естественным монополиям, их государственное регулирование (особенно в условиях системного экономического кризиса) должно быть направлено, прежде всего, на прекращение или сдерживание роста цена на продукцию (услуги) естественной монополии на внутреннем рынке при одновременном сохранении этих цен (тарифов) на уровне, достаточно для расширенного воспроизводства. При правильной политике государства можно рассчитывать на дальнейшее процветание, как монопольных субъектов, так и граждан страны. Опыт западных стран нам тоже может помочь, хотя нельзя забывать, что «у России есть свой особенный путь развития». И она обязательно, как показывает история, пойдет по нему. Итак, поставленные в работе задачи выполнены, а цели достигнуты. Естественные монополии и механизм их регулирования представлены.

Информация о работе Естественные монополии и ее регулирование