Европейский союз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 09:15, контрольная работа

Описание работы

Интеграционные процессы сегодня - дань времени и способ экономического выживания. Они развиваются повсеместно в мире, примером тому могут быть Североамериканская зона свободной торговли, Андская группировка, АСЕАН. Интеграция затронула и так называемое «постсоветское пространство».
Интеграция в Европе началась с права, ибо именно в Союзных договорах определены основные институты, принципы, политические направления, ответственность за нарушение норм права ЕС. Учредительные договоры ЕС до вступления в силу Конституции все еще играют роль Основных законов или Конституции ЕС.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Предпосылки создания ЕС. Россия и Евросоюз 5
1.1. Развитие интеграционных процессов в Западной Европе 5
1. 2. История взаимоотношений России и Европейского союза 10
Глава II. Россия и Европа: стратегия взаимоотношений 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
Список использованной литературы 26
Приложение 1 27
Приложение 2 29

Файлы: 1 файл

мировая экономика 750.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Интеграционные процессы сегодня - дань времени и способ экономического выживания. Они развиваются повсеместно в мире, примером тому могут быть Североамериканская зона свободной торговли, Андская группировка, АСЕАН. Интеграция затронула и так называемое «постсоветское пространство».

Интеграция в Европе началась с права, ибо именно в Союзных договорах определены основные институты, принципы, политические направления, ответственность за нарушение норм права ЕС. Учредительные договоры ЕС до вступления в силу Конституции все еще играют роль Основных законов или Конституции ЕС.

Для понимания внешнеполитических возможностей Европейского Союза в отношении России и, в частности, функции принятой им Общей стратегии, необходимо четкое представление о том, что такое Европейский Союз и каковы его внешнеполитические и внешнеэкономические возможности. Полезно разобраться, каков правовой статус Общей Стратегии, какое место она занимает в системе принятия решений ЕС, что можно и чего нельзя ожидать от этого документа.

Европейский союз (Евросоюз, ЕС) - объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор). ЕС - уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них большую роль.

Главным новшеством, связанным  с созданием Европейского союза, по сравнению с другими международными образованиями, является то, что члены  Союза отказались от определенной части национального суверенитета ради создания политического объединения с единой структурой.

Роль Европейского союза (ЕС) в современном мире чрезвычайно  важна как с точки зрения его  политического, так и экономического положения и влияния. Такие страны Евросоюза, как Англия и Франция, являются постоянными членами Совета Безопасности ООН. Существенное влияние на мировые политические процессы оказывают Италия, Испания, Федеративная Республика Германия и другие участники ЕС. Европейский союз является одним из главнейших центров мировой экономики.

Во внешней политике России отношения с Евросоюзом занимают приоритетные позиции, а ЕС в целом  и каждый из его членов - крупнейшие внешнеторговые партнеры Российской Федерации.

Кроме того, Европейский союз является коллективным членом ВТО, что имеет большое значение для России в связи с ее вступлением в данную организацию, поскольку позиция ЕС в этом отношении очень важна.

Следует также отметить, что в стремлении создать Содружество  Независимых Государств как единый экономический и политический союз государства - его участники во многом ориентировались именно на опыт и практику Европейского союза.

Цель контрольной  работы состоит в исследовании политической и экономической роли Евросоюза в отношении стран-участниц и России, в том числе.

Объектом изучения является мировая экономика.

Предметом изучения являются отношения Евросоюза и России на историческом промежутке времени.

В задачи контрольной работы входит:

1) проанализировать предпосылки создания Евросоюза на основе интеграционных процессов в Европе;

2) рассмотреть историю взаимоотношений России и ЕС;

3) дать характеристику стратегического партнерства России и ЕС.

 

Глава I. Предпосылки создания ЕС. Россия и Евросоюз

1.1.  Развитие интеграционных процессов в Западной Европе

 

Основой того, что называется Европейским союзом, следует считать  парижское заявление министра иностранных  дел Франции Р. Шумана от 09.05.1950г., предложившего поставить все  производство угля и стали Франции  и Германии под общее верховное руководство.

В результате в апреле 1951г. был подписан Парижский договор  об учреждении Европейского объединения  угля и стали (ЕОУС), в состав которого вошли шесть государств - Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Германии, Франция, Италия. Договор вступил в силу в 1953г.

Подписание в 1957г. Римского договора о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) обратило все внимание на решение экономических проблем. Было утверждено Европейское экономическое  сообщество, сформированное на таможенном союзе и общей политике, особенно в сельском хозяйстве, а также Европейское сообщество по атомной энергии - Евратом. Вступивший в силу Римский договор, таким образом, объединил ЕОУС, ЕЭС.

В декабре 1969г. в Гааге  было принято решение о расширении сообществ и углублении интеграции. С 01.01.1973г. к «шестерке» присоединились Дания, Ирландия и Великобритания, в 1981г. - Греция, в 1986г. - Испания и Португалия, в 1995г. - Австрия, Финляндия и Швеция, в 2004г. - Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Латвия, Литва, Эстония, Кипр, Мальта1.

В настоящее время  в состав ЕС входит 27 государств-членов. Примерно через два десятка лет  в Евросообществе стали обнаруживаться различные подходы к толкованию приоритетов и характера движущих сил внутри и вне группировки. Но Римский договор во главу угла поставил приоритет принципов свободной торговли и рыночной либерализации.

Появилась необходимость  в разрешении определенных противоречий, во многом завязавшихся в результате эволюции мировой хозяйственной  жизни:

1

Между политическими и экономическими целями ЕС

2

Между приоритетными политическими и экономическими задачами отдельных стран-членов

3

Между политическими сторонниками сохранения национальных приоритетов

4

Между теми, кто активно выступал за придание Евроинститутам большей автономии в процессе принятия решений


 

Подготовка к принятию кардинальных решений была активизирована в конце 1970-х - начале 1980-х г. После  подписания в 1986г. Единого европейского акта (ЕЕА) в Положении в сообществе произошли изменения, а

именно:

1

Были приняты решения по постепенному отходу от доминирования Единой сельскохозяйственной политики в пользу решения других экономических и социальных задач

2

Поставлены задачи по широкомасштабному развитию научных и технологических исследований

3

Внесены существенные изменения в бюджетную политику Сообществ

4

была поставлена задача по введению к концу 1990-х г. единой валюты

5

В связи с завершением Уругвайского раунда в системе международных экономических отношений возникла новая ситуация, поставившая задачу по корректировке внешнеэкономических приоритетов


 

Европейская интеграция исконно базировалась на двух главных  элементах - либерализации торговли и рыночных взаимоотношений. В  дальнейшем на пространстве Евросообществ сложилась  ситуация, при которой страны-члены были вынуждены (по различным обстоятельствам) принять решения по снятию целого ряда барьеров для расширения торговли между странами группировки.

В 1970-1980-е г. обозначилось технологическое отставание ЕС от США  и Японии. На государственном уровне цели были скорректированы. Экономическая политика должна была опираться на теорию эндогенного роста, в которой большое значение приобретал научно-технический прогресс (инвестиции в человеческий капитал, образование, науку).

Специалисты ЕС весьма серьезно рассмотрели проблему взаимосвязи между объемами внутриблоковой торговли, размерами рынка, масштабами производства на уровне национальной экономики и конкурентоспособности компаний. Было выявлено, что в условиях ограниченного рынка частные компании могут достичь значительных снижений издержек только при увеличении масштаба производства.

В ряде отраслей иноземный  капитал настолько внедрился  в экономику Евросообществ, что  стал смещать местные компании и  делить рынок по-своему. В качестве одного из основных элементов для активизированного продвижения к единому рынку было принято решение в 1979г. создать Европейскую валютную систему (ЕВС)2.

Главная идея заключалась  в формировании так называемой «зоны  валютной стабильности» в рамках ЕС. Европейская валютная система начала действовать с марта 1979г. Изначально были поставлены четыре цели:

1

Достижение валютной стабильности внутри Евросоюза

2

Упрощение конвергенции процессов экономического развития; придание на деле системе статуса основного элемента стратегии роста в условиях стабильности

3

Оказание стабилизирующего влияния на международные валютные и экономические взаимоотношения


 

Главным элементом ЕВС  была расчетная валютная единица - экю, определяемая исходя из корзины валют, отражающей относительную долю стран-членов в валовом национальном продукте ЕС, в торговле внутри ЕС, а также по их вкладу в механизмы валютной поддержки.

К середине 1980-х г. в  силу различных причин страны Западной Европы ясно осознали, что без принятия новых решительных мер политического характера нужных темпов по созданию единого рынка достигнуто не будет. 01.07.1987г. вступил в силу Единый европейский акт. В первой части документа подтверждается стремление стран-членов последовательно продвигаться к созданию подлинного Европейского союза.

Во второй части акта содержатся положения о процедуре  взаимодействия между Советом, Комиссией  Европейских Сообществ (КЕС) и Европарламентом  и о процедуре принятия решений3.

Устанавливалась дата перехода к единому рынку, подразумевающему свободу движения капиталов, товаров, услуг и рабочей силы -  31.12.1992г. В третьей части говорится о сотрудничестве в области внешней политики.

Поставлена задача выработки  общей внешней политики стран  ЕС, зафиксирована схема политического  сотрудничества. Для выделения основополагающей сути создания единого рынка КЕС был создан специальный план мероприятий. Он состоит из 300 пунктов по ликвидации различных препятствий в торгово-экономической сфере:

1

Демонтаж физических барьеров сотрудничества. Устранение механизма национального импортного контроля. Существенно облегчена операция оформления грузов в рамках международной торговли

2

Шенгенское соглашение об абсолютном устранении контроля  перемещения всех граждан, которые  проживают на территории стран и подписали этот документ. Установлен единый визовый контроль

3

Ликвидация технических препятствий и выравнивание норм и стандартов

4

Финансовые услуги занимают особое место. С 1993г. всякий банк-резидент вполне может выполнить все банковские операции в любой стране, являющейся членом интеграционной группировки

5

Позволена продажа долей  уставного капитала гражданам и  компаниям, либерализованы страховая  деятельность, рынок услуг и др.


 

Самыми сложными проблемами являются налоговые проблемы.

Основа проблемы - структура налогообложения:

1) единая бюджетная  дисциплина и унификация денежных  рынков стран ЕС на макроэкономическом  уровне под мониторингом наднациональных  финансовых институтов разрешает  надежнее вести борьбу с инфляцией,  понизить процентные ставки;

2) единая валютная  политика и валюта для хозяйственных  операторов определяют единство  денежно-кредитного и валютного  регулирования, в том числе  фондового, на всей территории  ЕС. Значительное сокращение по сравнению с мультивалютной средой накладных расходов на расчетное обслуживание операций, ценовых и валютных рисков, сроков переводов средств и, как следствие, заметное уменьшение потребностей этих операторов в оборотном капитале.

Для физических лиц ведение  счетов и поездки в пределах ЕС становятся дешевле, потому что при обмене купюр их первоначальная стоимость снижается из-за различия в курсах купли-продажи и уплаты комиссионных. Единая валюта гораздо устойчивее может противостоять доллару и иене.

Структура ЭВС представляет собой двухуровневую систему банков. В его состав входит вновь учреждаемый Европейский Центральный банк (ЕЦБ) и центральные банки стран-членов. С 1994г. начал свою работу Европейский валютный институт (ЕВИ). ЕВИ был модифицирован в ЕЦБ на завершающем этапе ЭВС (01.01.1999г.).

Осуществление программ началось со стабилизации бюджетов, цен и иных показателей финансовой политики, следование которым стало обязательным для участия в Евросоюзе.

Второй этап посветили  посвятить завершению указанных  программ стабилизации финансов и формированию правовой и институциональной базы Евросоюза. На ступени «С» (01.01.2002г.-01.07.2002г.) на Евро перешли все виды сделок и расчетов внутри Союза, происходит обмен и изъятие из обращения национальных денежных знаков. Пересчитываются в «евро» внешнеторговые и иные контракты. В полном объеме осуществляют свою деятельность Наднациональные институты Союза4.

Основные провозглашенные  цели Евросоюза

1

Введение европейского гражданства

2

Обеспечение свободы, безопасности и законности

3

Содействие экономическому и социальному прогрессу

4

Укрепление роли Европы в мире


 

ЕС имеет собственную  официальную символику - флаг и гимн. Хотя ЕС не имеет официальной столицы (страны-члены являются поочередно председателями Сообщества в течение  полугода согласно латинскому алфавиту), большинство основных институтов ЕС расположены в Брюсселе (Бельгия). Помимо этого некоторые органы ЕС находятся в Люксембурге, Страсбурге, Франкфурте-на-Майне и других крупных городах5.

Информация о работе Европейский союз