Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 09:15, контрольная работа
Интеграционные процессы сегодня - дань времени и способ экономического выживания. Они развиваются повсеместно в мире, примером тому могут быть Североамериканская зона свободной торговли, Андская группировка, АСЕАН. Интеграция затронула и так называемое «постсоветское пространство».
Интеграция в Европе началась с права, ибо именно в Союзных договорах определены основные институты, принципы, политические направления, ответственность за нарушение норм права ЕС. Учредительные договоры ЕС до вступления в силу Конституции все еще играют роль Основных законов или Конституции ЕС.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Предпосылки создания ЕС. Россия и Евросоюз 5
1.1. Развитие интеграционных процессов в Западной Европе 5
1. 2. История взаимоотношений России и Европейского союза 10
Глава II. Россия и Европа: стратегия взаимоотношений 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
Список использованной литературы 26
Приложение 1 27
Приложение 2 29
Не смотря на то, что бывший Советский Союз и в недалеком прошлом ЕЭС были по своему географическому расположению соседями, ни с одной, ни с другой стороны не было до определенного периода предложений о сотрудничестве. В то время ЕЭС и СССР имели абсолютно разное устройство экономики, разные политические режимы, по-разному выдели строение гражданского общества в своих государствах. Советский Союз занимал прочные позиции в международном плане, противостоя США, Европейское Сообщество было где-то посередине, ближе к США, дальше от СССР.
Еще во время становления «европейской идеи», многие ее сторонники были против участия России в европейской интеграции. Одной из целей будущего союза виделась борьба с «имперскими» устремлениями Российской Империи. Опасение России ее огромной географической, экономической, военной мощи, способной «поглотить» небольшие государства Западной Европы, разделяли и многие другие сторонники европейского единства.
Советский Союз направил в 1970-е годы усилия на сотрудничество с социалистическими странами Восточной Европы в рамках Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). СССР отдавал приоритет торговым отношения со странами СЭВ. Сообщество в свою очередь отказывалось признавать СЭВ в качестве торгового партнера. С начала «эпохи перестройки» в СССР изменилось отношение к ЕЭС. Сообщество с СЭВ подписало 25.06.1988г. Совместную декларацию, которая ознаменовала юридическое признание Сообщества СЭВ и входящими в него странами6.
Декларация предоставила СССР возможность выйти за узкие рамки торговых взаимоотношений внутри СЭВ и сделать важный шаг на пути к нормальным международным отношениям. Ключевой идеей взаимоотношений СССР и ЕЭС была нормализация экономических связей между ними. После подписания Совместной декларации, 19.12.1989г. СССР заключает Соглашение о торговли и сотрудничестве с Европейскими Сообществами. Оно предусматривало устранение Сообществом количественных ограничений на импорт из Советского Союза товаров (за исключением угля и стали, текстиля).
На заседании Европейского Совета в Риме 14-15 декабря 1990г. было достигнуто соглашение о финансовой поддержке Европейскими Сообществами экономических реформ в СССР. Для реализации этой цели была создана программа ТАСИС, направленная на помощь республикам бывшего СССР и Монголии в их переходе от плановой к рыночной системе хозяйствования. Экономическая и техническая помощь, главным образом, обеспечивалась посредством финансирования договоров о сотрудничестве и создания технических связей для передачи ноу-хау. Совет выбрал некоторые секторы экономики, которые наиболее отвечали критериям целесообразности выделения средств.
Это все были первые шаги ЕС и России на встречу друг другу. Россия занимала на этом пути место страны с переходной рыночной нестабильной экономикой, представляла интерес для ЕС как источник сырья. По сути, такое положение России глобального изменения не претерпело.
За 90-е годы в России начались процессы, связанные с падением коммунистической идеологии, демократизации политического режима, либерализации международных отношений. Все это происходило в очень короткие сроки. Не все проводимые реформы были удачны. Но общий курс, взятый Россией, был одобрен Европой.
Политика ЕС в отношении стран, входящих в состав СНГ (включая Россию), не была направлена на столь далеко идущие цели, как политика того же ЕС в отношении государств Центральной Европы, собирающихся вступить в Сообщество7.
Незадолго до начала исполнения В.В.Путиным обязанностей президента Россия, и Евросоюз обменялись документами, декларирующими основные принципы политической стратегии в отношении друг друга. ЕС принял «Общую стратегию по отношению к России» (Кельн, 3-4.06.1999г.), а Россия «Стратегию развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом на среднесрочную перспективу (2000-2010)»8.
В последней значилась задача «придания партнерству Россия - ЕС стратегического характера». Одновременно делалось уточнение, что партнерство РФ и ЕС «в рассматриваемый период будет строиться на базе договорных отношений, то есть без официальной постановки задачи присоединения или «ассоциации» России с Европейским Союзом».
В «Коллективной стратегии ЕС в отношении России» указывалось, что ЕС «приветствует возвращение России на принадлежащее ей по праву место в семье европейских народов в духе дружбы, сотрудничества, честного согласования интересов и на основе уважения общих ценностей, составляющих общее наследие европейской цивилизации».
Среди основных целей была указана
заинтересованность в «придании
России способности к интеграции
в общеевропейское
Эти документы развивали «
Они являлись попыткой преодолеть кризис в отношениях России с Западом, поводом для которого стали военная операция стран НАТО в Югославии в марте-июне 1999 года и расширение НАТО за счет Польши, Чехии и Венгрии в марте того же года. Необходимо было сохранить прежний уровень сотрудничества между РФ и ЕС.
В некотором смысле исключением из этого общего тренда был период после терактов в США 11 сентября 2001г. и продолжавшийся где-то до середины 2003г. В это время на Западе превалировал положительный тон о России. На тот период казалось, что в этой главной альтернативе европейской и в целом западной политики в отношении РФ тактика «вовлечения» действительно была для Запада приоритетной.
В 2001г. ЕС признал рыночный статус экономики РФ, что позволяло России решить целый ряд проблем экономического сотрудничества. Россия серьезно рассчитывала на активизацию роли ОБСЕ как основного института, формирующего общее пространство безопасности от Америки до СНГ, видя в нем во многом альтернативу для НАТО.
2003г. стал переломным, поначалу благодаря такому событию как военная операция США и их союзников в Ираке. Иракская война обозначила кризисную точку евроатлантической структуры. И, тем не менее, сильно ухудшив отношения России с США и рядом стран Европы, она дала толчок к формированию более близких политических отношений между Москвой, Парижем и Берлином. Однако подлинный кризис отношений РФ с ЕС спровоцировала подготовка к расширению ЕС весной 2004г. и вступлению Болгарии, Латвии, Литвы, Эстонии, Румынии, Словении и Словакии в НАТО10.
Решение принять страны ЦВЕ в ЕС было принято на Копенгагенском саммите ЕС в декабре 2002г. Однако Россия во время переговорного процесса с ЕС по разрешению большого комплекса проблем, связанных с этим расширением, во многом благодаря еще политике 1990-х гг., оказалась в слабой позиции. Пик напряженности между ЕС и РФ пришелся на конец 2003г., когда ЕС решил просто проигнорировать интересы России, которые ущемлялись предполагавшимся расширением ЕС.
Только 27.04.2004г. министры иностранных дел России и стран ЕС подписали Протокол о распространении на новых членов ЕС действия СПС, а также Политическую декларацию об учете пакета российских озабоченностей.
Большой проблемой стал и статус Калининградской области РФ, которая окружена со всех сторон ЕС. Эта область - самый зависимый от российско-европейских отношений регион РФ. Несмотря на многочисленные переговоры, фактически, по мнению большинства экспертов, РФ в 2003-2004 гг. проиграла калининградскую ситуацию. Граждане России должны теперь получать де факто визы для переезда в область и обратно. Среди причин этого провала назывались как отсутствие отлаженного переговорного процесса между ведомствами РФ и ЕС, так и общая некомпетентность российских переговорщиков11.
01.05.2004г. стало датой вступления в ЕС 10 новых членов. Это были Кипр, Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия и Словения. После расширения доля торгового оборота России со странами ЕС увеличилась почти в два раза - с почти 30-ти до более чем 50%.
Значимость взаимоотношений
Последующие годы прибавили целый ряд поводов и причин для обострения напряженности в отношениях между РФ и ЕС: запрет Москвы на импорт польского мяса, беспорядки в Эстонии, прекращение поставок российской нефти в Литву, российско-американские трения по поводу установки систем ПРО в Польше и Чехии, убийство А. Политковской и дело А.Литвиненко.
В 2006г. премьер-министр Польши Ярослав Качиньский даже призывал ввести против России экономические санкции. И хотя Россия настаивала на том, чтобы ее разногласиям с Польшей не придавали общеевропейского уровня, польское вето на начало переговоров между РФ и ЕС по выработке текста нового Базового соглашения оказалось катализатором негативных настроений в самом ЕС и атмосфера, прежде благоприятствующая переговорам, была сорвана.
С 19.05.2006г. по 15.11.2006г. Россия возглавляла Совет Европы под лозунгом «К единой Европе без разделительных линий». Это было последним проявлением романтических настроений в осмыслении российского-европейских отношений. К этому времени фактически перестала существовать и сложившаяся после начала Иракской войны «ось Москва-Берлин-Париж», бывшая на протяжении нескольких лет опорой российской политики в Европе.
Ее слабостью было
то, что она основывалась на системе
личных связей президента России с
главами государств «старой Европы».
Она была обречена на утрату своей
эффективности в связи с
Осенью 2005г. Ангела Меркель сменила на посту канцлера Германии Герхарда Шредера, Романо Проди в 2006г. сменил в премьерском кресле Сильвио Берлускони, Николя Саркози - Жака Ширака (май 2007г.), а Гордон Браун - Тони Блэра (июнь 2007г.).
Все эти перемены оказалось
не в пользу хороших отношений
России с этими странами. Ушедшие
лидеры Великобритании, Германии, Франции
и Италии попытались было запустить
процессы интеграции между РФ и ЕС.
В связи с более
На деле ось Москва-Берлин-Париж, созданная в 2003г. действительно на основании противодействия политике США в начале иракского кризиса, имела целью не столько противостояние США, сколько создание временной неформальной структуры по интеграции России с Западом. Однако эти попытки провалились.
Новые лидеры уже продемонстрировали, что являются не многим более проамериканскими, чем их предшественники. На деле они более озабочены европейской солидарностью, но явно холоднее относятся к России. Неформальное «сообщество интересов» Германии, Франции и России, подкрепленное довольно теплыми отношениями с лидерами Великобритании и Италии, ушло в прошлое.
Майский 2007г. саммит РФ-ЕС
в Самаре продемонстрировал глубокий
политический кризис отношений. Наметилась
тенденция к окончательному свертыванию
умеренной линии
В.В.Путин по итогам саммита заявил, что участники договорились почти по всем вопросам, за исключением острых проблем, связанных с «экономическим эгоизмом» отдельных стран. Романо Проди заявил в мае 2007г., после саммита в Самаре: «Я уверен, что речь идет лишь о временных трудностях… Россия и ЕС тесно связаны между собой, они взаимозависимы и в ближайшее время смогут найти пути совместного развития». Однако общий тон европейских комментариев был гораздо жестче13.
«Financial Times» назвала саммит в Самаре «прохладным саммитом, перечеркнувшим надежды на укрепление российско-европейских отношений», где «Европейский Союз отмахнулся от требований России, просившей приструнить восточноевропейских членов ЕС». В сейме Литвы даже был подготовлен проект «Стратегии по сдерживанию России».
После встречи министров иностранных дел стран ЕС в сентябре 2007г. журнал «The Economist» так подвел общий итог российского вопроса: Европа ищет сотрудничества с Россией с 1999г., но эти поиски провалились.
В целом несомненно, что в 2007г. ЕС стал значительно более консолидированным в вопросах отношений с РФ. В докладе, подготовленном в 2007г. для Европейского совета по международным отношениям, говорится о провале политики по демократизации и вестернизации России и об опасности тактики национальных сделок с Россией. В такой холодной атмосфере прошел и саммит РФ-ЕС в Марфе (Португалия) 26 октября 2007г., на котором было решено продлить на год действие старого СПС.
В 2008г. развитие отношений между Россией и Евросоюзом были осложнены вследствие вооруженного конфликта между Грузией, Южной Осетией и Абхазией. Евросоюз не только жестко осудил одностороннее решение России о признании независимости Абхазии и Южной Осетии, но и, более того, «призвал другие государства не признавать эту провозглашенную независимость».
Позицию против признания
независимости Южной Осетии и
Абхазии он обосновал своей
В мае-июне 2010г. в Ростове на Дону состоялся очередной 25-й саммит Россия-Евросоюз. Одним из основных вопросов саммита Россия-ЕС стали вопросы формирования новой архитектуры евроатлантической безопасности. Кроме того, сторонами были рассмотрены темы противодействия мировому финансово-экономическому кризису и перспективы введения безвизового режима между Россией и ЕС15.