Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:56, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть особенности проведения факторинговых операций коммерческими банками Казахстана.
Достижение данной цели возможно при выполнении следующих задач:
1) раскрыть специфику факторинговых операций коммерческих банков, состав участников, виды факторинговых операций и типы заключаемых соглашений о факторинговом обслуживании;
2) представить особенности организации факторинговых операций в Казахстане.
Введение
Глава 1. Организация и проведение факторинговых операций коммерческими банками
1.1 Специфика факторинговых операций, состав участников
1.2 Виды факторинговых операций
1.3 Типы соглашений о факторинговом обслуживании
1.4 История возникновения факторинга
Глава 2. Факторинговые услуги в Казахстане
2.1 Развитие факторинга в РК
2.2 Перспективы и проблемы развития факторинга в Казахстане
Глава 3. Казахстанские компании, оказывающие услуги факторинга
3.1 ТОО «First Factoring Company»
3.2 Казахстанская Факторинговая Группа
Заключение
Список использованных источников и литературы
– по требованиям бюджетных организаций;
– по обязательствам предприятий,
организаций, снятых банком с кредитования
или объявленных
– если оплата производится
поэтапно или авансом в случае
компенсационных или бартерных
сделок по договорам о продаже, в
соответствии с которыми покупатель
имеет право возвратить товар
в течение определенного
В операции факторинга обычно участвуют три стороны:
1) фактор (банк) – покупатель требования;
2) клиент (кредитор, поставщик товара) – промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с банком;
3) плательщик (заемщик) – фирма-покупатель товара с отсрочкой платежа.
Такова специфика организации факторинговых операций коммерческих банков и участники данного вида операций.
1.2 Виды факторинговых операций
В основе факторинга лежит переуступка неоплаченных долговых требований фактору, что является общим элементом для всех видов факторинга, описанных ниже. При этом факторинговые операции банков классифицируют следующим образом5:
1) национальные (внутренние), если поставщик, покупатели, а также фактор находятся в одной стране;
2) международные (внешние), если одна из трех сторон факторингового соглашения находится в другом государстве;
3) открытые – форма
факторинговой услуги, при которой
плательщик уведомлен о
4) закрытые, которые служат
скрытым источником средств
5) с правом регресса, то есть обратного требования к поставщику возместить уплаченную сумму, или без подобного права. Данные условия связаны с рисками, которые возникают при отказе плательщика от выполнения своих обязательств, то есть кредитными рисками. При заключении соглашения с правом регресса поставщик продолжает нести определенный кредитный риск по долговым требованиям, проданным им фактору. Последний может воспользоваться правом регресса и при желании продать поставщику любое неоплаченное долговое требование в случае отказа клиента от платежа (его неплатежеспособности). Данное условие предусматривается, если поставщики уверены, что у них не могут появиться сомнительные долговые обязательства, либо в силу того, что они достаточно тщательно оценивают кредитоспособность своих клиентов, разработав собственную, достаточно эффективную систему защиты от кредитных рисков, либо в силу специфики своих клиентов. И в том, и в другом случае поставщик не считает нужным оплачивать услуги по страхованию кредитного риска. Однако гарантированный для поставщика и своевременный приток денежных средств может обеспечиваться только при заключении соглашения без права регресса. Необходимо отметить, что, если долговое требование признано недействительным (например, если поставщик отгрузил клиенту не заказанный им товар и переуступил выставленный за него счет компании), фактор в любом случае имеет право регресса к поставщику;
6) с условием кредитования поставщика в форме оплаты требований к определенной дате или предварительной оплаты. В первом случае клиент фактора, отгрузив продукцию, предъявляет счета своему покупателю через посредство фактора, задача которого получить в пользу клиента платеж в сроки согласно договору (обычно от 30 до 120 дней). Сумма переуступленных долговых требований (за минусом издержек) перечисляется поставщику на определенную дату или по истечении определенного времени.
В случае предварительной оплаты факторинговый отдел банка покупает счета-фактуры у клиента на условиях немедленной оплаты 80—90% стоимости отгрузки, т. е. авансирует оборотный капитал своего клиента (дисконтирование счетов-фактур). Резервные 10-20% стоимости отгрузки клиенту не выплачиваются, а бронируются на отдельном счете, на случай претензий в его адрес от покупателя по качеству продукции, ее цене и т.д. Получение такой услуги наиболее полно отвечает потребностям функционирующих предприятий, так как позволяет им посредством факторинга превратить продажу с отсрочкой платежа в продажу с немедленной оплатой и таким образом ускорить движение своего капитала. Основным преимуществом предварительной оплаты является то, что ее размер представляет собой фиксированный процент от суммы долговых требований. Таким образом, поставщик автоматически получает больше средств при увеличении объема своих продаж.
Задача факторинговых
отделов – на договорной и платной
основе выполнять для предприятий
ряд кредитно-расчетных
– приобретать у предприятий-
– осуществлять покупку
у предприятий-поставщиков
Суть операций по услугам
1-й группы заключается в том, что
отдел за счет своих средств гарантирует
поставщику оплату выставляемых им на
определенных плательщиком платежных
требований-поручений
При покупке фактором просроченной
дебиторской задолженности по товарным
операциям он оплачивает поставщику
за счет своих средств указанную
задолженность при определенных
условиях: при сроке задержки платежа
не более трех месяцев и лишь при
получении от банка плательщика
уведомления о том, что плательщик
не снят полностью с кредитования
и не объявлен неплатежеспособным.
Операции по переуступке клиентом фактору
просроченной дебиторской задолженности
имеют повышенную степень риска.
Это обусловливает более
1.3 Типы соглашений о факторинговом обслуживании
В зависимости от различных требований поставщика и факторинговой компании разработан ряд вариантов внутренних факторинговых соглашений7:
1) соглашение о полном
обслуживании (открытом факторинге
без права регресса) заключается
обычно при постоянных и
2) соглашение о полном обслуживании с правом регресса уличается от такового без права регресса тем, что факторинговая компания не страхует кредитный риск, который продолжает нести доставщик. Это означает, что компания имеет право вернуть поставщику долговые требования на любую сумму, не оплаченные клиентами в течение определенного срока (обычно в течение 90 дней с установленной даты платежа).
Разновидностью факторингового соглашения о полном обслуживании является, агентское соглашение или соглашение об оптовом факторинге (открытом). Предприятие может наладить собственную эффективную систему учета и управления кредитом, тем не менее, оно будет нуждаться в защите от кредитных рисков и в кредитовании. В этом случае факторинговая компания может предложить заключение агентского факторингового соглашения, в соответствии с которым она будет приобретать неоплаченные долговые требования, а поставщик будет выступать в качестве се агента по их инкассированию. Надпись на счете будет уведомлять об участии в сделке факторинговой компании, но вместо указания совершить платеж в пользу последней будет оговорено, что платеж надо совершить на имя поставщика, выступающего в качестве ее агента, но в пользу факторинговой компании. Преимущество данного соглашения заключается в том, что снижаются расходы факторинговой компании по оценке кредитоспособности и, следовательно, плата, взимаемая с поставщика. Кредитование, предусматриваемое данным соглашением, аналогично кредитованию по соглашению о полном обслуживании. Однако оплата оставшейся части производится только после погашения долгов клиентами. Поскольку факторинговая компания в данном случае не оказывает непосредственного влияния на процесс инкассирования, она не может гарантировать осуществление платежа к определенной дате;
3) открытое или конфиденциальное
соглашение об учете (
Таким образом, раскрытие
сущности организации и проведения
факторинговых операций коммерческими
банками позволяет выделить главные
экономические достоинства
– увеличение ликвидности, рентабельности и прибыли;
– превращение дебиторской задолженности в наличные деньги;
– возможность получать скидку при немедленной оплате всех счетов поставщиков;
– независимость и свобода от соблюдения сроков платежей со стороны дебиторов;
– возможность расширения объемов оборота;
– повышение доходности;
– экономия собственного капитала;
– улучшение финансового планирования.
1.4 История возникновения
Факторинг (от англ. factor - торговый агент, представитель) как услуга родился из естественного желания торговцев, осуществляющих поставки с вынужденной отсрочкой, получать деньги непосредственно после отгрузки, и при этом не рискуя. В частности, в XVII - XIX веках для английских торговцев, осуществляющих поставки через океаны, значительную роль играли факторинговые компании, выступавшие в роли агентов. Эти агенты обеспечивали (гарантировали) оплату всех товаров, продаваемых от своего принципала. Постепенно факторинговые компании кроме гарантий оплаты товаров взяли на себя и финансирование поставщика.
Второй этап бурного роста факторинговых операций пришелся также на Европу, но уже на период после окончания Второй мировой войны, когда множество дебиторов были не в состоянии осуществлять закупки товаров на условиях предоплаты и даже гарантировать своевременность и аккуратность расчетов. Начавшийся тогда рост факторинговых компаний и их оборотов фактически продолжается до сих пор. Востребованность при осуществлении современных высоко конкурентных торговых операций, ее идеология, ориентированная прежде всего на интересы растущих торговых компаний.
Глава 2. Факторинговые услуги в Казахстане
2.1 Развитие факторинга в РК
В
связи с расширением
Факторинг является самым быстрорастущим сегментом международной финансовой индустрии - за последние 15 лет обороты по факторингу в мире увеличились в 10 раз и достигли 1 трлн. долларов. При этом традиционные кредитные организации в своей стандартной форме не сильно преуспели в области факторинга. Наибольшие обороты и доходы демонстрирую факторинговые компании, работающие не как кредитные организации, а как специализированные факторинговые компании. Обусловлено это прежде всего идеологическими расхождениями, связанными с подходом к клиенту, между кредитными институтами и факторинговыми компаниями.
Общемировым трендом является выделение факторинговых операций из универсальных коммерческих банков, на худой конец в форме факторинговой компании, как специализированного банка (если это требуется законом). Связано это также и с тем, что в банках, где факторинг, не является основным видом бизнеса, факторинговыми операциями обычно занимаются специалисты кредитных отделов. Как правило, они не имеют соответствующей квалификации и знаний, отдают предпочтение кредитованию, считают неэффективными вложения средств в развитие факторинга из-за его сложности, в том числе в части бухгалтерского учета, а также из-за большей, по их мнению, рискованности операций.
Спорным
моментом в развитии факторинга являемся
отношение факторинговых
В
создавшихся условиях развития рынка
факторинговых услуг в
Информация о работе Факторинговые операции коммерческих банков