Факторинговые операции коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть особенности проведения факторинговых операций коммерческими банками Казахстана.
Достижение данной цели возможно при выполнении следующих задач:
1) раскрыть специфику факторинговых операций коммерческих банков, состав участников, виды факторинговых операций и типы заключаемых соглашений о факторинговом обслуживании;
2) представить особенности организации факторинговых операций в Казахстане.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Организация и проведение факторинговых операций коммерческими банками
1.1 Специфика факторинговых операций, состав участников
1.2 Виды факторинговых операций
1.3 Типы соглашений о факторинговом обслуживании
1.4 История возникновения факторинга
Глава 2. Факторинговые услуги в Казахстане
2.1 Развитие факторинга в РК
2.2 Перспективы и проблемы развития факторинга в Казахстане
Глава 3. Казахстанские компании, оказывающие услуги факторинга
3.1 ТОО «First Factoring Company»
3.2 Казахстанская Факторинговая Группа
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

курсовая Факторинговые операции.docx

— 67.46 Кб (Скачать файл)

– по требованиям бюджетных  организаций;

– по обязательствам предприятий, организаций, снятых банком с кредитования или объявленных неплатежеспособными;

– если оплата производится поэтапно или авансом в случае компенсационных или бартерных  сделок по договорам о продаже, в  соответствии с которыми покупатель имеет право возвратить товар  в течение определенного времени, а также при условии послепродажного  обслуживания.

В операции факторинга обычно участвуют три стороны:

1) фактор (банк) – покупатель  требования;

2) клиент (кредитор, поставщик  товара) – промышленная или торговая  фирма, заключившая соглашение  с банком;

3) плательщик (заемщик) –  фирма-покупатель товара с отсрочкой платежа.

Такова специфика организации  факторинговых операций коммерческих банков и участники данного вида операций.

 

 

 

1.2 Виды факторинговых  операций

 

В основе факторинга лежит  переуступка неоплаченных долговых требований фактору, что является общим  элементом для всех видов факторинга, описанных ниже. При этом факторинговые  операции банков классифицируют следующим  образом5:

1) национальные (внутренние), если поставщик, покупатели, а  также фактор находятся в одной стране;

2) международные (внешние), если одна из трех сторон факторингового соглашения находится в другом государстве;

3) открытые – форма  факторинговой услуги, при которой  плательщик уведомлен о взыскании  долга с помощью фактора;

4) закрытые, которые служат  скрытым источником средств для  кредитования продаж поставщиков  товаров, так как никто из  контрагентов клиента не осведомлен  о переуступке им счетов-фактур  фактору. В данном случае плательщик  ведет расчеты с самим поставщиком,  который после получения платежа  должен перечислить соответствующую  его часть фактору для погашения  кредита;

5) с правом регресса, то есть обратного требования к поставщику возместить уплаченную сумму, или без подобного права. Данные условия связаны с рисками, которые возникают при отказе плательщика от выполнения своих обязательств, то есть кредитными рисками. При заключении соглашения с правом регресса поставщик продолжает нести определенный кредитный риск по долговым требованиям, проданным им фактору. Последний может воспользоваться правом регресса и при желании продать поставщику любое неоплаченное долговое требование в случае отказа клиента от платежа (его неплатежеспособности). Данное условие предусматривается, если поставщики уверены, что у них не могут появиться сомнительные долговые обязательства, либо в силу того, что они достаточно тщательно оценивают кредитоспособность своих клиентов, разработав собственную, достаточно эффективную систему защиты от кредитных рисков, либо в силу специфики своих клиентов. И в том, и в другом случае поставщик не считает нужным оплачивать услуги по страхованию кредитного риска. Однако гарантированный для поставщика и своевременный приток денежных средств может обеспечиваться только при заключении соглашения без права регресса. Необходимо отметить, что, если долговое требование признано недействительным (например, если поставщик отгрузил клиенту не заказанный им товар и переуступил выставленный за него счет компании), фактор в любом случае имеет право регресса к поставщику;

6) с условием кредитования  поставщика в форме оплаты требований к определенной дате или предварительной оплаты. В первом случае клиент фактора, отгрузив продукцию, предъявляет счета своему покупателю через посредство фактора, задача которого получить в пользу клиента платеж в сроки согласно договору (обычно от 30 до 120 дней). Сумма переуступленных долговых требований (за минусом издержек) перечисляется поставщику на определенную дату или по истечении определенного времени.

В случае предварительной оплаты факторинговый отдел банка покупает счета-фактуры у клиента на условиях немедленной оплаты 80—90% стоимости отгрузки, т. е. авансирует оборотный капитал своего клиента (дисконтирование счетов-фактур). Резервные 10-20% стоимости отгрузки клиенту не выплачиваются, а бронируются на отдельном счете, на случай претензий в его адрес от покупателя по качеству продукции, ее цене и т.д. Получение такой услуги наиболее полно отвечает потребностям функционирующих предприятий, так как позволяет им посредством факторинга превратить продажу с отсрочкой платежа в продажу с немедленной оплатой и таким образом ускорить движение своего капитала. Основным преимуществом предварительной оплаты является то, что ее размер представляет собой фиксированный процент от суммы долговых требований. Таким образом, поставщик автоматически получает больше средств при увеличении объема своих продаж.

Задача факторинговых  отделов – на договорной и платной  основе выполнять для предприятий  ряд кредитно-расчетных операций, связанных со скорейшим завершением  их расчетов за товары и услуги. В  настоящее время факторинговый  отдел может предоставлять своим  клиентам следующие основные виды услуг6:

– приобретать у предприятий-поставщиков  право на получение платежа по товарным операциям с определенного  покупателя или группы покупателей, состав которой заранее согласовывается  с факторингом (покупка срочной  задолженности по товарам, отгруженным  и услугам оказанным);

– осуществлять покупку  у предприятий-поставщиков дебиторской  задолженности по товарам, отгруженным  и услугам оказанным, неоплаченным в срок покупателями (покупка просроченной дебиторской задолженности).

Суть операций по услугам 1-й группы заключается в том, что  отдел за счет своих средств гарантирует  поставщику оплату выставляемых им на определенных плательщиком платежных  требований-поручений немедленно в  день предъявления их в банк на инкассо. В свою очередь, поставщик передает факторингу право последующего получения  платежей от этих покупателей в пользу факторинга на его счет. Досрочная (до получения платежа непосредственно  от покупателя) оплата платежных требований-поручений  поставщика фактически означает предоставление ему фактором кредита, который ликвидирует  риск несвоевременного поступления  поставщику платежа, исключает зависимость  его финансового положения от неплатежеспособности покупателя. В  результате, получив незамедлительно  денежные средства на свой счет, клиент фактора имеет возможность, в свою очередь, без задержки рассчитаться со своими поставщиками, что способствует ускорению расчетов и сокращает неплатежи в хозяйстве.

При покупке фактором просроченной дебиторской задолженности по товарным операциям он оплачивает поставщику за счет своих средств указанную  задолженность при определенных условиях: при сроке задержки платежа  не более трех месяцев и лишь при  получении от банка плательщика  уведомления о том, что плательщик не снят полностью с кредитования и не объявлен неплатежеспособным. Операции по переуступке клиентом фактору  просроченной дебиторской задолженности  имеют повышенную степень риска. Это обусловливает более высокий  размер комиссионного вознаграждения, уровень которого в 1,5-2 раза выше, чем  при покупке фактором задолженности  по товарам, отгруженным срок оплаты которых не наступил.

 

 

1.3 Типы соглашений  о факторинговом обслуживании

   В зависимости от различных требований поставщика и факторинговой компании разработан ряд вариантов внутренних факторинговых соглашений7:

1) соглашение о полном  обслуживании (открытом факторинге  без права регресса) заключается  обычно при постоянных и достаточно  длительных контактах между поставщиком  и факторинговой компанией. Полное  обслуживание включает в себя: полную защиту от появления  сомнительных долгов и обеспечение  гарантированного притока денежных средств; управление кредитом; учет реализации; кредитование в форме предварительной оплаты (по желанию поставщика) или оплату суммы переуступленных долговых требований (за минусом издержек) к определенной дате. За редким исключением полное обслуживание производится при условии, что поставщик переуступает факторинговой компании долги всех своих клиентов. С точки зрения компании это устранит возможность ее дискриминации, поскольку в противном случае поставщик может переуступить ей только те долговые требования, которые трудно инкассировать или по которым максимален кредитный риск. Такая система выгодна и для поставщика — ему не придется вести учет и осуществлять операции по отдельным, непереуступленным долговым требованиям. Таким образом, данное условие оптимально для обеих сторон;

2) соглашение о полном обслуживании с правом регресса уличается от такового без права регресса тем, что факторинговая компания не страхует кредитный риск, который продолжает нести доставщик. Это означает, что компания имеет право вернуть поставщику долговые требования на любую сумму, не оплаченные клиентами в течение определенного срока (обычно в течение 90 дней с установленной даты платежа).

Разновидностью факторингового соглашения о полном обслуживании является, агентское соглашение или соглашение об оптовом факторинге (открытом). Предприятие может наладить собственную эффективную систему учета и управления кредитом, тем не менее, оно будет нуждаться в защите от кредитных рисков и в кредитовании. В этом случае факторинговая компания может предложить заключение агентского факторингового соглашения, в соответствии с которым она будет приобретать неоплаченные долговые требования, а поставщик будет выступать в качестве се агента по их инкассированию. Надпись на счете будет уведомлять об участии в сделке факторинговой компании, но вместо указания совершить платеж в пользу последней будет оговорено, что платеж надо совершить на имя поставщика, выступающего в качестве ее агента, но в пользу факторинговой компании. Преимущество данного соглашения заключается в том, что снижаются расходы факторинговой компании по оценке кредитоспособности и, следовательно, плата, взимаемая с поставщика. Кредитование, предусматриваемое данным соглашением, аналогично кредитованию по соглашению о полном обслуживании. Однако оплата оставшейся части производится только после погашения долгов клиентами. Поскольку факторинговая компания в данном случае не оказывает непосредственного влияния на процесс инкассирования, она не может гарантировать осуществление платежа к определенной дате;

3) открытое или конфиденциальное  соглашение об учете (дисконтировании)  счетов-фактур заключается в том  случае, если поставщик заинтересован  только в кредитовании со стороны  факторинговой компании. Заключение  такого рода соглашения достаточно рискованно для факторинговой компании, выдвигающей в этом случае наиболее жесткие требования к поставщику, и имеет место лишь при условии, что финансовое положение последнего достаточно прочно. Дисконтирование счетов фактур является обычно одноразовой операцией, осуществляется селективно и не охватывает всего платежного оборота поставщика.

Таким образом, раскрытие  сущности организации и проведения факторинговых операций коммерческими  банками позволяет выделить главные  экономические достоинства факторинга:

– увеличение ликвидности, рентабельности и прибыли;

– превращение дебиторской  задолженности в наличные деньги;

– возможность получать скидку при немедленной оплате всех счетов поставщиков;

– независимость и свобода  от соблюдения сроков платежей со стороны  дебиторов;

– возможность расширения объемов оборота;

– повышение доходности;

– экономия собственного капитала;

– улучшение финансового  планирования.

 

 

 

 

 

 

1.4 История возникновения факторинга

Факторинг (от англ. factor - торговый агент, представитель) как услуга родился из естественного  желания торговцев, осуществляющих поставки с вынужденной отсрочкой, получать деньги непосредственно после  отгрузки, и при этом не рискуя. В  частности, в XVII - XIX веках для английских торговцев, осуществляющих поставки через  океаны, значительную роль играли факторинговые  компании, выступавшие в роли агентов. Эти агенты обеспечивали (гарантировали) оплату всех товаров, продаваемых от своего принципала. Постепенно факторинговые  компании кроме гарантий оплаты товаров  взяли на себя и финансирование поставщика.

Второй  этап бурного роста факторинговых  операций пришелся также на Европу, но уже на период после окончания  Второй мировой войны, когда множество  дебиторов были не в состоянии  осуществлять закупки товаров на условиях предоплаты и даже гарантировать  своевременность и аккуратность расчетов. Начавшийся тогда рост факторинговых  компаний и их оборотов фактически продолжается до сих пор. Востребованность при осуществлении современных  высоко конкурентных торговых операций, ее идеология, ориентированная прежде всего на интересы растущих торговых компаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Факторинговые  услуги в Казахстане

2.1 Развитие факторинга  в РК

В связи с расширением внешнеэкономической  деятельности казахстанские предприниматели  и банки второго уровня в современных  условиях активно занимаются поисками новых направлений надежного  возврата вложенных средств, новых  способов привлечения клиентов. Эти  обстоятельства обусловили возникновение потребности в факторинге как способе эффективного финансирования бизнеса.

Факторинг является самым быстрорастущим сегментом  международной финансовой индустрии - за последние 15 лет обороты по факторингу в мире увеличились в 10 раз и  достигли 1 трлн. долларов. При этом традиционные кредитные организации  в своей стандартной форме  не сильно преуспели в области  факторинга. Наибольшие обороты и  доходы демонстрирую факторинговые  компании, работающие не как кредитные  организации, а как специализированные факторинговые компании. Обусловлено  это прежде всего идеологическими  расхождениями, связанными с подходом к клиенту, между кредитными институтами  и факторинговыми компаниями.

Общемировым трендом является выделение факторинговых  операций из универсальных коммерческих банков, на худой конец в форме  факторинговой компании, как специализированного банка (если это требуется законом). Связано это также и с тем, что в банках, где факторинг, не является основным видом бизнеса, факторинговыми операциями обычно занимаются специалисты кредитных отделов. Как правило, они не имеют соответствующей квалификации и знаний, отдают предпочтение кредитованию, считают неэффективными вложения средств в развитие факторинга из-за его сложности, в том числе в части бухгалтерского учета, а также из-за большей, по их мнению, рискованности операций.

Спорным моментом в развитии факторинга являемся отношение факторинговых операций к услугам, т.e. определение факторинговых  услуг к финансовым или торговым.

В создавшихся условиях развития рынка  факторинговых услуг в Казахстане будет идти по нескольким направлениям. Первое направление связано с определением стратегических вариантов развития факторингового бизнеса: создание департамента факторинга в банке или специализированно факторинговой компании. Сторонники этого подхода связывают развитие факторинга в рамках банков с рядом обстоятельств, в частности: необходимостью управления ликвидностью; возможностью банка предложить клиенту целый комплекс финансовых услуг, в том числе факторинг: использованием краткосрочных кредитных ресурсов. Однако данный вариант имеет свои недостатки, связанные, во-первых, с особенностями системы принятия решений. В частности, работа с факторинговыми рисками требует специфического подхода, прежде всего - факторинговых систем оценки, которыми большинство банков в полной мере не владеют. В настоящее время банки при осуществлении факторинга используют кредитные технологии, что негативно сказывается на оперативности. Отметим, что, например, лизинговый бизнес казахстанских банков нередко выделен в отдельные компании, так как это самостоятельный продукт со своей специфической технологией. Во-вторых, сложности связаны с наличием внутренней конкуренции с кредитными подразделениями. Факторинг для банков оказывается привлекательным лишь в тактической перспективе - как расширение продуктовой линейки: в более долгосрочной перспективе невыгодным из-за высоких рисков и, соответственно, высокой себестоимости этого инструмента по сравнению с кредитом. До сих пор руководство многих банков рассматривает залог как более значимый фактор снижения риска, чем наличие уступленного денежного требования. В действительности же риски факторинга не столь высоки при использовании факторинговых систем оценки и функционирования бюро кредитных историй.

Информация о работе Факторинговые операции коммерческих банков