Факторы финансовой безопасности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 08:59, контрольная работа

Описание работы

Вопрос обеспечения экономической безопасности России как обязательного условия возрождения государства привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание совсем не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни и стали предметами обсуждений общественных организаций.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….……….3
Глава1.Факторы финансовой безопасности России…………................6
1.1.Финансовая безопасность.........................................................................................6
1.2.Существо задачи финансовой безопасности страны.........................8
Глава 2. Пути совершенствования системы финансовой
безопасности России..................................................................................................13
2.1 Существо проблемы финансовой безопасности РФ…………………………….13
2.2 Государственный финансовый контроль как средство
Решения проблемы финансовой безопасности России……………………17
Заключение……………………………………………………………………………23
Список литературы………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

контрольная по эк. безопасности.docx

— 42.99 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….……….3

Глава1.Факторы финансовой безопасности России…………................6

1.1.Финансовая безопасность.........................................................................................6

1.2.Существо задачи финансовой безопасности страны.........................8

Глава 2. Пути совершенствования  системы финансовой

безопасности России..................................................................................................13

2.1 Существо проблемы финансовой  безопасности РФ…………………………….13

2.2 Государственный финансовый  контроль как средство

Решения проблемы финансовой безопасности России……………………17

Заключение……………………………………………………………………………23

Список литературы………………………………………………………………….25

 

 

 

 

 

 

Введение

Необходимость защиты от нежелательных  воздействий из вне и решительных  внутренних изменений, т.е. потребность  в безопасности - это базовая, первостепенная потребность, как жизни отдельного индивида, семьи, так и различных  союзов людей, как общности, включая  общество и государство. В результате формирования рыночной экономики сфера  безопасного существования сузилась настолько, что хроническое и  массовое неудовлетворение данной потребности  оказывает отрицательное влияние  на развитие отдельных граждан, семей, организаций, государства и общества в целом, обостряя кризисное состояние  всех сфер его жизнедеятельности.

Экономическая безопасность государства представляет собой  сложное и многоплановое образование. Являясь частью системы национальной безопасности, она вместе с тем  составляет ядро для формирования всех входящих в ее структуру элементов:

· военной,

· технологической,

· продовольственной,

· экологической безопасности и др.

Обепонятно, что только проверенная, действенная система обеспечения  экономической безопасности станет гарантом суверенитета и независимости  России, ее стабильного и устойчивого  социально-экономического развития и  процветания.

Ключевым оружием могут  стать экономические методы. Не все  государства имеют свой конкурентоспособный  научно-технический потенциал и  зависят от техники и технологии из иных стран. Развивающиеся государства  зависят от политики МВФ и МБРР - финансовых структур экономически-развитых стран.

Экономика Советского Союза  имела отставание от экономик экономически-развитых стран. Если до середины 60-х гг. по уровню технико-экономического развития Советский  Союз отставал от развитых капиталистических  стран порядка 10, то через двадцать лет этот провал стал достигать 30 лет. Проведение не соответствующей хозяйственным  условиям реформ усугубило положение.

Открытость экономики  предоставила возможность заграничным  производителям взять российский рынок, из- за чего в экономике России начался  острый спад производства, который  пока еще продолжается. Под угрозой  находится национальная безопасность России. Крах уровня доходов и жизни  населения представляет угрозу государственности  России. Всему этому виной - состояние  экономики. Как его оценить, как  принимать решения по выводу её из затянувшегося кризиса? Проблема экономической  безопасности в зарубежной литературе рассматривается, по-видимому, достаточно давно, так как начало этому положил  ещё Рузвельт в 1938 году началом использования  термина экономическая безопасность. В Советском Союзе эти проблемы не рассматривались,(КГБ обращало свое внимание только на экономические преступления и внешнеторговые отношения). С началом  перестройки в Россию стали пробиваться  идеи экономической безопасности.

В 90-х годах в статьях  экономистов и в СМИ стал звучать  термин “экономическая безопасность”. Первые статьи по проблемам экономической  безопасности России появились в  конце 1995 года. Наиболее полно теоретическую  сторону вопроса рассмотрели  в журнале Вопросы экономики  №12 за 2000 год Л.Абалкин, А.Архипов  и др. Позже в дискуссию по данному  вопросу вступили многие крупнейшие российские экономисты.

Длительное время проблема экономической безопасности Правительством России была игнорирована. Имели место  попытки создания федеральных органов  по мониторингу и изучению данных вопросов (Комитет по защите экономических  интересов России при Президенте, Рабочая группа по экономической  безопасности при Правительстве  РФ), но без результата.

В данное время формирование концепции экономической безопасности сформировано.

Еще в 1995 году на заседании  межведомственной комиссии Совета Безопасности обсуждались и были приняты основные положения государственной стратегии  утвержденные Президентом. В 1996 году дважды проходили парламентские слушания в Совете Безопасности, посвященные  проблемам экономической безопасности. Но ни в Концепции среднесрочной  программы на 1997-2000гг., в Концепции  социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2005 года ни чего не было сказано о проблемах экономической  безопасности России, нет элементарного  анализа причин такого положения  в экономике.

Вопрос обеспечения экономической  безопасности России как обязательного  условия возрождения государства  привлекают к себе все более пристальное  внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание совсем не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни  и стали предметами обсуждений общественных организаций.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Факторы  финансовой безопасности России

    1. Финансовая безопасность

Важнейший элемент экономической  безопасности страны в современных  условиях - финансовая безопасность. И  вот почему. В современных условиях воздействие геофинансов, мировых  финансовых систем на отдельно взятое государство переходит на качественно  иной уровень. С учетом господствующего  положения, занимаемого финансовой составляющей в современной экономике, мы вправе характеризовать последнюю  как экономику, управляемую в  основе своем финансовым образом, через  финансовые механизмы, с помощью  финансовых рычагов, финансовых стимулов и в финансовых целях. А глобализм, демонстрируемый в настоящее  время экономической цивилизацией, как раз и создает условия  для установления особой финансовой власти, которая посредством владения мировыми деньгами и распоряжения стоимостью, управления финансовыми потоками дает возможность воздействовать как  на все мировое хозяйственное  пространство, так и на отдельные  государства. Например, вряд ли с позиций  стандартных теоретико-экономических  объяснений можно найти полные ответы на вопросы: почему в государстве  такой-то валютный курс, такие государственный  бюджет и платежный баланс, государственный  долг, такая-то учетная ставка, такие-то цены, доходы, финансовый кризис и т.д. Или кредит, данный государству, каков  он - "реально-денежный, или виртуально-безденежный, доверительный или насильственно-вменительный, хозяйственный или антихозяйственный, партнерский или эксплуататорский, объективно-потребностный или субъективно-придуманный, добровольный или обязательный, производительный или перераспределительный и  т.п.?". И это едва только отдельные  аспекты влияния геофинансов  на отдельную систему-страну.

Суть нового содержания финансовых потоков состоит в том, что  они, с одной стороны, отвлечены  от воспроизводственных циклов (уход в виртуальное геофинансовое  пространство), с другой стороны, они  наполняют новым содержанием  меновую стоимость.

В этой ситуации углубление процесса отхода от эквивалентного обмена и перелив финансовых потоков  в спекулятивный капитал формируют  новейшую историко-экономическую ситуацию, когда финансовое право (как часть финансового управления) получает новейшую функцию ассемблирования мировых денежных потоков. Баланс (четкое осмысление правовых и экономических критериев различия) между воспроизводственными финансами, опосредующими инвестиционный процесс, и виртуальными финансами, опосредующими в определенной части мировой финансовый рынок, становится одним из основополагающих элементов обеспечения эффективного получения национального дохода. .Неразграничение этих двух областей финансового-правового регулирования (реальных и виртуальных финансов ) ведет к скапливанию необоснованного национального долга, когда внешние финансовые обязательства России возрастают в зависимости от жанглирования реальными и виртуальными финансовыми обязательствами в мировом финансовом обороте". 
Необходимо отметить еще одну особенность, а точнее - угрозу кризиса современной мировой финансовой системы. Так, по расчетам ряда именитых экспертов, специалистов в области экономики и финансов (включая главу ФРС США Алана Гринспена) общество стоит на гране глобального и крупнейшего (со времен 1929-1933 гг.) финансового кризиса, плодом которого будет застой и упадок мировой экономики. Ряд экономистов считает, что кризис начнется в Америке, а уже оттуда распространится по всему миру. Для этих опасений есть реальные основания: "перегрев" фондового рынка, рост внешней задолженности Америки. Но все же отсутствует единая точка зрения по поводу самой вероятности кризиса и по поводу его предпосылок. Главный фактор вероятного мирового финансового кризиса узнают в диспропорции между новыми и традиционными секторами экономики США. В последних неуклонно падает рентабельность, а инвестиции уходят в иные сектора, которые пока не дают отдачи. Подчеркнем, что не все эксперты держатся пессимистической точки зрения.

В то же время, по мнению ряда экспертов, для кризиса есть вполне реальные основания - анализ волн Кондратьева, показывающих цикличность экономического развития, свидетельствует о кризисных  явлениях в период 2000-2003 гг.

Если кризис все-таки будет, это очевидно, что сильнее всех будут поражены слабые в финансово-экономическом  отношении страны (среди которых, пока, и Россия). Россия, по крайней  мере, должна предусматривать организации  предупреждения кризиса, максимально  смягчающие его огромные системные  негативные последствия.

В связи с вышеизложенным, роль финансовой безопасности в развитии российского государства тяжело переоценить.

 

1.2. Существо задачи финансовой  безопасности страны

Финансовая безопасность государства - основное условие его  способности осуществлять самостоятельную  финансово-экономическую политику в соответствии со своими национальными  интересами. В общем и целом, финансовая безопасность государства состоит  в способности его органов:

- обеспечивать постоянство  экономического развития государства;  обеспечивать устойчивость платежно-расчетной  системы и основных финансово-экономических  параметров;

- оградить воздействие  мировых финансовых кризисов  и преднамеренных действий мировых  акторов (государств, ТНК, субгосударственных  группировок и др.), теневых (кланово-корпоративных,  мондиалистских, мафиозных и др.) структур на национальную экономическую  и социально-политическую систему; 

- предотвращать крупномасштабную  утечку капиталов за границу, "бегство капитала" из реального  сектора экономики; 

- предотвращать конфликты  между властями разных уровней  по поводу распределения и  использования ресурсов национальной  бюджетной системы; наиболее оптимально для экономики страны привлекать и использовать средства иностранных заимствований;

- предотвращать преступления  и административные правонарушения  в финансовых правоотношениях  (в том числе легализацию - отмывание  - доходов, полученных преступным  путем).

Все вышеперечисленное тоже можно представить как отдельные  задачи (весь их перечень довольно обширен), которые должны разрешать аппараты государственной власти и управления в целях обеспечения безопасного  и эффективного функционирования не только элементов финансовой организации  государства, но и всех взаимосвязанных  с ней компонентов государственного устройства.

Как изложено в вышеуказанной  Государственной стратегии экономической  безопасности, "устойчивость финансовой системы определяется уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией  финансовых потоков и расчетных  отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, рынка ценных бумаг, снижением внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности". В принятой Государственной  стратегии экономической безопасности собственно финансовые ее аспекты освещены явно недостаточно (вопросы финансовой системы упомянуты лишь вскользь и далеко не полно). Финансы - это  канал проникновения, позволяющий  контролировать извне страну-должника. Внешний контроль может быстро распространиться на все стороны экономической, а  затем и социальной жизни. Так  обретают черты новые формы вассалитета  и колониализма. И чем больше у  государства возможностей контролировать пространство финансов в границах деятельности государства, тем увереннее можно  говорить о существовании/продолжении  традиционных суверенных прерогатив государства  и, следовательно, его особого пространства. Если в международных отношениях запрещено использование военной  мощи, то использование экономической  и особенно финансовой мощи дает возможность обеспечить столь же насильственное проникновение в страну-соперницу, как это можно сделать с помощью самолетов и танков: предприятия нельзя разбомбить, но можно закрыть, людей нельзя убить, но можно сделать безработными или, по существу, рабами.

Информация о работе Факторы финансовой безопасности России