Факторы финансовой безопасности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 08:59, контрольная работа

Описание работы

Вопрос обеспечения экономической безопасности России как обязательного условия возрождения государства привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание совсем не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни и стали предметами обсуждений общественных организаций.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….……….3
Глава1.Факторы финансовой безопасности России…………................6
1.1.Финансовая безопасность.........................................................................................6
1.2.Существо задачи финансовой безопасности страны.........................8
Глава 2. Пути совершенствования системы финансовой
безопасности России..................................................................................................13
2.1 Существо проблемы финансовой безопасности РФ…………………………….13
2.2 Государственный финансовый контроль как средство
Решения проблемы финансовой безопасности России……………………17
Заключение……………………………………………………………………………23
Список литературы………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

контрольная по эк. безопасности.docx

— 42.99 Кб (Скачать файл)

Угрозы финансовой безопасности России

Угрозы финансовой безопасности России можно подразделить на внутренние и внешние. Внутренние угрозы порождаются  в основном неадекватной финансово-экономической  политикой, элементарными просчетами органов власти и управления, ошибками, злоупотреблениями и иными отклонениями (бесхозяйственность, волокита, разнообразные  экономические преступления и т.д.) в управлении финансовой системой государства. В современных условиях особую роль играют внешние угрозы. Среди основных причин возникновения внешних угроз  финансовой безопасности России, по моему  мнению, следует выделить следующие:

- стремительное развитие  процесса транснационализации экономических  связей, интернационализации мирового  хозяйства (называемого глобализацией);

- постоянное увеличение  огромной массы капиталов, крайняя  подвижность которых создает  напряженную обстановку, высокая  степень концентрации финансовых  ресурсов как на макроэкономическом  уровне (бюджетные системы государств  и международных организаций), так  и на глобальном уровне (межгосударственная  экономическая интеграция, включая  ее финансовую и валютную составляющую);

-растущая автономизация  субгосударственных субъектов (ТНК,  ТНБ и др.), располагающих значительной  финансовой властью, их влияние  на хозяйственные комплексы отдельных  стран; 

- высокая степень мобильности  и взаимосвязи финансовых рынков  на базе новейших информационных  технологий;

- многообразие финансовых  инструментов и высокая степень  их динамизма; 

- беспрецендентное взаимопроникновение  внутренней и внешней политики  государств, которые все больше  и больше зависят от мировых  финансов (многие специалисты признают, что глобальная финансовая система  больше не проводит границу  между внутренней и внешней  экономической политикой страны, обе они проникают друг в  друга и формируют друг друга  по мере того, как глобальные  рынки переносят последствия  внутренней политики любой страны  также на экономики других  стран);

- усиление конкуренции  и трений между государствами  в экономической и иных сферах, использование мощными экономическими  факторами стратегий завоевания  мирового экономического пространства;

- чрезмерная зависимость  национальных экономик (в частности,  бюджетного сектора) от иностранного  краткосрочного спекулятивного  капитала, делающая их финансовые  системы чрезвычайно уязвимыми; 

- глобальное нарастание  неустойчивости мировой финансовой  системы, возникновение угрожающих  кризисных тенденций, неспособность  современных финансовых институтов (в том числе международных)  эффективно их контролировать.

В таких условиях проблему финансовой безопасности России трудно переоценить. Поэтому, в современных  условиях особую актуальность имеет  задача разработки государственной  стратегии финансовой безопасности.

По моему мнению, государственная  стратегия финансовой безопасности России должна включать как минимум:

- определение геофинансовых  зон влияния России (исходя из  экономической, климатической, этнонациональной  и иной общности народов России);

- определение критериев  и параметров (количественных и  качественных пороговых значений) финансовой системы России, отвечающих  требованиям финансовой безопасности;

- разработку механизмов  и мер идентификации угроз  финансовой безопасности России  и их носителей; 

- характеристику областей  их проявления (сфер локализации  угроз);

- установление основных  субъектов угроз, механизмов их  функционирования, критериев их  воздействия на национальную  экономическую (включая финансовую) и социально-политическую систему; 

- разработку методологии  прогнозирования, выявления и  предотвращения возникновения факторов, определяющих возникновение угроз  финансовой безопасности, проведения  исследований по выявлению тенденций  и возможностей развития таких  угроз; 

- организацию адекватной  системы органов государственного  финансового контроля (ГФК), соответствующей  определенным геофинансовым зонам; 

- формирование механизмов  и мер финансово-экономической  политики и институциональных  преобразований, нейтрализующих или  смягчающих воздействие негативных  факторов;

- определение объектов, предметов,  параметров контроля за обеспечением  финансовой безопасности России.

В то же время возникает  необходимость разработки системы  мер по регулированию специальными государственными органами в России мировых финансовых потоков, воздействующих на Россию, в соответствии с ее национальными  интересами (включая меры по предотвращению негативного влияния на воспроизводственные  процессы по сути навязанных иностранных  займов или по предотвращению возникновения каких-либо финансовых обязательств, не подкрепленных правовыми или этическими нормами).

При этом в России есть необходимость  выработки правовых и финансовых приемов борьбы с нечистоплотным поведением контрагентов по внешнеэкономическим  договорам для защиты национальной финансовой системы от финансовых кризисов вызванных из вне, механизмы защиты от всевозможных финансовых рисков, от несогласующихся со стратегией государственного развития инвестиций, механизмы обеспечения  подобающего для России участия  в перераспределении мирового дохода и т.д.

Учет геоэкономических и  геофинансовых интересов России жизненно необходим в государственном  управлении.

 

Глава 2. Место и роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России

2.1 Существо проблемы финансовой  безопасности РФ

 

Финансовая безопасность государства является основным условием его способности осуществлять самостоятельную  финансово-экономическую политику в соответствии со своими национальными  интересами.

Сущность финансовой безопасности Российской Федерации, в общем и  целом можно определить как состояние  экономики, при котором обеспечивается формирование положительных финансовых потоков государства в объемах, необходимых для выполнения государственных  задач и функций.

Финансовая безопасность обуславливается, прежде всего, способностью государственных органов:

- обеспечивать устойчивость  финансово-экономического развития  страны;

- обеспечивать устойчивость  платежно-расчетной системы и  основных финансово-экономических  параметров;

- обеспечивать защиту  отечественных товаропроизводителей  от дискриминационной политики  иностранных государств, а также  в соответствующих случаях оказывать  консультативную, техническую и  иную возможную помощь российским  организациям в рамках пресечения  недобросовестной политики зарубежных  конкурентов и контрагентов по  договорам;

- нейтрализовывать воздействие  мировых финансовых кризисов  на национальную экономическую  и социально-политическую систему;

- предотвращать крупномасштабную  утечку капиталов за границу,  “бегство капитала” из реального  сектора экономики; 

- предотвращать конфликты  между властями разных уровней  по поводу распределения и  использования ресурсов национальной  бюджетной системы;

- наиболее оптимально  для экономики страны привлекать  и использовать средства иностранных  заимствований;

- предотвращать преступления  и административные правонарушения  в финансовых правоотношениях.

Угрозы финансовой безопасности России можно подразделить на внутренние и внешние. Внутренние угрозы порождаются  в основном:

- неэффективной системой  ГФК (в частности - коммерческих  организаций);

- низким уровнем организации  систем финансовой безопасности  в коммерческих организациях;

- низкой способностью  финансовой системы обеспечить  воспроизводство (взаимные неплатежи,  нарушения гарантированного бюджетного  финансирования и т.д.);

- низкой способностью  финансовой системы обслуживать  государственный долг, неадекватной  финансово-экономической политикой;

- нестабильностью и низкой  эффективностью многих финансовых  институтов, отсутствием целостности  правового обеспечения (в том  числе государственного регулирования  финансовых рынков);

- структурным кризисом  и криминализацией фондового  рынка;

- элементарными просчетами  органов власти и управления;

- ошибками, злоупотреблениями  и иными отклонениями в управлении  финансовой системой государства;

В современных условиях особую роль играют внешние угрозы. Среди  основных причин возникновения внешних  угроз финансовой безопасности России следует выделить следующие:

- стремительное развитие  процесса транснационализации экономических  связей, интеграция национальных  финансовых рынков, интернационализации  мирового хозяйства (называемого  глобализацией);

- относительное ослабление  регулирования мировых финансовых  рынков (при увеличении их объемов  и оборотов операций, росте конкуренции  между ними);

- расширение мировой финансовой  системы за счет вхождения  в мировую экономику развивающихся  стран (возрастает глобальная  неустойчивость);

- постоянное увеличение  огромной массы капиталов (включая  потоков капиталов между странами;

- тенденция к концентрации  капиталов, растущая автономизация  глобальных коммерческих и финансовых  конгломератов, или субгосударственных  экономических субъектов (ТНК,  ТНБ и др.), располагающих значительной  финансовой властью, рост их  влияния на народнохозяйственные  комплексы отдельных стран (в  первую очередь, на Россию);

- рост интенсивности финансовых  трансакций, высокая степень мобильности  и взаимосвязи финансовых рынков  на базе новейших информационных  технологий;

- многообразие финансовых  инструментов и высокая степень  их динамизма;

- беспрецедентное взаимопроникновение  внутренней и внешней политики  государств (включая Россию), которые  все больше и больше зависят  от мировых финансов;

- усиление конкуренции  между Россией и иными государствами  в экономической и иных сферах;

- размерная зависимость  национальных экономик (в частности,  бюджетного сектора) от иностранного  краткосрочного спекулятивного  капитала, делающая их финансовые  системы чрезвычайно уязвимыми;

- глобальное нарастание  неустойчивости (изменчивости и  непредсказуемости) мировой финансовой  системы, возникновение угрожающих  кризисных тенденций, неспособность  современных финансовых институтов (в том числе международных)  эффективно их контролировать.

В таких условиях проблему финансовой безопасности России трудно переоценить. Поэтому в современных  условиях особую актуальность имеет  задача разработки государственной  стратегии обеспечения финансовой безопасности. Особую же роль в решении  проблемы финансовой безопасности Российской Федерации должна играть действенная  система ГФК хозяйствующих субъектов.

 

2.2 Государственный финансовый  контроль как средство решения  проблемы финансовой безопасности  России

 

Проблему финансовой безопасности страны во многом решает эффективный  ГФК экономических субъектов. ГФК  экономических субъектов в аспекте  обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации должен быть организован  в соответствии с общей стратегией обеспечения финансовой безопасности страны. Данная же стратегия должна включать в себя как минимум:

- разработку механизмов  и мер идентификации угроз  и их носителей;

- установление основных  субъектов, или носителей, угроз  (субъектов хозяйствования), механизмов  их функционирования, критериев  их воздействия на национальные  экономическую и социально-политическую  системы;

- разработку методологии  прогнозирования, выявления и  предотвращения возникновения факторов, обуславливающих угрозы финансовой  безопасности, а также методологии  проведения исследований по выявлению  тенденций и возможностей развития  таких угроз; 

- определение объектов  и предметов контроля за обеспечением  финансовой безопасности страны;

Информация о работе Факторы финансовой безопасности России