Факторы финансовой безопасности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 08:59, контрольная работа

Описание работы

Вопрос обеспечения экономической безопасности России как обязательного условия возрождения государства привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание совсем не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни и стали предметами обсуждений общественных организаций.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….……….3
Глава1.Факторы финансовой безопасности России…………................6
1.1.Финансовая безопасность.........................................................................................6
1.2.Существо задачи финансовой безопасности страны.........................8
Глава 2. Пути совершенствования системы финансовой
безопасности России..................................................................................................13
2.1 Существо проблемы финансовой безопасности РФ…………………………….13
2.2 Государственный финансовый контроль как средство
Решения проблемы финансовой безопасности России……………………17
Заключение……………………………………………………………………………23
Список литературы………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

контрольная по эк. безопасности.docx

— 42.99 Кб (Скачать файл)

- разработку системы количественных  и качественных показателей, или  индикаторов, финансовой безопасности  как для отдельных стратегически  важных для страны предприятий,  так и для отраслей экономики  (звеньев финансовой системы), а  также для страны в целом  (интегральные показатели);

- определение параметров  показателей финансовой безопасности, разработку методики их определения,  классификации и оценки, а также  процедур мониторинга с соответствующим методическим, организационным, информационным и техническим обеспечением;

- формирование механизмов  и мер финансово-экономической  политики и институциональных  преобразований, нейтрализующих или  смягчающих воздействие негативных  факторов;

- организацию адекватной  системы органов контроля за  финансовой безопасностью страны.

Направления же совершенствования  ГФК экономических субъектов  в аспекте обеспечения финансовой безопасности государства должны определяться в зависимости от специфики последних (как объектов ГФК).

Из наиболее важных направлений  совершенствования контроля за иностранными деловыми партнерами российских предприятий  в аспекте обеспечения финансовой безопасности страны следует отметить следующие:

- совершенствование контроля  за монопольной скупкой акций  стратегически значимых для России  предприятий зарубежными организациями  (особенно на вторичном рынке);

- совершенствование законодательства  о соглашениях о разделе продукции  (с точки зрения четкости механизмов  контроля иностранных партнеров);

- разработку механизмов  превентивного контроля иностранных  организаций;

- совершенствование контроля  финансово-хозяйственной деятельности  иностранных организаций в России (контроля за операциями нерезидентов  на фондовом рынке России и  т.д.);

- разработку систем государственного  контроля за привлечением и  использованием средств иностранных  заимствований и др.

Одним из важных средств  обеспечение финансовой безопасности страны следует считать контроль привлечения и использования  средств займов международных финансово-экономических  организаций (МВФ, МБРР и др.).

Трудно переоценить важность займов международных финансово-экономических  организаций (МФЭО) для укрепления российской экономики (особенно в условиях бюджетного дефицита), построения развитого рыночного  хозяйства в нашей стране. Проблемы недостатка финансовых ресурсов для  развития отечественного высокотехнологичного производства вопросы оптимизации  привлечения и использования  займов МФЭО становится все более  актуальными. Вполне очевидно, что и  привлекать и использовать займы  МФЭО необходимо на основе принципов  законности, целесообразности и эффективности.

Одной из существенных проблем  сегодня является отставание в темпах использования средств по сравнению  с темпами использования времени  по предоставленным займам. Замедление же темпов расходования заимствованных средств влечет за собой дополнительные расходы по выплате комиссий МФЭО. Таким образом, привлечение и  использование заемных средств  должно обеспечиваться эффективным  и действенным контролем ответственных  государственных организаций и  иных хозяйствующих субъектов, непосредственно  участвующих в реализации проектов. При этом предварительный и текущий  контроль должен осуществляться соответственно на стадии подготовки проектов и привлечения  соответствующих займов и в процессе реализации проектов. Следует отметить, что отчеты органов ГФК свидетельствуют  о том, что некоторые государственные  органы, на которых в соответствии с законодательством РФ возложены  функции контроля за привлечением и  использованием займов МФЭО, не выполняют  свои функции надлежащим образом, что  в принципе способствуют многочисленным нарушениям при использовании займов и реализации соответствующих проектов.

Одно из наиболее ярко выраженных полей деятельности субгосударственных финансовых систем - разнообразные  транснациональные бизнес-структуры (ТБС), включая транснациональные корпорации (ТНК), транснациональные банки (ТНБ) и т.п. Мощные экономические факторы (в первую очередь ТНК и ТНБ), действующие в глобальных масштабах, пытаются для облегчения своих целей завоевания экономического пространства “денационализировать” территорию государств. Это особенно характерно для сферы экономики и финансов.

В связи с этим контроль функционирования ТБС для финансовой безопасности страны приобретает особую важность. Для контроля ТБС необходимо установить определенные предметы и  параметры контроля, разработать  специальные модели, формулы и  т.п. Например, направлениями контроля ТБС (кроме контроля многочисленных показателей их финансово-хозяйственной  деятельности) с точки зрения их угроз финансовой безопасности государства  могут быть:

- взаимодействие и взаимозависимость  между различными ТБС, их конфигурация  в “экономическом пространстве”  государства;

- юридические адреса и  наименования основных иностранных  партнеров ТБС (связанных сторон), формы их взаимоотношений, финансовые  между ними трансакции, гражданство  членов советов директоров и  т.п.;

- происхождение, циркуляция  и трансформация инициируемых  ими финансовых потоков (прямых  и портфельных инвестиций, кредитов  и т.д.), методы и результаты  воздействия на национальную  экономическую систему (включая  вклад в теневой сектор);

- механизмы влияния ТБС  на общество и государство  (предоставление рабочих мест, воздействие  рекламными и иными методами  на общественную психологию, лоббирование  в органах власти нужных государственных  решений, тех или иных нормативно-правовых  актов, скрытое финансирование  политических и иных общественных  структур и т.д.);

- логика их политики, их  комбинации и чередование на  экономическом “поле” страны  и т.д.

При этом необходимо выявить  основные ТБС (или их систему), способные  оказывать влияние на макроэкономические показатели государства, установить их цели и стратегии. Все это позволяет  в дальнейшем наладить системы ГФК  за такими субъектами.

Одним из основных вопросов обеспечения финансовой безопасности России является формирование системы  соответствующих контрольных органов.

В связи с широким спектром геофинансовых вопросов необходима именно система контрольных органов. Для системной координации работы по контролю за обеспечением финансовой безопасности целесообразно создать  специальную службу - Центральное  геоэкономическое управление (ЦГУ), которое  будет осуществлять направление  и координацию работы соответствующих  подразделений спецслужб по сбору  информации о состоянии финансовой безопасности Российской Федерации (внутри страны и за рубежом), а также ее обработку, учет, анализ и передачу в Совет Безопасности РФ для принятия соответствующих решений.

Возникает необходимость  исследования и обоснования системы  направлений деятельности Счетной  палаты РФ. Необходимо направить деятельности по контролю за обеспечением финансовой безопасности Российской Федерации  в ходе бюджетного процесса. В связи  с этим в первую очередь представляется необходимой разработка соответствующей  нормативно-правовой базы, где должны быть определены внутренние и внешние  угрозы, а также критерии, на основании  которых действия участников бюджетного процесса могут быть признаны наносящими ущерб финансовой безопасности Российской Федерации. Счетная палата РФ будет  давать оценку соблюдению этих критериев  и подготавливать соответствующие  доклады парламенту (а также доводить информацию до широкой общественности). В то же время должны быть разработаны  принципы раскрытия информации в  отчетности органов исполнительной власти (отчетности о ведении финансово-хозяйственной  деятельности, отчетности об использовании  государственных финансовых ресурсов, заемных ресурсов международных  организаций и т.д.), исходя из требований к обеспечению финансовой безопасности России. При этом Счетная палата РФ будет выражать также и свое аргументированное профессиональное мнение о существенности предъявляемой отчетности для оценки обеспечения финансовой безопасности.

Кроме этого, должна быть создана  информационная система для всестороннего  и объективного мониторинга хода бюджетного процесса, включающая выявление  и прогнозирование внутренних и  внешних угроз финансовой безопасности Российской Федерации. На основе получаемой информации должен разрабатываться  комплекс оперативных мер и долгосрочных мер по противодействию негативным факторам, а также по предупреждению и преодолению возможных негативных последствий угроз.

Следует подчеркнуть, что  основным фактором обеспечения финансовой безопасности страны в ходе бюджетного процесса должно являться полное доверие  между федеральным Правительством и регионами, финансовые взаимоотношения  которых должны быть построены на принципах законности, эффективности, целесообразности, прозрачности (или  открытости для общества), баланса  ответственности и ресурсов, реального  согласования всех решений по аспектам, затрагивающим интересы регионов (по поводу уменьшения налоговой базы и  т.д.).

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключении, в первую очередь  представляется необходимой разработка соответствующей нормативно-правовой базы, где кроме всего прочего  должны быть определены внутренние и  внешние угрозы, а также критерии, на основании которых действия участников бюджетного процесса могут быть признаны наносящими ущерб финансовой безопасности Российской Федерации. Иными словами, следует определить критерии, позволяющие  судить о соблюдении теми или иными  государственными органами, а также  негосударственными хозяйствующими субъектами требований финансовой безопасности РФ. Счетная палата РФ будет давать оценку соблюдению этих критериев и подготавливать соответствующие доклады парламенту (а также доводить информацию до широкой общественности).

В то же время должны быть разработаны принципы раскрытия  информации в отчетности государственных  органов (отчетности о ведении финансово-хозяйственной  деятельности, отчетности об использовании  государственных финансовых ресурсов, заемных ресурсов международных  организаций и т.д.), исходя из требований к обеспечению финансовой безопасности РФ. При этом Счетная палата РФ будет  выражать также и свое аргументированное  профессиональное мнение о существенности предъявляемой отчетности для оценки обеспечения финансовой безопасности (а также для контроля за соблюдением  финансовых интересов РФ).

Кроме этого должна быть создана информационная система  для всестороннего и объективного мониторинга хода бюджетного процесса, включающая выявление и прогнозирование  внутренних и внешних угроз финансовой безопасности Российской Федерации. На основе получаемой информации должен разрабатываться комплекс оперативных  и долгосрочных мер по противодействию  негативным факторам, а также по предупреждению и преодолению возможных  негативных последствий угроз.

Общественный контроль, направленный на укрепление государственности решит  и проблему отчужденности членов общества от нанятого ими для управления собой государства. Создание общественно-государственных  контрольных организаций будет  являться первым шагом на пути построения органов власти и управления на базе общественно-государственных структур. Все это позволит в перспективе начать строительство демократического гражданского самоуправления в России с целью обеспечения реального служения политических институтов человеку, обеспечения реальной независимости а, следовательно, и безопасности, в т.ч. и экономической.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. “Государство и рынок:  американская модель” - М.: Анкил, 2005.- С.10).

2. Осипов Ю.М. Финансовая  экономика как высшая форма  бытия экономики. Материалы к  докладу на международной научной  конференции “Финансовая экономика:  концепция, структуры, менеджмент”. - Москва, МАИ, апрель 2003 г

3. О безопасности: Сборник  законодательных и нормативных  документов по состоянию на  февраль 1998 г. - М., Буквица, 1998 г. (Серия  “Федеральное законодательство”)

4. . Тамбовцев В.Л. Экономическая  безопасность хозяйственных систем: структура, проблемы. // Вестник МГУ.  Серия 6 "Экономика". 1995. №3.

5. ."О Государственной  стратегии экономической безопасности  Российской Федерации (Основных  положениях)". Указ Президента  Российской Федерации от 29.04.96 г.  №608

6. .М.Арсентьев. Экономическая  безопасность. Обозреватель, №5, 1998 г.

7. В.С.Загашвили. Экономическая  безопасность России. М., ЮристьБ  2006

8. Основы экономической  безопасности (государство, регион, предприятие, личность)./Под ред.  Олейникова Е.А. М, ЗАО “Бизнес  школа “Интел-Синтез”, 

9. .К.Х.Ипполитов. Экономическая  безопасность: стратегия возрождения  России. М., Российский Союз предприятий  безопасности, 1996 г.

10. Лаптев В.В. Введение  в предпринимательское право.//М.  Институт государства и права  РАН.1994

11. Кочетов Э., Петрова  Г. Геоэкономика: финансы реальные  и виртуальные (финансовый дуализм  и его правовые аспекты)//Общество  и экономика. - 2003. - №1.

12. Клейн Н.И. Предпринимательское  право. Курс лекций //М. Юридическая  лит. 1993г.

13. Светин Е. Финансовый  кризис. //Финансовая Россия. - 2004. - август. - №30 - С.15.

Информация о работе Факторы финансовой безопасности России