Факторы, влияющие на спрос и предложение на российском рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть факторы, влияющие на спрос и предложение на российском рынке.
Выделяется ряд задач:
1. Рассмотреть теоретические положения спроса и предложения: понятия, законы и их кривые.
2. Проанализировать факторы на российском рынке.
3. Сделать анализ спроса и предложения на определенный продукт, производимый в Вологодской области.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………...5
1.1 Понятие спроса, закон спроса и кривая спроса……………………………..5
1.2 Понятие предложения, закон предложения и кривая предложения………6
1.3 Рыночное равновесие………………………………………………………....8
1.4 Факторы, влияющие на спрос и предложение………………………………9
2 АНАЛИЗ ФАКТОРОВ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ……………………….12
2.1 Потребительские ожидания…………………………………………………12
2.2 Индекс потребительских цен……………………………………………….15
3 АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ «ВОЛОГОДСКОГО МАСЛА»…………………………………………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

KR_Ponomareva.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

4) число производителей. Существует прямая зависимость  между количеством продавцов  и предложением на рынке;

5) ценовые  ожидания продавцов. Если ожидается  повышение цен на данный товар,  то производители придержат его в данный момент и наоборот.

6) цены на  сопутствующие товары [10].

 

2 АНАЛИЗ ФАКТОРОВ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ

2.1 Потребительские ожидания

Российские потребители – оптимисты в отношении личного благосостояния, несмотря на неопределенность с доходами в посткризисный период, хотя в 2013 году крупные покупки люди предпочитают откладывать. Но перспективы страны они оценивают менее позитивно. Об этом свидетельствует рассчитанный Сбербанк-CIB «Индекс Иванова», названный по самой распространенной в стране фамилии. «Иванов» символизирует средний класс, пишут авторы исследования – коллектив аналитиков под руководством Энди Смита. Опрос проводился в январе 2013 года, в нем приняли участие 2300 респондентов 18 – 65 лет из 164 городов с населением более 100 тыс. жителей. Они отвечали на 2 основных вопроса – ухудшились или улучшились экономические условия лично для них и как это влияет на ваше потребление товаров и услуг. Доход чуть более 30% респондентов – 10 – 15 тыс. рублей в месяц, 21% получают 20 – 25 тыс. рублей, а 22% – более 25 тыс. рублей. Доходы остальных – менее 10 тыс. рублей, свидетельствует исследование. Такая выборка расходится с данными Росстата: там людей с доходом выше 10 – 15 тыс. рублей всего 20%, а получающих более 15 тыс. рублей – в целом больше. Январское базовое значение индекса потребительских ожиданий – минус 4%. Результаты исследования Сбербанк-CIB и Росстата относительно потребительских ожиданий расходятся. Общий индекс на январь 2013 года у Росстата – минус 8%. По параметру ожиданий от российской экономики это –16% (Сбербанк) и –7% (Росстата) соответственно, по доходам на текущий год – +27% и –3%, а по большим покупкам –28% и –19%. По данным Сбербанка, в 2012 году у 32% опрошенных доходы снизились, а у 25% – повысились. У остальных ничего не изменилось. Тем не менее 44% респондентов ожидают улучшения ситуации в собственных финансах, 16% – ухудшения, остальные – без изменений. У 26% опрошенных вообще нет сбережений. Больше всего российских потребителей беспокоит инфляция (69%) и угроза безработицы (47%). Люди стали больше обращать внимание на цены: они стали ключевым фактором при выборе магазина и самой покупки для 37% граждан. В гипермаркетах и крупных супермаркетах покупки делают 36% российских потребителей, а в Москве этот показатель – 38%. Причем покупатели меньше обращают внимание на интерьер супермаркетов и качество услуг – лишь бы продукты были дешевле и качественнее. Соотношение «цена – качества» важно для 74% потребителей вне зависимости от достатка. По меньшей мере 40% «Ивановых» хотя бы раз в месяц делают покупки онлайн, а 26% дела с интернет-торговлей никогда не имели, говорится в исследовании. Автомобиль остается предметом демонстрации достатка. Несмотря на то, что большинство опрошенных (41%) говорят о необходимости отложить крупные покупки до достижения страной лучших темпов роста, 42% автовладельцев в ближайшие два года планируют сменить машину. У большинства «Ивановых» есть жилье, только 11% его арендуют, свидетельствует опрос. Новый дом или квартиру хотели бы купить почти половина респондентов. Самые слабые надежды на это у владельцев малогабаритных квартир. В то же время ипотека остается недоступной: ее для покупки жилья планируют взять всего 37% опрошенных. Большинство – 92% – считают, что коррупция негативно сказывается на экономике. 71% опрошенных полагают, что экономика нестабильна или опасно нестабильна, 24% думают иначе. Чрезвычайно высоким – 38% – остается число тех, кто готов эмигрировать за границу, если там экономические и социальные условия для них будут лучше. И только 23% готовы переехать в другой российский город. У трети «Ивановых» нет детей, а 10% не хотят их вовсе. Причем, рожать больше склонны либо бедные, либо богатые. Средний класс предпочитает иметь только одного ребенка, свидетельствует опрос. Российская экономика продолжает оставаться ориентированной на сырьевые отрасли: две трети фондового рынка занимают нефтяные, газовые, металлургические, горнодобывающие и машиностроительные компании. «Российские добывающие отрасли остаются крайне важными в свете обеспечения двух третей экспорта и почти половины национальных доходов, но на самом деле они мало внесли (если вообще внесли) в экономический рост за последние пять лет», – подчеркивается в исследовании. Тогда как с 2004 года более 80% ежегодного прироста ВВП давал потребительский сектор. Он находится в аномально депрессивном состоянии из-за рискованного «нефтяного» имиджа России, говорится в исследовании. По сравнению с развитыми экономиками российский потребрынок самый быстрорастущий. Он уже занимает пятое место в мире и второе в Европе (после Германии). В европейские лидеры Россия, по прогнозам аналитиков Сбербанк-CIB, выйдет в 2020 году. Если в 2000 году оборот российского потребрынка оценивался в $60 млрд., то в 2013 году уже в $660 млрд. За это время средняя зарплата выросла с $50 до $850. Реальные располагаемые доходы почти сравнялись с европейскими. Но в России меньше налог на доходы физических лиц (13% и вряд ли повысится в ближайшие годы) и значительно ниже уровень долговой нагрузки на домохозяйства. Потенциал роста оборота российского потребительского сектора к 2025 году, по подсчетам McKinsey, – $3 трлн. ежегодно. Отрасли, ориентированные непосредственно на внутренний спрос, выступят главными бенефициарами продолжающегося структурного роста, считают в Сбербанк-CIB. Компании, работающие в этих отраслях, оцениваются с существенным дисконтам к аналогам на других развивающихся рынках – от 25% до 50% по коэффициенту P/E (стоимость бизнеса к выручке) и EV/EBITDA (стоимость к доналоговой прибыли), хотя стоимость бизнеса растет быстрее (среднегодовой прогнозный темп прироста доходности акций в 2012 – 2015 годах превышает 20%). «Мы уверены, что масштабы дисконта по отношению к аналогам из других развивающихся стран в течение нескольких лет сократятся до 1015%», – говорится в исследовании. Причинами, по их расчетам, станут темпы роста доходов, превышающие темпы роста рынка, увеличение денежного потока и возврата на инвестиции, улучшение корпоративного управления, реформы финансового сектора и антикоррупционная кампания властей [13].

2.2 Индекс потребительских цен

Индекс потребительских  цен в декабре 2011 г. к декабрю 2010 г. составил 105,7% (в среднем по РФ – 106,1%), в т.ч.:

– на продовольственные товары: 103,6% (РФ – 103,9%);

– на непродовольственные товары: 108,1% (РФ – 106,7%);

– на платные услуги населению: 105,5% (РФ – 108,7%).

В среднем за декабрь 2011 года цены выросли на 0,4%.

В крупных торговых сетях Вологодской области в наблюдаемой группе социально-значимых товаров наибольший рост цен на конец декабря 2011 года к декабрю 2010 года отмечен на следующие продовольственные товары:

– рыба с/м – на 45,6%;

– маргарин – на 31%;

– пшено – на 20,2%;

– соль – 17,7%;

– хлеб пшеничный – 10,7%.

Следует также отметить, что в период с июля по сентябрь 2011 года в области наблюдалась дефляция, связанная, прежде всего, с сокращением цен на продовольственные товары.

Стоимость минимального набора продуктов питания по области  в декабре 2011 года составила 2640 рубля в расчете на месяц и по сравнению с декабрем 2010 года снизилась на 5,7%. В среднем по России в конце декабря 2011г.  стоимость минимального набора составила 2419,9 рубля. За месяц она выросла на 0,9% (с начала года – снизилась на 6,1%).

Индекс потребительских  цен в ноябре 2011 г. к декабрю 2010 г. составлял 105,3% (в среднем по РФ – 106,1%), в т.ч.:

– на продовольственные товары: 102,9% (РФ – 103,2%);

– на непродовольственные товары: 107,7% (РФ – 106,3%);

– на платные услуги населению: 102,4% (РФ – 108,4%)

В среднем за ноябрь 2011 года цены выросли на 1,8%, при этом на продовольственные товары – на 2,9%. В Вологодской области в ноябре 2011 года по сравнению с декабрем 2010 года цены на продовольственные товары (без алкогольных напитков) повысились на 2,1%, алкогольные напитки стали дороже на 8,1%. Среди продовольственных товаров повысились цены по отношению к декабрю 2010 года: на филе рыбное мороженое – на 28%, маргарин и маргариновую продукцию – на 25%, чай, кофе – на 15,8%, водку – на 11,2%, изделия мучные кондитерские – на 10,5%, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки – на 8,9%, молоко питьевое, колбасные изделия, консервы фруктово-ягодные – на 7,4%, говядину, полуфабрикаты мясные и консервы рыбные – на 5,4%, сыр – на 3,8%, творог – на 3,2%. В ноябре 2011 года к уровню декабря 2010 года отмечено снижение цен на следующие продовольственные товары:

– овощи – на 42,1%;

– плодоовощная продукция, включая картофель – на 29,1%;

– фрукты и цитрусовые – на 7,4%;

– крупу и бобовые – на 6,4%;

– сахар – на 3,7%;

– яйца – на 1,0%.

В Вологодской области по итогам 11 месяцев 2011 года индекс потребительских цен ниже среднероссийского, причем благодаря невысокому росту цен на продовольственные товары (102,9% в ноябре 2011 г. к декабрю 2010 г. против 108,6% за аналогичный период прошлого года). В течение июля-сентября 2011 года потребительские цены падали три месяца подряд, чего не наблюдалось после 1990 года, последний раз дефляция фиксировалась в августе 2009 года. Стоимость минимального набора продуктов питания по области в ноябре 2011 года составила 2614,65 рубля в расчете на месяц и по сравнению с декабрем 2010 года уменьшилась на 6,6% (по СЗФО – 2701,6 рубля, уменьшение на 4,8%). В среднем по России в ноябре 2011г. стоимость минимального набора продуктов питания составила 2399,6 рубля в расчете на месяц. По сравнению с началом года стоимость уменьшилась на 6,8%. По итогам 2011 года зафиксирован наименьший уровень инфляции с 1990 года – 105,7% (в Российской Федерации – 106,1%).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ  НА СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ «ВОЛОГОДСКОГО МАСЛА»

Вологодское масло впервые произвел Н.В. Верещагин. В конце 1860-х годов он организовал артельные сыроварни в Вологодской, Новгородской, Ярославской и Тверской губерниях и выписал европейских специалистов маслоделов для обучения русских мастеров. В 1870 году на Всемирной выставке по молочному хозяйству в Париже Верещагин обратил внимание на масло из Нормандии с ярко выраженным вкусом и ореховым привкусом. Это масло вдохновило его на изобретение нового способа приготовления.

В 1871 году Н.В. Верещагин и семья голштинцев Буманов организовали первый маслодельный завод в деревне Марфино Вологодской губернии, в 1872 – в близлежащем селе Фоминское (Молочное).

Н.В. Верещагин предложил изготовлять масло из сливок, нагретых до высокой температуры, что придавало ему «ореховый» привкус. Новый вид масла Верещагин назвал «парижским», а в других странах мира его называли «петербургским», так как оно экспортировалось из России только из этого города. Отличное по вкусу молоко и масло в Вологодской губернии получалось благодаря обилию заливных лугов, сохраняющемуся в течение всего пастбищного периода зелёного травостоя с обилием разнотравья, умеренным температурам летом без зноя и жары. Состав – пастеризованные сливки. Массовая доля жира не менее 82,5 %. Пищевая ценность (содержание в 100 г продукта): жира – 82,5 г, белка – 0,5 г, углеводов – 0,6 г. Энергетическая ценность – 747 ккал. Добавление поваренной соли не допускается.

Характерный ореховый привкус  вологодского масла получается в  результате нагревания специально отобранных высококачественных сливок в течение 10 – 15 минут до температуры 97 – 98 °C по ГОСТ 37-91, введённый 1 января 1992 года и регламентирующий технологию производства сливочных масел с 01 января 2010 года остаётся действительным только в части «Вологодского масла»:

– молоко коровье, закупаемое не ниже первого сорта по ГОСТ 13264;

– сливки не ниже первого сорта по технологической инструкции

Вологодское масло на сегодня является общепризнанным национальным брендом и визитной карточкой  ГУП «Учебно-опытый молочный завод» ВГМХА им. Н.В. Верещагина. Вологодское масло ценится не только в Вологодской области, но и по всей России. Также масло экспортируется в страны ближнего зарубежья и страны Европы, где славится своим «ореховым» привкусом. Многие туристы, посещающие Вологду, покупают масло в бочонках, как сувенир. Вологодское масло является проверенным продуктом, с многолетней историей, поэтому спрос на него будет увеличиваться. Многие люди не представляют своего завтрака без чашечки кофе и бутерброда с маслом. И хотя цены на масло растут, потребители Вологодской области, имеющие средний уровень достатка, могут себе позволить купить пачку Вологодского масла за 65 – 80 рублей за 180 грамм.

Основным товарозаменителем  масла является маргарин, но вкусовые свойства, порой и качество маргарина, не сравнятся со вкусом Вологодского масла. Основным сопутствующим товаром является хлеб: как белый, так и черный. На территории Вологды и Вологодской области находится большое количество заводов по производству хлебной продукции, на которую цены сравнительно одинаковые. Буханка белого хлеба стоит от 20 до 25 рублей, а буханка черного в районе 30 рублей.

Технологий производства масла несколько. Приведем одну из технологий для примера: метод периодического сбивания. Пастеризованные сливки охлаждают до 4 – 7º С и выдерживают 4 – 6 часов для физического созревания. Это способствует лучшему сохранению ароматических и вкусовых веществ и обеспечивает необходимую кристаллизацию молочного жира. Затем сливки сбивают при тех же режимах и параметрах что и сладкосливочное масло.

При сбивании сливок в  маслоизготовителе непрерывного действия процесс регулируют так, чтобы получить масляное зерно размером 1 – 3 мм. Для охлаждения масляного зерна можно использовать предварительно охлаждённую пахту, которую подают через коллектор для промывной воды.

При использовании маслоизготовителя  периодического действия режимы сбивания устанавливают как для сладкосливочного масла.

Степень заполнения маслоизготовителя  должна составлять 40 – 50% его ёмкости, минимальное – 25%. Сливки сбивают до получения масляного зерна размером 3 – 5мм.

Масляное зерно водой  не промывают, для нормализации используют сливки, допускается пахту. Расчёт необходимой  для нормализации массы сливок или  пахты производят по формулам как  для сладкосливочного масла. При использовании пахты массовую долю влаги в пахте  в расчётах можно применять 91,0%.

Рассчитанную массу  сливок или пахты равномерно разбрызгивают  по поверхности масляного пласта и проводят обработку при закрытом кране и люке маслоизготовителя. Чтобы избежать засаливания нельзя допускать излишнюю обработку. Окончание обработки устанавливают по отсутствию влаги на поверхности масла, более точно устанавливают аналитическим способом. Вологодское масло фасуют в потребительскую тару по 200, 250 г и в фанерноштамповочные бочата массой 1 кг. Допускается фасовать в транспортную тару. Срок хранения вологодского масла в потребительской таре при температуре 6ºС не более 3-х суток. В транспортной таре и в фанерноштамповочных бочатах срок хранения 30 суток с момента окончания технологического процесса. После этого срока масло реализуется как сладкосливочное.

Согласно решению Федерального агентства по техническому регулированию  и метрологии (Ростехрегулирование) с 1 января 2010 года, наименование «Вологодское масло» вправе использовать предприятия, находящиеся только на территории Вологодской области. «Вологодское масло» изготовленное за пределами Вологодской области считается контрафактной продукцией. Решение о передаче прав на использование товарного обозначения региону, а не конкретной компании, не имеет правовых прецедентов в России.

Рассмотрим рисунок 3, на котором изображена зависимость  спроса на продукцию от цены на продукцию.

Рисунок 3 – Анализ спроса на вологодское масло

Для того, чтобы составить  график анализа спроса на вологодское масло, были опрошены  студенты группы ЭУП-11 в количестве трех человек. По данным рисунка 3 мы видим тенденцию, при которой спрос на товар уменьшается, если повышается цена на продукт. Изначально мы предлагали купить упаковку масла за 10 рублей и проследили, сколько упаковок приобрел бы один студент. Затем, увеличиваю цену на одну упаковку прослеживается следующее: чем выше цена, тем меньше упаковок масла хотели купить студенты.

Подводя итог можно сказать, что при повышении цены на продукцию спрос на нее будет уменьшаться. Поэтому чтобы на предприятиях не было застоев и продукция не лежала на складах, предприятию не нужно намного увеличивать равновесную цену.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив и рассмотрев факторы, влияющие на спрос и предложение на российском рынке, можно сделать вывод, что этот вопрос является одним из важнейших вопросов для предприятия. Основная цель предприятия – получение максимальной прибыли от продажи реализованной продукции. Чтобы прибыль была высокой, нужно учитывать множество факторов: будет ли товар популярен среди потребителя, дорогостоящие ли ресурсы для изготовления товара, высокая ли конкуренция на рынке товаров и услуг, готов ли покупатель приобретать товар по той или иной цене и многие другие факторы.

Информация о работе Факторы, влияющие на спрос и предложение на российском рынке