Факторы, влияющие на спрос и предложение на российском рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть факторы, влияющие на спрос и предложение на российском рынке.
Выделяется ряд задач:
1. Рассмотреть теоретические положения спроса и предложения: понятия, законы и их кривые.
2. Проанализировать факторы на российском рынке.
3. Сделать анализ спроса и предложения на определенный продукт, производимый в Вологодской области.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………...5
1.1 Понятие спроса, закон спроса и кривая спроса……………………………..5
1.2 Понятие предложения, закон предложения и кривая предложения………6
1.3 Рыночное равновесие………………………………………………………....8
1.4 Факторы, влияющие на спрос и предложение………………………………9
2 АНАЛИЗ ФАКТОРОВ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ……………………….12
2.1 Потребительские ожидания…………………………………………………12
2.2 Индекс потребительских цен……………………………………………….15
3 АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ «ВОЛОГОДСКОГО МАСЛА»…………………………………………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

KR_Ponomareva.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Вологодский государственный  технический университет»

 

Экономический факультет

Кафедра экономики и  менеджмента

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Дисциплина: «Микроэкономика»

         Наименование темы: «Факторы, влияющие на спрос и предложение          на российском рынке»

 

Шифр работы КР 080100.32.11.2013

 

Руководитель

доцент кафедры экономики  и менеджмента        Щербакова А.А.

Выполнил студент

Пономарева А.А.

Группа, курс

ЭУП–11, 1 курс

Дата сдачи 

 

Дата защиты

 

Оценка по защите

 

 

 

Вологда

2013 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………...5

1.1 Понятие спроса, закон спроса и кривая спроса……………………………..5

1.2 Понятие предложения, закон предложения и кривая предложения………6

1.3 Рыночное равновесие………………………………………………………....8

1.4 Факторы, влияющие на спрос и предложение………………………………9

2 АНАЛИЗ ФАКТОРОВ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ……………………….12

2.1 Потребительские ожидания…………………………………………………12

2.2 Индекс потребительских цен……………………………………………….15

3 АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ  НА СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ «ВОЛОГОДСКОГО  МАСЛА»…………………………………………………18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Рыночные отношения часто построены скорее на личных интересах и необоснованных решениях, что и на среднестатистическом потребителе сказывается негативным образом. Потребители покупают больше товаров, когда цена падает, и меньше, когда она растет. Производители же, напротив, поставляют больше товара, когда цена на него растет, и меньше – когда она падает. В результате и покупатели, и продавцы так реагируют на стимул – рыночную цену, что их действия балансируют спрос и предложение. Если покупатели желают приобрести товара больше, чем намерены предоставить продавцы, цена на него неизбежно вырастает. Более высокая цена уменьшает потребление и стимулирует производство, тем самым, уравновешивая спрос и предложение. И, наоборот, если потребители не желают покупать имеющееся в наличии количество товара, скапливающиеся у производителей запасы оказывают давление на его цену. В свою очередь, более низкая цена стимулирует потребление и тормозит производство товара до тех пор, пока спрос не уравновешивается предложением. То есть цена напрямую зависит от спроса и предложения и наоборот. И если она регулируется именно этими факторами, то, в итоге, довольны все. Мотивация любого предпринимателя – получение максимальной прибыли. Но многие частные предприниматели пытаются получить таковую, делая больше наценку на себестоимость товара, чем стоило бы. Хотя простейшие расчеты показали бы, что при меньших ценах и (вот тут и срабатывает наш основной закон), как следствие, больших объемах продаж, прибыль не только увеличится, но и появится возможность быстрее расширять ассортимент. Что, в свою очередь, приведет к еще большему обороту. Часто такие действия являются результатом недостаточных знаний и со временем предприниматели понимают свою ошибку. И в данном случае можно сказать одно – принимать решение стать предпринимателем необходимо не только исходя из финансовых возможностей. Это работа, прежде всего, над собой. И если вы не умеете или не хотите заниматься самообразованием, то воспользуйтесь тем, что государство о вас заботится. В любом центре занятости можно пройти курс молодого предпринимателя и поверьте – это не окажется лишним. В пример второго мотива самостоятельного завышения цен можно привести подорожание многих продуктов зимой. Речь идет, в частности, о продуктах сельского хозяйства. Мотивом завышения цен, например, на картофель, прошлой зимой оказалась не проблема сложности доставки или отсутствия достаточного количества продукта. Во многих случаях предприниматели мотивировали это необходимостью закупки оборудования для обогрева этих продуктов. Следствие – человек покупает вместо пяти килограмм картофеля, один. Страдает в данном случае и потребитель, и продавец. Первому не хватает ни денег, ни продукта, а у второго в любом случае прибыль падает. Нарушая своими действиями нормальное регулирование цен на рынке, предприниматели ухудшают и свои дела, и благополучие потребителя, и экономическую систему страны в целом. В этом заключается актуальность выбранной темы.

Цель исследования – рассмотреть факторы, влияющие на спрос и предложение на российском рынке.

Выделяется ряд задач:

  1. Рассмотреть теоретические положения спроса и предложения: понятия, законы и их кривые.
  2. Проанализировать факторы на российском рынке.
  3. Сделать анализ спроса и предложения на определенный продукт, производимый в Вологодской области.

Информационной базой  является научно-методическая и учебная  литература, а также электронные ресурсы.

Объектом исследования выступают спрос и предложение. Предмет исследования – факторы, влияющие на спрос и предложение.

Методы исследования, использованные в данной курсовой работе: анализ, описание, систематизация.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1.1 Понятие спроса, закон спроса и кривая спроса

Спрос – отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии купить. В экономическом смысле в основе спроса лежит не просто потребность или нужда в том или ином благе, а готовность и способность платить за него. Общий спрос покупателей на благо находит свое отражение на кривой спроса. Спрос проявляется в объеме спроса, означающем то количество блага, которое было бы куплено по некоторой цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос. Закон спроса гласит, что количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении. При этом нет строго одинакового соотношения между снижением цены и повышением спроса. Такое определение закона спроса дал английский экономист А. Маршалл. В современной западной экономической литературе под законом спроса понимается обратная зависимость между ценой и величиной спроса на блага в течение определенного периода. Зависимость между ценой блага и объемом спроса называется шкалой спроса, или кривой спроса. Кривая спроса отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени [2].

На рисунке 1 показана кривая спроса, в которой по горизонтальной оси отложены величины спроса, а по вертикальной цена. Из рисунка 1 видно: чем выше цена яблок, тем на меньшее их количество предъявляется спрос. Эта зависимость называется законом отрицательного наклона кривой спроса [3].

Рисунок 1 – Кривая спроса

1.2 Понятие предложения, закон предложения и кривая предложения

Предложение – количество (объем) благ, предлагаемых для продажи на рынке в определенный момент или период. В стоимостном выражении предложение представляет сумму рыночных цен этих благ. Основными факторами предложения являются цена блага и неценовые факторы. Цена предложения - это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного блага. Связь между ценой блага и объемом его предложения находит отражение в законе предложения. Закон предложения выражает прямую зависимость между ценой и величиной предложения блага в течение определенного периода. Закон предложения гласит: с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. На величину предложения оказывают влияние как ценовые, так и неценовые факторы. Зависимость между ценами и количеством благ, которое производители готовы выпустить и продать, называется графиком, или кривой предложения. Чем выше цена, тем при прочих равных условиях больше предложения благ, ибо производитель стремится увеличить свой доход. Однако при очень высокой цене достаточно большой доход можно получить и без увеличения производства. В этом случае предложение может сократиться. Закон предложения имеет две формы выражения:  а) шкала предложения; б) кривая предложения [7].

Шкала предложения – табличное выражение связи между рыночной ценой блага и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы. Кривая предложения – графическое выражение связи между рыночной ценой блага и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы. Кривая предложения отражает взаимосвязь между количеством предложенного блага и его ценой (рисунок 2). Она иллюстрирует, какую цену надо заплатить за единицу предложенного блага для каждого количества блага, чтобы это количество блага было выпущено, т.е. предложено на рынок [12].

Рисунок 2 – Кривая предложения

Восходящая кривая предложения  выражает сущность закона предложения, который заключается в том, что  для значительного объема благ, чем  выше цена на них, тем больший объем  этих благ предлагается производителями  на рынке. «Вогнутость» кривой предложения объясняется следующим образом: с повышением цены блага в его выпуске участвует все большее количество фирм, вызывая тем самым значительный прирост объема предложенного блага. По мере роста цены блага на определенном этапе рынок окажется перенасыщен им и расширение выпуска блага прекратится, в результате объем выпуска благ стабилизируется независимо от уровня цен. Если же цена будет продолжать расти, кривая предложения станет вертикальной [5].

1.3 Рыночное равновесие

Взаимодействие спроса и предложения – процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя. Рыночная цена отражает такую ситуацию, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители. В результате возникает равновесная цена, т.е. цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса. При рыночном равновесии спроса и предложения отсутствуют факторы, как для повышения, так и для понижения цены до тех пор, пока все прочие условия сохраняются равными [8].

Графическое изображение взаимодействия спроса и предложения показано на рисунке 3. Рыночная равновесная цена определяется в точке пересечения кривых спроса и предложения, которая является точкой равновесия (Е), отражающей равенство объема спроса и объема предложения. Цена, при которой объем спроса равен объему предложения, выступает как равновесная цена. Равенство объема спроса и объема предложения представляет собой равновесный объем и характеризует рыночное равновесие. Цена, по которой благо продается или покупается, может не совпадать с равновесной ценой. Аналогично и реальный объем продаж может не совпадать с равновесным объемом. Дело в том, что равновесное состояние нестабильно, поскольку условия рынка, которые определяют рыночное равновесие, также нестабильны, вызывая тем самым изменения спроса и предложения [4].

 

Рисунок 3 – Взаимодействие спроса и предложения

Рыночное равновесие – ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ. Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем спроса и объем предложения. Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут изменяться в ответ на изменения спроса и предложения. Когда «потолок цен» устанавливается ниже равновесной цены, образуется дефицит (иногда его называют избыточным спросом благ) и объем спроса превышает объем предложения. Такое положение приведет к конкуренции между покупателями за возможность купить данное благо. Конкурирующие покупатели начинают предлагать более высокие цены. В ответ на это продавцы начинают повышать цены. По мере того как цены растут, объем спроса сокращается, а объем предложения увеличивается. Это продолжается до тех пор, пока цена не достигнет равновесного уровня [6].

1.4 Факторы, влияющие на спрос и предложение

Неценовые факторы спроса характеризуют потребителей данного товара. Неценовые факторы изменяют спрос, увеличивая или уменьшая его. Целый набор факторов определяет величину спроса при данной цене, среди этих факторов: средний уровень доходов, численность населения, цены, наличие сопутствующих товаров, индивидуальные и общественные вкусы, а также особые факторы:

1) средний доход потребителей – это ключевой фактор спроса. С увеличением дохода люди стремятся купить как можно больше практически любых товаров, даже если цены на них не изменяются.

2) размер рынка – измеряется по количеству населения и напрямую воздействует на кривую рыночного спроса. Тридцатимиллионное население Калифорнии покупает в 30 раз больше яблок и машин, чем миллионное население Род-Айленда.

3) цены и наличие сопутствующих благ влияют на спрос на товар. Особенно тесные связи существуют между взаимозаменяемыми товарами.

4) к этим объективным факторам мы должны добавить еще ряд субъективных факторов, называемых вкусами или предпочтениями. Вкусы представляют собой набор культурных и исторических влияний.

5) и наконец, спрос на отдельные товары зависит от особых факторов – ливни повышают спрос на зонты, снегопады помогают продавать лыжи, а прибрежные волны оказывают влияние на спрос на серфингборды [9].

Факторы, влияющие на предложение. При изучении сил, определяющих кривую предложения, говоря о политике предприятий-производителей, необходимо понимать, что производители выпускают товары для получения прибыли, а не для удовольствия или из милосердия. Например, изготовитель злаковых выпустит больше кукурузных хлопьев по более высокой цене, так как это прибыльно, и наоборот, если цена на них перестанет покрывать производственные затраты, изготовители зерновых перейдут на производство других злаков для завтрака [11].

Неценовые факторы  предложения связаны с изменением средних издержек производства (затрат производителя на единицу товара). К неценовым факторам производства относятся:

1) цены на  ресурсы. Взаимосвязь между ценами  на ресурсы и предложением  обратная. Снижение цен на ресурсы снизит издержки на производство единицы товара (средние издержки), поэтому для производителей поставка этого товара на рынок станет выгодной и предложение увеличится. Рост цен на ресурсы, увеличивая издержки производства, уменьшает предложение товара;

2) технология  производства. Введение прогрессивных  технологий, сокращая средние издержки  производства, увеличивает предложение;

3) налоги и  субсидии. Высокие налоги сокращают  предложение, а субсидии, льготные  кредиты при эффективном их использовании могут стимулировать рост производства и предложения;

Информация о работе Факторы, влияющие на спрос и предложение на российском рынке