Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 09:16, реферат
Новый этап экономических и социальных реформ в России предусматривает в качестве приоритетных направлений государственных инвестиций на поддержание систем жизнеобеспечения населения страны. Расходы на образование являются именно такими инвестициями, т.к. развитие всех отраслей экономики зависит от уровня образованности общества. Первостепенно роль в деле воспитания подрастающего поколения всегда принадлежала системе образования.
Введение 2
1. Теоретические основы финансирования образования – как отрасли социальной сферы 3
2. Тенденции в объеме и источниках финансирования образования и их последствия. 11
3. Основные источники финансирования образования 19
4. Предложения по привлечению финансовых средств в сферу образования 25
Вывод 27
Литература 28
В зависимости
от экономического содержания расходов
бюджетов делятся на капитальные
и текущие. Капитальные расходы
бюджетов, предназначенные для
- расходы
на инвестиции в действующие
или вновь создаваемые
- средства,
предоставляемые в качестве
- расходы
на проведение капитального
- другие
расходы бюджета, вошедшие в
капитальные расходы в
Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения текущего самоуправления органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также оказания государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. В эту категорию входят и другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы. Предоставление бюджетных средств осуществляется в формах:
- ассигнований
на содержание бюджетных
- средств
на оплату товаров, работ и
услуг, выполняемые
- ассигнований
на осуществление отдельных
- ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;
- бюджетных кредитов юридическим лицам;
- субвенций
и субсидий физическим и
- инвестиций
в уставный капитал
Основными источниками финансирования образования являются бюджеты трех уровней – федерального, субъектов РФ и муниципальных образований. Сводные данные о структуре бюджетного финансирования образования приведены в следующей таблице 1.
Таблица 1.
Распределение ассигнований на образование между бюджетами разных уровней (на 2003 г.).
Уровень бюджета |
Доля ассигнований в общих расходах бюджетов всех уровней, % |
Федеральный |
17,8 |
Субъектов федерации |
19,0 |
Муниципальных образований |
63,2 |
Всего |
100,0 |
Источник: данные Минобразования России.
В последние годы бюджетное и внебюджетное финансирование учебных заведений НПО и СПО в совокупности покрывает 25-33 % их рациональной потребности в средствах.
С началом экономических реформ существенно сократился, а нередко и полностью прекратил свое существование такой источник финансирования ПТУ и ссузов, как средства предприятий, для которых они готовили кадры. Они также лишились мест для прохождения производственной практики. Предприятия перестали передавать учебным заведениям НПО и СПО оборудование, которое могло бы использоваться в учебных целях.
В начале 90-х годов государство
оставило образование, в том числе
высшую школу, без внимания и соответственно
без адекватного
Наряду с бюджетными средствами важным источником финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений является внебюджетные средства, т.е. доходы от самостоятельной уставной деятельности. (Соотношение бюджетных и внебюджетных поступлений представлено в приложении № 3) Право ведения такой деятельности предоставлено образовательным учреждениям законодательно:
- в соответствии с пунктом 3 (абзац 2) ст. 50 ГК РФ образовательные учреждения как некоммерческие организации могут осуществлять деятельность, приносящую доходы;
- пунктом 5 ст. 43 Закона
РФ «Об образовании»: «Образовательные
учреждение вправе с согласия
собственника использовать
- пунктом 48 ст. 48 Закона
РФ «Об образовании»
Кроме того, образовательным
учреждениям законодательно разрешено
ведение предпринимательской
- реализация и сдача
в аренду основных фондов и
имущества образовательных
- торговля покупными товарами, оборудованием;
- оказание посреднических услуг;
- долевое участие в деятельности других учреждений (в т.ч. и образовательных) и организаций;
- приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов по ним;
- ведение приносящих доходы
иных внереализационных
В практической деятельности в рамках законодательно установленных направлений сформировался существенно более широкий перечень направлений поступления доходов. Основными направлениями получения доходов от самостоятельной деятельности являются следующие:
1. платная образовательная деятельность, предоставление дополнительных платных образовательных услуг;
2. учебно-производственная деятельность мастерских, учебно-опытных участков, агростанций, хозяйств, типографий, магазинов, подразделений общественного питания и других структурных подразделений образовательных учреждений, не имеющих статуса юридического лица;
3. предпринимательская
4. ведение деятельности,
приносящей доход от иных
5. добровольные пожертвования,
целевые взносы физических и/
6. средства, поступающие
в виде платы за проживание
в общежитиях, жилых помещениях,
содержание детей в детских
дошкольных учреждениях и
7. выполнение НИОКР и
оказание услуг по договорам
и грантам на проведение
10. отчисления обособленных
и/или структурных
В течение последних двадцати лет сформировались три модели финансирования высшего образования:
1. Ориентация на создание свободного рынка в сфере высшего образования;
2. Модель формирования общественного рынка в сфере высшего образования;
3. Антирыночная модель, ориентированная на блокирование рыночных отношений в сфере высшего образования.
Наше правительство реализует первую модель финансирования. Основной ее целью является стимулирование развития конкурентных начал и постепенная коммерциализация высшего образования. Но российский вариант вхождения высшей школы в рынок проходил в условиях, кардинально отличающихся от западных «тепличных» сценариев.
Во-первых, по скорости вхождения в рынок. На Западе осуществлялся постепенный допуск рыночных отношения в сферу образования, у нас был реализован принцип «шоковой терапии».
Во-вторых, по целям вхождения в рынок. «Национальной особенностью» российского пути в рынок является приоритет самостоятельного поиска недостающих высшей школе средств.
В-третьих, по степени готовности общества к внедрению рыночных отношений в сферу высшего образования (отсутствие в РФ многочисленного среднего класса, способного оплачивать свое образования, и финансовых механизмов обеспечения доступа малоимущих слоев населения).
Четвертое отличие – увеличивающийся разрыв между ростом доходов населения и ростом цен на образовательные услуги. Неудовлетворенный спрос на высшее образовании, ограниченность предложения «бюджетного» обучения, разрыв между реальной стоимостью обучения и величиной государственного финансового обеспечения, отмена льготы по налогу на прибыль для образовательных учреждений – все эти факторы предопределяют тенденцию увеличения стоимости контрактного обучения в государственной высшей школе.
Результаты коммерциализации образования можно разбить на плюсы и минусы:
«+»
1. Введение множества новых специальностей в вузах;
2. Повышение конкуренции;
3. Внебюджетные средства повышают финансовую самостоятельность учебных заведений;
4. Внебюджетные поступления используются для покупки необходимого оборудования и ремонта зданий, т.к. бюджетных средств на эти цели либо не выделяется, либо выделяются в недостаточном количестве;
«–»
1. Либеральные реформаторы, вслед за нобелевским лауреатом М.Фридманом, утверждают, что плата за свое обучение побуждает студентов ответственнее относиться к занятиям, повышает качество образования. Однако результаты опроса преподавателей вузов приводят к противоположным выводам. Это подтверждается и исследованиями: среди поступивших на конкурсной основе учатся на «хорошо» и «отлично» – 58 %, на «удовлетворительно» – 18 %, занимаются научно-техническим творчеством – 26 %. У поступивших на контрактной основе: 47, 38 и 7 % соответственно [5, 104];
2. С середины 90-х гг. неуклонно
растет масса «вузовских»
3. Коммерциализация неизбежно ведет к снижению качества высшего образования не только в частных, но и государственных, в том числе самых лучших учебных заведениях;
4. Старение профессорско-
5. Работа преподавателей
в нескольких вузах
Этот ряд негативных тенденций и проблем, сдерживающий развитие высшей школы, нашёл отражение в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. Концепция предполагает два основных направления модернизации: кардинальное обновление содержания образования за счет повышения его качества и формирование эффективных экономических отношений в образовании. Важным элементом эффективного экономического механизма модернизации образования является комплекс финансовых мер, среди которых наиболее приоритетными должны стать:
– разработка нормативов бюджетного финансирования высших учебных заведений;
– создание системы государственного образовательного кредитования;
– нормативно-правовое обеспечение
экономической
– последовательная реализация принципа экономической автономии учебных заведений;
– обеспечение прозрачности финансовой деятельности образовательных учреждений;
– создание условий для привлечения дополнительных средств в учреждения образования, широкое использование льгот, в т.ч. и налоговых.
Но и у Концепции
есть отрицательная сторона. В Концепции
говорится, что она обеспечит
продолжение модернизации того, что
осуществлялось в 2001-2005 гг. Но как? И
на что выделяются деньги? Из 45,3 млрд.
руб. бюджетных средств 18,6 млрд. руб.
предполагается потратить на повышение
эффективности управления в системе
образования, еще 3,6 млрд. руб. – на совершенствование
экономических механизмов в этой
сфере, 5,2 млрд. – на развитие системы
обеспечения качества. Таким образом,
27,4 млрд. руб. или более 60 % финансовых
средств Программы чиновники
предполагают потратить на самих себя
как управленцев и ведение административно-
Информация о работе Финансирование образовательных учереждений