Финансирование образовательных учереждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 09:16, реферат

Описание работы

Новый этап экономических и социальных реформ в России предусматривает в качестве приоритетных направлений государственных инвестиций на поддержание систем жизнеобеспечения населения страны. Расходы на образование являются именно такими инвестициями, т.к. развитие всех отраслей экономики зависит от уровня образованности общества. Первостепенно роль в деле воспитания подрастающего поколения всегда принадлежала системе образования.

Содержание работы

Введение 2
1. Теоретические основы финансирования образования – как отрасли социальной сферы 3
2. Тенденции в объеме и источниках финансирования образования и их последствия. 11
3. Основные источники финансирования образования 19
4. Предложения по привлечению финансовых средств в сферу образования 25
Вывод 27
Литература 28

Файлы: 1 файл

экономика образовательного учреждения и маркетинг.docx

— 55.25 Кб (Скачать файл)

В зависимости  от экономического содержания расходов бюджетов делятся на капитальные  и текущие. Капитальные расходы  бюджетов, предназначенные для обеспечения  инновационной и инвестиционной деятельности, включают:

- расходы  на инвестиции в действующие  или вновь создаваемые структуры  в соответствии с утвержденной  инвестиционной программой;

- средства, предоставляемые в качестве бюджетных  кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;

- расходы  на проведение капитального ремонта  и иные расходы, связанные с  расширенным воспроизводством;

- другие  расходы бюджета, вошедшие в  капитальные расходы в соответствии  с экономической классификацией  расходов бюджетов РФ.

Текущие расходы бюджетов предназначены  для обеспечения текущего самоуправления органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также оказания государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. В эту категорию входят и другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы. Предоставление бюджетных средств осуществляется в формах:

- ассигнований  на содержание бюджетных учреждений;

- средств  на оплату товаров, работ и  услуг, выполняемые физическими  и юридическими лицами по государственному или муниципальному контрактами;

- ассигнований  на осуществление отдельных государственных  полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

- ассигнований  на компенсацию дополнительных  расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

- бюджетных  кредитов юридическим лицам;

- субвенций  и субсидий физическим и юридическим  лицам;

- инвестиций  в уставный капитал действующих  или вновь создаваемых юридических лиц; и т.д.

 

2. Тенденции в объеме и источниках финансирования образования и их последствия.

 

Основными источниками финансирования образования являются бюджеты трех уровней – федерального, субъектов  РФ и муниципальных образований. Сводные данные о структуре бюджетного финансирования образования приведены  в следующей таблице 1.

Таблица 1.

Распределение ассигнований на образование между бюджетами  разных уровней (на 2003 г.).

Уровень бюджета

Доля ассигнований в общих расходах бюджетов всех уровней, %

Федеральный

17,8

Субъектов федерации

19,0

Муниципальных образований

63,2

Всего

100,0


 

Источник: данные Минобразования России.

В последние годы бюджетное  и внебюджетное финансирование учебных  заведений НПО и СПО в совокупности покрывает 25-33 % их рациональной потребности в средствах.

С началом экономических  реформ существенно сократился, а  нередко и полностью прекратил свое существование такой источник финансирования ПТУ и ссузов, как средства предприятий, для которых они готовили кадры. Они также лишились мест для прохождения производственной практики. Предприятия перестали передавать учебным заведениям НПО и СПО оборудование, которое могло бы использоваться в учебных целях.

В начале 90-х годов государство  оставило образование, в том числе  высшую школу, без внимания и соответственно без адекватного финансирования. Так продолжалось фактически до конца 90-х гг. Некоторое увеличение доли бюджетного финансирования профессионального образования в период 1999 – 2001 гг. по отношению к ВВП не смогло в полной мере компенсировать последствий финансового кризиса 1998 г. В 2000 г. расходы в высшем образовании в расчете на одного студента достигли 50 % к уровню 1998 г., в среднем профессиональном – 57 %, в начальном профессиональном – 48 %

 

Наряду с бюджетными средствами важным источником финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений является внебюджетные средства, т.е. доходы от самостоятельной уставной деятельности. (Соотношение бюджетных и внебюджетных поступлений представлено в приложении № 3) Право ведения такой деятельности предоставлено образовательным учреждениям законодательно:

- в соответствии с пунктом  3 (абзац 2) ст. 50 ГК РФ образовательные  учреждения как некоммерческие организации могут осуществлять деятельность, приносящую доходы;

- пунктом 5 ст. 43 Закона  РФ «Об образовании»: «Образовательные  учреждение вправе с согласия  собственника использовать закрепленные  за ним финансовые средства  и иные объекты собственности  в осуществляемой им деятельности, связанной с получением дохода»;

- пунктом 48 ст. 48 Закона  РФ «Об образовании» образовательным  учреждениям предоставлено право осуществления платной образовательной деятельности.

Кроме того, образовательным  учреждениям законодательно разрешено  ведение предпринимательской деятельности (ст. 47 Закона «Об образовании»):

- реализация и сдача  в аренду основных фондов и  имущества образовательных учреждений;

- торговля покупными товарами, оборудованием;

- оказание посреднических  услуг;

- долевое участие в  деятельности других учреждений (в т.ч. и образовательных) и  организаций;

- приобретение акций,  облигаций, иных ценных бумаг  и получение доходов по ним;

- ведение приносящих доходы  иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

В практической деятельности в рамках законодательно установленных  направлений сформировался существенно более широкий перечень направлений поступления доходов. Основными направлениями получения доходов от самостоятельной деятельности являются следующие:

1. платная образовательная  деятельность, предоставление дополнительных  платных образовательных услуг;

2. учебно-производственная  деятельность мастерских, учебно-опытных  участков, агростанций, хозяйств, типографий, магазинов, подразделений общественного питания и других структурных подразделений образовательных учреждений, не имеющих статуса юридического лица;

3. предпринимательская деятельность;

4. ведение деятельности, приносящей доход от иных внереализационных  операций, непосредственно не связанных с собственным производством продукции, работ, услуг и с их реализацией;

5. добровольные пожертвования,  целевые взносы физических и/или  юридических лиц, средства, полученные из бюджетов РФ и бюджетов муниципальных образований;

6. средства, поступающие  в виде платы за проживание  в общежитиях, жилых помещениях, содержание детей в детских  дошкольных учреждениях и школах-интернатах;

7. выполнение НИОКР и  оказание услуг по договорам  и грантам на проведение научно-исследовательских  работ;

10. отчисления обособленных  и/или структурных подразделений,  входящих в состав образовательных  учреждений и наделенных по  доверенности полностью или частично  правомочиями юридического лица, от доходов, а также отчисления  образовательных учреждений их обособленным и/или  структурным подразделениям в соответствии с уставами учреждений и положениями о структурных подразделениях.

В течение последних двадцати лет сформировались три модели финансирования высшего образования:

1. Ориентация на создание свободного рынка в сфере высшего образования;

2. Модель формирования общественного рынка в сфере высшего образования;

3. Антирыночная модель, ориентированная на блокирование рыночных отношений в сфере высшего образования.

Наше правительство реализует  первую модель финансирования. Основной ее целью является стимулирование развития конкурентных начал и постепенная  коммерциализация высшего образования. Но российский вариант вхождения высшей школы в рынок проходил в условиях, кардинально отличающихся от западных «тепличных» сценариев.

Во-первых, по скорости вхождения  в рынок. На Западе осуществлялся  постепенный допуск рыночных отношения в сферу образования, у нас был реализован принцип «шоковой терапии».

Во-вторых, по целям вхождения  в рынок. «Национальной особенностью»  российского пути в рынок является приоритет самостоятельного поиска недостающих высшей школе средств.

В-третьих, по степени готовности общества к внедрению рыночных отношений  в сферу высшего образования (отсутствие в РФ многочисленного среднего класса, способного оплачивать свое образования, и финансовых механизмов обеспечения  доступа малоимущих слоев населения).

Четвертое отличие – увеличивающийся  разрыв между ростом доходов населения и ростом цен на образовательные услуги. Неудовлетворенный спрос на высшее образовании, ограниченность предложения «бюджетного» обучения, разрыв между реальной стоимостью обучения и величиной государственного финансового обеспечения, отмена льготы по налогу на прибыль для образовательных учреждений – все эти факторы предопределяют тенденцию увеличения стоимости контрактного обучения в государственной высшей школе.

Результаты коммерциализации образования можно разбить на плюсы и минусы:

«+»

1. Введение множества новых специальностей в вузах;

2. Повышение конкуренции;

3. Внебюджетные средства повышают финансовую самостоятельность учебных заведений;

4. Внебюджетные поступления используются для покупки необходимого оборудования и ремонта зданий, т.к. бюджетных средств на эти цели либо не выделяется, либо выделяются в недостаточном количестве;

«–»

1. Либеральные реформаторы, вслед за нобелевским лауреатом М.Фридманом, утверждают, что плата за свое обучение побуждает студентов ответственнее относиться к занятиям, повышает качество образования. Однако результаты опроса преподавателей вузов приводят к противоположным выводам. Это подтверждается и исследованиями: среди поступивших на конкурсной основе учатся на «хорошо» и «отлично» – 58 %, на «удовлетворительно» – 18 %, занимаются научно-техническим творчеством – 26 %. У поступивших на контрактной основе: 47, 38 и 7 % соответственно [5, 104];

2. С середины 90-х гг. неуклонно  растет масса «вузовских» структур, создаваемых на коммерческих началах, нередко под «крышами» самых авторитетных вузов Москвы и Санкт-Петербурга;

3. Коммерциализация неизбежно  ведет к снижению  качества  высшего образования не только в частных, но и государственных, в том числе самых лучших учебных заведениях;

4. Старение профессорско-преподавательского  состав вузов, средний возраст  штатного персонала колеблется  от 55 до 60 лет в зависимости от  типа учебного заведения;

5. Работа преподавателей  в нескольких вузах одновременно, в следствии чего, у них не  остается времени на подготовку  к лекциям и освоение нового  материала.

Этот ряд негативных тенденций  и проблем, сдерживающий развитие высшей школы, нашёл отражение в Концепции  модернизации российского образования  на период до 2010 г. Концепция предполагает два основных направления модернизации: кардинальное обновление содержания образования за счет повышения его качества и формирование эффективных экономических отношений в образовании. Важным элементом эффективного экономического механизма модернизации образования является комплекс финансовых мер, среди которых наиболее приоритетными должны стать:

– разработка нормативов бюджетного финансирования высших учебных заведений;

– создание системы государственного образовательного кредитования;

– нормативно-правовое обеспечение  экономической самостоятельности  учреждений образования;

– последовательная реализация принципа экономической автономии  учебных заведений;

– обеспечение прозрачности финансовой деятельности образовательных  учреждений;

– создание условий для  привлечения дополнительных средств  в учреждения образования, широкое  использование льгот, в т.ч. и налоговых.

Но и у Концепции  есть отрицательная сторона. В Концепции  говорится, что она обеспечит  продолжение модернизации того, что  осуществлялось в 2001-2005 гг. Но как? И  на что выделяются деньги? Из 45,3 млрд. руб. бюджетных средств 18,6 млрд. руб. предполагается потратить на повышение  эффективности управления в системе  образования, еще 3,6 млрд. руб. – на совершенствование  экономических механизмов в этой сфере, 5,2 млрд. – на развитие системы  обеспечения качества. Таким образом, 27,4 млрд. руб. или более 60 % финансовых средств Программы чиновники  предполагают потратить на самих себя как управленцев и ведение административно-бюрократических игр на образовательном поле. Впрочем, оставшиеся 16,7 млрд. руб., как ожидается, должны обеспечить совершенствование содержания и технологий образования. Распределяться они будут тоже чиновниками Министерства. Так что тот безусловный факт, что процесс образования, его совершенствование, повышение качества происходит не в управленческих структурах, а в конкретных вузах, на конкретных кафедрах, в работе конкретных преподавателей, непосредственно в учебных классах, аудиториях совместными усилиями педагогов и обучающихся, игнорируется напрочь.

Информация о работе Финансирование образовательных учереждений