Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 09:16, реферат
Новый этап экономических и социальных реформ в России предусматривает в качестве приоритетных направлений государственных инвестиций на поддержание систем жизнеобеспечения населения страны. Расходы на образование являются именно такими инвестициями, т.к. развитие всех отраслей экономики зависит от уровня образованности общества. Первостепенно роль в деле воспитания подрастающего поколения всегда принадлежала системе образования.
Введение 2
1. Теоретические основы финансирования образования – как отрасли социальной сферы 3
2. Тенденции в объеме и источниках финансирования образования и их последствия. 11
3. Основные источники финансирования образования 19
4. Предложения по привлечению финансовых средств в сферу образования 25
Вывод 27
Литература 28
Образование людей (школьников, студентов), в конечном счете, – продукт, производимый ими же самими под руководством и совместно с преподавателями. В нашей же стране вознамерились получить лучший продукт, лучше обеспечивая не непосредственных производителей этого продукта, а структуры, которые стоят над ними.
Для повышения его эффективности и качества нужны более существенные финансовые и интеллектуальные инвестиции в тех, кто образовывается и кто образовывает, т.е. прежде всего в учащихся и преподавателей. Но эта примитивная истина никак не представлена в реальных действиях правительства России.
В Российской
Федерации ведущим источником финансирования
расходов на образование являются средства
бюджета. Из федерального бюджета финансируется
содержание образовательных учреждений
федерального ведения, осуществление
федеральных образовательных
К платным услугам можно отнести:
1. Образовательные услуги:
2. Развивающие услуги: различные кружки, студии и т.д. по интересам;
3. Спортивно – оздоровительные интересы: организация секций и групп по укреплению здоровья детей. [13, c.184]
Величина ассигнований в первую очередь регулируется объемом доходов бюджета того или иного уровня. Порядок финансового обеспечения образовательных учреждений регламентирован Бюджетным Кодексом Российской Федерации. В нем четко обозначены рамки применения нормативов финансовых затрат и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности. Детализация бюджетных расходов по экономическим статьям связана с необходимостью усиления контроля со стороны финансирующих и административных органов за их целевым использованием. Определяет объем бюджетных ассигнований и распределяет расходы государственный орган в пределах выделенных из бюджета средств на календарный финансовый год.
Общеобразовательные школы – интернаты создаются в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего развития их творческих способностей. В эти учреждения принимаются преимущественно дети, нуждающиеся в государственной поддержке, в том числе дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети, находящиеся под опекой. Основными задачами образовательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются: создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитии воспитанников, обеспечение их медико – психолого – педагогической реабилитации и социальной адаптации; охрана прав и интересов воспитанников. В соответствии с индивидуальными особенностями детей в системе образования могут функционировать следующие виды учреждений: детский дом, детский дом – школа, школа – интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, санаторий детский дом, специальные (коррекционные) детские дома и школы – интернаты для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии. В этих видах учреждений содержание и обучение воспитанников осуществляется на основе полного государственного обеспечения. [25, c.18]
При бюджетном финансировании при помощи ассигнований применяются два способа:
1. «Нетто-бюджет» - денежные средства в процессе финансирования выделяются на довольно ограниченный круг затрат, предусмотренных бюджетом;
2. «брутто-бюджет» - применяется для финансирования организаций, которые полностью находятся на бюджетном финансировании. Бюджетные средства предоставляются на все виды расходов.
Образование финансируется способом «брутто-бюджет». Выделяются ассигнования на содержание учебных заведений, выделяются средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам. Расходы на образование относятся к расходам на социальные нужды, которые определяются на основе принципов сметного планирования и финансируются по конкретным видам затрат. В основе расчетов расходов образовательных учреждений лежат показатели деятельности учреждений, характеризующие обслуживаемые контингенты (число учащихся, учебных групп, классов, число воспитанников). При этом учитывается время функционирования в течение года. Эти показатели служат расчетными. Денежный расход насчитывается по норме, которая обеспечивает функционирование и развитие учебного учреждения. Основной принцип расходования бюджетных средств – строгое их регламентирование по назначению. Образовательное учреждение не вправе использовать средства на цели, которые не предусмотрены сметой. В состав затрат сметы образовательных учреждений входят:
Как следует из закона «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет расчетный счет. Финансовые и материальные средства используются им по своему усмотрению, но в пределах целевого финансирования. Не использованные в текущем году средства не могут быть изъяты или зачтены в объем финансирования на следующий год. Учредителями образовательных учреждений являются органы управления, которые несут ответственность за финансирование расходов по выполнению государственного заказа. Государственный заказ ограничен возможностями бюджетного финансирования и рамками государственных стандартов, он формируется государственными, региональными и муниципальными органами управления. Основными документами, регулирующими ответственность и права учредителя и образовательного учреждения, являются договор о взаимоотношении между ними и устав образовательного учреждения. Учредитель берет на себя обязательства по финансированию учреждения в соответствии с утвержденной сметой расходов. В случае, когда образовательное учреждение не имеет своей бухгалтерии, то учредитель берет на себя обязанность осуществлять финансово-бухгалтерское обслуживание его деятельности через централизованную бухгалтерию. Образовательное учреждение обязано своевременно предоставлять учредителю обоснованные информацию о потребности в бюджетных средствах, расходовании бюджетных средств, о внебюджетных источниках денежных средств.
Образовательное учреждение в пределах средств выделенных на оплату труда самостоятельно составляет штатное расписание, осуществляет выплату надбавок, доплат и других стимулирующих выплат.
Таблица №1. Объем финансирования расходов на образование из бюджета РФ.
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год | |
1. Расходы бюджета РФ, млн.руб. |
2628112980,90 |
1375788350,00 |
3692475512,00 |
5463479900,00 |
2. Средства направленные на финансирование образования РФ, тыс.руб. |
121618870,90 |
154456613,50 |
201588660,60 |
278468374,90 |
3. Удельный вес расходов на финансирование образования в общей сумме расходов бюджета РФ, % |
4,7 |
5,06 |
5,4 |
5,1 |
4. Изменение суммы расходов на финансирование образования РФ относительно предыдущего года, тыс.руб. |
32837742,60 |
47132047,10 |
76879714,30 |
Проанализировав данные можно отметить, что финансирование образования по сравнению с предыдущем годом увеличивается на 32837742,60 тыс. руб. в 2005г, на 47132047,10тыс. руб. в 2006г., и на 76879714,30 тыс. руб. в 2005г. Это также можно сказать, если посмотреть на удельный вес расходов на финансирование образования в общей сумме расходов бюджета. Таким образом, объем бюджетных средств выделяемых на финансирование образования в РФ с каждым годом увеличивается. [8,9,10,11,12]
В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. За последние годы в области образования приняты ряд важных документов, в которых раскрываются стратегические направления развития образования. К ним в первую очередь относятся Национальная доктрина образования, Концепция модернизации образования, Федеральная программа развития образования. Национальная доктрина образования в Российской Федерации - основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития. Согласно доктрине государственная политика в области финансирования образования обязана обеспечить следующее: на первом этапе (до 2004 года) темпы роста бюджетных средств будут опережающими по отношению к темпам роста общего объема расходной части бюджета. Начиная с 2001 года будут предусматриваться целевые средства на развитие образования, в том числе на информатизацию образовательных учреждений. Будут расширены возможности привлечения в сферу образования средств из бюджетов семей и других внебюджетных источников. На втором этапе (до 2010 года) следует обеспечить темпы роста объемов бюджетного финансирования образования в соответствии с темпами роста ВВП. Дополнительный объем финансовых средств будет поступать из семейных бюджетов и средств предприятий. На третьем этапе (до 2025 года) при сохранении темпов роста бюджетного финансирования произойдет дальнейшее увеличение поступления в систему образования финансовых средств из различных внебюджетных источников [17].
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.», принятая в 2001 г., основной целью развития образования в России определила повышение его качества, доступности и эффективности. Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года. Важными элементами формирования эффективных экономических механизмов модернизации и развития образования, обеспечивающих фактически новые принципы и систему финансирования отрасли, должны стать:
- введение нормативного
бюджетного финансирования
- разработка дифференцированных
нормативов бюджетного
В настоящее время в
образовании сохраняются
Другое важное направление государственного управления и регулирования переход к нормативному финансированию учебного процесса, при котором бюджетные средства следуют за учащимися. Финансовые нормы должны быть гибкими и позволять комплексно решать вопрос об объеме бюджетных ассигнований на развитие образования в каждом конкретном случае. Приоритетный национальный проект «Образование» разработан таким образом, чтобы обеспечить системные изменения по основным направлениям развития образования России; эффективно содействовать становлению институтов гражданского общества и современного образовательного менеджмента. Работа в рамках нацпроекта направлена как раз на создание эффективного, инновационного, технологически выстроенного и в то же время доступного образования на всех ступенях, начиная со средней школы и заканчивая послевузовским.
За последние годы в области образования приняты ряд важных документов, в которых раскрываются стратегические направления развития образования. К ним в первую очередь относятся Национальная доктрина образования, Концепция модернизации образования, Федеральная программа развития образования. Основными направлениями развития являются: повышение качества образования; обеспечение доступности образования; повышение инвестиционной привлекательности сферы образования; переход на принципы подушевого финансирования и формирование эффективного рынка образовательных услуг.
Информация о работе Финансирование образовательных учереждений