Финансирование образовательных учереждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 09:16, реферат

Описание работы

Новый этап экономических и социальных реформ в России предусматривает в качестве приоритетных направлений государственных инвестиций на поддержание систем жизнеобеспечения населения страны. Расходы на образование являются именно такими инвестициями, т.к. развитие всех отраслей экономики зависит от уровня образованности общества. Первостепенно роль в деле воспитания подрастающего поколения всегда принадлежала системе образования.

Содержание работы

Введение 2
1. Теоретические основы финансирования образования – как отрасли социальной сферы 3
2. Тенденции в объеме и источниках финансирования образования и их последствия. 11
3. Основные источники финансирования образования 19
4. Предложения по привлечению финансовых средств в сферу образования 25
Вывод 27
Литература 28

Файлы: 1 файл

экономика образовательного учреждения и маркетинг.docx

— 55.25 Кб (Скачать файл)

Образование людей (школьников, студентов), в конечном счете, – продукт, производимый ими же самими под руководством и совместно с преподавателями. В нашей же стране вознамерились  получить лучший продукт, лучше обеспечивая  не непосредственных производителей этого  продукта, а структуры, которые стоят  над ними.

Для повышения его эффективности  и качества  нужны более существенные финансовые и интеллектуальные инвестиции в тех, кто образовывается и кто образовывает, т.е. прежде всего в учащихся и преподавателей. Но эта примитивная истина никак не представлена в реальных действиях правительства России.

 

3. Основные источники финансирования образования

 

В Российской Федерации ведущим источником финансирования расходов на образование являются средства бюджета. Из федерального бюджета финансируется  содержание образовательных учреждений федерального ведения, осуществление  федеральных образовательных программ; образовательные субвенции в  пределах трансфертов нуждающимся  в финансовой поддержке регионам. Деятельность образовательного учреждения финансируется в соответствии с законодательством. Финансирование федеральных государственных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений - на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе. Для мало комплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами управления образованием образовательных учреждений норматив финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся. Нормативы финансирования федеральных государственных образовательных учреждений устанавливаются Правительством Российской Федерации. Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов. В настоящее время увеличились возможности образовательных учреждений привлекать денежные средства за счет предоставления платных услуг, пожертвований юридических и физических лиц. Привлечение дополнительных средств не влечет снижения объемов финансирования из бюджетов различных уровней. Стабильным источником поступления денежных средств является сдача в аренду помещений принадлежащих на праве собственности учебному учреждению, если это не мешает учебному процессу. К дополнительному источнику финансирования относятся и средства международных организаций, передаваемые учреждениям на безвозмездной основе (в виде благотворительности), так и на осуществление программ международного сотрудничества.

 

К платным услугам можно отнести:

1. Образовательные услуги:

    • изучение не предусмотренных учебным планом предметов;
    • услуги психологической помощи;
    • подготовительные курсы для поступления в высшее учебное заведение;
    • создание групп для обучения детей с отклонениями в развитии.

2. Развивающие услуги: различные кружки, студии и т.д. по интересам;

3. Спортивно – оздоровительные интересы: организация секций и групп по укреплению здоровья детей. [13, c.184]

Величина ассигнований в  первую очередь регулируется объемом  доходов бюджета того или иного уровня. Порядок финансового обеспечения образовательных учреждений регламентирован Бюджетным Кодексом Российской Федерации. В нем четко обозначены рамки применения нормативов финансовых затрат и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности. Детализация бюджетных расходов по экономическим статьям связана с необходимостью усиления контроля со стороны финансирующих и административных органов за их целевым использованием. Определяет объем бюджетных ассигнований и распределяет расходы государственный орган в пределах выделенных из бюджета средств на календарный финансовый год.

Общеобразовательные школы  – интернаты создаются в целях  оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков  самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего развития их творческих способностей. В эти  учреждения принимаются преимущественно  дети, нуждающиеся в государственной  поддержке, в том числе дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети, находящиеся под опекой. Основными задачами образовательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются: создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитии воспитанников, обеспечение их медико – психолого – педагогической реабилитации и социальной адаптации; охрана прав и интересов воспитанников. В соответствии с индивидуальными особенностями детей в системе образования могут функционировать следующие виды учреждений: детский дом, детский дом – школа, школа – интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, санаторий детский дом, специальные (коррекционные) детские дома и школы – интернаты для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии. В этих видах учреждений содержание и обучение воспитанников осуществляется на основе полного государственного обеспечения. [25, c.18]

При бюджетном  финансировании при помощи ассигнований применяются два способа:

1. «Нетто-бюджет» - денежные средства в процессе финансирования выделяются на довольно ограниченный круг затрат, предусмотренных бюджетом;

2. «брутто-бюджет» - применяется для финансирования организаций, которые полностью находятся на бюджетном финансировании. Бюджетные средства предоставляются на все виды расходов.

Образование финансируется способом «брутто-бюджет». Выделяются ассигнования на содержание учебных заведений, выделяются средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам. Расходы на образование относятся к расходам на социальные нужды, которые определяются на основе принципов сметного планирования и финансируются по конкретным видам затрат. В основе расчетов расходов образовательных учреждений лежат показатели деятельности учреждений, характеризующие обслуживаемые контингенты (число учащихся, учебных групп, классов, число воспитанников). При этом учитывается время функционирования в течение года. Эти показатели служат расчетными. Денежный расход насчитывается по норме, которая обеспечивает функционирование и развитие учебного учреждения. Основной принцип расходования бюджетных средств – строгое их регламентирование по назначению. Образовательное учреждение не вправе использовать средства на цели, которые не предусмотрены сметой. В состав затрат сметы образовательных учреждений входят:

  • оплата труда;
  • начисления на оплату труда;
  • командировочные и иные компенсационные выплаты работникам;
  • оплата товаров, работ и услуг;
  • капитальный и текущий ремонт;
  • приобретение оборудования и предметов длительного пользования.

Как следует  из закона «Об образовании» образовательное  учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет расчетный счет. Финансовые и материальные средства используются им по своему усмотрению, но в пределах целевого финансирования. Не использованные в текущем году средства не могут быть изъяты или зачтены в объем финансирования на следующий год. Учредителями образовательных учреждений являются органы управления, которые несут ответственность за финансирование расходов по выполнению государственного заказа. Государственный заказ ограничен возможностями бюджетного финансирования и рамками государственных стандартов, он формируется государственными, региональными и муниципальными органами управления. Основными документами, регулирующими ответственность и права учредителя и образовательного учреждения, являются договор о взаимоотношении между ними и устав образовательного учреждения. Учредитель берет на себя обязательства по финансированию учреждения в соответствии с утвержденной сметой расходов. В случае, когда образовательное учреждение не имеет своей бухгалтерии, то учредитель берет на себя обязанность осуществлять финансово-бухгалтерское обслуживание его деятельности через централизованную бухгалтерию. Образовательное учреждение обязано своевременно предоставлять учредителю обоснованные информацию о потребности в бюджетных средствах, расходовании бюджетных средств, о внебюджетных источниках денежных средств.

Образовательное учреждение в пределах средств выделенных на оплату труда самостоятельно составляет штатное расписание, осуществляет выплату  надбавок, доплат и других стимулирующих  выплат.

 

Таблица №1. Объем финансирования расходов на образование из бюджета  РФ.

 

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

1. Расходы бюджета РФ, млн.руб.

2628112980,90

1375788350,00

3692475512,00

5463479900,00

2. Средства направленные на финансирование образования РФ, тыс.руб.

121618870,90

154456613,50

201588660,60

278468374,90

3. Удельный вес расходов  на финансирование образования в общей сумме расходов бюджета РФ, %

4,7

5,06

5,4

5,1

4. Изменение суммы расходов  на финансирование образования РФ относительно предыдущего года, тыс.руб.

 

32837742,60

47132047,10

76879714,30


 

 

Проанализировав данные можно отметить, что финансирование образования  по сравнению с предыдущем годом  увеличивается на 32837742,60 тыс. руб. в 2005г, на 47132047,10тыс. руб. в 2006г., и на 76879714,30 тыс. руб. в 2005г. Это также можно  сказать, если посмотреть на удельный вес расходов на финансирование образования  в общей сумме расходов бюджета. Таким образом, объем бюджетных  средств выделяемых на финансирование образования в РФ с каждым годом увеличивается. [8,9,10,11,12]

4. Предложения по привлечению финансовых средств в сферу образования

 

В современном мире значение образования как важнейшего фактора  формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. За последние годы в области образования приняты ряд важных документов, в которых раскрываются стратегические направления развития образования. К ним в первую очередь относятся Национальная доктрина образования, Концепция модернизации образования, Федеральная программа развития образования. Национальная доктрина образования в Российской Федерации - основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития. Согласно доктрине государственная политика в области финансирования образования обязана обеспечить следующее: на первом этапе (до 2004 года) темпы роста бюджетных средств будут опережающими по отношению к темпам роста общего объема расходной части бюджета. Начиная с 2001 года будут предусматриваться целевые средства на развитие образования, в том числе на информатизацию образовательных учреждений. Будут расширены возможности привлечения в сферу образования средств из бюджетов семей и других внебюджетных источников. На втором этапе (до 2010 года) следует обеспечить темпы роста объемов бюджетного финансирования образования в соответствии с темпами роста ВВП. Дополнительный объем финансовых средств будет поступать из семейных бюджетов и средств предприятий. На третьем этапе (до 2025 года) при сохранении темпов роста бюджетного финансирования произойдет дальнейшее увеличение поступления в систему образования финансовых средств из различных внебюджетных источников [17].

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.», принятая в 2001 г., основной целью развития образования в России определила повышение его качества, доступности и эффективности. Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года. Важными элементами формирования эффективных экономических механизмов модернизации и развития образования, обеспечивающих фактически новые принципы и систему финансирования отрасли, должны стать:

- введение нормативного  бюджетного финансирования общего  среднего и начального профессионального образования с учетом обеспечения государственных образовательных стандартов и необходимых условий образовательного процесса;

- разработка дифференцированных  нормативов бюджетного финансирования  учреждений (организаций) высшего  и в перспективе среднего профессионального  образования, отражающих характер  реализуемых ими образовательных  программ;

Вывод

В настоящее время в  образовании сохраняются многочисленные проблемы, которые не позволяют говорить о том, что процесс модернизации данной сферы удовлетворяет общество. Низкая зарплата педагогов — одна из ключевых проблем российского образования. Заработная плата должна зависеть от их квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и не ограничиваться максимальным размером.

Другое важное направление  государственного управления и регулирования  переход к нормативному финансированию учебного процесса, при котором бюджетные средства следуют за учащимися. Финансовые нормы должны быть гибкими и позволять комплексно решать вопрос об объеме бюджетных ассигнований на развитие образования в каждом конкретном случае. Приоритетный национальный проект «Образование» разработан таким образом, чтобы обеспечить системные изменения по основным направлениям развития образования России; эффективно содействовать становлению институтов гражданского общества и современного образовательного менеджмента. Работа в рамках нацпроекта направлена как раз на создание эффективного, инновационного, технологически выстроенного и в то же время доступного образования на всех ступенях, начиная со средней школы и заканчивая послевузовским.

За последние годы в  области образования приняты  ряд важных документов, в которых  раскрываются стратегические направления  развития образования. К ним в  первую очередь относятся Национальная доктрина образования, Концепция модернизации образования, Федеральная программа развития образования. Основными направлениями развития являются: повышение качества образования; обеспечение доступности образования; повышение инвестиционной привлекательности сферы образования; переход на принципы подушевого финансирования и формирование эффективного рынка образовательных услуг.

Информация о работе Финансирование образовательных учереждений