Финансовая деятельность предприятий гражданской авиации в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 21:56, реферат

Описание работы

Цель работы: познакомиться с аспектами финансовой деятельности предприятий авиационной отрасли.
Для достижения этой цели, мной были определены следующие задачи:
Познакомиться с понятием «авиапредприятие» и классификацией авиапредприятий.
Получить знания о производственных программе и мощности предприятия ГА.
Изучить состав и структуру эксплуатационных расходов.
Узнать о методах определения и способах снижения себестоимости работ и услуг авиапредприятия.
Определить порядок получения прибыли и доходов предприятиями ГА.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 56.99 Кб (Скачать файл)

 

I. ВВЕДЕНИЕ.

Транспорт является одной из ключевых отраслей любого государства. Состояние  транспортных услуг во многом зависит от состояния  экономики страны. Однако сам транспорт  часто стимулирует повышение  уровня активности экономики, например, в туристических странах. Он высвобождает возможности, таящиеся в слаборазвитых  регионах страны или мира, позволяет  расширить масштабы производства, связать  производство и потребителей.

Важное место среди различных  видов транспорта занимает авиация. Она более скоростная  по своей  природе. В большинстве стран  авиационный  транспорт занимает ведущее место по объемам перевозок  пассажиров и грузов  на далекие  расстояния.

Исследуя проблемы пассажирской  авиации, следует отметить, что развитие рыночных отношений привело к  разрушению существовавшей прежде отраслевой системы управления авиационным  транспортом. Несмотря на то, что этот процесс был сам по себе необходимым  и естественным, первоначальный эффект был явно отрицательным - резко возросло количество авиационных катастроф  и их тяжесть, снизились объемы перевозок  и выпуск авиалайнеров  и т.д. В  значительной степени это было обусловлено  тем, что взамен существовавшей системы  отраслевого управления авиационным  транспортом не была создана эквивалентная  система государственного управления и регулирования транспортной деятельности, адаптированная к условиям рыночного  хозяйствования. Предприятия и организации  авиационного транспорта остались один на один с рыночной стихией. Это привело  к тому, что резко повысились тарифы на авиаперевозки, и они оказались  недоступными для основной массы  населения страны, в связи, с чем  резко сократилась и заполняемость  самолетов.   

Однако, в настоящее время, государство  оказывает поддержку некоторым  авиакомпаниям. Правильная финансовая политика авиапредприятий помогает им удержаться в отрасли и, несмотря на суровые экономические факторы, продолжать конкурентную борьбу. Последние  годы намечается тенденция к увеличению объема перевозок. (пассажирооборот российских авиакомпаний в 2010 году увеличился на 30,8% по сравнению с 2009 годом; грузооборот в 2010 году вырос на 32,4% - более полные показатели деятельности российских авиакомпаний представлены в приложении).

Деятельность авиапредприятий  направлена на получение прибыли  посредством оказания услуг населению  в виде перевозки на воздушных  судах пассажиров, их багажа, грузов и почты, а также осуществление  авиационных работ ПАНХ (применение авиации в народном хозяйстве), осуществляемых за плату.

Для меня, как для будущего работника  авиакомпании, играют  важную роль знания о экономическом состоянии авиакомпании. Поэтому, мною была выбрана тема курсовой работы:  «Финансовая деятельность предприятий ГА в условиях рынка».

Цель работы:  познакомиться с аспектами финансовой деятельности предприятий авиационной отрасли.

Для достижения этой цели, мной были определены следующие задачи:

  • Познакомиться с понятием «авиапредприятие» и классификацией авиапредприятий.
  • Получить знания о производственных программе и мощности предприятия ГА.
  • Изучить состав и структуру эксплуатационных расходов.
  • Узнать о методах определения и способах снижения себестоимости работ и услуг авиапредприятия.
  • Определить порядок получения прибыли и доходов предприятиями ГА.
  • Ознакомиться с общей рентабельностью авиапредприятий и с рентабельностью и путями ее повышения отдельных работ и услуг авиапредприятия.

Методы:

  1. Изучение, обобщение информации о финансовой деятельности авиапредприятий, полученной из учебников по экономике авиационной отрасли, материалов периодических изданий, сети internet.
  2. Работа с графиками.
  3. Формирование и изложение выводов.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Финансы (от лат. financia — наличность, доход) — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Важнейшим понятием в области финансов является бюджет.

Бюджет (от старонормандского bougette — кошель, сумка) - схема доходов и расходов определённого лица (физического или юридического), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год.

Финансовая деятельность авиапредприятия – возникающая на основании экономических отношений авиакомпании с государством, пассажирами, грузовой клиентурой, туристическими фирмами и др. лицами и организациями, деятельность по поводу формирования, получения и распределения доходов авиапредприятия.

Финансовая  деятельность авиакомпании включает в  себя:

  • Разработку производственной программы с учетом производственных мощностей.
  • Определение себестоимости авиационных услуг по маршрутам и в зависимости от предполагаемой коммерческой загрузки воздушного судна.
  • Учет рентабельности и прибыли работ авиакомпании, формирование методов их повышения.
  • Формирование и распределение доходов и прибыли авиапредприятия.

 

1.Авиапредприятие. Виды авиапредприятий.

Авиапредприятие – юридическое лицо независимо от его организационно – правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов почты и/или выполнение авиационных работ.

Авиакомпания (авиационная  компания) — организация, производящая пассажирские и грузовые воздушные перевозки, авиационные работы. В советский период использовался синоним авиапредприятие (авиационное предприятие).

По различным критериям и  характеристикам можно выделить следующие виды авиапредприятий (авиакомпаний):

  1. Авиакомпании по виду собственности:
  • Государственные – контрольный пакет акций принадлежит государству. Эти компании называют английским термином «Flagcarrier», потому что они летают «под флагом» государства. Государственные авиакомпании меньше подвержены влиянию рынка; убытки часто несёт государство;
  • Частные – авиапредприятия, находящиеся в собственности частных лиц, которые сами определяют маршруты, частоту полетов, сами решают экономические и организационные вопросы. В ходе либерализации и дерегулирования часть традиционно государственных авиакомпаний реорганизуются в частные компании, которые должны выдержать испытание свободным рынком.
  1. По объему осуществляемых перевозок:
  • Крупные – авиакомпании, совершающие перелеты по всей стране и за ее пределами;
  • Региональные – оперируют авиаперевозками в пределах одного региона;
  • Местные – небольшие авиакомпании, совершающие рейсы на малых воздушных линиях, осуществляющие воздушное сообщение между пригородными аэродромами.
  1. В зависимости от специфики работы авиапредприятия:
  • Грузовые – авиакомпании, имеющие только грузовые ВС или грузовые модификации пассажирских самолетов, специализирующиеся на воздушной перевозке грузов и почты;
  • Грузо – пассажирские – авиаперевозчики, обладающие как пассажирскими, так и грузовыми типами воздушных судов, осуществляют перевозку воздушным транспортом пассажиров, багажа, грузов, почты;
  • ПАНХ – авиапредприятия, имеющие в собственности небольшие самолеты 3-4 класса, осуществляющие за плату авиационные работы (посев растение, обработка полей удобрениями, тушение лесных пожаров, выполнение геологической и рыбной разведки);
  • Смешанные – авиакомпании, эксплуатирующие различные типы ВС и оказывающие как транспортные услуги, так и осуществляющие авиационные работы ПАНХ.
  1. По типу подвижного состава, эксплуатируемого авиакомпанией:
  • Самолетные – перевозчики, эксплуатирующие самолеты 1-4 классов с целью выполнения авиационных работ и транспортных услуг за плату, перевозка может осуществляться только в/из пунктов, имеющих оборудованные взлетно – посадочные полосы, соответствующие требованиям для каждого конкретного типа самолетов.
  • Вертолетные – авиакомпании, осуществляющие перевозку пассажиров и грузов в труднодоступные места, не обладающие необходимой инфраструктурой для приема самолетов, и использующие для этих целей вертолеты.
  • Смешанные – эксплуатанты, имеющие и использующие одновременно самолеты и вертолеты, в зависимости от количества коммерческой загрузки и предстоящего маршрута.
  1. В зависимости от метода организации работы:
  • Регулярные авиакомпании – перевозчики, выполняющие рейсы по закрепленному опубликованному в справочниках расписанию, расписание составляется отдельно на 2 периода осенне – зимний и весенне – летний периоды воздушной навигации;
  • Чартерные перевозчики – авиакомпании, не имеющие регулярных воздушных линий и расписания, осуществляют свою перевозочную деятельность по договору чартера (фрахтования воздушного судна вместе с экипажем);
  • Авиакомпании, работающие на регулярных воздушных линиях, также осуществляющие воздушные перевозки по договору чартера.

 

2. Производственная программа. Производственная мощность авиапредприятия.

При ориентировании любого предприятия на рыночный спрос необходимо четко ответить на вопросы:

  • Какими товарами интересуются покупатели?
  • Какие товары предприятие может производить и реализовывать с прибылью?
  • Какова должна быть номенклатура и ассортимент товара?
  • Каковы конкурентные условия при реализации того или иного товара?
  • Каков объем потребности в тех или иных товарах?
  • Какой объем ресурсов необходимо вложить в производство (продажу) соответствующего товара?

Но следует  учитывать, что продукция, производимая авиапредприятием, имеет специфический  характер. Продукция, предлагаемая авиакомпанией  своим пассажирам, грузоотправителям  – это авиаперевозки пассажиров, багажа, грузов, почты, имеет нематериальный характер; по сути, продукция авиапредприятия  – это услуги по перевозке и  в некоторых случаях, выполнение авиационных работ. Особенностями транспортной продукции является:

  • Невозможность создания запаса продукции и услуг;
  • Продукт только тогда готов, когда совершена непосредственно сама перевозка.

Учитывая  эти факторы, авиапредприятие при  планировании своих рейсов и возможной  коммерческой загрузки (это загрузка ВС, которая приносит авиакомпании прибыль: количество пассажиров, масса  их багажа, количество мест и масса  груза, почта), учитывает некоторые общие а также следующие специфические вопросы:

  • Спрос пассажиров на отдельные воздушные линии, учитывается при составлении расписания;
  • Конкурентные факторы – авиапредприятия стремятся разработать и внедрить на своих рейсах различные рекламные акции, предоставить пассажирам более комфортные условия перевозки и уровень обслуживания. Все это проводится с целью привлечения клиентов.
  • Максимально возможная коммерческая загрузка воздушного судна –для определении типов воздушных судов.

1.Производственная программа - представляет собой определенный объем, номенклатуру и ассортимент продукции соответствующего качества - учитывает спрос на данную продукцию и реальные возможности удовлетворения этого спроса.

Под номенклатурой продукции понимают принятый в планировании и учете перечень видов продукции в натуральном выражении. В авиационной отрасли отдельно учитываются количество перевезенных пассажиров, отдельно грузооборот и выполнение объема авиационных работ (если деятельность авиапредприятия подразумевает их выполнение).

ассортимент продукции - это количество и соотношение отдельных видов продукции по маркам, сортам, профилям, размерам, артикулам. Аналогично, для авиакомпании ассортимент продукции подразумевает количество предлагаемых классов обслуживания, количество пассажирских и грузовых тарифов.

Основные  этапы формирования производственной программы авиапредприятия:

  • Определяется номенклатура и ассортимент продукции в натуральном выражении. Расчеты проводятся исходя из имеющихся исправных воздушных судов, технологии, снабжения авиа ГСМ и запасными частями при возможной поломке самолета, связями с другими видами транспорта и транспортными посредниками (агентства по продаже воздушных перевозок, туристические фирмы, грузовые компании);
  • На основании объема перевозок определяется объем предоставляемых услуг с календарным распределением (составляется расписание на периоды ВЛН и ОЗН, определяется количество потребных для выполнения этого объема работ воздушных судов);
  • На основе натуральных объемов производства продукции определяются стоимостные показатели.

Информация о работе Финансовая деятельность предприятий гражданской авиации в условиях рынка