Финансовая деятельность предприятий гражданской авиации в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 21:56, реферат

Описание работы

Цель работы: познакомиться с аспектами финансовой деятельности предприятий авиационной отрасли.
Для достижения этой цели, мной были определены следующие задачи:
Познакомиться с понятием «авиапредприятие» и классификацией авиапредприятий.
Получить знания о производственных программе и мощности предприятия ГА.
Изучить состав и структуру эксплуатационных расходов.
Узнать о методах определения и способах снижения себестоимости работ и услуг авиапредприятия.
Определить порядок получения прибыли и доходов предприятиями ГА.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 56.99 Кб (Скачать файл)

Для увязки производственной программы с финансовыми показателями деятельности предприятия определяется основной стоимостной показатель - стоимость реализуемой продукции.

2. Производственная мощность — максимальный возможный выпуск продукции производственной единицы за определенный период.

При расчёте  производственной мощности авиапредприятия используют данные о:

•Производственных основных фондах – количестве воздушных судов по типам;

•Режиме работы оборудования и использования площадей – максимальный налет часов воздушного судна между этапами проведения периодических тех. осмотрах воздушных судов, режимы работы определенных аэропортов;

•Квалификации рабочих как летного, так и технического состава. Также рабочих смежных служб – служб авиаперевозок аэропортов.

Основными показателями производственной программы и мощности авиапредприятия являются грузооборот  и пассажирооборот:

  • Пассажирооборот — показатель отражения объема перевоза пассажиров в пассажиро - километрах и исчисляется как произведение количества пассажиров на расстояние перевозок.
  • Грузооборот — экономический показатель работы транспорта (показатель объёма перевозок грузов), равный произведению массы перевозимого за определенное время груза на расстояние перевозки. Грузооборот измеряется в тонно-километрах.

Ниже  мною приведены показатели производственных мощностей авиакомпаний России, как  подробно па авиакомпаниям за 2009 год, так и в целом по стране за 2010 в сравнении с показателями 2009 года.

Авиакомпания

Пасс/ оборот,  
млн. пасс/км

1.

Aэрофлот

25 986.194

2.

Трансаэро

18 732.965

3.

S7 Airlines

10 458.690

4.

Россия

6 149.638

5.

UTair

5 827.926

6.

Владивосток Авиа

3 875.063

7.

Nordwind Airlines

2 898.315

8.

Якутия

2 244.004

9.

Red Wings

2 020.548

10.

Sky Express

1 458.067

Авиакомпания

Кол-во пасс, чел 

1.

Aэрофлот

8 755 471

2.

S7 Airlines

5 025 862

3.

Трансаэро

4 576 769

4.

UTair

3 526 469

5.

Россия

2 971 759

6.

Владивосток Авиа

1 084 020

7.

Sky Express

1 019 760

8.

Nordwind Airlines

859 817

9.

Red Wings

695 433

10.

Якутия

661 817


 

Показатель работы по видам сообщений

Пассажирооборот

Перевозки пассажиров

Занятость пасс. кресел

Грузооборот

Перевозки грузов и почты

2010 г., млн пасс/км

2010 г. к 2009 г., %

2010 г., тыс. чел.

2010 г. к 2009 г., %

2010 г., %

2010 г. к 2009 г., %

2010 г., млн т/км

2010 г. к 2009 г., %

2010 г., тыс. т

2010 г. к 2009 г., %

Международные перевозки

87516,91

+38,02

27727,30

+30,32

81,80

+4,40

3818,05

+34,48

661,95

+36,03

из них:

между Россией и зарубежными странами за пределами СНГ

79765,03

+39,69

24154,03

+31,47

82,90

+4,50

3776,42

+35,50

644,66

+36,30

между Россией и странами СНГ

7751,87

+22,89

3573,28

+23,04

72,30

+2,40

41,63

–20,13

17,28

+26,63

Внутренние перевозки

59592,74

+21,47

29218,50

+22,60

73,50

+2,80

892,78

+24,25

263,25

+16,73

из них:

местные перевозки

1142,19

+18,55

1576,08

+14,14

64,20

+1,70

16,40

+17,99

18,69

+5,21

В целом

147109,65

+30,80

56945,81

+26,24

78,20

+3,90

4710,83

+32,41

925,19

+29,92


 

 

2.Понятие, структура и состав эксплуатационных расходов.

Расходами при любом виде деятельности называют текущие затраты на производство и реализацию продукции или выполнение работ.

Эксплуатационные расходы – это текущие затраты, непосредственно связанные с перевозками грузов и пассажиров за определенный период (месяц, квартал, год). Они складываются из расходов на заработную плату, отчислений на социальное страхование, расходов на топливо, электроэнергию, материалы, прочих затрат, в том числе амортизационных отчислений от стоимости основных фондов.

План эксплуатационных расходов разрабатывается на основе плана перевозок, плана по труду  и других разделов плана экономического и социального развития. В нем  предусматривается обеспечение  запланированного объема перевозок  необходимым фондом оплаты труда, денежными  средствами на материалы, топливо, электроэнергию и другие расходы. Составляется план эксплуатационных расходов по сети в  целом, железным дорогам, отделениям дорог  и предприятиям.

Эксплуатационные  расходы подразделяются на основные и накладные, прямые и косвенные, зависящие и независящие от объема выпуска продукции.

Основными расходами называются расходы, тесно связанные с производственным процессом. К основным расходам авиапредприятий относятся расходы, непосредственно связанные с обслуживанием и управлением производства.

Прямыми называются расходы, которые прямо из учетных документов могут быть отнесены на себестоимость определенного вида продукции.

Косвенные расходы относятся на себестоимость того или иного вида продукции с помощью предварительного распределения по определенным измерителям.

Зависящие называются расходы, которые изменяются пропорционально изменению объема выпуска продукции (или объема перевозок) при стабильных качественных показателях. К этой группе относятся расходы на топливо, электроэнергию, смазку, ремонт и амортизацию летательных аппаратов.

К независящим относятся расходы, которые не изменяются при изменении объема выпуска продукции. К ним относятся накладные расходы по содержанию эксплуатационного штата.

Структура эксплуатационных расходов состоит из элементов затрат:

  • По элементу затрат «Заработная плата» учитывают все виды оплаты труда рабочих, служащих, а также работников, не состоящих в штатах, за труд, относящийся к деятельности предприятия. По этому элементу затрат учитываются также премии рабочим, оплачиваемым по сдельно – премиальной и повременно- премиальной системам оплаты труда. В фонд заработной платы включается дополнительная заработная плата, к которой относится оплата очередных ежегодных и дополнительных отпусков, компенсация за неиспользованный отпуск и др. Отчисления на социальное страхование не являются производственными затратами, они представляют собой перераспределение прибавочного продукта и используются на удовлетворение общественных потребностей. Эти средства передаются в распоряжение органов социального страхования и используются на выдачу пенсий и пособий социального страхования, пособий при потере трудоспособности, на обеспечение путевками и другие оздоровительные мероприятия. Отчисления на социальное страхование определяются также от выплат из фонда материального поощрения, кроме выплат единовременной помощи, от премий за экономию топлива, электрической и тепловой энергии.
  • По элементу затрат «Материалы» учитывают стоимость материалов, потребляемых авиапредприятием для производственных нужд, независимо от способа заготовки и приобретения, погашения износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов, спецодежды, отклонения от оптовых цен на материалы и др.
  • По элементам «Топливо» и «Электроэнергия» учитывают стоимость израсходованной энергии и топлива.
  • По «Амортизационным отчислениям» учитывают расходы по восстановлению основных средств путем полной замены износившегося оборудования или капитального ремонта отдельных запчастей.
  • По «Прочим материальным расходам» учитывают затраты, которые затруднительно отнести к конкретному элементу. Это оплата счетов заводам, другим договорам и организациям за производство текущего ремонта летательных аппаратов и других услуг. В такой элемент как «Прочие», включаются расходы по снего- водо- пескоборьбе, стипендии работникам и др.

Эксплуатационные  расходы можно подразделить на прямые и косвенные:

  • Прямыми называют расходы, связанные с выработкой определенной продукции или выполнением конкретного вида услуги и поэтому непосредственно (прямым способом, без дополнительных расчетов) относимые на тот или иной вид продукции или работы.
  • Косвенные расходы – это расходы, относимые на несколько видов продукции и распределяемые на тот или иной вид продукции или услуги не прямым путем, а в результате дополнительных расчетов.

Например, расходы  хозяйства авиапредприятий не могут  быть отнесены только на грузовые или  только на пассажирские перевозки, так  как авиационные предприятия  обслуживают и грузовое, и пассажирское движения. Расходы этого хозяйства  распределяют на грузовые и пассажирские перевозки пропорционально соответствующим  измерителям.

Также эксплуатационные расходы подразделяются на основные и накладные:

1. Основные  – это статья расходов, вызываемых  непосредственно самим процессом  перевозки.

2. Накладные  - это расходы по обслуживанию производства и руководству хозяйством.

Основные  расходы, в свою очередь, подразделяют на расходы, специфические для каждой отрасли деятельности авиапредприятий, и расходы, общие для всех отраслей.

Например, специфическими основными расходами для авиапредприятий  являются затраты на текущий ремонт воздушных судов и др.

К основным расходам, общим для всех отраслей деятельности авиапредприятий, относятся:

  • Транспортные расходы (в доле, относящейся к материалам, израсходованным на производственные и хозяйственные нужды);
  • Оплата труда производственного персонала за непроработанное время (оплата отпусков, время выполнения государственных обязанностей, время вынужденного прогула, выплаты работникам, высвобождаемым с предприятий и организаций в связи с их реорганизацией, сокращение численности работников и др.);
  • Скидка со стоимости форменной одежды, выданной производственному персоналу;
  • Отчисления на социальные нужды производственного персонала; затраты по охране труда и производственной санитарии; износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов производственного назначения и др.

Накладные расходы  подразделяют на накладные расходы  без затрат на содержание аппарата управления и расходы на содержание аппарата управления. К накладным  расходам без расходов на содержание аппарата управления относят:

  • Затраты по содержанию персонала, не относящегося к аппарату управления;
  • Затраты по обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного назначения; амортизация основных фондов общехозяйственного назначения, отчисления в резерв на создание ремонтного фонда; отчислениям во внебюджетный фонд авиапредприятий на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ общеотраслевого значения, отчислениям в инвестиционный фонд авиапредприятий, платежи по кредитам банков и др.
  •  

3. Себестоимость авиационных услуг, методы определения и пути снижения себестоимости.

Себестоимость продукции – это совокупность затрат предприятия на производство и реализацию продукции.

В себестоимости  продукции ГА нет затрат на незавершенное  производство, так как транспортная продукция не имеет вещественной формы, зато преобладают затраты  на запасные части и ГСМ. В связи  с этим удельный вес затрат на авиа ГСМ и амортизацию СВАД в общей  себестоимости продукции в 5-6 раз  выше, чем аналогичные затраты  в других отраслях.

Себестоимость легко определить в тех производствах, где выпускается 1 вид продукции. В предприятиях, где производится несколько видов готовой продукции, себестоимость отдельно определяется по каждом виду продукции.

Себестоимость является крайне важным показателем, который  влияет на конечную стоимость воздушной  перевозки для пассажиров и грузоотправителей, что в конечном итоге определяет популярность авиакомпании и соответственно величину прибыли. Себестоимость авиационных  услуг отражает практически все  стороны хозяйственной деятельности авиапредприятия.

На величину себестоимости влияют различные факторы, среди которых можно выделить:

  • Тип эксплуатируемого ВС;
  • Степень использования СВАД по налету часов;
  • Дальность беспосадочного полета;
  • Направление перевозки, характер авиалинии;
  • Мощность пассажиро- и грузопотоков;
  • Район базирования авиапредприятия;
  • Сезонность.

Решению проблемы определения себестоимости авиаперевозок посвящены ряд методик и методических рекомендаций, утвержденных руководящими органами  ГА России. На сегодняшний день для расчета себестоимости авиационной продукции используются «Методические рекомендации по определению себестоимости внутренних и международных рейсов для российских авиакомпаний» от 15.07.1999 г. №ФСВТ 7.7-188. Этот документ является новой редакцией методики 1993 г.     ( «Методическими рекомендациями по определению себестоимости рейсов ВС ГА» от 19.10.93 №ДВ 15.1-178). Расчет себестоимости работ и услуг на авиационном предприятии включает в себя: расходы на авиа ГСМ, амортизацию ВС и авиадвигателей, расходы на периодическое техническое обслуживание ВС, расходы на оплату труда летнего состава и бортпроводников, расходы на оплаты труда наземного персонала. Рассмотрим каждый из составляющих себестоимости услуг на авиапредприятии подробно:

Информация о работе Финансовая деятельность предприятий гражданской авиации в условиях рынка