Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 06:04, курсовая работа
Описание работы
Сложившаяся в настоящее время в России экономическая ситуация стала благоприятной основой для зарождения и функционирования новых организационных форм хозяйствования, основой деятельности которых является четкое законодательное и экономическое распределение функций между хозяином и управляющим. В то же время реальная ситуация такова, что без слияния производства и финансовых капиталов предприятиям все труднее выдержать требования постоянно усиливающейся конкурентной борьбы. Поэтому объективно складывается тенденция укрупнения хозяйствующих субъектов и их естественного отбора с целью приспособления к окружающей среде.
Срок, в течение которого финансовая
стратегия должна быть реализована зависит
от характера поставленных стратегических
целей и задач, а также от макроэкономических
и других факторов, например крупности
бизнеса, финансового состояния. На этом
этапе формулируется одна и главная стратегическая
цель.
На втором этапе, изначально
решается вопрос по критериям эффективности
финансовой политики, определяются критерии,
целевые показатели и нормативы по ним,
формулируются цели и задачи в развитие
генеральной цели.
Для обоснованной проработки
стратегических, а впоследствии на других
этапах тактических направлений финансовой
политики, осуществляется выяснение стартовых
финансово-экономических условий, в которых
оказалась корпорация на момент разработки
финансовой стратегии, а также причин
такого положения.
Основой формирования целей
и задач финансовой политики выступает
финансово-экономическое состояние корпорации.
От него во многом зависит формирование
финансовой стратегии и тактики, реальность
выдвигаемой цели, актуальность и выполнимость
поставленных задач. Вместе с тем на практике,
текущее финансовое состояние корпорации
может не всецело определять стратегическую
цель.
Третий этап состоит в прогнозировании
основных финансово-экономических контуров
на избранный стратегический период. По
сути, идет «оцифрование» в первом приближении
числовых значений тех показателей, которые
избраны в качестве критериев эффективности
финансовой политики, а также ограниченного
ряда финансово-экономических показателей,
играющую определяющую роль в решении
стратегических задач.
Четвертый этап – выступает
развитием третьего этапа и связан с вариантным
прогнозированием и долгосрочным денежно-финансовым
планированием. В ходе этого этапа осуществляется
формализация финансовой стратегии в
вариантных прогнозах финансово-экономических
показателей и долгосрочного денежно-финансового
плана. Это по существу означает проверку
целей и задач на прогнозную реальность
их достижения. При этом центральным вопросом
этапа выступают вопросы определения
потребности в финансовых ресурсах для
реализации стратегических целей и задач,
а также выявления уровня прогнозируемой
обеспеченности требуемыми ресурсами
по годам. Исходя из этого, выявляются
реальные перспективы развития корпорации.
Пятый этап, едва ли не самый
важный, обеспечивает разворот выработанной
стратегии в тактические цели и задачи,
проверку возможностей увеличения источников
и сокращения расходов при реализации
финансовой стратегии, разработку финансовых
политик по их направлениям и видам.
Источников для достижения
стратегических целей и задач закономерно
не хватает, либо долгосрочные финансовые
ресурсы могут плохо просматриваться
и не отвечать требованиям достоверности.
Как правило, встает задача «подтянуть»
долгосрочные источники финансирования
требуемых расходов за счет их мобилизации
в течение каждого года по ходу исполнения
стратегических целей и задач. Основа
такого изыскания источников состоит
в мобилизации имеющихся резервов улучшения
финансово-хозяйственной деятельности,
что позволяет существенно увеличить
размер, а быть может и долю собственных
и приравненных к ним средств. Могут использоваться
другие формы финансового обеспечения
связанные с надежным получением заемных
источников финансирования и возможным
увеличением привлеченных средств в структуре
источников финансирования деятельности.
Параллельно осуществляется
примерно аналогичная работа в части денежных
расходов. Речь идет, по сути, о том, в какой
мере потенциальные возможности корпорации
по увеличению собственных источников
финансовых ресурсов и снижению расходов
могут быть в краткосрочном плане реализованы.
В ходе проведения работы с
источниками и расходами выявляется потребность
в корректировке и, по сути, формируется
финансовая политика по важнейшим направлениям
ее проведения, а также видам в разрезе
учетной, налоговой, кредитной, эмиссионной,
амортизационной, ценовой, дивидендной
и других разновидностей политик. Задача
этого этапа – выявить потребность в корректировке
условий в более благоприятную для корпорации
сторону против принятых в расчетах базовых
условий разворота стратегических целей
и задач в тактические, т.е. краткосрочные,
ограниченные пределами соответствующих
лет.
На шестом этапе, вносятся корректировки
на изменения финансовых политик в планово-прогнозные
денежно-финансовые показатели, материализующие
финансовую стратегию и тактику
в долгосрочных планах (бюджетах) или принятой
модели.
Седьмой этап направлен на неформальное
сбалансирование, ранжированных по годам,
финансовых ресурсов с потребностями
в них для осуществления денежных расходов.
При этом используется весь арсенал методов
регулирования денежно-финансовых позиций.
В результате планируемой к
проведению контрольно-экономической
и контрольно-аналитической работы, в
том числе и финансовых служб, выявляются
и формулируются конкретные предложения
по проведению необходимых мероприятий,
обеспечивающих успех проведения разработанной
финансовой политики. В числе таких мероприятий
обычно большое значение имеют: мероприятия
финансово-экономического плана, т.е. увеличивающие
доходы и снижающие расходы; организационные
мероприятия, связанные например, с формированием
центров ответственности, определением
прав и обязанностей руководителей, меры
установления или повышения их ответственности
за результаты реализации финансовой
политики.
Восьмой этап разработки финансовой
политики связан с проработкой вопросов
осуществления оперативного и текущего
контроля за исполнением денежно-финансовых
параметров финансовой политики, а также
с проведением оценки эффективности финансовой
политики.
1.3 Критерии оценки эффективности финансовой
политики корпорации
Вопрос об эффективности, проводимой
финансовой политики – крупная научная
и практическая проблема. Она состоит
из трех важнейших частей: понимание эффективности
финансовой политики, критерии такой эффективности,
методы оптимизации денежно-финансовых
процессов.
Первая часть связана с трактовкой
сущности эффективности финансовой политики.
Критерии эффективности – это критерии
оптимальности, т.е. избранные ориентиры
для оценки степени успешности проводимой
финансовой политики. Методы оптимизации
финансовых процессов представляют собой
избираемые способы достижения целей
и выполнения поставленных задач, определенные
исходя из критериев оптимальности и применяемые
для улучшения процессов, показателей
и их соотношения.
Понимание эффективности финансовой
политики предопределяет выбор критериев,
на основе которых оценивается ее эффективность.
Сущность и критерии эффективности финансовой
политики взаимосвязаны. Принятые критерии
задают избираемые методы оптимизации.
Любой критерий, если он таковым является,
должен иметь хотя бы один метод оптимизации.
Эффективность финансовой политики
представляет собой комплексное понятие,
охватывающее различные аспекты результативности
экономической, организационно-управленческой
и собственно финансово-хозяйственной
деятельности.
Критериальный аспект эффективности
финансовой политики относится к числу
недостаточно разработанных вопросов
оценки формирования, хода проведения
и подведения итогов финансовой политики.
Экономическая эффективность
того, что мы делаем, проводя финансовую
политику, не ограничивается только самой
эффективностью в области финансов. Сфера
воздействия или влияния финансовой политики
гораздо шире денежного оборота, самих
финансов и кредита. Она затрагивает все
четыре стадии воспроизводственного процесса:
производство, распределение, обмен и
потребление. Кроме того, помимо максимизации
и минимизации денежно-финансовых процессов,
существует еще и оптимизация этих процессов,
причем часто прямо и опосредовано взаимосвязанных.
Во всем этом состоит достаточно большая
сложность достижения полноты отражения
через критерий эффективности финансовой
политики.
Важно учитывать, что финансы
и финансовая политика взаимосвязаны
с экономикой и производны от состояния
экономики, производства и товарного обращения.
Эффективность финансовой политики –
не только собственно в росте, или снижении
сумм доходов и изменениях в направлении
расходов.
Эффективность финансовой политики
состоит и в том, насколько безболезненно
для производства и обращения, эти суммы
мобилизованы и насколько результативно
потрачены. От этого зависят возникновение,
наличие, масштабность укрепления, или
отсутствие в экономике корпораций реальных
предпосылок для повышения экономической
и финансовой эффективности проводимой
политики.
Денежно-финансовые процессы
могут быть оценены через применение к
ним различных критериев. Критерии эффективности
финансовой политики могут быть представлены
как совокупность принятых параметров
оптимизации денежно-финансовых процессов,
позволяющих ответить на вопрос о позитивности
происходящих изменений в них по каждому
избранному критерию результативности
финансовой политики, а также о скорости,
направлениях, размерах такого изменения.
Критерии эффективности в экономике
и экономической политике, финансах и
финансовой политике избираемы, принимаемы,
вырабатываемы. Объективность избранного
критерия всегда соседствует с субъективным
характером его интерпретации. Особенность
методологии выбора критериальной основы
для оптимизации процессов в экономике
и финансах – стремление к наиболее полной
реализации совокупного характера критерия.
Этот синтетический характер любого критерия
сводится к выделению главного в экономических
и финансовых процессах. Главное носит
целевой характер и предстает в качестве
параметра, или параметров оптимизации.
Критерий эффективности в принципе
не равнозначен показателю или коэффициенту,
отражающему одну из сторон эффективности.
Критерий первичен, показатель вторичен.
Критерий эффективности призван быть
фокусом ряда или нескольких показателей,
но не их производной. Философия критерия
- не счет, а процесс. Чаще всего это минимизация,
максимизация, - отдельно, или одновременно.
Изначальное предназначение критерия
– оптимизация процесса, а не отражение
его через показатель.
Однако любой принятый критерий,
так или иначе, может быть выражен с помощью
специально сконструированного, или уже
применяемого показателя. Описать процесс
еще не значит выработать критерий. Критерий
всегда стоит выше, или вровень с показателем.
Это закономерность соотношения критерия
и показателя. В свою очередь, конкретному
показателю не суждено подняться выше
критерия. Вместе с тем критерий всегда
связан с показателем отражающим изменение
того или иного процесса.
Оптимизация только по финансовому
критерию не равна оптимизации финансовой
деятельности корпорации. Система критериев
эффективности финансовой политики, как
их совокупности потенциально и фактически
возможных к применению, может быть разделена
на финансовые критерии и не финансовые.
Финансовые критерии призваны
отражать хотя бы одну из сторон эффективности
процессов формирования, распределения
и использования денежных средств и финансовых
ресурсов. Не финансовые критерии – представляют
собой критерии экономического, в том
числе производственного, технического,
технологического и иного характера.
Финансовые и нефинансовые
критерии могут быть представлены через
абсолютные, относительные и специально
агрегированные показатели. Абсолютные
– выступают как объемные, относительные
– показатели соотношения, агрегированные
– представляют собой специально сконструированные,
модельные показатели с усложненной против
абсолютных и относительных показателей
методикой расчета.
В практике управления финансами
для наиболее полной оценки эффективности
финансовой политики критерии часто предстают
в смешанном виде, т.е. как комбинация финансовых
и нефинансовых критериев. Смешанный характер
оценки эффективности финансовой политики
выступает основой для обеспечения полноты
выявления действительной финансово-экономической
эффективности политики в области денежного
оборота и финансов.
Все критерии эффективности
финансовой политики есть критерии эффективности
процессов. Провести абсолютно четкую
классификационную грань между потенциально
возможными к применению критериями эффективности
финансовой политики весьма сложно.
Более детально рассматриваемые
критерии могут быть условно подразделены
на следующие четыре группы, внутри каждой
из которых в принципе возможны к применению
стоимостные и не стоимостные, абсолютные
и относительные, специально агрегированные,
общеэкономические и финансовые критерии:
строго удовлетворяющие специфике
сформулированных целей финансовой политики;
общеэкономические критерии
эффективности политики в области финансов;
смешанные критерии эффективности
финансовой политики в системе обеспечения
сбалансированного социально-экономического
развития;
Первая группа – представляет
собой критерии, характеризующие процессы
формирования, достижения, позиционирования,
завоевания, вытеснения, ограничения,
роста, концентрации, обеспечения, диверсификации
различных сторон или всего бизнеса в
целом. Эти критерии эффективности финансовой
политики, как критерии эффективности
протекания целевых процессов, могут выражаться
через изменение тех показателей, которые
прямо характеризуют степень продвижения
к достижению конкретно сформулированных
целей финансовой политики. Например,
устойчивый ежегодный рост прибыли не
менее, чем на столько-то процентов, обеспечение
роста стоимости компании в темпах опережающих
рост ее активов и т.п.
Таким образом, особенность
таких критериев оценки эффективности
финансовой политики – собственно достижение
поставленной стратегической цели этой
политики, которая может выражаться по
форме, не только в финансовой, но и в не
финансовой формулировке.
Вторая группа – это критерии,
принятые для оценки изменений в процессах,
отражаемых через динамику общих показателей
эффективности экономики. Эти общие показатели
эффективности экономики могут носить
не финансовый и финансовый характер.
В качестве таких критериев
эффективности финансовой политики могут
в принципе выступать: рост объемов производства
и товарооборота, валового дохода (вновь
созданной стоимости), повышение уровня
использования действующих производственных
мощностей, снижение сырьеемкости, материалоемкости,
фондоемкости, трудоемкости и энергоемкости
бизнеса. Изменение остатков незавершенного
строительного производства, полнота
освоения запланированных капитальных
вложений, ускорение ввода в действие
производственных мощностей и основных
производственных фондов, сокращение
сроков освоения вновь введенных производственных
мощностей.
Важное место в отражении эффективности
экономики занимают такие процессы, во
многом отражающие эффективность финансовой
политики, как рост оплаты труда и его
соотношение с ростом объемных показателей
финансово-хозяйственной деятельности,
а также изменение фондоотдачи, фондовооруженности
и производительности труда.