Финансовая система государства и особенности ее финкуионирования в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Финансы как экономическая категория представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе распределения, перераспределения и использования денежных фондов для обеспечения общественных потребностей. Совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования и расходования денежных фондов, образует финансовые отношения.

Файлы: 1 файл

1 ч.docx

— 122.37 Кб (Скачать файл)

1 Сущность финансовой  системы государства, ее функции  и структура

 

 

    1. Общее понятие  финансовой системы государства, ее функции

 

 

В системе производственных отношений финансы функционируют  посредством денег, служат элементом  воздействия на хозяйственные процессы, а также являются средством формирования экономических интересов предприятий (фирм, отраслей, регионов).

Финансы как экономическая категория представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе распределения, перераспределения и использования денежных фондов для обеспечения общественных потребностей. Совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования и расходования денежных фондов, образует финансовые отношения.

Следует уяснить, что финансовые отношения - понятие более узкое, чем денежные отношения; они являются их составной частью. Если денежные отношения охватывают все экономические  отношения, связанные с выполнением  функций денег, то финансовые отношения  связаны с движением фондов денежных средств материального и нематериального  назначения.

В финансовые отношения не входят денежные отношения, связанные  с товарным и денежным обращением в розничной торговле; с оплатой  транспортных, бытовых, коммунальных, зрелищных и прочих услуг, с движением  денег при их дарении и наследовании.

К финансовым отношениям относятся:

- денежные отношения хозяйствующих  субъектов с государством по  поводу платежей в доход государственного  бюджета и финансирования из  него;

- денежные отношения между  различными хозяйствующими субъектами  по поводу применения санкций  и поощрений при выполнении  договорных обязательств;

- денежные отношения хозяйствующих  субъектов со своими работниками  по поводу применения поощрений  и санкций по результатам выполнения функциональных обязанностей. Сюда не относится оплата стоимости рабочей силы, так как она является товаром. Оплата товара (рабочая сила) есть акт купли-продажи, т.е. смена форм стоимости. Смена форм стоимости предполагает обмен эквивалентов, что не является финансовым актом.


- денежные отношения государства  с населением по поводу взимания  налогов, сборов, получения займов, привлечения вкладов в банк, выплат  пенсий, пособий, стипендий, вознаграждений  за пользование сбережениями  населения, предоставления бесплатных  для населения услуг в области  просвещения, здравоохранения и  т.п.;

- внутригосударственные  денежные отношения при распределении  доходов государственного бюджета на стадиях его составления, рассмотрения и утверждения;

- денежные отношения хозяйствующих  субъектов с кредитной системой  по поводу привлечения, возврата  заемных средств, получения и  уплаты процентных сумм за  ссуды;

- денежные отношения хозяйствующих  субъектов с населением по  поводу реализации, приобретения  акций, выплаты и получения  дивидендов;

- денежные отношения государства  с другими государствами и  международными финансовыми организациями  по поводу оказания и получения  безвозмездной помощи, получения  и возврата ссуд, уплаты и получения  процентных сумм за пользование  ссудами;

- денежные отношения между  партнерами совместных предприятий  по поводу формирования уставного  фонда, распределения доходов  и т.п.

С развитием экономических  отношений возникают и развиваются  новые виды финансовых отношений  и отмирают действующие их виды.

Функции финансов – проявление их сущности в действии, выражение их общественного назначения. Большинство авторов считают, что для финансов характерны две функции – распределительная и контрольная.

Появление понятия финансовой системы связано с дальнейшим развитием и конкретизацией понятия  «финансы». Как отмечалось ранее, финансы  выражают денежные отношения, которые  при всей своей качественной однородности, тем не менее, различаются. В каждом государстве существует несколько  сфер финансовых отношений со специфическими формами и методами мобилизации  финансовых ресурсов и их использования. Например, формирование финансовых ресурсов в организациях сферы материального  производства происходит за счет прибыли, амортизационных отчислений, выручки  от продажи ценных бумаг и др. Государственный бюджет страны образуется в основном за счет налогов с предприятий  и населения. Различаются и каналы направления финансовых ресурсов. У  организаций решающая часть финансовых ресурсов используется на формирование основных и оборотных производственных фондов, на потребности социального  характера и др. Средства государственного бюджета идут на финансирование приоритетных отраслей, содержание учреждений и  организаций, занимающихся производством  благ и производством услуг (здравоохранения, образования, культуры и др.). С учетом сказанного можно утверждать, что  каждая сфера финансовых отношений  является в определенной мере самостоятельным  звеном финансовой системы, имеющим  некоторые отличия. Однако это отличия  внутри единого целого, все звенья тесно взаимосвязаны и составляют единую финансовую систему [12, с.58].

В экономической литературе нет устоявшегося определения финансовой системы. Многие экономисты видят в  ней совокупность сфер и звеньев  финансовых отношений, посредством  которых образуются и используются различные фонды денежных средств [12, с.58].

Данное определение требует  уточнения.

Известно, что финансовые отношения объективны, но они подвергаются субъективным воздействиям, могут перестраиваться в тех направлениях, которые государство (а именно финансовый аппарат в лице Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь) сочтет необходимыми. Поэтому правы те экономисты, которые в своих дефинициях указанной категории учитывают роль финансовых органов.

Из сказанного следует, что финансовая система представляет собой совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств [12,с.59].

Объектом финансовых отношений  являются: национальный доход, амортизационные  отчисления, налоги и налоговые платежи, часть средств общественных организаций  и др.

В экономической литературе довольно часто термин «финансовая  система» применяется для обозначения  совокупности финансовых учреждений. Это неправильно. Финансовые учреждения являются лишь составной частью финансовой системы.

Наряду с понятием финансовой системы в экономической литературе существует обобщенное понятие финансово-кредитной  системы. В Конституции Республики Беларусь (1996 г.) раздел VII озаглавлен «Финансово-кредитная система Республики Беларусь». В указанное понятие включаются сферы и звенья не только финансовой, но и кредитной системы. Кредитная система - это совокупность кредитных отношений и институтов (т.е. учреждений), организующих эти отношения. К последним относятся учреждения центрального банка страны, коммерческие банки. Кредитная система, в отличие от финансовой, оперирует только возвратными денежными средствами. Обе системы совместно оказывают существенное воздействие на деятельность организаций материального производства и производства благ и услуг [12, с.59].

Роль финансовой системы  сводится к правовому регулированию  финансовых отношений, т.е. с помощью  финансовой системы можно контролировать эффективность и соответствие правовой формы экономическому содержанию. Также  роль финансовой системы заключается  в том, чтобы с помощью финансовых отношений влиять на темпы и пропорции  социально-экономического развития страны. Такое влияние осуществляется через  финансово-кредитный механизм двумя  методами:

- финансовое обеспечение  (государственный бюджет);

- финансовое регулирование  (система налогов).

Таким образом, можно сказать, что ни одна система в стране не занимает такое важное значение и место, как финансовая.

Никто и ничто так больно не чувствует кардинальных изменений  в экономике, как финансовая система  государства. Именно она обеспечивает успех или неудачу всей реорганизации  хозяйства, обуславливает подъем или  падение политического имиджа независимого государства.

Целесообразно также при  описании сущности финансовой системы  рассмотреть выполняемые ей функции.

С точки зрения функционального  подхода понятие финансовой системы  по своему содержанию мало меняется в  зависимости от государственного устройства. Функции финансовой системы остаются стабильными, в целом неизменны  и соответствуют определению  финансов, как совокупности денежных отношений. Большинство исследователей указывают, что финансовая система  призвана решать определенные задачи:

- распределение и перераспределение  валового внутреннего продукта  посредством осуществления комплекса  коммерческих, финансовых и фискальных  операций, влияя, таким образом,  на темпы и направленность  экономического и социального  развития страны;

- обеспечение взаимодействия  между государственными органами  управления, хозяйствующими субъектами  и населением в процессе формирования  и использования централизованных  и децентрализованных денежных  фондов.

При этом имеется в виду, что предназначенность финансовой системы заключается в установлении такого количественного и качественного  взаимодействия органов государственного управления с хозяйствующими субъектами, которое бы отвечало целям финансовой системы.

Цель и задачи определяют функции финансовой системы, которые  выражают сущность финансов как экономической  категории.

Часть экономистов (Н.И. Базылев, С.П. Гурко) считает, что финансовой системе присущи две функции: распределительная и контрольная. Некоторые исследователи считают, что финансовая система имеет  и другие функции: оперативную, стимулирующую, перераспределительную,воспроизводственную.

Часто в экономической  литературе встречаются мнения о  том, что финансы выражают перераспределительные отношения (в основном бюджетные), и, следовательно, функция финансовой системы состоит в перераспределении.

Некоторые исследователи  выделяют следующие функции финансовой системы [8, с. 143]:

- обеспечение способов  перемещения экономических ресурсов  во времени, через границы государств  и из одних отраслей в другие;

- обеспечение способов  управления рисками;

- обеспечение способов  клиринга и осуществления расчётов, способствующих торговле (расчетно-платежная  функция);

- обеспечение механизма  объединения финансовых ресурсов  и разделения владения в различных  предприятиях (паевого участия в  капитале);

- информационная поддержка  (снабжение ценовой информацией,  позволяющей координировать децентрализованный  процесс принятия решений в  разных отраслях экономики).

При этом предполагается, что  основной функцией любой системы  является управление. С помощью финансовой системы реализуются также функции  экономической категории «финансы», обуславливающие целенаправленное использование финансов в общественном воспроизводстве.

Основными принципами построения финансовой системы государства  являются принципы демократического централизма и фискального федерализма. Первый характерен для плановой экономики и состоит в сосредоточении в руках высшей государственной власти права на мобилизацию и использование преобладающей части финансовых средств национальной экономики. Принцип фискального федерализма означает распределение функций между отдельными звеньями финансовой системы. Правительство призвано обеспечивать общенациональные цели (оборону, космос, внешние государственные отношения). Источником их финансирования является государственный бюджет. Местные органы власти осуществляют финансирование школ, жилищного строительства, охрану общественного порядка и т.д. [16, с.462].

Мероприятия государства  по аккумуляции финансовых ресурсов, их распределению и использованию  составляют финансовую политику. Она  включает фискальную политику - деятельность государства в области регулирования  государственных расходов и налогообложения, и бюджетную политику, направленную на регулирование бюджета. Финансовая политика осуществляется с помощью  различных финансовых инструментов: субсидий, дотаций, трансфертов, налогов, таможенных пошлин.

Направление финансовой политики зависит от экономического состояния  страны. Общей тенденцией сегодня  является повышение роли правительства  в регулировании национальной экономики  через финансовую систему. Это связано  с ростом расходов на поддержание  уровня доходов, на программы по социальному  обеспечению и т.д. [16, с.463].

Информация о работе Финансовая система государства и особенности ее финкуионирования в РБ