Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 20:40, курсовая работа
Финансы как экономическая категория представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе распределения, перераспределения и использования денежных фондов для обеспечения общественных потребностей. Совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования и расходования денежных фондов, образует финансовые отношения.
1 Сущность финансовой
системы государства, ее
В системе производственных
отношений финансы
Финансы как экономическая категория представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе распределения, перераспределения и использования денежных фондов для обеспечения общественных потребностей. Совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования и расходования денежных фондов, образует финансовые отношения.
Следует уяснить, что финансовые
отношения - понятие более узкое,
чем денежные отношения; они являются
их составной частью. Если денежные
отношения охватывают все экономические
отношения, связанные с выполнением
функций денег, то финансовые отношения
связаны с движением фондов денежных
средств материального и
В финансовые отношения не входят денежные отношения, связанные с товарным и денежным обращением в розничной торговле; с оплатой транспортных, бытовых, коммунальных, зрелищных и прочих услуг, с движением денег при их дарении и наследовании.
К финансовым отношениям относятся:
- денежные отношения
- денежные отношения между
различными хозяйствующими
- денежные отношения
- денежные отношения
- внутригосударственные
денежные отношения при
- денежные отношения
- денежные отношения
- денежные отношения
- денежные отношения между
партнерами совместных
С развитием экономических
отношений возникают и
Функции финансов – проявление их сущности в действии, выражение их общественного назначения. Большинство авторов считают, что для финансов характерны две функции – распределительная и контрольная.
Появление понятия финансовой
системы связано с дальнейшим
развитием и конкретизацией понятия
«финансы». Как отмечалось ранее, финансы
выражают денежные отношения, которые
при всей своей качественной однородности,
тем не менее, различаются. В каждом
государстве существует несколько
сфер финансовых отношений со специфическими
формами и методами мобилизации
финансовых ресурсов и их использования.
Например, формирование финансовых ресурсов
в организациях сферы материального
производства происходит за счет прибыли,
амортизационных отчислений, выручки
от продажи ценных бумаг и др.
Государственный бюджет страны образуется
в основном за счет налогов с предприятий
и населения. Различаются и каналы
направления финансовых ресурсов. У
организаций решающая часть финансовых
ресурсов используется на формирование
основных и оборотных производственных
фондов, на потребности социального
характера и др. Средства государственного
бюджета идут на финансирование приоритетных
отраслей, содержание учреждений и
организаций, занимающихся производством
благ и производством услуг (здравоохранения,
образования, культуры и др.). С учетом
сказанного можно утверждать, что
каждая сфера финансовых отношений
является в определенной мере самостоятельным
звеном финансовой системы, имеющим
некоторые отличия. Однако это отличия
внутри единого целого, все звенья
тесно взаимосвязаны и
В экономической литературе нет устоявшегося определения финансовой системы. Многие экономисты видят в ней совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, посредством которых образуются и используются различные фонды денежных средств [12, с.58].
Данное определение требует уточнения.
Известно, что финансовые отношения объективны, но они подвергаются субъективным воздействиям, могут перестраиваться в тех направлениях, которые государство (а именно финансовый аппарат в лице Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь) сочтет необходимыми. Поэтому правы те экономисты, которые в своих дефинициях указанной категории учитывают роль финансовых органов.
Из сказанного следует, что финансовая система представляет собой совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств [12,с.59].
Объектом финансовых отношений являются: национальный доход, амортизационные отчисления, налоги и налоговые платежи, часть средств общественных организаций и др.
В экономической литературе довольно часто термин «финансовая система» применяется для обозначения совокупности финансовых учреждений. Это неправильно. Финансовые учреждения являются лишь составной частью финансовой системы.
Наряду с понятием финансовой
системы в экономической
Роль финансовой системы сводится к правовому регулированию финансовых отношений, т.е. с помощью финансовой системы можно контролировать эффективность и соответствие правовой формы экономическому содержанию. Также роль финансовой системы заключается в том, чтобы с помощью финансовых отношений влиять на темпы и пропорции социально-экономического развития страны. Такое влияние осуществляется через финансово-кредитный механизм двумя методами:
- финансовое обеспечение (государственный бюджет);
- финансовое регулирование (система налогов).
Таким образом, можно сказать, что ни одна система в стране не занимает такое важное значение и место, как финансовая.
Никто и ничто так больно не чувствует кардинальных изменений в экономике, как финансовая система государства. Именно она обеспечивает успех или неудачу всей реорганизации хозяйства, обуславливает подъем или падение политического имиджа независимого государства.
Целесообразно также при описании сущности финансовой системы рассмотреть выполняемые ей функции.
С точки зрения функционального подхода понятие финансовой системы по своему содержанию мало меняется в зависимости от государственного устройства. Функции финансовой системы остаются стабильными, в целом неизменны и соответствуют определению финансов, как совокупности денежных отношений. Большинство исследователей указывают, что финансовая система призвана решать определенные задачи:
- распределение и
- обеспечение взаимодействия
между государственными
При этом имеется в виду,
что предназначенность
Цель и задачи определяют функции финансовой системы, которые выражают сущность финансов как экономической категории.
Часть экономистов (Н.И. Базылев,
С.П. Гурко) считает, что финансовой
системе присущи две функции:
распределительная и
Часто в экономической литературе встречаются мнения о том, что финансы выражают перераспределительные отношения (в основном бюджетные), и, следовательно, функция финансовой системы состоит в перераспределении.
Некоторые исследователи выделяют следующие функции финансовой системы [8, с. 143]:
- обеспечение способов
перемещения экономических
- обеспечение способов управления рисками;
- обеспечение способов
клиринга и осуществления
- обеспечение механизма
объединения финансовых
- информационная поддержка
(снабжение ценовой
При этом предполагается, что
основной функцией любой системы
является управление. С помощью финансовой
системы реализуются также
Основными принципами построения финансовой системы государства являются принципы демократического централизма и фискального федерализма. Первый характерен для плановой экономики и состоит в сосредоточении в руках высшей государственной власти права на мобилизацию и использование преобладающей части финансовых средств национальной экономики. Принцип фискального федерализма означает распределение функций между отдельными звеньями финансовой системы. Правительство призвано обеспечивать общенациональные цели (оборону, космос, внешние государственные отношения). Источником их финансирования является государственный бюджет. Местные органы власти осуществляют финансирование школ, жилищного строительства, охрану общественного порядка и т.д. [16, с.462].
Мероприятия государства
по аккумуляции финансовых ресурсов,
их распределению и использованию
составляют финансовую политику. Она
включает фискальную политику - деятельность
государства в области
Направление финансовой политики зависит от экономического состояния страны. Общей тенденцией сегодня является повышение роли правительства в регулировании национальной экономики через финансовую систему. Это связано с ростом расходов на поддержание уровня доходов, на программы по социальному обеспечению и т.д. [16, с.463].
Информация о работе Финансовая система государства и особенности ее финкуионирования в РБ