Финансовая система государства и особенности ее финкуионирования в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Финансы как экономическая категория представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе распределения, перераспределения и использования денежных фондов для обеспечения общественных потребностей. Совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования и расходования денежных фондов, образует финансовые отношения.

Файлы: 1 файл

1 ч.docx

— 122.37 Кб (Скачать файл)

Таким образом, основной функцией финансовой системы является управление совокупностью денежных отношений какого-либо характера. Финансовая система – это сложное финансово-экономическое образование в пределах данной страны, представляющее собой совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, управленческих и финансовых институтов, а также экономических отношений между ними.

Никто и ничто так больно не чувствует кардинальных изменений  в экономике, как финансовая система  государства. Роль финансовой системы  в экономике страны очень велика, и от правильного исполнения ее функций, зависит финансовое положение государства.

 

 

    1. Сферы и звенья финансовой системы Республики Беларусь, их краткая характеристика

 

 

Сложность и многогранность финансовых отношений обуславливает необходимость  классификации их по сферам функционирования, а последние -по звеньям.

Все сферы и звенья финансовой системы тесно взаимосвязаны  между собой посредством механизма  финансового рынка, который обеспечивает перелив капитала между отдельными сферами и отраслями экономики.

 Исходя из специфики  финансовых отношений их можно  подразделить на две крупные  сферы:

1) финансы хозяйствующих  субъектов, предприятий, организаций  разных форм собственности, или  децентрализованные финансы (далее  мы в ряде случаев будем  именовать их как «финансы  предприятий» или «финансы хозяйствующих  субъектов»);

2) общегосударственные, или  централизованные финансы [12,с.61].

Определяющим признаком  здесь служит наличие в стране конкретных субъектов финансовых отношений. Таких крупных, глобальных субъектов в любом государстве два - хозяйствующие субъекты (предприятия, фирмы, объединения, компании и т.п.) и государство.

Финансовая система Республики Беларусь


Общегосударственные (централизованные)

финансы

Финансы хозяйствующих  субъектов (децентрализованные)

Финансы населения (домохозяйств)

Органы управления финансами страны

Целевые бюджетные и внебюджетные  фонды

Государственный кредит

 

Государственный

бюджет

Финансы предприятий материального  производства

Финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы

Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Таможенный комитет и др.

Финансы доходов  населения

Финансы расходов населения

Финансовый  рынок


 


Рис.1.1 - Схема финансовой системы государства

Примечание – Источник: [4, с. 13].

 

Общегосударственные (централизованные) финансы – это система денежных отношений, связанных с формированием централизованных доходов и фондов денежных средств и использованием их на общегосударственные потребности.

Государственный бюджет является одним из ведущих звеньев общегосударственной финансовой системы. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть финансовых ресурсов государства. Бюджет страны состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные параметры. Основным источником формирования доходной части бюджета являются налоги с юридических и физических лиц.

В расходной части государственного бюджета указывается, куда конкретно направляются денежные средства, и их количественные параметры. Наибольшая часть бюджета используется на финансирование отраслей народного хозяйства и социально-культурные мероприятия. Относительно небольшой удельный вес в расходной части приходится на содержание аппарата управления и обеспечение обороны страны.

Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над доходами. Различают структурный и циклический дефициты. Структурный – это дефицит, заложенный  в структуру доходов и расходов  при формировании бюджета. Циклический дефицит образуется под влиянием экономических циклов (подъем или спад в экономике, кризис, рецессия). Дефицит государственного бюджета ведет к инфляции, наращиванию государственного долга, истощению валютных резервов.

Уровень бюджетного дефицита определяется отношением абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или объему ВВП (оптимальное значение 2-3% ВВП).

Превышение доходов над  расходами  – это профицит бюджета.

Методами покрытия дефицита  бюджета являются:

- увеличение собственных  источников покрытия: налоговые  поступления и денежная эмиссия;

- привлечение заемных  средств: кредиты Национального  банка, облигационные займы, иностранные  кредиты и др.

- размер бюджетного дефицита  и источники его финансирования  ежегодно утверждаются  в Законе  о бюджете Республики Беларусь  на соответствующий год.

- условия сокращения бюджетного  дефицита:

- укрепление доходной  базы бюджета;

- оптимизация расходов;

- реформирование бюджетного  процесса.

Целевые бюджетные  и внебюджетные фонды образуются за счет  конкретных видов доходов, используемых по целевому назначению по отдельной смете. К основным из них относятся: Фонд социальной защиты населения, фонды охраны природы, фонд национального развития, местные целевые бюджетные фонды, инновационные фонды, образуемые органами государственного управления и государственными организациями и др.

Организация функционирования фондов находится в ведении государственных  органов власти, а порядок их формирования и использования регламентируется законодательством.

Наиболее крупным целевым  бюджетным фондом является Фонд социальной защиты населения, который опосредует отношения государственного социального  страхования.

Страхование – это система экономических перераспределительных отношений, которые включают совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использование на возмещение ущерба, обусловленного различными непредвиденными неблагоприятными явлениями (рисками), а также на оказание помощи гражданам при наступлении определенных событий в их жизни (дожития до определенного возраста, утраты трудоспособности и т.д.). Его принято рассматривать как звено финансовой системы государства, поскольку страхование, как и финансы, участвует в распределении национального дохода и обусловливает формирование и использование целевых фондов денежных средств.

Характерные признаки  страхования:

  • аккумулируемые средства имеют целевое назначение, они расходуются лишь на покрытие потерь или предоставление помощи в заранее оговоренных случаях;
  • отношения имеют вероятностный характер, поскольку заранее неизвестно, когда наступит соответствующее событие, какова будет его разрушительная сила и кого из страхователей оно затронет;
  • средства возвратны, так как они предназначены для выплаты всей совокупности страхователей, но не каждому страхователю в отдельности;
  • в процессе страхования происходит перераспределение средств между участниками создания специального страхового фонда;
  • возмещение ущерба одному или нескольким страхователям осуществляется путем его распределения на всех;
  • число страхователей, вносящих платежи в течение того или иного периода, больше числа получающих возмещение (помощь).

Страхование выполняет следующие функции:

  1. Рисковая, т.е страхование выступает механизмом защиты от рисков.
  2. Предупредительная, которая выражается в том, что страховые компании проводят широкую систему мер предупредительного характера, чтобы контролировать и регулировать уровень риска в важнейших сферах хозяйственной и частной жизни.
  3. Накопительная (сберегательная), обеспечивающая сбережение (накопление) денежных сумм (преимущественно по договорам страхования жизни), обусловленное потребностью в защите достигнутого достатка и благополучия.
  4. Контрольная, которая отражает важность и необходимость тщательного контроля за законностью проведения страховых операций.

Государственный кредит - это совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или заимодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, а также иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств.

Объективная необходимость  существования государственного кредита  кроется в постоянной нехватке средств  государственного бюджета на удовлетворение потребностей общества и в наличии  бюджетного дефицита.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию  государственного долга.

Государственный долг — это сумма задолженности (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. В государственный долг в нашей стране входят также обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Республикой Беларусь.

Управление государственным  долгом представляет собой определенные мероприятия, связанные с подготовкой  к выпуску и размещению долговых обязательств государства; регулированию  рынка государственных ценных бумаг; обслуживанию и погашению государственного долга; предоставлению кредитов и гарантий.

Финансы хозяйствующих субъектов  представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием  и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые  возникают между:

а) предприятиями (это главным  образом плата за продукцию и  услуги);

б) предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств);

в) предприятиями и входящими  в них структурными подразделениями;

г) предприятиями и государственным  бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета);

д) предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование  кредитом) и др.

Финансы хозяйствующих субъектов  — исходная сфера финансовой системы  страны, основа общегосударственных  финансов, поскольку именно на предприятиях в процессе производства создается  решающая доля национального дохода страны — главного источника формирования как децентрализованных, так и  централизованных денежных фондов. От состояния данного участка финансовой системы во многом зависит финансовое положение страны в целом.

Финансы хозяйствующих субъектов (децентрализованные финансы) состоят  из двух подсфер: финансов предприятий материального производства и финансов учреждений и организаций, занимающихся производством благ и производством услуг.

Решающую роль в национальной экономике государства занимают финансы предприятий материального  производства, которые непосредственно  обслуживают производство, кругооборот  средств предприятий. Именно в этой подсфере создается наиболее значимая часть финансовых ресурсов предприятий, весомая доля которых посредством налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета.

В зависимости от ряда объективных  факторов, существенно влияющих на организацию финансовых отношений, формирование и использование денежных фондов, каждая подсфера финансовой системы может подразделяться на отдельные звенья. Как показано на рисунке, по отраслевой направленности финансы предприятий материального производства распределяются по следующим звеньям:

- финансы предприятий  промышленности;

- сельского хозяйства;

- строительства;

- грузового транспорта;

- связи;

- торговли и заготовок  и др[7, с.60].

Финансы предприятий материального  производства (отраслевой разрез)



 



Финансы строительства



 Финансы торговли


Финансы связи


Финансы грузового транспорта


Финансы сельского хозяйства


Финансы других отраслей


Финансы промышленности


Информация о работе Финансовая система государства и особенности ее финкуионирования в РБ