Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 20:40, курсовая работа
Финансы как экономическая категория представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе распределения, перераспределения и использования денежных фондов для обеспечения общественных потребностей. Совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования и расходования денежных фондов, образует финансовые отношения.
Таким образом, основной функцией финансовой системы является управление совокупностью денежных отношений какого-либо характера. Финансовая система – это сложное финансово-экономическое образование в пределах данной страны, представляющее собой совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, управленческих и финансовых институтов, а также экономических отношений между ними.
Никто и ничто так больно не чувствует кардинальных изменений в экономике, как финансовая система государства. Роль финансовой системы в экономике страны очень велика, и от правильного исполнения ее функций, зависит финансовое положение государства.
Сложность и многогранность финансовых
отношений обуславливает
Все сферы и звенья финансовой
системы тесно взаимосвязаны
между собой посредством
Исходя из специфики финансовых отношений их можно подразделить на две крупные сферы:
1) финансы хозяйствующих
субъектов, предприятий,
2) общегосударственные, или
централизованные финансы [12,
Определяющим признаком здесь служит наличие в стране конкретных субъектов финансовых отношений. Таких крупных, глобальных субъектов в любом государстве два - хозяйствующие субъекты (предприятия, фирмы, объединения, компании и т.п.) и государство.
Финансовая система Республики Беларусь
Общегосударственные (централизованные)
финансы
Финансы хозяйствующих субъектов (децентрализованные)
Финансы населения (домохозяйств)
Органы управления финансами страны
Целевые бюджетные и внебюджетные фонды
Государственный кредит
Государственный
бюджет
Финансы предприятий материального производства
Финансы учреждений
и организаций
Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Таможенный комитет и др.
Финансы доходов населения
Финансы расходов населения
Финансовый рынок
Рис.1.1 - Схема финансовой системы государства
Примечание – Источник: [4, с. 13].
Общегосударственные (централизованные) финансы – это система денежных отношений, связанных с формированием централизованных доходов и фондов денежных средств и использованием их на общегосударственные потребности.
Государственный бюджет является одним из ведущих звеньев общегосударственной финансовой системы. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть финансовых ресурсов государства. Бюджет страны состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные параметры. Основным источником формирования доходной части бюджета являются налоги с юридических и физических лиц.
В расходной части государственного бюджета указывается, куда конкретно направляются денежные средства, и их количественные параметры. Наибольшая часть бюджета используется на финансирование отраслей народного хозяйства и социально-культурные мероприятия. Относительно небольшой удельный вес в расходной части приходится на содержание аппарата управления и обеспечение обороны страны.
Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над доходами. Различают структурный и циклический дефициты. Структурный – это дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюджета. Циклический дефицит образуется под влиянием экономических циклов (подъем или спад в экономике, кризис, рецессия). Дефицит государственного бюджета ведет к инфляции, наращиванию государственного долга, истощению валютных резервов.
Уровень бюджетного дефицита определяется отношением абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или объему ВВП (оптимальное значение 2-3% ВВП).
Превышение доходов над расходами – это профицит бюджета.
Методами покрытия дефицита бюджета являются:
- увеличение собственных
источников покрытия: налоговые
поступления и денежная
- привлечение заемных
средств: кредиты
- размер бюджетного дефицита
и источники его
- условия сокращения бюджетного дефицита:
- укрепление доходной базы бюджета;
- оптимизация расходов;
- реформирование бюджетного процесса.
Целевые бюджетные и внебюджетные фонды образуются за счет конкретных видов доходов, используемых по целевому назначению по отдельной смете. К основным из них относятся: Фонд социальной защиты населения, фонды охраны природы, фонд национального развития, местные целевые бюджетные фонды, инновационные фонды, образуемые органами государственного управления и государственными организациями и др.
Организация функционирования
фондов находится в ведении
Наиболее крупным целевым бюджетным фондом является Фонд социальной защиты населения, который опосредует отношения государственного социального страхования.
Страхование – это система экономических перераспределительных отношений, которые включают совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использование на возмещение ущерба, обусловленного различными непредвиденными неблагоприятными явлениями (рисками), а также на оказание помощи гражданам при наступлении определенных событий в их жизни (дожития до определенного возраста, утраты трудоспособности и т.д.). Его принято рассматривать как звено финансовой системы государства, поскольку страхование, как и финансы, участвует в распределении национального дохода и обусловливает формирование и использование целевых фондов денежных средств.
Характерные признаки страхования:
Страхование выполняет следующие функции:
Государственный кредит - это совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или заимодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, а также иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств.
Объективная необходимость существования государственного кредита кроется в постоянной нехватке средств государственного бюджета на удовлетворение потребностей общества и в наличии бюджетного дефицита.
Функционирование
Государственный долг — это сумма задолженности (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. В государственный долг в нашей стране входят также обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Республикой Беларусь.
Управление государственным долгом представляет собой определенные мероприятия, связанные с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства; регулированию рынка государственных ценных бумаг; обслуживанию и погашению государственного долга; предоставлению кредитов и гарантий.
Финансы хозяйствующих субъектов представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между:
а) предприятиями (это главным образом плата за продукцию и услуги);
б) предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств);
в) предприятиями и входящими в них структурными подразделениями;
г) предприятиями и
д) предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом) и др.
Финансы хозяйствующих субъектов
— исходная сфера финансовой системы
страны, основа общегосударственных
финансов, поскольку именно на предприятиях
в процессе производства создается
решающая доля национального дохода
страны — главного источника формирования
как децентрализованных, так и
централизованных денежных фондов. От
состояния данного участка
Финансы хозяйствующих субъектов (децентрализованные финансы) состоят из двух подсфер: финансов предприятий материального производства и финансов учреждений и организаций, занимающихся производством благ и производством услуг.
Решающую роль в национальной
экономике государства занимают
финансы предприятий
В зависимости от ряда объективных факторов, существенно влияющих на организацию финансовых отношений, формирование и использование денежных фондов, каждая подсфера финансовой системы может подразделяться на отдельные звенья. Как показано на рисунке, по отраслевой направленности финансы предприятий материального производства распределяются по следующим звеньям:
- финансы предприятий промышленности;
- сельского хозяйства;
- строительства;
- грузового транспорта;
- связи;
- торговли и заготовок и др[7, с.60].
Финансы предприятий материального производства (отраслевой разрез)
Финансы строительства
Финансы торговли
Финансы связи
Финансы грузового транспорта
Финансы сельского хозяйства
Финансы других отраслей
Финансы промышленности
Информация о работе Финансовая система государства и особенности ее финкуионирования в РБ