Финансовая система государства и особенности ее финкуионирования в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Финансы как экономическая категория представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе распределения, перераспределения и использования денежных фондов для обеспечения общественных потребностей. Совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования и расходования денежных фондов, образует финансовые отношения.

Файлы: 1 файл

1 ч.docx

— 122.37 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Рисунок 1.2 - Схема финансов предприятия материального производства

Примечание – Источник: [7, с. 60].

 

Финансы непроизводственной сферы включают следующие звенья:

  • финансы образования;
  • культуры и искусства;
  • здравоохранения и физической культуры;
  • науки и научного обслуживания;
  • пассажирского транспорта;
  • жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания;
  • коммерческих страховых, кредитных и других учреждений;
  • общественных организаций;
  • обороны страны и др [7, с.61].

В зависимости от формы собственности в составе обеих подсфер финансовой системы различают финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на государственной и на частной собственности.

С учетом организационно-правовых обстоятельств, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Беларусь, финансы хозяйствующих субъектов подразделяются на финансы коммерческих и некоммерческих организаций.

В зависимости от размера предприятий различают финансы крупных и малых предприятий.

Финансы населения (домохозяйств) представляют собой систему экономических денежных отношений по поводу формирования и использования децентрализованных фондов денежных средств населения.

Основными финансовыми источниками  денежных доходов населения являются: заработная плата (в части выплат стимулирующего характера), социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии), доходы по ценным бумагам (дивиденды  по акциям и проценты по облигациям), доходы по банковским вкладам (депозитам), доходы от сдачи имущества в аренду и др.

К основным расходам финансового  характера у населения можно  отнести: штрафы, пени, неустойки; уплаченные проценты по банковским кредитам; налоги и др.

Финансы сферы производства благ и  услуг (отраслевой разрез)



 



 

Финансы коммерческих, кредитных, страховых и других организаций


Финансы ЖКХ и обслуживания


Финансы науки и научного искусства


Финансы здравоохранения  и физической культуры


Финансы образования и  искусства


Финансы образования


Финансы общественных организаций


Финансы обороны



 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.2 - Схема финансов сферы производства благ и услуг

Примечание – Источник: [7, с. 61].

 

Управление финансовой системой осуществляет финансовый аппарат – органы управления финансами, в который включаются такие республиканские органы управления финансами, как Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Таможенный комитет, Комитет по ценным бумагам, Фонд социальной защиты населения, финансовые управления (отделы) отраслевых министерств и др. Именно этот аппарат непосредственно участвует в финансовой деятельности всех предприятий, учреждений и организаций, создает условия,  необходимые для нормального течения финансовых процессов в народном хозяйстве страны. Особенность финансового аппарата состоит в том, что он является частью государственного аппарата и его нельзя включать в состав финансовых отношений. Однако данная сфера оказывает непосредственное влияние на финансовые отношения, организуя их таким образом, чтобы эффективное воздействие оказывалось на все стороны деятельности народного хозяйства.

В других странах СНГ состав финансовой системы и ее функции  в основном те же, что в Российской Федерации и Республике Беларусь. Вместе с тем, в отдельных странах СНГ имеются некоторые отличия в формах и методах организации финансовых отношений, в частности, в построении налоговых взаимоотношений предприятий с государственным бюджетом, формировании и использовании внебюджетных фондов и т.д. Однако с развитием экономической интеграции между отдельными республиками бывшего СССР указанные различия будут в определенной мере нивелироваться [7, с.69].

На сегодняшний момент, финансовая система – это солидная и всеобъемлющая структура: в центральном аппарате министерства, областных финансовых управлениях и районных финансовых отделах трудится около 4-х тыс. человек. Она представляет собой систему, построенную по международным стандартам с учётом специфики экономики страны. Перед финансовой системой стоит задача создания всех необходимых условий для достижения эффективного роста экономики республики и на этой основе главной социальной целью – повышения уровня жизни людей в нашем государстве.

В 2009 г. финансовой системе Беларуси «исполнилось» 90 лет.

С переходом к рыночной экономике происходят значительные перемены в системе финансовых отношений: во взаимодействии хозяйствующих субъектов  и государства большую роль стали  играть налоги; значительно расширилась  сфера деятельности малого и среднего бизнеса; в ряде отраслей резко снизилось  государственное финансирование; увеличился объем прав хозяйствующих субъектов  в распоряжении финансовыми ресурсами; развернулся процесс разгосударствления и приватизации предприятий государственной  формы собственности; возрастает конкуренция  в банковском секторе и расширяется  сеть коммерческих банков; управление финансовыми ресурсами стало  осуществляться на рыночных принципах  при помощи установления равновесных  процентных ставок и валютных курсов.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Финансовая система государства и особенности ее финкуионирования в РБ