Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 21:17, дипломная работа
Цель дипломной работы — выявление основных экономических и юридических характеристик действующей в настоящее время финансовой системы Российской Федерации, а также — определение текущего состояния финансов населения России как одной из составляющих финансовой системы.
Учитывая сказанное, в задачи представленной работы входит:
— Характеристика экономической сущности финансов и выявление закономерностей их функционирования на современном этапе развития общества;
— Определение понятия «государственные финансы» и характеристика основных звеньев финансовой системы Российской Федерации;
— Выявление основных направлений финансовой деятельности государства;
— Анализ основных экономических показателей уровня благосостояния российского населения: ситуации на рынке труда, динамики доходов и уровня реальных доходов экономически активного населения России;
— Рассмотрение основных проблем учета и оценки финансовых интересов населения России;
Введение……………………………………………………….…………………… 3
Глава I: Теоретические основы финансовой системы
1.1. Финансы как целостная экономическая категория…………………….…….5
1.2. Финансовая политика государства…………………………………….………8
1.3.Основные звенья финансовой системы Российской Федерации………..….13
1.4.Финансовые связи и отношения………………………………………...…….21
1.5.Роль финансов в регулировании экономики……………………………..…..28
1.6.Место финансов предприятий в финансовой системе………...…………….33
1.7.Централизованные и децентрализованные финансы…………………….….38
Глава II: Анализ современной финансовой системы РФ и ее отдельных аспектов
2.1.Характеристика финансовой системы РФ……………………………..……..42
2.2.Анализ финансовой деятельности государства: задачи и методы……….....46
2.3.Анализ состояния доходов населения.…………..….………………..………54
2.4.Перспективы финансового благосостояния населения России………….….61
Глава III: Расчетная часть (с помощью статистических и графических методов)
3.1.Использование показателей вариации в расчете общих статей расходов федерального бюджет РФ…..…………………………………………………...………….68
3.2.Расчет показателей динамики расходов отдельных статей федерального бюджета РФ……..……………………………………………………………………….…..72
3.3.Анализ изменений в объеме, направлениях и структуре расходов федерального бюджета РФ за 2001-2004 годы………………………………………...…..79
Заключение………………………………………………………………………82
Библиография………………………………………………………………..…..84
Приложение 1. …………………………………………………………………..87
Приложение 2……………………………………………………………...…….89
Приложение 3……………………………………………………………………91
Просроченная задолженность по заработной плате по состоянию на 1 мая 2003г. характеризуется следующими данными:
— задолженность из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней составила 3763 млн. рублей, что на 286 млн. рублей (7,1 %) меньше, чем по состоянию на 1 мая 2002г.; по сравнению с 1 апреля 2003г. она снизилась на 430 млн. рублей (10,2 %), в том числе:
— в производственных отраслях — 763 млн. рублей (снижение на 135 млн. рублей, или на 15,0 %);
— в отраслях социальной сферы — 2522 млн. рублей (снижение на 210 млн. рублей, или на 7,7%);
— в других отраслях — 478 млн. рублей (снижение на 85 млн. рублей, или на 15,1 %);
— задолженность из-за отсутствия
собственных средств у
— в производственных отраслях — 25053 млн. рублей (снижение на 1772 млн. рублей, или на 6,6 %);
— в отраслях социальной сферы — 2621 млн. рублей (снижение на 95 млн. рублей, или на 3,5 %);
— в других отраслях — 346 млн. рублей (снижение на 51 млн. рублей, или на 12,9 %);
— суммарная задолженность из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней и отсутствия собственных средств у организаций составила 31783 млн. рублей, что на 185 млн. рублей (0,6 %) меньше, чем по состоянию на 1 мая 2002 г.; по сравнению с 1 апреля 2003г. она снизилась на 2348 млн. рублей (на 6,9 %), в том числе:
— в производственных отраслях — 25816 млн. рублей (снижение на 1907 млн. рублей, или на 6,9 %);
— в отраслях социальной сферы — 5143 млн. рублей (снижение на 305 млн. рублей, или на 5,6 %);
— в других отраслях — 824 млн. рублей (снижение на 136 млн. рублей, или на 14,2 %).
О сохраняющихся диспропорциях в распределении заработной платы работников разных специальностей свидетельствует высокий уровень дифференциации доходов населения. В следующей ниже таблице приведены данные о динамике распределения денежных доходов 20%-ных групп в общем объеме доходов населения, индексы концентрации доходов (коэффициенты Джини), а также специальные коэффициенты дифференциации доходов за 1991 – 2001 гг.
Итак, распределение общего объема денежных доходов населения РФ, коэффициенты дифференциации и концентрации доходов за 1991-2001 годы, в процентах представлены в таблице 4:
Таблица 4.
Доходы населения за 1991-2001г. в %
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 | |
Денежные доходы, всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Первая 20%-ная группа (с наименьшими доходами) |
11,9 |
6,0 |
5,8 |
5,3 |
5,5 |
6,2 |
6,0 |
6,1 |
6,1 |
6,1 |
5.9 |
Вторая |
15,8 |
11,6 |
11,1 |
10,2 |
10,2 |
10,7 |
10,2 |
10,4 |
10,5 |
10,6 |
10.4 |
Третья |
18,8 |
17,6 |
16,7 |
15,2 |
15,0 |
15,2 |
14,8 |
14,8 |
14,8 |
14,9 |
15.0 |
Четвертая |
22,8 |
26,5 |
24,8 |
23,0 |
22,4 |
21,5 |
21,6 |
21,1 |
20,8 |
21,2 |
21.7 |
Пятая (с наибольшими доходами) |
30,7 |
38,3 |
41,6 |
46,3 |
46,9 |
46,4 |
47,4 |
47,6 |
47,8 |
47,2 |
47.0 |
Децильный коэффициент дифференциации (Фондов) |
4,5 |
8,0 |
11,2 |
15,1 |
13,5 |
13,0 |
13,5 |
13,8 |
14,0 |
13,7 |
13.8 |
Коэффициент Джини |
0,260 |
0,289 |
0,398 |
0,409 |
0,381 |
0,375 |
0,381 |
0,398 |
0,399 |
0,394 |
0.396 |
Данные таблицы показывают, что на долю доходов наиболее обеспеченной части населения России (5 верхняя 20%-ная группа) в 2001 г. приходилась почти половина всех денежных доходов населения (47% против 30,7% в 1991 г.). Таким образом, несмотря на позитивную динамику макроэкономических показателей уровня жизни в 2000 – 2001 гг., в их распределении продолжают оставаться те же негативные тенденции, что и раньше: основной прирост доходов произошел у высокодоходных групп населения.
Значения индекса Джини и
специального коэффициента дифференциации
фондов в 2001 г. увеличились по сравнению
с 2000 г. (индекс Джини вырос с 0,394 до
0,396, коэффициент фондов с 13,7 до 13,8 раз),
что свидетельствует о продолже
2.4.
Перспективы финансового
населения России.
При разработке планов реформирования финансово-кредитной политики Российской Федерации не учитываются интересы населения, в частности — перспективы роста его сбережений. Между тем, по наблюдению ряда исследователей, для такого поверхностного отношения к благосостоянию населения есть свои предпосылки, которые кроются все в той же текущей финансовой политике. Так, например, как отмечает М.Яндиев, к настоящему времени основное звено финансовой системы РФ — бюджет — формируется во многом благодаря налогообложению добычи и реализации за рубежом полезных ископаемых (сырья) и получения так называемых нефтедолларов, а также газодолларов, никельдолларов и пр.. Низкая производительность труда в стране, компенсируемая, таким образом, высокими доходами от «проедания природных ресурсов». В свою очередь данное обстоятельство обуславливает и соответствующее негативное отношение власти к фактически не производящему прибавочной стоимости населению. Необходимость последнего в этом случае вообще можно поставить под вопрос, поскольку доходы государства формируются не за счет труда граждан, а за счет банальной распродажи недр. Это негативное отношение, по мнению автора, проявляется в откровенном невнимании власти к нуждам населения.
Высказанная точка зрения находит
свое подтверждение и в ходе анализа
основного финансового
Другая проблема, о которой сегодня говорят аналитики, — извращенный характер самой финансово-кредитной системы, в рамках которой участники производительного труда вращаются вокруг «эпицентра мироздания» — Центрального Банка. Тогда как в нормальной государственности все должно происходить с точностью до наоборот. В действительности же кредитно-финансовая система должна вращаться вокруг реальной экономики, где и создаются все богатства страны. В связи с этим речь идет о необходимости кредитования реального сектора под отрицательную учетную ставку и ориентацию на общегосударственный, а не на внутрибанковский эффект.
Кстати говоря, анализ федеральных бюджетов нескольких последних лет позволяет говорить об «узаконивании» в них множества нетрадиционных форм расчетов с бюджетом для погашения задолженностей по налогам и сборам, возвращению кредитных средств и т.п. со стороны юридических лиц и региональных бюджетов. В частности, к таким нетрадиционным формам относятся: реструктуризация долгов по времени погашения (отсрочка и рассрочка платежей), взаимозачеты под гарантии органов исполнительной власти субъектов РФ, погашение части задолженности по налоговым платежам, начисленным пени и штрафам, кредитным выплатам, организация особой системы расчетов по некоторым статьям федерального бюджета, погашение задолженностей в обмен на приобретение ценных бумаг предприятий-должников, погашение долговых обязательств в обмен на приобретение государственных ценных бумаг и т.д..
Однако, подобная множественность
правового обеспечения и
Подтверждением высказанным предположениям о том, что российская схема управления финансами, во-первых, не принимает во внимание интересы населения, а во-вторых, служит не материальному производству, а, скорее, самим кредитно-финансовым учреждениям, т.е. ростовщическому капиталу, может служить инициатива Центрального банка РФ, озвученная первым зампредом Банка России А.Козловым в рамках ХIII съезда Ассоциации российских банков летом 2002 года. По словам А.Козлова, Банк России считает, что в стране должен быть введен запрет на досрочное изъятие вкладов населения из банков, причем соответствующие изменения в правовом регулировании этого вопроса должны коснуться не только нового законодательства, но и изменения норм Гражданского кодекса РФ. То обстоятельство, что основным видом вкладов населения являются вклады до востребования, демонстрирует, как считает А.Козлов, нестабильность банковского сектора.
Еще одна проблема, которая
связана с благосостоянием
Как следствие, связь между ростом доходов населения и ростом промышленного производства проявляется достаточно слабо. Хотя разграничить влияние на экономику внешних факторов от действия внутренних источников и механизмов развития нелегко, попробуем сделать это с помощью рисунка 13:
Изменение объемов производства
Рис. 13
Из приведенного рисунка следует, что рост объемов производства совпадал с ростом реальных доходов населения только в 1997, и 2000-2001 годах. При этом в 1997 и 2000 цены российского экспорта достигали наивысших значений, да и сегодня они сохраняют в основном свои позиции. В 2001 наметилась определенная динамика к снижению темпов роста как промышленного производства, так и реальных доходов. Так что очередной раз можно констатировать, что движение экономики в координатах «реальные доходы» — «объемы производства» определяется главным образом влиянием внешних факторов, тогда как «вес» внутренних факторов очень мал.
Отсутствие внутреннего контура развития из-за слабости потребительского сектора в структуре экономики плюс сырьевой характер экспорта ставит реальные доходы населения и потребление в значительную зависимость от импорта. Это означает, что они существенно подвержены внешним шокам, связанным с динамикой цен на сырье и выплатами по внешнему долгу. С другой стороны, именно реальные доходы — ключевой показатель, резкие изменения которого могут привести к серьезным экономическим и политическим последствиям.
Рассмотрим перспективы дальнейшего экономического развития государства с точки зрения стабильности реальных доходов населения.
В уже упоминавшемся
проекте Программы социально-
По мнению Правительства,
для создания в среднесрочной
перспективе нормально
• продолжение работы по приведению трудового законодательства в соответствие с требованиями рыночной экономики;
• подготовка нормативных правовых актов, направленных на реализацию Трудового кодекса;
• реализация Концепции
действий на рынке труда на 2003-2005
годы, предусматривающей подготовку
и реализацию комплекса мер в
социально-трудовой сфере, которые
позволят в долгосрочной перспективе
перейти к эффективной
• введение законодательного запрета увязки приема на работу с обязательной регистрацией в городе или регионе нахождения места работы;
• разработка среднесрочного
и долгосрочного прогноза профессионально-
• поэтапное приближение минимального размера оплаты труда к величине прожиточного минимума; создание экономических, организационных и других условий, обеспечивающих своевременную и в полном объеме выплату заработной платы;
• совершенствование досудебных институтов и механизмов защиты трудовых прав, поддержка общественных организаций, занимающихся вопросами защиты трудовых прав граждан, информационно-методическая поддержка гражданской самозащиты в сфере труда и занятости, оказание государственной поддержки в развитии системы негосударственной защиты трудовых прав;
• совершенствование
коллективно-договорного
Информация о работе Финансовая система в России и основные направления её развития