Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 21:17, дипломная работа
Цель дипломной работы — выявление основных экономических и юридических характеристик действующей в настоящее время финансовой системы Российской Федерации, а также — определение текущего состояния финансов населения России как одной из составляющих финансовой системы.
Учитывая сказанное, в задачи представленной работы входит:
— Характеристика экономической сущности финансов и выявление закономерностей их функционирования на современном этапе развития общества;
— Определение понятия «государственные финансы» и характеристика основных звеньев финансовой системы Российской Федерации;
— Выявление основных направлений финансовой деятельности государства;
— Анализ основных экономических показателей уровня благосостояния российского населения: ситуации на рынке труда, динамики доходов и уровня реальных доходов экономически активного населения России;
— Рассмотрение основных проблем учета и оценки финансовых интересов населения России;
Введение……………………………………………………….…………………… 3
Глава I: Теоретические основы финансовой системы
1.1. Финансы как целостная экономическая категория…………………….…….5
1.2. Финансовая политика государства…………………………………….………8
1.3.Основные звенья финансовой системы Российской Федерации………..….13
1.4.Финансовые связи и отношения………………………………………...…….21
1.5.Роль финансов в регулировании экономики……………………………..…..28
1.6.Место финансов предприятий в финансовой системе………...…………….33
1.7.Централизованные и децентрализованные финансы…………………….….38
Глава II: Анализ современной финансовой системы РФ и ее отдельных аспектов
2.1.Характеристика финансовой системы РФ……………………………..……..42
2.2.Анализ финансовой деятельности государства: задачи и методы……….....46
2.3.Анализ состояния доходов населения.…………..….………………..………54
2.4.Перспективы финансового благосостояния населения России………….….61
Глава III: Расчетная часть (с помощью статистических и графических методов)
3.1.Использование показателей вариации в расчете общих статей расходов федерального бюджет РФ…..…………………………………………………...………….68
3.2.Расчет показателей динамики расходов отдельных статей федерального бюджета РФ……..……………………………………………………………………….…..72
3.3.Анализ изменений в объеме, направлениях и структуре расходов федерального бюджета РФ за 2001-2004 годы………………………………………...…..79
Заключение………………………………………………………………………82
Библиография………………………………………………………………..…..84
Приложение 1. …………………………………………………………………..87
Приложение 2……………………………………………………………...…….89
Приложение 3……………………………………………………………………91
Абсолютный прирост (D) – важнейший статистический показатель динамики, определяется в разностном соотношении, сопоставлении двух уровней ряда динамики в единицах измерения исходной информации.
D = yi – yi-1, где (1)
yi – уровни ряда динамики (численные значения ряда динамики);
yi-1 - i-1-ый уровень ряда.
Абсолютный прирост
Средний абсолютный прирост ( ) определяется на основе данных абсолютных приростов по следующей формуле:
= , где (2)
n – число уровней ряда динамики.
Темп роста (Тр) – распространенный статистический показатель динамики. Он характеризует отношение двух уровней ряда и может выражаться в виде коэффициента или в процентах и определяется по формуле:
Тр = yi / y0 * 100%, где (3)
y0 – уровень ряда динамики, взятый за базу сравнения.
Темпы роста рассчитываются по принципу цепных и базисных соотношений. В том случае, когда за базу сравнения принимается предыдущий период, рассчитываются цепные показатели темпа роста; когда сравнение осуществляется с любым другим уровнем ряда динамики, взятым за базу сравнения, - рассчитываются базисные темпы роста.
Темп прироста (Тпр) в отличии от темпа роста характеризует относительный прирост явления в отчетном периоде по сравнению с тем уровнем, с которым осуществляется сравнение и определяется по формуле:
Тпр = Тр – 100% (4)
Абсолютное значение одного процента прироста (А) характеризует абсолютный эквивалент одного процента прироста и определяется по формуле:
А = D / Тпр (5)
Средний темп роста (Х) за период динамики определяют по формуле средней геометрической – на основе данных цепных коэффициентов динамики либо на основе данных абсолютных уровней ряда динамики по формуле:
, где (6)
n – число абсолютных уровней ряда динамики;
yi и yn – соответственно первый и последний абсолютные уровни ряда динамики.
В анализе ряда динамики важное практическое значение имеет определение среднего уровня ряда динамики.
Средний уровень интервального ряда динамики ( ) определяется по формуле средней арифметической простой:
(7)
Для сравнения возьмем статьи расходов на Национальную оборону и Образование.
Составим таблицу для расчета этих показателей по статье расхода на Национальную оборону:
Таблица 6.
Расчет показателей динамики по статье расходов на Национальную оборону
Годы |
Расходы на национальную оборону, млрд. руб. |
Показатели динамики | ||||||
Абсолютный прирост (D), млрд. руб. |
Темп роста, % (Тр) |
Темп прироста, % (Тпр) |
Абсолютное значение 1% прироста, млрд. руб (А) | |||||
цепной |
базисный |
цепной |
базисный | |||||
2001 |
214,7 |
- |
- |
100,0 |
- |
- |
- | |
2002 |
284,2 |
69,5 |
132,4 |
132,4 |
32,4 |
32,4 |
2,1 | |
2003 |
344,5 |
60,3 |
121,2 |
160,5 |
21,2 |
60,5 |
2,8 | |
2004 |
411,5 |
67 |
119,4 |
191,7 |
19,4 |
91,7 |
3,5 |
Рассчитаем абсолютный прирост по формуле 1:
D2 = 284,2 – 214,7 = 69,5 млрд. руб.
D3 = 344,5 – 284,2 = 60,3 млрд. руб.
D4 = 411,5 – 344,5 = 67 млрд. руб.
Как видно из расчетных данных, наиболее значительно возросли расходы в 2002 году – на 69,5 млрд. руб.
Далее рассчитаем средний абсолютный прирост по формуле 2:
= (69,5 + 60,3 + 67) / (4 - 1) = 65,6 млрд. руб.
То есть, за рассматриваемый период расход на оборону в среднем составил 65,6 млрд. руб.
Рассчитаем по формуле 3 темп роста (цепной):
Тр2 = (284,2 / 214,7) * 100% = 132,4%
Тр3 = (344,5 / 284,2) * 100% = 121,2%
Тр4 = (411,5 / 344,5) * 100% = 119,4%
Как видно, наиболее значительно возросли расходы на оборону в 2002 году – Тр2 = 132,4%. Менее всего увеличатся расходы в 2004 году.
Теперь рассчитаем базисный темп роста:
Тр2 баз = (284,2 / 214,7) * 100% = 132,4%
Тр3 баз = (344,5 / 214,7) * 100% = 160,5%
Тр4 баз = (411,5 / 214,7) * 100% = 191,7%
Взяв за базу сравнения 2001 год, мы видим, что расходы на оборону в 2003 году по сравнению с 2001 годом составили 160,5%, а в 2004 году по сравнению с 2001 – 191,7%.
Как видно из расчетных данных, базисные показатели темпов роста резко отличаются от цепных.
Определяем темп прироста (цепной) по формуле 4:
Тпр1 = 132,4 – 100% = 32,4%
Тпр2 = 121,2 – 100% = 21,2%
Тпр3 = 119,4 – 100% = 19,4%
Делаем то же самое и для базисного:
Тпр1 баз = 132,4 – 100% = 32,4%
Тпр2 баз = 160,5 – 100% = 60,5%
Тпр3 баз = 191,7 – 100% = 91,7%
Расчетные значения цепных темпов прироста характеризуют, что наиболее увеличились расходы на оборону в 2002 году – на 32,4%, а менее всего в 2004 году – 19,4%.
Базисный темп роста за 2004 год характеризует, что за период с 2001 года расходы на оборону возросли почти в 2 раза (на 91,7%).
А теперь найдем абсолютное значение одного процента прироста по формуле 5:
А2 = 69,5 / 32,4 = 2,1 млрд. руб.
А3 = 60,3 / 21,2 = 2,8 млрд. руб.
А4 = 67 / 19,4 = 3,5 млрд. руб.
Определим Средний темп роста по формуле 6:
= 124,3 %
То есть за рассматриваемый период расходы на оборону увеличились в среднем на 24,3%.
С помощью формулы 7 найдем средний уровень интервального ряда динамики:
313,7 млрд. руб.
То есть ежегодные расходы на оборону в среднем составляют 313,7 млрд. руб.
Составим таблицу для расчета показателей по статье расхода на Образование:
Таблица 7.
Расчет показателей динамики по статье расходов на Образование
Годы |
Расходы на образование, млрд. руб. |
Показатели динамики | |||||
Абсолютный прирост (D), млрд. руб. |
Темп роста, % (Тр) |
Темп прироста, % (Тпр) |
Абсолютное значение 1% прироста, млрд. руб (А) | ||||
цепной |
базисный |
цепной |
базисный | ||||
2001 |
44,8 |
- |
- |
100,0 |
- |
- |
- |
2002 |
80,1 |
31,3 |
164,1 |
164,1 |
64,1 |
64,1 |
0,5 |
2003 |
97,7 |
17,6 |
122,0 |
200,2 |
22,0 |
100,2 |
0,8 |
2004 |
117,8 |
20,1 |
120,6 |
241,4 |
20,6 |
141,4 |
0,98 |
Рассчитаем абсолютный прирост по формуле 1:
D2 = 80,1 – 48,8 = 31,3 млрд. руб.
D3 = 97,7 – 80,1 = 17,6 млрд. руб.
D4 = 117,8 – 97,7 = 20,1 млрд. руб.
Как видно из расчетных данных, наиболее значительно возросли расходы в 2002 году – на 31,3 млрд. руб.
Далее рассчитаем средний абсолютный прирост по формуле 2:
= (31,3 + 17,6 + 20,1) / (4 - 1) = 23 млрд. руб.
То есть, за рассматриваемый период расход на образование в среднем составил 23 млрд. руб.
Рассчитаем по формуле 3 темп роста (цепной):
Тр2 = (80,1 / 48,8) * 100% = 164,1%
Тр3 = (97,7 / 80,1) * 100% = 122,0%
Тр4 = (117,8 / 97,7) * 100% = 120,6%
Как видно, наиболее значительно возросли расходы на образование в 2002 году – Тр2 = 164,1%. Менее всего увеличатся расходы в 2004 году.
Теперь рассчитаем базисный темп роста:
Тр2 баз = (80,1 / 48,8) * 100% = 164,1%
Тр3 баз = (97,7 / 48,8) * 100% = 200,2%
Тр4 баз = (117,8 / 48,8) * 100% = 241,4%
Взяв за базу сравнения 2001 год, мы видим, что расходы на образование в 2003 году по сравнению с 2001 годом составили 200,2%, а в 2004 году по сравнению с 2001 – 241,4%.
Как видно из расчетных данных, базисные показатели темпов роста резко отличаются от цепных.
Определяем темп прироста (цепной) по формуле 4:
Тпр1 = 164,1 – 100% = 64,1%
Тпр2 = 122 – 100% = 22,0%
Тпр3 = 120,6 – 100% = 20,6%
Делаем то же самое и для базисного:
Тпр1 баз = 164,1 – 100% = 64,1%
Тпр2 баз = 200,2 – 100% = 100,2%
Тпр3 баз = 241,4 – 100% = 141,4%
Расчетные значения цепных темпов прироста характеризуют, что наиболее увеличились расходы на образование в 2002 году – на 64,1%, а менее всего в 2004 году – 20,6%.
Базисный темп роста за 2004 год характеризует, что за период с 2001 года расходы на образование возросли почти в 3 раза (на 141,4%).
А теперь найдем абсолютное значение одного процента прироста по формуле 5:
А2 = 31,3 / 64,1 = 0,5 млрд. руб.
А3 = 17,6 / 22,0 = 0,8 млрд. руб.
А4 = 20,1 / 20,6 = 0,98 млрд. руб.
Определим Средний темп роста по формуле 6:
= 134,1 %
То есть за рассматриваемый период расходы на оборону увеличились в среднем на 34,1%.
С помощью формулы 7 найдем средний уровень интервального ряда динамики:
86,1 млрд. руб.
То есть ежегодные расходы на
образование в среднем
Из проведенного анализа видно, что в среднем в год на оборону тратится почти в 3,5 раза больше денег, чем на образование, хотя ежегодный процентный рост расходов на образование составляет 34,1%, а на оборону - 24,3%. Это происходит из-за того, что абсолютное значение 1% прироста на оборону значительно выше, чем на образование.
Построим график этой связи:
Рис. 15
3.3. Анализ
изменений в объеме, направлениях
и структуре расходов
Таблица 8.
Основные расходы федерального бюджета РФ (2001-2004гг.).
Наименование расходов |
2001 г. |
2002 г |
2003 г. |
2004 г. | ||||
Млрд. руб. |
% к итогу |
Млрд. руб. |
% к итогу |
Млрд. руб. |
% к итогу |
Млрд. руб. |
% к итогу | |
Расходы, всего |
1193,5 |
100 |
1947,4 |
100 |
2345,6 |
100 |
2659,4 |
100 |
Национальная оборона |
214,7 |
18,0 |
284,2 |
14,6 |
344,5 |
14,7 |
411,5 |
15,5 |
Правоохранительная |
131,6 |
11,0 |
173,9 |
8,9 |
244,8 |
10,4 |
310,6 |
11,7 |
Социальная политика |
107,8 |
9,0 |
130,4 |
22,1 |
150,7 |
6,4 |
161,2 |
6,1 |
Обслуживание гос. долга |
239,8 |
20,1 |
285,0 |
14,6 |
277,5 |
11,8 |
287,6 |
10,8 |
Образование |
48,8 |
4,1 |
80,1 |
4,1 |
97,7 |
4,2 |
117,8 |
4,4 |
Финансовая помощь бюджетам других уровней |
186,6 |
15,6 |
265,4 |
13,6 |
714,6 |
30,5 |
814,0 |
30,6 |
Прочие расходы |
264,2 |
22,2 |
428,4 |
22,1 |
515,8 |
22 |
556,7 |
20,9 |
Информация о работе Финансовая система в России и основные направления её развития