Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 21:17, дипломная работа
Цель дипломной работы — выявление основных экономических и юридических характеристик действующей в настоящее время финансовой системы Российской Федерации, а также — определение текущего состояния финансов населения России как одной из составляющих финансовой системы.
Учитывая сказанное, в задачи представленной работы входит:
— Характеристика экономической сущности финансов и выявление закономерностей их функционирования на современном этапе развития общества;
— Определение понятия «государственные финансы» и характеристика основных звеньев финансовой системы Российской Федерации;
— Выявление основных направлений финансовой деятельности государства;
— Анализ основных экономических показателей уровня благосостояния российского населения: ситуации на рынке труда, динамики доходов и уровня реальных доходов экономически активного населения России;
— Рассмотрение основных проблем учета и оценки финансовых интересов населения России;
Введение……………………………………………………….…………………… 3
Глава I: Теоретические основы финансовой системы
1.1. Финансы как целостная экономическая категория…………………….…….5
1.2. Финансовая политика государства…………………………………….………8
1.3.Основные звенья финансовой системы Российской Федерации………..….13
1.4.Финансовые связи и отношения………………………………………...…….21
1.5.Роль финансов в регулировании экономики……………………………..…..28
1.6.Место финансов предприятий в финансовой системе………...…………….33
1.7.Централизованные и децентрализованные финансы…………………….….38
Глава II: Анализ современной финансовой системы РФ и ее отдельных аспектов
2.1.Характеристика финансовой системы РФ……………………………..……..42
2.2.Анализ финансовой деятельности государства: задачи и методы……….....46
2.3.Анализ состояния доходов населения.…………..….………………..………54
2.4.Перспективы финансового благосостояния населения России………….….61
Глава III: Расчетная часть (с помощью статистических и графических методов)
3.1.Использование показателей вариации в расчете общих статей расходов федерального бюджет РФ…..…………………………………………………...………….68
3.2.Расчет показателей динамики расходов отдельных статей федерального бюджета РФ……..……………………………………………………………………….…..72
3.3.Анализ изменений в объеме, направлениях и структуре расходов федерального бюджета РФ за 2001-2004 годы………………………………………...…..79
Заключение………………………………………………………………………82
Библиография………………………………………………………………..…..84
Приложение 1. …………………………………………………………………..87
Приложение 2……………………………………………………………...…….89
Приложение 3……………………………………………………………………91
Полностью расходная часть федерального бюджета РФ на 2004 год представлена в Приложении 3.
Рис. 16
Рис. 17
Национальная оборона: из приведенных выше данных видно, что значительно возросли расходы федерального бюджета по этой статье в связи с угрозой международного терроризма. Сумма в 2004 г. составила 411 472 653,4 тыс. руб.
Правоохранительная
Социальная политика: расходы по этой статье к 2004 г. возросли в 1,5 раза, и составили 161 193 511,2 тыс. рублей. Из указанного объема на финансирование учреждений социальной защиты и центров занятости запланировано направить 4 942 492,1 тыс. рублей; на социальную помощь – 13 111 091 тыс. рублей.
Обслуживание государственного долга: в федеральном бюджете на 2004 год общий объем процентных расходов определился в 287,6 млрд. рублей, что на 47,8 млрд. рублей больше, чем в 2001г., в том числе по обслуживанию внутреннего долга – 64 379 184,5 тыс. рублей, внешнего – 223 191 404,8 тыс. рублей.
Образование: с 2001г. расходы на образование выросли примерно в 2,5 раза, особо высокий скачек наблюдался в 2002 году – расходы выросли сразу в 2 раза. Общие расходы на образование в 2004 году составят 117 791 867 тыс. рублей, из них только на высшее профессиональное образование планируется направить 68 299 015,7 тыс. рублей.
Финансовая помощь бюджетам других уровней: в 2002 году начался новый этап развития бюджетного федерализма в России. Новый этап развития должен быть направлен на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов (муниципалитетов) при одновременном создании стимулов для проведения на региональном (местном) уровне рациональной и ответственной налогово-бюджетной политики и повышения эффективности бюджетных расходов. В 2004 общий объем финансовой помощи бюджетам других уровней составит 813 969 815,6 тыс. рублей.
Заключение
Финансовая система это совокупность финансовых отношений, связанных с товарообменом. Финансовая система позволяет наиболее эффективно достичь одной из главных целей, ради которых создавалось государство – разделение труда. На современном этапе выделяют четыре основных составляющих финансовой системы: государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий и специальные правительственные фонды.
Государственный бюджет – основное звено финансовой системы в любом государстве. Устройство бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством. Бюджетная система России состоит из трех уровней: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты. С принятием нового БК РФ внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы.
Финансовая политика играет важнейшую роль для достижения целей, поставленных перед государством. Финансовая политика определяет основные направления использования финансов. С помощью финансовой политики реализуется цель повышения эффективности использования финансовых ресурсов, достижение более высокого уровня жизни.
Как показал проведенный в работе анализ основных параметров действующей в настоящее время в Российской Федерации финансовой системы, по своим основным — внешним — характеристикам она вполне соответствует общепринятым в экономической науке и мировой практике представлениям: финансовая система Российской Федерации — это совокупность органов и институтов (звеньев), которые связаны с аккумуляцией, перераспределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Что же касается внутреннего устройства и основных принципов действия финансовой системы Российской Федерации, то они мало изменились со времени господства командно-административных методов управления и, как представляется, не полностью соответствуют задачам эффективной финансовой деятельности государства в условиях рыночной экономики. Подтверждением тому могут служить финансовые кризисы 1996 и 1998 годов, внедрение в экономическую практику государства всевозможных «нетрадиционных» способов расчетов субъектов бюджетно-финансовых отношений с федеральным бюджетом и т.п.. Появление последних, кстати, говорит о том, что государственная власть, во-первых, создает неравные условия для конкуренции, что недопустимо с точки зрения цивилизованного рынка, а во-вторых, сама признает неэффективность действующей системы налогообложения, кредитования и т.п., не позволяющей предпринимателям спокойно работать в заданных условиях.
Среди существенных недостатков действующей финансовой системы можно назвать, в частности, следующие:
— ориентацию кредитно-финансовой политики государства не на интересы населения России, повышение его благосостояния, а на интересы самого государства и безубыточность работы кредитных организаций. Так, в стране не созданы условия для увеличения накоплений, которые могли бы составить основной финансовый резерв экономики, для укрепления доверия масс к стабильности банковской системы, для повышения производительности труда. В результате реальный сектор экономики, т.е. тот, в котором, собственно, и происходит создание прибыли (национального дохода) остается заложником финансово-кредитной политики Правительства и Центрального Банка РФ;
— отсутствие сбалансированности и достаточной прозрачности в расходовании бюджетных ресурсов (в частности, средств, направляемых на «военные» расходы, на кредитование зарубежных государств и др.. Соответствующие приложения к федеральному бюджету остаются засекреченными);
— нерешенность двойственной проблемы: сохранения достаточно высокого уровня инфляции, систематического повышения цен на товары и услуги для населения — с одной стороны, и насыщения реального сектора экономики денежной массой, — с другой стороны; это обстоятельство создает в стране ущербную экономическую среду, в которой невозможен реальный экономический рост и улучшение качества жизни населения.
Следовательно, все названные проблемы
еще требуют своего осмысления и
соответствующего решения в рамках
цивилизованного финансово-
Библиография
Приложение 1.
Прогноз динамики основных показателей социально-экономического развития России (2003-2008 гг.)
|
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2008 | ||||||||
Инфляция (прирост), в % к декабрю пред. года |
20.2 |
18.6 |
15.1 |
10-12 |
8-10 |
6.5-8.5 |
5-7 | ||||||||
ВВП прирост, в % к пред. году |
9.0 |
5.0 |
4.3 |
4.5 |
3.8-5.0 |
4.8-5.9 |
4.5-6.3 | ||||||||
Структура производства ВВП, %: |
|||||||||||||||
производство товаров |
40.2 |
38.3 |
36.5 |
35.6 |
35.3 |
34.9 |
34.6 | ||||||||
производство услуг |
49.2 |
51.0 |
54.0 |
55.3 |
55.8 |
56.2 |
56.8 | ||||||||
Продукция промышленности, прирост в % к пред. году |
11.9 |
4.9 |
3.7 |
4.3 |
3.7-4.7 |
4.1-5.3 |
4.5-5.5 | ||||||||
Структура промышленного производства, % : |
|||||||||||||||
доля добывающих отраслей |
50.4 |
48.1 |
49.0 |
48.0 |
47.7 |
47.3 |
45.1 | ||||||||
доля обрабатывающих отраслей |
49.6 |
51.9 |
51.0 |
52.0 |
52.3 |
52.7 |
54.9 | ||||||||
Продукция сельского хозяйства, прирост в % к пред. году |
7.7 |
7.5 |
1.7 |
3.0 |
3.5-4.0 |
3.5-4.0 |
3.5-4.0 | ||||||||
Инвестиции в основной капитал, прирост в % к пред. году |
17.4 |
8.7 |
2.6 |
7.0 |
6.8-7.8 |
8.4-9.4 |
8.0-9.5 | ||||||||
Иностранные инвестиции (прямые), млрд. долл. США |
4.4 |
4.0 |
4.0 |
6.0-6.5 |
7.1-7.8 |
7.8-8.5 |
10-12 | ||||||||
Экспорт товаров, млрд. долл. США |
105.0 |
101.9 |
107.2 |
117.5 |
108.1-117.7 |
111.6-124.5 |
122.9-146.1 | ||||||||
Структура экспорта, %: |
|||||||||||||||
сырье и материалы |
91.4 |
89.8 |
90.7 |
91.1 |
90.7 |
90.3 |
89.0 | ||||||||
машинотехническая продукция |
8.6 |
10.2 |
9.3 |
8.9 |
9.3 |
9.7 |
11.0 | ||||||||
Импорт товаров, млрд. долл. США |
44.9 |
53.8 |
61.0 |
69.2 |
73.9-76.1 |
80.2-84.9 |
93.8-107.6 | ||||||||
Уровень безработицы, в % к эк. активному насел. (среднегодовой): |
|||||||||||||||
общей |
10.5 |
9.0 |
8.0 |
8.2-8.0 |
8.1-8.0 |
7.8-7.7 |
7.1-7.2 | ||||||||
официально зарегистрированной |
1.5 |
1.5 |
1.7 |
2.0 |
2.1 |
2.1 |
2.0 | ||||||||
Реальные располагаемые доходы населения, в % к пред. году |
111.9 |
108.5 |
108.9 |
108.3 |
106.6-107.8 |
107.0-108.1 |
106.5 -108.0 | ||||||||
Ра сходы федерального бюджета, в % от ВВП |
14.1 |
14.6 |
15.6 |
15.2 |
14.0 |
13.9 |
13.5 | ||||||||
Расходы консолидированного бюджета, в % от ВВП |
25.8 |
25.8 |
28.1 |
26.5 |
24.8 |
23.2 |
22.5 |
Приложение 2
Расходы федерального бюджета РФ (2001-2004гг.) согласно функциональной классификации
Наименование расходов |
2001 г. |
2002 г |
2003 г. |
2004 г. | ||||
Млрд. руб. |
% к итогу |
Млрд. руб. |
% к итогу |
Млрд. руб. |
% к итогу |
Млрд. руб. |
% к итогу | |
Расходы, всего |
1193,5 |
100 |
1947,4 |
100 |
2345,6 |
100 |
2659,4 |
100 |
Государственное и местное самоуправление |
40,7 |
3,4 |
56,7 |
2,9 |
66,5 |
2,8 |
77,0 |
2,9 |
Федеральная судебная система |
11,3 |
1,0 |
19,1 |
1,0 |
25,5 |
1,1 |
33,3 |
1,3 |
Международная деятельность |
22,2 |
1,9 |
42,9 |
2,2 |
44,4 |
1,9 |
45,1 |
1,7 |
Национальная оборона |
214,7 |
18,0 |
284,2 |
14,6 |
344,5 |
14,7 |
411,5 |
15,5 |
Правоохранительная |
131,6 |
11,0 |
173,9 |
8,9 |
244,8 |
10,4 |
310,6 |
11,7 |
Фундаментальные исследования |
22,0 |
1,9 |
30,3 |
1,6 |
40,2 |
1,7 |
46,2 |
1,7 |
Промышленность, энергетика и строительство |
44,6 |
3,7 |
57,7 |
3,0 |
63,4 |
2,7 |
67,6 |
2,5 |
Сельское хозяйство и |
20,8 |
1,8 |
26,8 |
1,4 |
31,2 |
1,3 |
29,6 |
1,1 |
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика |
30,6 |
2,3 |
7,0 |
0,4 |
6,1 |
0,3 |
5,6 |
0,2 |
Социальная политика |
107,8 |
9,0 |
130,4 |
22,1 |
150,7 |
6,4 |
161,2 |
6,1 |
Обслуживание гос. долга |
239,8 |
20,1 |
285,0 |
14,6 |
277,5 |
11,8 |
287,6 |
10,8 |
Охрана окружающей среды |
4,7 |
0,4 |
9,8 |
0,5 |
10,8 |
0,5 |
12,4 |
0,5 |
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий |
6,3 |
0,5 |
8,7 |
0,4 |
21,2 |
0,9 |
26,3 |
1,0 |
Образование |
48,8 |
4,1 |
80,1 |
4,1 |
97,7 |
4,2 |
117,8 |
4,4 |
Культура, искусство и кинематография |
6,4 |
0,6 |
10,3 |
0,5 |
14,1 |
0,6 |
16,1 |
0,6 |
Средства массовой информации |
6,2 |
0,5 |
10,3 |
0,5 |
12,0 |
0,5 |
10,9 |
0,4 |
Здравоохранение и физ. культура |
22,2 |
1,8 |
31,9 |
1,6 |
39,3 |
1,7 |
47,1 |
1,8 |
Финансовая помощь бюджетам других уровней |
186,6 |
15,6 |
265,4 |
13,6 |
714,6 |
30,5 |
814,0 |
30,6 |
Исследование и использование космоса |
4,6 |
0,4 |
9,7 |
0,5 |
7,7 |
0,3 |
12,0 |
0,5 |
Дорожное хозяйство |
68,5 |
3,5 |
79,1 |
3,4 |
79,1 |
3,0 | ||
Военная реформа |
----- |
---- |
16,5 |
0,8 |
15,8 |
0,7 |
7,2 |
0,3 |
Прочие расходы |
1,7 |
0,2 |
3,1 |
0,2 |
7,7 |
0,3 |
4,3 |
0,2 |
Расходы целевых бюджетных фондов |
13,9 |
1,2 |
13,9 |
0,7 |
14,1 |
0,6 |
14,1 |
0,5 |
Пенсионный фонд. Возврат ЕСН |
----- |
---- |
281,2 |
--- |
365,6 |
--- |
Информация о работе Финансовая система в России и основные направления её развития