Финансовое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является комплексное исследование теоретических и методических основ финансового планирования. В ходе написания курсовой работы для достижения поставленной цели решены следующие вопросы: исследованы основные особенности финансового планирования на предприятии в условиях рыночной экономики, в том числе рассмотрены сущность и функции рыночного планирования на предприятии; виды, содержание, принципы и методы финансового планирования на предприятии; принципиальные подходы к построению системы планирования; проанализирована структура финансового плана и методы оценки его элементов;

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретико-метологические основы планирования на предприятии 6
1.1 Планирование на предприятии: его цели, задачи и функции 6
1.2 Методы планирования на предприятии 13
1.3 Критерии эффективности системы планирования на предприятии 15
2 Структура финансового плана на предприятии и методы оценки его элементов 21
3 Расчет себестоимости продукции металлургического предприятия 26
Список используемых источников 30

Файлы: 1 файл

Курсовая_макроэкономика.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт управления бизнес-процессами и экономики

Кафедра экономики и управления в строительном комплексе

080100.68.00.01

«Управление финансами производственных комплексов»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Финансовое планирование на предприятии

 

 

 

 

Студент  ЭА 11-01М            ___________                 А.Н. Борисова

номер группы               подпись, дата                              инициалы, фамилия

 

 

Руководитель                       ___________                  Е.Н. Сочнева

подпись, дата                              инициалы, фамилия

 

 

 

 

Красноярск 2012

31

 



СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1              Теоретико-метологические основы планирования на предприятии

1.1              Планирование на предприятии: его цели, задачи и функции

1.2              Методы планирования на предприятии

1.3              Критерии эффективности системы планирования на предприятии

2              Структура финансового плана на предприятии и методы оценки его элементов

3              Расчет себестоимости продукции металлургического предприятия

Список используемых источников

31

 



ВВЕДЕНИЕ

В общем виде планирование можно определить как процесс принятия решений, который предшествует будущему действию. Результатом планирования является принятие органом управления решения о том, что должно быть сделано, где и каким образом. В процессе планирования рассматриваются и оцениваются альтернативные варианты будущего действия, из которых выбирается наилучший. Решения руководства передаются по иерархическим ступеням организации с тем, чтобы управляющие каждого нижестоящего уровня могли разработать свой план. Таким образом, планирование представляет собой процесс подготовки решений о целях, средствах и действиях работников предприятия путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных вариантов действий в ожидаемых условиях. В современных условиях рыночных отношений возникает объективная необходимость финансового планирования. Без финансового планирования невозможно добиться настоящих результатов на рынке. Финансовое планирование напрямую связано с планированием деятельности предприятия. Все финансовые показатели базируются на показателях объёма продаж, ассортимента продукции, себестоимости продукции. Планирование финансовых показателей позволяет находить внутренние резервы предприятия, соблюдать режим экономии. Получение планового размера прибыли и других финансовых показателей возможно лишь при условии соблюдения плановых норм затрат труда и материальных ресурсов. Объём финансовых ресурсов, рассчитанных на основе финансовых планов, устраняет чрезмерные запасы материальных ресурсов, непроизводительные расходы, внеплановые финансовые инвестиции. Благодаря финансовому планированию создаются необходимые условия для эффективного использования мощностей, повышения качества продукции. Финансовый план обеспечивает предпринимательский план хозяйствующего субъекта финансовыми ресурсами и оказывает большое влияние на экономику предприятия. Происходит это благодаря целому ряду существенных обстоятельств. Во-первых, в финансовых планах происходит соизмерение намечаемых затрат для осуществления деятельности с реальными возможностями. В результате корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность. Во-вторых, статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями работы предприятия и увязаны с основными разделами предпринимательского плана: продаж продукции и услуг, научно-техническим развитием, совершенствованием продаж и управления, повышением эффективности продаж, капитальным строительством, материально-техническим обеспечением, труда и кадров, прибыли и рентабельности, экономическим стимулированием. Таким образом, финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъёкта посредством выбора объектов финансирования, направление финансовых средств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов. Целью работы является комплексное исследование теоретических и методических основ финансового планирования. В ходе написания курсовой работы для достижения  поставленной цели решены следующие вопросы:  исследованы основные особенности финансового планирования на предприятии в условиях рыночной экономики, в том числе рассмотрены сущность и функции рыночного планирования на предприятии; виды, содержание, принципы и методы финансового планирования на предприятии; принципиальные подходы к построению системы планирования;   проанализирована структура финансового плана и методы оценки его элементов;   рассмотрена себестоимость продукции металлургического предприятия. Теоретическую и методологическую основу исследования составляют: нормативно - правовые и законодательные акты, регламентирующие деятельность коммерческих организаций, современные методические приемы и способы количественного и качественного анализа финансово - хозяйственной деятельности, монографическая и учебная литература по изучаемым вопросам, публикации в специализированных изданиях по данной тематике. Теоретическую базу составили научные труды и публикации ведущих отечественных и зарубежных экономистов по проблемам рыночной экономики, организации, управления финансами, активами и пассивами в коммерческих организациях, планирования и маркетинга. В работе использовались законодательные и нормативные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы функционирования некоммерческих организаций, а также организации управления в некоммерческих организациях и планирование. Информационной базой исследования послужили официальные статистические данные о развитии экономики в 2000-2012 годах, практические материалы отдельных отечественных некоммерческих организаций, материалы конференций и семинаров.

31

 



1              ТЕОРЕТИКО-МЕТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1                                      Планирование на предприятии: его цели, задачи и функции

Планирование- это разработка и корректировка плана, включающая предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу. Планированием на предприятии поэтапно охватывается работа людей и движение ресурсов (материальных и финансовых), нацеленных на получение заданного конечного результата. Утвержденный руководителем план имеет силу приказа для указанных в нем лиц и структурных единиц. В нем предельно четко и подробно указываются:

   цель деятельности предприятия и его структуры на плановый период, количественно выраженная системой установленных показателей;

   средства достижения цели (финансовые, материальные и трудовые);

   правила и сроки увязки целей и средств по этапам на весь период действия плана;

   этапы и сроки выполнения работ;

   исполнители плана по срокам и видам работ

   методы, этапы и средства контроля выполнения плана.

Практически вся система хозяйственного управления и регулирования деятельности фирмы строится на методах планирования. Завершение одного этапа работы служит началом следующего этапа. Связать все этапы производственного процесса другим методом без помощи планирования невозможно. Планирование занимает центральное место в механизме хозяйственного управления как способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения всех производственных операций. (Рис. 1)

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.Связь ресурсов и времени

 

Успех предпринимательской деятельности во многом зависит от качества внутрифирменного планирования, включающего определение перспективных целей, способов их достижения и ресурсного обеспечения. Каждый предприниматель или фирма должны решить три задачи своей деятельности: что, как и на кого направлена их деятельность. Не импровизация, не спонтанные ситуативные действия, а систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем сравнительной оценки альтернатив в ожидаемых условиях составляет сущность планирования бизнеса. (Рис. 2).

 











             

Рис. 2. Планирование в системе предпринимательства

 

Формы планирования в зависимости от длительности планов делятся на пять видов:

•              оперативно – календарный;

•              текущий;

•              среднесрочный;

•              долгосрочный;

•              стратегический.

Группировка планов на долгосрочный, текущий и оперативно-календарный в определенной мере   носит условный характер. Различие между ними состоит в сроках получения конечного результата. Что касается объекта планирования, то, как правило, он не изменяется. Одно и то же изделие может включаться во все виды планов (Рис.3).

Например, подготовка производства и продажи изделия включается в долгосрочный план. Проектирование изделия, закупка оборудования и материалов для его производства включается в текущие планы. Распределение персонала по объемам, связанным с производством нового изделия, и оплата текущих расходов включаются в оперативные планы.

Наряду с этим каждый вид планирования имеет характерные отличия. Они заключаются главным образом в:

•              точности устанавливаемого интервала планирования;

•              степени интеграции и дифференциации, а также количестве показателей планирования;

•              степени точности расчетов затрат и результатов производства;

•              порядке распределения обязанностей между исполнителями плана.

31

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Взаимодействие плана и организационно-экономического механизма управления производством продукции (услуг) на предприятии

Рамки стратегического плана почти всегда подвижны, так же, как и сроки  получения конечного результата и суммы расходов. Как правило, устанавливается лишь основной ответственный исполнитель, так как при первом этапе еще не ясны ни содержание работ, ни их объемы. Точное адресное распределение заданий по срокам их исполнения, объемам расходов и конечным результатам определяется в текущих и особенно в оперативно-календарных планах.

В целом долгосрочное, текущее и оперативно-календарное планирования взаимосвязаны и представляют собой единую систему планирования. Посредством планирования связывается в единый целостный комплекс весь механизм управления предприятием.

Стратегическое планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности предприятия и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей  и обеспечения необходимыми ресурсами. При этом разрабатываются новые возможности фирмы, например, расширение производственных мощностей путем строительства новых предприятий или приобретения оборудования, изменения профиля предприятия или радикальное изменение технологии. Стратегическое планирование охватывает период в 10-15 лет,  имеет отдельные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на огромных ресурсах.

Тактическое планирование заключается в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач,  использование ресурсов, внедрение новой технологии.

Представляет интерес следующее толкование терминов, связанных с планированием:

      планомерность-это основа управления;

      плановость- это принцип управления;

      планирование - важнейшая функция управления;

      плановые задачи – метод управления;

      разработка и реализация плана – это основное содержание процесса        управления.

Среднесрочные планы чаще всего охватывают пятилетний срок как наиболее соответствующий периоду обновления производственного аппарата и ассортимента продукции. В них формулируются основные задачи на установленный период, например, производственная стратегия фирмы и каждого подразделения (реконструкция и расширение производственных мощностей, освоение новой продукции и расширение ассортимента); стратегия сбыта (структура сбытовой сети и ее развитие, степень контроля над рынком и внедрение на новые рынки, проведение мероприятий,  содействующих расширению сбыта);  финансовая стратегия  (объемы и направления капиталовложений,  источники финансирования,  структура портфеля ценных бумаг);  кадровая политика (состав и структура кадров, их подготовка и использование); определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материально-технического снабжения и учета внутрифирменной специализации и кооперирования производства. Среднесрочные вклады предусматривают разработку и в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.

Среднесрочный план обычно содержит количественные показатели, в том числе и  в отношении распределении ресурсов. В нем приводятся детальные сведения о разбивки по продуктам, данные о капиталовложениях и источниках финансирования. Он разрабатывается в производственных отделениях.

Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделениях в международном масштабе, в частности, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству материально-техническому снабжению. Основным звеном текущего плана производства является календарные планы, которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных стратегическим и среднесрочным планами. Календарные планы производства составляются на основе о наличии заказов, обеспеченности их материальными ресурсами: степени загрузки производственных мощностей их использовании с учетом обусловленных сроков исполнения каждого заказа. В календарных планах производства предусматривается расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучение рабочей силы. В планы по сбыту продукции и предоставлении услуг включаются показатели по экспорту продукции, заграничному лицензированию, предоставлению технических услуг и обслуживанию.

Оперативно-календарное планирование является развернутым продолжением текущего планирования производства. Оно включает:

      детализацию текущего плана и доведение его заданий до каждого цеха, отдела или участка;

      организацию доставки на рабочие места материалов, топлива, вывоз готовой продукции, организацию контроля качества;

      обеспечение сплошного контроля за ходом производственного процесса и оперативное устранение неполадок и сбоев в работе.

Реализация оперативных планов осуществляется через системы бюджетов или финансовых планов, которые составляются обычно на год или на более короткий срок по каждому отдельному подразделению – центру прибыли, а затем консолидируются в единый бюджет или финансовый план предприятия.

Бюджет формируется на основе прогноза сбыта, что необходимо для достижения намеченных планов финансовых показателей. При его составлении, прежде всего, учитывается показатели, разработанные в стратегических или оперативных планах. Через бюджет осуществляется  взаимоувязка между стратегическим, текущим и другими видами планирования.

Бюджет предприятия представляет собой выражение оперативного плана в денежных единицах, он как бы увязывает оперативный и финансовый планы, давая возможность предвидеть конечный результат деятельности, т.е. размеры и норму прибыли. Составлением бюджетов занимаются обычно различные службы или специальные секторы. Особые комитеты, состоящие из высших администраторов, рассматривают уже готовый бюджет. Руководитель предприятия утверждает бюджет и несет ответственность за эффективность методов по его разработке.

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии